Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая жизнь и властные отношения




В.4. Циклическое развитие экономики и экономический рост.

В.3. Условия реализации общественного продукта при простом и расширенном воспроизводстве.

 

Для обеспечения пропорционального развития экономики необходимо соблюдать определенные условия в процессе производства и реализации общественного продукта. Для рассмотрения этих базовых условий предлагается все общественное производство разделить на два крупных подразделения:

1. Производство средств производства.

2. Производство предметов потребления.


Учитывая структуру общественного продукта в I и II подразделениях по стоимости и натурально-вещественной форме можно записать условия реализации: при простом воспроизводстве - «=», при расширенном - «>», «<».

 

 

Экономика развивается циклически. Экономический цикл - это период времени между началом одного кризиса и началом другого.

Основными фазами цикла являются: кризис, дипрессия, оживление и подъем.

Экономический кризис является базой для экономического роста. Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.

Экстенсивный - это количественное увеличение производства, его качественное совершенствование за счет расширения используемых факторов производства.

Интенсивный - это количественное увеличение производства, его качественное совершенствование за счет более эффективного использования имеющихся факторов производства.

 

 

  1. роль и место политики в жизни современных обществ
  2. функции политики

 

Отличия политической жизни от политики. Политическая жизнь родилась с 1955 год. Ее суть – связь институтов общества и поведения субъектов политики. Признаки политической жизни:

ü сфера и результат взаимодействия институтов общества

ü сфера действия публичного интереса и управления

ü возможность влиять на общественную жизнь через властные отношения

ü результат зависит от действия массы людей

ü центр политической жизни – отношения складывающиеся между государством и личностью.

На характер политической жизни оказывают внешние факторы:

- природная среда

- экономические отношения господствующие в обществе

- технологический аспект

- статусные характеристики социальной структуры общества (доход, вид занятия, уровень образования)

- характер этнической общности

- религия, как фактор общественной консолидации

- идеология как средство духовного сплочения

- качество СМИ

- общественное мнение

- политическая психология общества

Структура политической жизни.

4 компонента:

1. политическая отношения

2. политическая сознание

3. политическая организация общества

4. уровень политической жизни

Функции:

- поддержание порядка

- идеологическая

- распределения

- предотвращения и успешного разрешения конфликтов

- коммуникационная

- ввода (привлечение граждан к решению общенациональных задач) и вывода (регламентирование норм общественной жизни).

 

История политических учений.

Эволюция политико-правовой мысли от древнего мира до начала 20 века.

  1. политическая мысль государств древнего востока,
  2. … древней Греции, Рима
  3. … периода средневековья
  4. … эпохи буржуазных революций
  5. … политические доктрины периода развития капитализма

 

3 тысячелетие до нашей эры было создано первое государство. Начало 20 века – завершение нового времени, начало 1 мировой войны. В основе лежит экономический фактор.

 

Вопрос 1.

Древний восток – восточная деспотия, античность. Расцвет – 5 век до н.э., идеи афинской демократии. В основу концепции лег миф. Суть мифологического понимания полит жизни заключалось в том, что все законы спускались по воле неба (Египет – фараон). В 5 веке древнегреческие мыслители попытались объяснить земные порядки как результат действия правителей.

Конфуций (561- 479 до н.э.) – это мыслитель, одной ногой стоял в древнем востоке, другой – в античности. Император тоже сын неба, но от его действий зависит политическая жизнь поднебесной. Суть его концепции – все вращается вокруг государства (патриархально – патерналистская). Государство – это большая семья (!!!). вот почему античные философы, считали семью первой ячейкой общества. Каждый человек, участвующий в полит жизни, член семьи. Главный хозяин –... (Мудрое правление). Остальные – дети. Старшие дети – правители. Подданные – младшие члены семьи (Добровольное подчинение). Основной метод общения – добродетели. В любом законе есть санкции, которых боятся, страх перед наказанием, следовательно добродетелей становится меньше.

