Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические и правовые учения в Европе в период ранних антифеодальных революций. Эпоха Возрождения и Реформации

Тема 7

Как известно, была заимствована на Руси и христиан­ская религия, причем в двух ее основных византийских культурных вариантах - эзотерически-аскетическом (исихазм и монашество) и канонически-православном. «Для одной позиции, - отмечает В. М. Живов, - харак­терна ориентация на аскетический и экклезиологический опыт, определенное равнодушие к античному наследию и имперской идее, активистское восприятие церковных установлении. Для другой - пристрастие к античному на­следию, попытка синтезировать христианский опыт и ученую традицию, универсалистское имперское созна­ние, при котором империя и всеобщность церкви оказы­ваются двумя взаимосвязанными аспектами вселенской роли христианства, икономия как принцип отношения с властью и обществом»252. В плане дальнейшего развития исторических событий эзотерически-аскетическая ори­ентация христианской религии стимулировала столь ха­рактерные для российского сознания установки на соци­альное прожектирование, жизнестроительство, утопизм, собственно эзотеризм, а канонически-православная ори­ентация - установку на мировой порядок (законы, уста­новленные Богом), фактически закреплявших сослов­ную социальную организацию, а также власть церкви, царя и государства.

Пограничное (в культурном и географическом отноше­нии) положение славянских племен, а также социальная неразвитость обусловили заимствование и самих форм го­сударственности, причем, и это естественно, они брались прежде всего как внешние организационные формы; содер­жание и культурные контексты заимствованных социаль­ных институтов (власти, правления, религии, хозяйства), как правило, понимались неадекватно или формально.

Но в период распространения христианство, естест­венно, решало другие задачи: помогало обосновать власт-

232 Живое В. М. Византия и Древняя Русь: диалог культур // Диалог культур. - М., 1994. С. 41.

9^7

ные претензии князей и способствовало формированию идей и представлений, которые позднее (начиная с XV-XVI вв.) легли в основание характерных для рос­сийской культуры «сценария и картины мира». «Власти требовалась идеологическая поддержка, которая могла бы дать новое мирообъяснение, воплощенное в христианстве с его принципиально иными, чем в язычестве, иерархией ценностей, нравственными доминантами и отношением к государству. То, что христианство было сознательно "вы­брано" и внедрялось "сверху", преследуя прежде всего ге­ополитические цели, создавало в русской культуре фено­мен двоеверия - христианско-языческого синкретизма, о природе и характерных чертах которого ученые спорят и сегодня»253.

К предпосылкам российской культуры и государствен­ности необходимо также отнести первые собрания право­вых норм и характеристики институциональных структур. Примером первых являются Русская Правда Ярослава, Сборник Узаконении и Установлении, примером вторых -описания (в «Повестях», «Посланиях», «Поучениях», «Житиях», «Трактатах») хороших (идеальных) и плохих правителей и форм правления. Русское понятие «правда» только частично совпадало с европейским понятием права. С одной стороны, правда (и производные от нее - «упра-вить», «оправдать»), подобно праву, - это процедура судо­производства, главным моментом которой является следо­вание закону. Так, в Уставе великого князя Всеволода «о церковных судах и людях» говорится, что «управлять» все дела необходимо «по святым отец правилам и по пер­вых царей и князей уряжению»254.

С другой стороны, правда - это то, что, по мнению А. И. Клибанова, противостоит «кривде», то есть «справед­ливость», понимаемая, конечно, сообразно времени. Мыс-

9^8литель Киевской Руси Иларион прямо пишет: «Закон - бо предтеча и слуга благодати и истине»255. Примерно так же думает и В. Даль: «Понятие правды употребляется и в смысле "истины на деле" или "истины во образе", во благе, в добродетели, справедливости»236.

С третьей стороны, правда - это все же не право в ев­ропейском понимании, поскольку правда не предполагает «прав личности» и «гарантию этих прав со стороны влас­ти» (государства). Если говорить о гарантиях, то они на Руси связывались, во-первых, с качествами личности го­сударя (князя), последний, например, должен отвечать перед Богом, соблюдать законность, быть «грозным» и «сильным», чтобы защищать свой народ. Во-вторых, правда была более гарантирована в том случае, если у правителя был умный совет (совет дружины, совет бо­яр). «Даниил Заточник (политический писатель XII-XIII вв.), рисуя образ идеального князя, отмечает, что хорошее и мудрое управление страной может быть ос­новано только на сочетании единодержавия правителя с деятельностью совета. Не подвергая сомнению право­мерность такого органа, он исследует лишь вопрос о его составе и качестве соответствующих лиц ("думцев"). Мыслитель придает большую роль совету в решении важ­нейших дел. Всю вину за отрицательные последствия тех или иных мероприятий он возлагает именно на него, а не на правителя. "Князь не сам впадает во многие злые ве­щи, - утверждает Даниил, - но злые думцы вводят"»257. Деятельность «плохих» советников может иметь отрица­тельные последствия для всей страны258.

