Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент в России. Зарубежные школы бизнеса и менеджмент




Таблица 2.1.1 - Хронология науки об управлении

Годы Индивидуум или этническая группа Основной вклад в развитие менеджмента
5000 до н.э. Шумеры Письменность; регистрация фактов
  Египтяне Признание необходимости планирования, организации и контроля
  Египтяне Децентрализация в организации управления
  Хаммурапи Использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности
  Евреи Концепция организации, скалярный принцип
  Навуходоносор Контроль за производством и стимулирование через заработную плату
  Сократ Формулировка принципа универсальности менеджмента
  Ксенофонт Признание менеджмента как особого вида искусства
  Катон Использование описаний работ
20 н.э. Иисус Христос Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения
  Газали Требования к менеджеру
  Маршалл, Логман Признание и обсуждение относительной важности менеджмента
  Джозеф Вартон Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента
  Фредерик У. Тейлор Научный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; функциональная организация, оценка себестоимости, исследование рабочего времени, определение научного менеджмента; упор на работу менеджера, исследования, стандарты, планирование, контроль
  Анри Файоль Первая полная теория менеджмента, функции менеджмента, принципы менеджмента, признание необходимости преподавания менеджмента
  Моррис Л. Кук Различные области использования менеджмента
  Элтон Мэйо Социологическая концепция групповых устремлений
  Линделл Урвик Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента
  Норберт Винер Разработка системного анализа в теории информации
  Ромари Стюарт Альтернатива и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях
  Том Петерс Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации – как важному ресурсу развития бизнеса

Практика управления возникла-то давно, но вот наука управления, именно то, что мы называем «менеджмент», возникла недавно.

Как уже указывалось, практика управления организацией так же стара, как и сами организации. Исторически управление организациями из века в век становилось все более четким и сложным, а сами организации все более сильными и устойчивыми.

Первый вклад в развитие менеджмента, вероятно, сделали шумеры, которые около 7 тысяч лет назад (5000 г. до н.э.) начали письменно регистрировать факты. Второй шаг был совершен через тысячу лет (4000 г. до н.э.), когда египтяне признали необходимость планирования, организации и контроля. Следующий шаг совершен еще через тысячу лет, когда, опять-таки египтяне, признали необходимость «честной игры» и доверительных бесед – «облегчи свою душу». Еще через тысячу лет (2000 г. до н.э.) египтяне признали необходимость письменных запросов и использование рекомендаций «штаба» (создание самого штаба в современном смысле принадлежит Александру Македонскому). Через 200 лет после этого вавилонский царь Хаммурапи признал необходимым использование свидетелей, письменных документов для контроля, установил минимальную заработную плату, а также признал недопустимым перекладывание ответственности.

В 600 г. до н.э. царь Навуходоносор признал необходимым контролировать производство и стимулировать труд через зарплату.

Навуходоносор II, царь Вавилонии (605-562 гг. до н.э.) в 587 г. (по другим данным, 586 г.) разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем сооружены так называемые Вавилонская башня и висячие сады.

В 500 г. до н.э. Менциус провозгласил необходимость стандартов и систем; в это же время китайцы признали необходимой специализацию.

В 400 г. до н.э. Сократ высказал мысль об универсальности менеджмента, а древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (его основное сочинение «Греческая история» в 7 т.) определил менеджмент как особый вид искусства. В это же время по указанию персидского царя Кира проводились исследования мотивации.

Изучением научных методов труда и рабочего ритма впервые занялись греки в 350 г. до н.э.

Вкладом Иисуса Христа в менеджмент явилось признание единоначалия и анализ человеческих отношений (одно из них так называемое золотое правило: не делай другому то, чего ты не желаешь для себя).

Римскому императору Диоклетиану (внедрившему в 3 в. неограниченную императорскую власть в Риме) принадлежит идея делегирования полномочий. Делегирование – передача задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность.

В 900г. Альфараби, которого уважительно называли Вторым (Первый – Аристотель) сформулировал требования к руководителю, а персидский философ Газали в 1100 г. сформулировал требования к менеджеру.

В 1340 г. генуэзец, математик Пачоли предложил двойную бухгалтерию. В 1395 г. ди Марко предложил учитывать издержки производства. В 1410 г. братья Сорансо предложили использовать журналы доходов и гроссбухи.

Следующий шаг в развитии менеджмента сделали венецианцы в 1436 г. С этого времени для контроля стали использоваться чеки, присваиваться инвентаризационные номера, контролироваться товарные запасы и себестоимость; тогда же начал использоваться метод конвейера.