С 1984 - фонд Конфуция. С 1985 – творческий институт.

Античность. Платон – философ-академист, суть учения – поиск идеального государства. Аристотель – философ-практик.

Переход к рациональному сознанию – суть античного подхода.

Платон (427 – 347). Социальное происхождение – знатный род. «Диалоги государства», «политик», «закон». Версия происхождения государства – люди не могут уже в одиночку решать свои вопросы. Выделил 7 типов государственного устройства:

  1. идеальное государство, к которому надо стремиться. Суть - понятие справедливости.
  2. монархия – власть одного человека, правильный тип государства.
  3. аристократия – власть знатных людей, основанная на выборах. Правильный тип.
  4. тимократия – власть военных. Неправильный тип. Результат аристократии.
  5. олигархия – неправильный тип. Суть – власть богатых людей, основанная на имущественном цензе.
  6. демократия – власть большинства, происходит от бедной части населения. Власть бедняков.
  7. тирания – результат монархии. Суть – власть одного над всеми.

Неправильные формы, потому что правители не считаются с законом.

 

 

У Насти

 

 

Это согласованное общение членов, общий правопорядок – государство. Государство – благо для свободных членов общества.

 

Средние века:

  1. идет борьба между учителями церкви (государство – результат божьей воли) и светской традицией (Макиавелли)
  2. государство как единство властей (не было деления)

Августин блаженный – учение о двух градах. Град божий – духовная общность основанная на любви к богу доведенная до презрения к себе. Град земной – наоборот любовь к себе доведенная до презрения к богу. Град божий должен стоять выше, чем град земной. Светский государь получил благословение от папы римского, следовательно Августин исключал возможность народного сопротивления тирании.

Фома Аквинский. Теория народного суверенитета. Это право народа на законное свержение правительства которое не может обеспечить естественных прав граждан. Теория отразилась во всеобщей декларации прав человека.

С 1350 освобождение общественной жизни, уход из под влияния церкви. Н. Макиавелли 1469-1527 «государь». Основатель реализма в политике. Был первым мыслителем который вывел политику за рамки христианской морали. Первым применил термин государство. Первый употребил слово республика как одна из форм правления.

Государство по прежнему рассматривалось как благо для граждан.

 

Новое время.

17-18 века. Томас Гоббс. Государство - меньшее зло по сравнению с догосударственным состоянием.

Т. Гоббс – реалист. «Левиафан» материя, форма и власть государства церковного. Государство возникает на основе договора меджду людьми, но из него исключается правитель. Идеальная форма – неограниченная монархия. Гоббс представитель естественного права.

Джон Локк – идеалист. 2 трактата о правлении. Государство обязано защищать права, индивид имеет право восстать против тирании. Родоначальник разделения властей. Договорная природа государства, но монарх равноправный участник договора. Идеал – конституционная монархия.

Его идеи развил Ш. Монтескье. Для него идеал английская монархия. Выдвинул теорию: власти законодательная судебная исполнительная. Суть закона зависит от духа нации, от темперамента нации, традиций. Объективные законы и писанные законы. Если позитивный закон не соответствует закону естественному то он превращается в ничтожество.

Ж-Ж. Руссо. Договорная природа государства. «Общественный договор» (социальный контракт). Подчеркивал, что не есть хищническая природа человека, суть человека – стремление к общению, к диалогу. Он отрицал представительную демократию, выступал за прямое народовластие.

19- начало 20 века.

Формируются основные идеологии современности: идеи либерализма, консерватизм (реакция на либерализм), социализм: социал – революционализм, социал – реформизм.

 

 

Российская политическая традиция.

  1. становление представлений о политике в пореформенной политике
  2. развитие политической мысли 1861-1918
  3. советский этап (1917-85)
  4. постсоветский

 

Россия восприняла идеи либерализма, консерватизма. Идеи выработанные только российской традицией.