Значительным экономическим и культурным подъемом, распространением книжной образованности отмечено правление киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054). С его именем связана первая запись древнерусского права (Русская правда).

В центре официальной идеологии проблемы происхождения государства, легитимности правящей династии, наилучшей формы правления. Юридический аспект в средневековой политико-правовой мысли не выделен в самостоятельную. Все политические категории воплощались в религиозно-образную и знаковую системы.

Первый русский политический трактат “Слово о Законе и Благодати” был написан в XI в. киевским митрополитом Иларионом, первым киевским миторополитом русского происхождения.

Начинается “Слово о Законе и Благодати” с выяснения взаимодействия Закона и Истины. Закон в теологическом и юридическом значении рассматривается как проводник чужой воли: Бога или Господина (в данном случае государя). Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного учения и воплощением его требований непосредственно в своем поведении и деятельности. По мысли Илариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступениих развития, когда они не достигли еще совершенства. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением Благодати как идеала христианина. Только познание истины предоставляет человеку свободу в выборе своего поведения. Вторая часть трактата посвящена русскому государству, сущность которого – божественная воля. Высшая цель управления государством – обеспечение интересов подданных. Правосудие совершается только по закону, но милостиво. Третья часть “Слова” посвящена задачам, которые должно решать государство. Главная задача – обеспечение мира.

Дальнейшее развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха (1053—1125). Политическая программа Мономаха сформулирована в его сочинениях: “Поучение детям”, “Послание Олегу Черниговскому” и “Отрывок” (Автобиография), где затрагиваются проблемы полномочий великого князя, взаимоотношений церкви и государства, принципов отправления правосудия в стране.

Мономах разрабатывает поставленную еще Иларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, осуждает “беззаконие” и “неправду”. “Правда” и “закон” в его произведениях – синонимы. Судить должен сам князь, не допуская беззакония, проявляя милосердие к беззащитным. При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит церкви почетное, однако подчиненное место.

Традиции русской политической мысли домонгольского периода нашли свое выражение в произведении, приписываемом Даниилу Заточнику – “Молении”. Главная идея “Моления” – идея сильной великокняжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры. Князь должен обладать сильной властью, управлять справедливо, иметь при себе “думцев” и опираться на их совет.

Литература

йэ Розов Н. Н. Синоидальный список сочинений Илариона - русского писателя XI в. // Slavia., 1963 - Roc. 32, s. 2. С. 153.

256 Даль 5. И. Толковый словарь. Т. 3. - М., 1955. С. 379.

25' Памятники древнерусской литературы. Вып. 3: Слово Даниила Заточника по редакциям XII-XIII вв. и их переделкам. - Л., 1932. С. 82-83, 26.

2 й Золотухина Н. М., Толстопятенко Г. П. История политической и пра­вовой мысли в России XI - начала XVII вв. // Русская политическая и пра­вовая мысль XI-XIX вв. Р. С. - М., 1987. С. 19.

249 '33 Очерки по истории мировой культуры. - М., 1997. С. 438. 254 Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв. Реф. сборник. ИНИОН АН СССР. - М., 1987. С. 14.

Очерки по истории мировой культуры. - М., 1997. С. 428.

250 Полное Собрание Русских Летописей. Т. XV. - М., 1965. С. 147, 166. 186,204,236.

251 Очерки по истории мировой культуры. - М., 1997. С. 434.

 

 

B XIV-XV вв. в странах Западной Европы наступает эпоха Возрождения, осуществляется постепенный выход из средневековья.

Священная Римская империя, и папство потеряли надежду на мировое господство. Англия, Франция, Испания постепенно утверждаются в современных границах. Две европейские страны отставали от процесса объединения - Германия и Италия.

Н. Макиавелли в 1469 – 1527 гг.),выдающийся представитель политико-правовой мысли эпохи Возрождения ряд трудов (“Государь”, “Рассуждения на первую декаду Тита Ливия”, “О военном искусстве”) посвятил политико-правовым проблемам. Произведение “Государь” содержат советы и наставления, как установить, сохранить и расширить государство, как завоевать и удержать политическую власть. Макиавелли вооружает государя знанием приемов политической деятельности на основе изучения природы человека, его психологии и мотиваций поведения. Независимо от формы правления государство Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Стабильность государства обеспечивается, если правительство не дает повода для заговоров и возмущений, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение. В произведениях Макиавелли содержится ряд рекомендаций государю в отношениях с подданными. Главная цель государства – безопасность личности и незыблемость собственности, что есть блага свободы.