В 1525 г. Н. Макиавелли определил качества руководителя. В это же время признана необходимость целеустремленности в организации.

В 1800 г. англичане Джеймс Уатт (создатель паровой машины) и Маттеус Бултон применили стимулирование заработной платой, ввели рождественские праздники для служащих, рождественские премии.

Появление научного менеджмента относится к 1900 г. и связано с именами американцев Дж. Вартона и Ф. Тейлора.

Один из последних шагов в теории менеджмента сделал в 1985 г. Т. Петерс. Его заслугой является то, что он предложил относиться к персоналу организации как к важному ресурсу развития бизнеса.

Научный менеджмент появился в конце XIX начале XX века, когда американец Джозеф Вартон разработал его первый систематический курс для преподавания в колледже. Но широкое признание менеджмент получил лишь в 1911 г. в связи с публикацией Фредериком Тейлором (1856-1915 гг.) книги «Принципы научного управления» и организацией Х. Персоном первой научной конференции по менеджменту. Системой Тейлора так называемой «научной системой выжимания пота» восторгался Ленин.

Хотя именно благодаря усилиям Ф. Тейлора менеджмент получил всеобщее признание, отцом менеджмента считается все же не Ф. Тейлор, а Генри (Анри) Файоль, создавший первую целостную теорию управления и сформулировавший его основополагающие принципы и функции. Именно он поставил в 1916 г. вопрос о преподавании курса менеджмента в учебных заведениях.

 

 

Русские внесли определенный вклад в копилку мировых управленческих идей. Первым и оригинальным вкладом России в менеджмент был широко известный, не потерявший (для некоторых) своего значения и сегодня «Домострой». Для своего времени это был классический пример менеджмента.

К теоретикам менеджмента вполне можно отнести и В.И. Ленина. В своем произведении «Очередные задачи Советской власти» он предлагает основополагающие принципы менеджмента: единоначалие, дисциплина, власть и ответственность, подчинение частных интересов общим, централизация, заинтересованность в труде (мотивация). В отличие от А. Файоля (а его работы совпадали по времени с работами В. Ленина) и большинства других теоретиков менеджмента, даже современных, В.И. Ленин особо выделял задачу повышения производительности труда (а не повышения прибыли) как наиболее важную составляющую повышения благосостояния народа.

Говоря о вкладе русских нужно вспомнить Александра Капитоновича Гастева, Керженцева и И. Ансоффа. А. Гастев был поэт и ученый, организатор Центрального института труда (1920 г.). Кроме сборников стихов («Поэзия рабочего удара», «Пачка ордеров») он оставил публицистический труд «Как надо работать» (1921 г.) и другие работы по рациональной организации и культуре труда. Он выдвинул концепцию «узкой базы», «узкого места», с «расшивки» которого менеджер должен начинать любое совершенствование производства. Этим «узким местом», считал А. Гастев, является организация труда работника – от директора до рядового рабочего. «Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка» – утверждал А. Гастев. И с ним трудно не согласиться. Он считал, что прежде чем изменить способы работы, их нужно тщательно изучить. Не стараться сразу сделать «иначе и лучше», а начать с мелочей. Не надоедать всем своим изобретением, а во что бы то ни стало претворить его в жизнь. Не говорить о безвыходности, не склоняться перед неблагоприятной действительностью – настойчивая и упорная воля смогут их победить. Мало просто знать, писал А. Гастев, – знающий, но не умеющий, – это механизм без двигателя.

А. Гастев предложил свою систему правил повышения производительности труда:

1) сначала продумай свою работу досконально;

2) убери с рабочего места все лишнее, удали грязь;

3) приготовь весь нужный инструмент и приспособления; инструмент располагай в строгом порядке;

4) не берись за работу круто, входи в работу исподволь;

5) если надо приналечь, то сначала приладься, испробуй на полсилы, а потом уж берись вовсю;

6) не работай до полной усталости; делай равномерные перерывы;

7) во время работы не кушай, не пей, не кури; делай это в рабочий перерыв;

8) не отвлекайся от работы для другого дела – работай ровно;

9) работа приступами, сгоряча портит и работу и характер;

10) если работа нейдет – не волнуйся; сделай перерыв, успокойся и снова за работу; полезно в случае неудачи работу прервать, навести порядок, прибрать рабочее место, облюбовать его и снова за работу;

11) в случае полной неудачи легче смотри на дело; попробуй сдержать себя и снова начать работу;

12) при удачном выполнении работы не старайся ее показать, хвалиться, лучше потерпи.