Общинный социализм (Чернышевский). Переход к социализму через ячейку общества. В рамках общинного социализма – народничество. Три направления: бунтарское (Бакунин) – человек по природе бунтарь; пропагандистское (Лавров) – русский мужик за копейку удавится; заговорщицкое (Ткачев).

Была реализована бунтарская идея. Его суть: двигатель революции это босяк, все подонки общества.

2ая идея общинного социализма – соборности (Бердяев, Соловьев, Булгаков, Розанов).

3я идея – научного социализма (Ленин).

В советское время был признан только марксиско -ленинский метод.

 

Проблемы гражданского общества, его происхождение и особенности.

  1. его интерпретация ГО в политической науке
  2. предпосылки возникновения и типология
  3. конституционализм как режим взаимодействия государства и ГО

 

Сфера абсолютной свободы гражданских лиц в отношениях друг с другом (человек – человек).

ГО – это…

Структура гражданского общества:

Содержание потребностей … Институты которыми реализуются …
3ий уровень – политико – культурные потребность: политическое участие, гражданская активность, … Партии, движения, группы лобби
2ой уровень – здоровье, творчество, общение, секс, информация. Это социокультурные отношения Семья, СМИ, церковь, творческие союзы, культурные учреждения
1ый уровень – производственные потребности: пища, одежда жилье и среда обитания (базовые потребности) Профсоюзы

ГО возникло в борьбе горожан (будущих граждан) с феодальной аристократией. 1 причина образования ГО – первая революция (производственная или промышленная). Сначала в Англии (переход от средневековья к новому времени), суть революции – разделение труда, отделение экономического общества от государства.

2 революция – политическая (демократическая). Франция. Результат – возник новый тип общественной солидарности, возникла нация, как нация государства. Члены этой нации получили гражданские и политические права.

3 революция – образовательная (после окончания 2ой мировой войны). Переход от индустриального общества к информационному.

Сначала возникла либеральная трактовка ГО, английские философы Локк и Гоббс: ГО - это переход от дикого существования общества к цивилизованному. Суть либерального понимания – на первом месте личность, 2 –общество, 3- государство. Свобода высшая ценность человека.

2 трактовка. 19 век. Позитивно-либеральная. Воспринята большевистской партией. Основа – частная собственность, но на 1 месте не человек и общество, а государство.

3 трактовка. Материалистическое понимание ГО. Маркс критиковал гегелевскую первичность государства, не государство, а ГО является фундаментом общества человеческого. Общество базис ГО. Марксисты считали, что надстройка над экономическом базисом вступает в противоречие.

4 трактовка. Социал-демократическая традиция. Суть ГО – политические действия. Государство – гарант этих действия. Классическая форма социал - демократии: движение все, конечная цель – ничто.

Современные интерпретации ГО. Включает 6 признаков:

  1. права человека – насколько эти права закреплены в конституционных актах и как государство их гарантирует
  2. не прикосновенность частной жизни
  3. свобода предпринимательства
  4. плюрализм (идеологический, политический)
  5. законность
  6. публичность

 

типы ГО:

    • ??? социэтарное общество – в основе социэтос (современное общество, не социум; социэтос состоит из нескольких социумов, но между ними часто ставится =); синтез индивидуализма личности и коллектива; коллективизм способствует легкому удовлетворению личных потребностей; 2 типа солидарности: 1) консенсусная – на основе соглашений (соглашение, игнорирование противной стороны, уничтожение) 2) диффузная – основана на родовой принадлежности (ты человек – я человек). Идеал – американское общество.
    • Социалистическое ГО – Грамши (неомарксист), идея автономии надстройки и не сводимости культурных процессов только лишь к принуждению (процессы которые инициируются государством).

 

Условия функционирования современного ГО

  ГО Политические силы Государство
Содержание Сфера реализации повседневных интересов человека (в центре стоит человек) Партии движения, ассоциации, движения – представляют интересы граждан. (Они посредники между человеком и государством.) Групповые интересы (возрастные, религиозные и т.д.)
Средства реализации Убеждения, традиции, обычаи, искусство И те, и другие средства реализации Конституция, власть, принуждение, право
Основа Свободный индивид, использующий не политические организации для реализации своих индивидуальных прав   Политические институты, государственные органы, лидеры, элита

 

3 вопрос.