Теорию стратегического менеджмента предложил в 1965 г. Игорь Ансофф, американский инженер русского происхождения. Он же предложил так называемую матрицу Ансоффа – очень полезную логическую схему принятия решения о развитии бизнеса, увеличения объема продаж.

Если взять практику менеджмента в разных странах, то она, конечно, отличается. Особо разительны отличия между западным (европейским, американским) менеджментом и восточным (японским). Мацушита Коносуке, руководитель японской компании, носящей то же имя, так образно говорит о различии восточного и западного менеджмента: «Для вас (Запада) сущность менеджмента заключается в том, чтобы донести идеи, возникшие в головах боссов, до рук рабочих. Для нас менеджмент заключается в мобилизации интеллектуальных ресурсов всех сотрудников фирмы. Сегодня компания может выжить, только используя умственную энергию всех ее работников».

В ХХ веке на Западе последовательно сформировалось несколько научных школ менеджмента, достижения которых широко используются и сегодня. Обычно говорят о четырех школах менеджмента. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления (1885-1920 гг.), «классическая» или административная школа (1920-1930 гг.), школа «человеческих отношений» (1930-1950 гг.), и школа науки управления (1950-н/вр).

Исторически первой была школа научного управления или рационалистическая, основоположником которой был Ф. Тейлор. Среди других представителей этой школы можно назвать Фрэнка и Лилии Гилберт. Это был первый формальный подход к управлению, основанный на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован посредством наблюдений, замеров, логики и анализа так, чтобы он стал более эффективным. В процессе решения этой задачи Ф. Тейлор инженер-практик изучил особенности производственных процессов на ряде предприятий и пришел к выводу, что главная причина невысокой производительности работников состоит в несовершенной системе их стимулирования.

Ф. Тейлор предложил использовать систему материальных стимулов, главным из которых была награда, которая «для того, чтобы она оказывала надлежащий эффект, должна следовать очень быстро за выполнением самой работы». Таким образом, Ф. Тейлор использовал старый принцип: кто дает сразу, тот дает дважды.

Для поддержания у работников постоянного ожидания награды Тейлор предложил прогрессивную систему оплаты труда.

В основе тейлоризма лежали такие принципы, как: плата человеку, а не месту; установление расценок на основе точного знания, а не догадок; единообразие расценок. Благодаря этому повысилась производительность труда, подешевели товары, рабочие получили более высокую заработную плату, у них появилась заинтересованность в интенсивной работе, сотрудничестве с предпринимателями и т.п.

Саму награду Тейлор не сводил только к денежным выплатам, а рассматривал довольно широко. К ней он относил различного рода социальные уступки со стороны предпринимателей – организацию рабочих столовых, детских садов, вечерних курсов и т.п. Все это считалось «средством для создания более умелых и интеллектуальных рабочих», средством которое вызывает у рабочих «доброе чувство по отношению к хозяевам».

Тейлор рассматривал работников не как людей, не как личности, а как наиболее эффективное средство выполнения поставленных задач. Используя наблюдения, замеры, анализ, он разбивал работы на простейшие конкретные задания, подбирал работникам в соответствии с их способностями посильные задания, максимально эффективно организовывал график и последовательность выполнения операций.

Своими работами «рационалисты» доказали, что если ввести соответствующие усовершенствования в трудовой процесс и по-настоящему заинтересовать рабочих, можно повысить производительность труда в 3 – 4 раза.

Одним из видных последователей Тейлора был Г. Эмерсон (1853-1931гг.), получивший в Германии образование инженера-механика и впоследствии работавший в США. Он сформулировал свои знаменитые 12 принципов управления, которые не потеряли значение до сего дня. Вот что, по мнению Эмерсона, должно обеспечить рост производительности труда.

1. Отчетливо поставленные цели, как исходный пункт управления.

2. Здравый смысл, предполагающий, в том числе, не только признание сделанных ошибок, но и поиск их причин.

3. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением.

4. Справедливое отношение к персоналу.

5. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.

6. Диспетчирование по принципу: «Лучше диспетчировать хотя бы не спланированную работу, чем планировать работу не диспетчируя ее».

7. Вознаграждение за производительность.