Типы конституционализма и модели, которые им соответствуют (исторические формы):

  1. действительный (реальный); модель англоамеринское общество – свободный индивид, не допускающий вмешательства государства

Между этими типами – евроконтинентальный – порядок, национальное единство, государство предназначено для обеспечения свободы личности, свобода личности, государство его гарант (германия).

  1. недействительный (мнимый) – модель российская (основа – представительная власть при полноте исполнительной власти).

 

Политическая власть и политическая система

  1. функции полит власти
  2. понятие и типы легитимности власти
  3. полит система как механизм организации и функционирования в обществе
  4. типология систем
  5. полит система в современной России

 

Полит власть производная от политики. Власть – греч происхождения «организованный порядок».

Структуралистская теория: власть – отношения между управляющие и управляемым

Признаки власти:

-субъект – полит автор (ф.л., ю.л.). 3 типа властных субъектов: первичный (персона, индивид и социальная группа), вторичный (полит организации, партии и иные организации), лидер и элита.

- объект – фрагмент полит реальности на изменение преобразование и поддержку которого направлено полит действие.

Идентификация – объект вверяет свою судьбу субъекту. Идентификация происходит на выборах.

- властный ресурс – материально-технические, человеческие ресурсы (национальные, социальные качества граждан), духовные. Это основные ресурсы. Не основные: утилитарные (социальное благо, которое субъект может предложить объекту), принудительные ресурсы (НПА, пенитенциарная система), культурно-информационные ресурсы.

Политическая власть – реальная способность класса, группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике.

Признаки полит власти:

- делегирование властных полномочий через государственный аппарат

- использование механизма организованного принуждения

- наличии специального аппарата, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими.

Главный компонент – государство.

Функции полит власти:

  • сохранение социальной целостности
  • реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп
  • регулирование социальных отношений и поддержка социальной стабильности
  • поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением

Главное условие реализации функций – относительная автономия государства от интересов социальных групп (государство выражает общий интерес).

 

Понятие, типы легитимности.

Принуждение и побуждение – способы осуществления власти. Легитимность связана с побуждением.

Легальность – формальная законность, ее юридическое оправдание. Любая власть издающая законы, если она обеспечивает выполнение законов, она легальна. Легальная власть Мб не принята народом (временное правительство).

Легитимность – добровольное признание гражданами права власти управлять ими. Это нравственное оправдание власти.

Типы легитимности. Немецкий социолог Макс Вебер. 3 типа легитимности, основанные на мотивах подчинения, до 4 типа не дожил:

  1. традиционный тип – власть оправдывается традициями, привычной подчиняться, обычаями. Это характерно для монархий.
  2. харизматический – от слова «харизма». Это набор сверхъестественных качеств человека. Характерно для государств переходного типа (сословно представительная монархия переходит в абсолютную; Ельцин, Петр 1).
  3. рационально-правовой – когда сливают воедино легальность и легитимность.
  4. идеологическое оправдание власти – идеократия (власть имеет идеологическое оправдание) Ленин, Сталин, Гитлер.

 

Критерии легитимности:

-уровень гос насилия над обществом

- результаты выборов

- социальная напряженность

- количество и качество попыток свержения власти

- по массовым действиям в поддержку или протии власти

 

полит система –совокупность институтов (общественные установления – гос органы, полит партии), упорядоченная на основе права и иных соц норм в рамках которой проходит полит жизнь общества и осуществляется полит власть.