Второй школой считается административная или классическая школа. Создателем классической школы считается А. Файоль. В отличие от Ф. Тейлора, вышедшего из «низов», Файоль 30 лет руководил горнодобывающей компанией, которая в момент его прихода на должность находилась на грани краха, а к концу его карьеры приобрела мировое значение. Хорошо познав на практике закономерности функционирования предприятия, А. Файоль свел его работу к следующим основным видам деятельности:

1) технической, связанной с осуществлением технологического процесса;

2) коммерческой (закупка сырья и материалов, продажа готовой продукции);

3) финансовой (поиск денежных средств и эффективное их использование);

4) защитной (защита собственности и личности);

5) бухгалтерской (инвентаризация, ведение счетов, сбор статистических данных);

6) административной (воздействие на работников).

Обобщая свои наблюдения, А. Файоль сформулировал основные принципы административного управления.

1. Власть неотделима от ответственности.

2. Разделение труда при специализации (однако, у этого процесса есть предел, за которым эффективность резко падает).

3. Единоначалие и централизация. Единство руководства по принципу «один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель».

4. Единство распорядительных функций.

5. Дисциплина, обязательная для всех и предполагающая взаимное уважение руководителей и подчиненных.

6. Подчинение индивидуальных интересов общим.

7. Справедливость, обеспечиваемая преданностью персонала и объективностью вознаграждения.

8. Иерархия, предполагающая минимизацию управленческих ступеней и полезность горизонтальных связей.

9. Порядок, в основе которого принцип «каждому свое место и каждый на своем месте».

10. Постоянство персонала, ибо текучка – следствие плохого управления.

11. Инициатива, требующая от руководителя всемерного поощрения и подавление собственного тщеславия.

12. Корпоративный дух, то есть общность интересов работников и коллективизм в труде.

13. Вознаграждение.

А. Файоль выделил следующие взаимосвязанные функции процесса управления: планирование (определение цели организации, путей и средств достижения ее); организация (создание определенной структуры организации); распорядительство; мотивация (выработка способов стимулирования труда); координация (достижение согласованности в работе всех звеньев организации); контроль (коррекция и реализация планов).

Основной вклад представителей классической школы управления заключается в рассмотрении управления как универсального процесса, слагающегося из нескольких взаимосвязанных функций.

Представители этой школы также изложили основные принципы управления.

Уже в 30-е годы ХХ века крупное машинное производство довело интенсивность использования физических возможностей человека до предела. Наступил черед активизации интеллектуальных ресурсов личности. Поскольку умственной деятельностью управлять сложнее, чем физической, необходимо было искать новые подходы, помогающие «разбудить» людей. Этот шаг сделала так называемая Школа человеческих отношений. Исторически это была третья школа, а у ее истоков стоял Фоллетт (1880-1949 гг.). Последователи этой школы исходили из того, что непосредственными мотивами деятельности людей лишь частично служат потребности, удовлетворяемые с помощью денег. При благоприятном морально-психологическом климате люди очень отзывчивы на заботу со стороны руководства, удовлетворены своим положением, и, если им создать соответствующие условия, они автоматически будут трудиться более производительно.

Теория человеческих отношений была дополнена поведенческой концепцией, наиболее видным сторонником которой был Дуглас Макгрегор. Сторонники концепции ставили перед собой цель помочь людям наиболее полно раскрыть свои потаенные способности и за счет этого повысить эффективность труда. Раскрыть потаенные способности человека, по мнению сторонников концепции, можно путем применения достижений наук о человеческом поведении, прежде всего психологии.

После широкого внедрения ЭВМ возникла количественная теория управления. Ее приверженцы на основе конкретных заданных значений переменных разрабатывали модели различных ситуаций: математически описывали их, искали внутренние взаимосвязи и определяли пути оптимального решения проблемы. Иногда такой подход называют количественным. Это и есть так называемая школа науки управления. Особенность сторонников школы научного управления состоит в том, что они считают, что вознаграждения материально-экономического характера не обязательно ведут к усилению мотивации.

В 1964 г. в США Б. Хендерсоном была создана международная консультационная компания, получившая название Бостонская консультационная группа (БКГ). На протяжении последних 30 – 35 лет ей принадлежит ведущая роль в создании теории стратегии бизнеса. Ею была выдвинута концепция матрицы БКГ (матрица Рост/Доля рынка) и кривой опыта. Кроме того, БКГ была разработана теория конкуренции, основанная на времени и сохранении клиента. Выдвинутые БКГ идеи увеличили багаж полезных знаний о бизнесе больше, чем работы любых школ менеджмента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.