элементы:

- полит организация

- полит сознание

- нормы

-полит отношения

- полит практика

 

функции полит системы:

- обеспечение власти соц групп

- управление

- мобилизация средств и ресурсов

- выявление и представительство интересов

- удовлетворение интересов

- интеграционная

- политическая социализация

- обеспечение легитимности

 

типы полит систем:

- национальные полит системы

- командные

- соревновательные

- согласительные

- демократические

- авторитарные

- тоталитарные

 

структура полит системы:

  1. советы – полит основа СССР (форма государственности) с 89 года началась реформа разделения властей. Сегодня вместо советов – ст. 11 КРФ система: президент, 2хпалатное ФС, правительство, суды.
  2. КПСС (правящая партия) – реформа с 88 года, преобразовалась в КПРФ (но не правящая партия), первая правящая партия – ДВР, вторая партия власти – НДР, третья правящая партия ЕР (межрегиональное движение единства- медведь).
  3. профсоюзы
  4. ВЛКСМ (комсомол), БРП (боевой резерв партии), сейчас это ЕР, иные молодежные организации

Все это номенклатурная составляющая полит системы.

 

Политический партии и электоральные системы.

  1. понятие природа, зарождение полит партий
  2. типологизация полит партий, партийные системы
  3. сущность назначение виды выборов
  4. виды избирательных систем
  5. особенности партийной избирательной системы современной России

 

Партия от лат. «парс» - часть, группа.

Партия – организация людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию.

Вебер: партия это общественная организация опирающаяся на добровольный прием членов, ставящих целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активных членов …

Признаки:

- это группа людей

- политические цели

Партия (современное определение) – наиболее активная и организованная часть соц группы выражающая их интересы,связанная идеологической общностью и борющаяся за полит власть.

Природа полит партий – полит интерес.

Зарождение полит партий.

Партогенез – развитие чего либо.

Сначала зародились партии буржуазные (либеральные) с конца 18 века. Потом консервативные партии. Во второй половине 19 века возникли рабочие партии социал-демократические, потом возникли национально освободительные партии.

В России: национальные партии – партии рабочего класса, социалистические – либеральные – правые партии (консервативные).

Партийная организация – часть партии.

Первичное звено партии (снизу вверх):

- электорат (социальная база)

- официальная партийная структура, она состоит из 2 подразделов: партийный аппарата, партийная организация

- партия в системе гос управления

Типология полит партий:

  1. по характеру членства: кадровые (в США республиканцы, демократы), массовые (КПСС), строго централизованные (основаны на идеологии (КПСС, национал социалистическая партия)), новейшие партии России
  2. по направленности программы: религиозные, нацистские, народные, фашистские
  3. по идейным основаниям (важна идеология или нет): доктринальные (защита идеологии), прагматические партии (ЕР), харизматические (ЛДПР)
  4. по методам выполнения программы (революционные, реформаторские)
  5. по характеру полит действий: консервативные, радикальные, умеренные, экстремистские
  6. по отношению к …: правящие и оппозиционные
  7. по месту в полит спектре: левые, центр, правые
  8. по стилю общения между партийными лидерами и рядовых членов: демократические и антидемократические
  9. по организационной структуре: парламентские, либористкие, авангардные (по территориально производственному принципу)

 

партийные системы

наиболее классический вариант классификации парт систем предложил итал. Политолог, основав ее на идеологической полярности: 1. партийные (моноидеологические) 2. идейноразнородная система.

Для каждой страны характерна та или иная партийная система: ФРГ 2хсполовинная партийная система, Нидерланды многопартийная система без доминирования одной партии, многопартийная система с монопольно правящей партией – Япония, РФ – партийная система переходного типа (есть элементы различных систем).

 

Электоральная система (избирательная).

Сущность, назначение, виды выборов.

Выборы – способ формирования орг власти и управления с помощью выражения по определенным правилам и в соответствии с избирательной системы полит воли граждан. Выборы проводятся на 2 уровнях (2 структуры):

- гос и мун органы;

- в органы управления объединения граждан.

Мажоритарная избирательная система – система большинства. Пропорциональная – по партийным спискам. Смешенная – смесь 2х первых. Консенсусная – избиратель может голосовать одновременно за всех.

Функции выборов:

  • представительство интересов
  • контроль за института власти
  • формирование общей воли избирателей
  • легитимация и стабилизация полит системы
  • расширение коммуникаций между гос и гражданскими институтами
  • перевод полит конфликтов в русло мирного регулирования (пример учредительного собрания, конституционное совещание, создание конституционной палаты)
  • мобилизация избирательного корпуса для решения задач
  • полит социализация населения
  • рекрутирование полит элиты
  • генерирование, обновление общества посредством конкурентной борьбы
  • конституирование эффективной оппозиции

 

принципы избирательного права:

Это нормы буржуазного права. В России введены сталинской конституцией.

  • Всеобщность (с ограничениями: возраст, недееспособность, иногда моральный ценз (преступники в некоторых странах), ценз оседлости)
  • Равенство голосов и округов
  • Прямое голосование (каждый голосует сам)
  • Тайность выборов

 

Принципы организации выборов:

  • Свобода выборов (от давления полит власти)
  • Наличие альтернативных кандидатов
  • Состязательность (конкурентность выборов)
  • Периодичность и регулярность
  • Равенство возможностей полит партий и кандидатов

 

Виды выборов:

  1. неконкурентные (1 избирательный список или 1 кандидат), полуконкурентные (которые угодны правящим кругам), конкурентные
  2. по вертикали: всеобщие, региональные, местные

 

Референдум и плебисцит.

Референдум – утверждение или не утверждение тайным голосованием проекта документа или решения, действия правительства. Исход может иметь императивное значение, может и не иметь. Императивные (в Европе вступление в ЕЭС), консультативный (Швеция – 15% за перевод транспорта на правостороннее движение).

Плебисцит – разновидность референдума. Легитимация того или иного лидера. Опрос населения о судьбе той или иной территории (1999 УР опрос населения по поводу наименования главы субъекта, большая часть за президента).

 

Полит конфликты и способы их разрешения

2 т.з. на природу конфликтов в полит науке:

  1. т.к. политика противоречива она конфликтна изначально (политика не может существовать без конфликтов) – Маркс, Ленин, Бентам,
  2. первична политика, конфликт вторичен. Конфликт можно разрешить. Вебер, Дюркгейм.

Конфликт – разновидность и результат конкурентного взаимодействия 2х и более сторон, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Типология конфликтов:

  • сфера проявления конфликта: внешнеполитические, внутриполитические: между элитой и контрэлитой, партия с партией, центральная элита – региональная элита
  • по степени регулируемости: регулируемые (когда враждующие стороны совместно выработанному решению подчиняются), нерегулируемые
  • качественные характеристики: глубокий – неглубокий
  • конфликт с нулевой суммой (победитель получает все 100 %), с ненулевой суммой (есть хотя бы 1 шанс примерит стороны)
  • антагонистические – уничтожение 1 стороны, неантагонистические – обе стороны живут в условиях мирного сосуществования
  • с т.з. публичности: открытые (явные), закрытые (латентные) – внутриправительственные конфликты например
  • по времени: долговременные и кратковременные
  • по структуре: вертикальные (федеральная – региональная элита), горизонтальные (между ветвями власти)

Способы регулирования полит конфликтов.

Каждому этапу развития конфликта соответствует та или иная идея.

3 этапа конфликта:

  1. возникновение конфликта – ярко выявлено не совпадение интересов конфликтующих сторон. Главные задачи: сначала надо определить предмет спора, определить истинные цели и задачи, локализовать масштабы конфликта. Возможное поведение власти: либо игнорирование возникновение конфликта, либо избежать публичной оценки конфликта, либо активное участие в регулирование и разрешении конфликта
  2. развитие конфликта. Главная задача: собрать максимально полную и достоверную информацию об участниках. Власть должна определиться конфликт нарастает или затухает. Она должна активно формировать общественное мнение.
  3. окончание конфликта. 2 варианта: 1. достижение примирения сторон 2. непримиримость. 2ое как результат выражается в создании тупиковой ситуации, создание условий которые неприемлемы. Возможно мирное урегулирование или примирение на основе принуждения, когда 2ая сторона игнорируется.

 

Особенности мирового полит процесса

м/н отношения – совокупность взаимодействий гос и негос характера возникающих между субъектами мирового сообщества:

- гос-ва

- транснациональные корпорации

- освободительные движения – любые гражданские действия, как правило объединения граждан (МОПЧ, Гринпис). Свобода от гос-ва, транснациональной корпорации.

Структура:

- м/н политика

- м/н орг-ии

- м/н право

Виды м/н отношений (по сфере жизнедеятельности):

  • социальные
  • политические
  • экономические
  • духовные

На основе характера участников:

  • межгосударственные,
  • межпартийные.

Уровни м/но ношений (по степени глобализации):

  • глобальный (общепланетарный)
  • региональный (макрорегион – европейский, азиатский)
  • субрегиональный

Есть двусторонний уровень отношений – между 2 орг-иями или 2 гос-вами.

Состояния м/н отношений:

  • состояние войны и мира
  • стабильность – нестабильность
  • доверие или вражда

Акторы – ф.л. или ю.л. совершающее полит действия.

Виды:

  • национальные акторы – гос-ва
  • межправительственные орг-ии – орг-ии учредителями или членами которых являются только гос-ва (ООН, ЕС, СНГ)
  • неправительственные орг-ии – не территориальные орг-ии, т.к. их члены гос-вами не являются (религиозные, профсоюзные, правовые и др.)
  • транснациональные корпорации

Законы м/н отношений – закономерности:

  1. законы в рамках гос уровня м/н отношений (1 гос-во):
    1. главный актор – гос-во,
    2. существует гос политика внешняя и внутренняя,
    3. в основе этой политики лежит национальный интерес гос-ва,
    4. степень реализации нац интереса зависит от объективных природных условий,
    5. возможность существования гос-ва в 3 полярных системах: наиболее древняя – биполярная (Афины – Спарта, Рим – Карфаген), трехполярная система – стратегический треугольник (холодная война – США, СССР, Китай), многополярная/многополюсная – несколько полит центров.
  2. законы м/н отношений (внешняя среда гос-ва):
    1. постоянная борьба между гос-вами
    2. каждое гос-во препятствует развитию другого гос-ва, сдерживая его производительные силы
    3. опора гос-ва на собственные внутренние ресурсы
    4. обеспечение баланса сил

М/н отношения включают м/н политику – это уже, чем м/н отношения, это совокупность полит деятельности основных субъектов м/н отношений.

Структура:

1. внешняя политика гос-в

2. совместные м/н акции

3. глобальный уровень полит акций

Основные документы: устав ООН 1945 года, декларация о принципах м/н права 1970, заключительный акт СБСЕ – обязательные для исполнения. Необязательный документ всеобщая декларация прав человека.

 

Методология познания полит реальности. Парадигмы политологического знания.

Парадигма. Лат. «пример», «образец». Определения:

  • это исходная теоретическая модель постановки проблемы, методов ее исследования;
  • это модель, посредством которой данная школа или группа ученых выстраивает и интерпретирует накопление новых фактов неукладывающиеся в другие известные модели.

Теологическая парадигма

Натуралистическая – человек часть природы, политика объясняется природными факторами

Материалистическая

Национально критическая

Ни одна из парадигм значительную часть ученых не устраивает.

Современные парадигмы:

  • универсальность власти (Фуко)
  • парадигма чикагской школы, Беккер, власть в узком смысле – как проявление политической жизни общества. Власть – только гос власть.

Подходы: нормативисткий, функциональный, структурно – функциональный.

Суть прикладной политологии – политический менеджмент.

 

ВСЁ! ЛЕКЦИИ КОНЧИЛИСЬ!!!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.