“Рассуждения на первую декаду Тита Ливия” носят более академический, спокойный характер, в них рекомендации по укреплению власти даются не государям, а республикам.

Макиавелли пользуется новой методологией рационального политического анализа, свободного от догм католической схоластики. В его творениях, по словам А. Грамши, “содержались элементы интеллектуальной и моральной революции”. Политика для Макиавелли – самостоятельная область знания, особая сфера человеческой деятельности, которая имеет свои закономерности. Закономерности политики могут быть осмыслены и изучены, а не выведены из священного писания.

Макиавелли скептически относится к идее божественного предопределения, судьбы и верит в возможности человека, религию, однако, считал важным средством политики, так как религия оказывает сильное воздействие на умы и нравы людей. Там, где почитается религия, легко создать армию, рассуждал Макиавелли.

Религиозным догматам Макиавелли противопоставил в качестве основы политики природу и интересы человека. Отмечал влияние социальной структуры и социальных противоречий на политику и формы государства[24]. Еще Платон утверждал, что в каждом полисе существует две партии - богатых и бедных, Аристотель для прочности полиса предлагал избегать крайностей бедности и богатства.

Макиавелли пишет, что люди, как правило, “неблагодарны, непостоянны, лживы, трусливы перед опасностями, жадны до обогащения”[25]. Общей причиной всех человеческих действий является интерес. Для того, чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, мотивы их поведения.

Макиавелли первым применил термин “государство ” (по-итальянски stato) для определения политически организованного общества, впервые дает родовое название для демократии и аристократии – республика.

В “Рассуждениях” он много говорит о преимуществах республик: Наилучшей формой Макиавелли считает умеренную демократию, то есть смешанную форму правления, где сочетались бы элементы монархии, аристократии и демократии. В “Государе”, наоборот, симпатии Макиавелли на стороне принципата, единовластия. Это объясняется разным назначением двух книг. “Рассуждения” носят общий, теоретический. “Государь” – размышление о том, что пригодно для Италии начала XVIв.

В “Рассуждениях” Макиавелли пишет: республиканская форма предпочтительнее монархической во всех случаях, кроме тех, когда надо ввести новые порядки, законы и институты, т. е. преобразовать обществ о. В стране, раздираемой распрями “трудно или даже невозможно сохранить или создать республику, “развращенному народу необходимо единовластие” (“Рассуждения”). Это было созвучно абсолютизму, который набирал силу в Англии, Франции, Испании. Марсель Прело, известный французский авторитет по истории политической мысли, называл форму правления, Макиавелли не монархией, не абсолютизмом, а “народной монократией”, при которой народ не правит, но верит власти и оказывает ей поддержку.

Блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике. В свободных землях и странах “граждане, соревнуясь друг с другом, заботятся как о частных, так и об общественных интересах”, “общее их благосостояние на диво растет”.

Смешанную республику Макиавелли считал результатом и средством согласования стремлений и интересов противоборствующих социальных групп. Макиавелли исследует общественную психологию, рассматривает особенности поведения различных социальных групп, которые способны быть влиятельными в государстве. Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати.

Большое значение в достижении стабильности государства Макиавели придавал праву и законодательству. Общественная безопасность может быть достигнута благодаря стабильным законам: “Когда народ увидит, что никто и ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной”. Но для Макиавелли право – орудие власти и выражение силы власти. Основой власти “служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хорошие законы”. В связи с этим Макиавелли дает пространное обоснование тому, что главной заботой правителя должны стать война, т.к. “война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого”.

Оригинальное решение в “Государе” вопроса о соотношении политики и морали принесло Макиавелли мировую славу. Политика отделялась от морали и противопоставлялась представлениям о должном, человечном и т.п. Решение этого вопроса по принципу “цель оправдывает средства” получило названиемакиавеллизма.Макиавелли стал символом имморализма: “Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первого часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму…”.

По Маритэну, Макиавелли претендовал на то, чтобы сорвать маску с человека, а на деле ранил его и ослепил. Тоталитаризм, писал он, живет макиавеллизмом. Гегель предлагал рассматривать “Государя” не как выражение принципов политики, пригодных длявсех времен и народов, а как реакцию на обстановку, сложившуюся тогда в Италии. В этом контексте “Государь”, по мнению Гегеля, не только оправдан, но и предстает как “истинно великое творение подлинного политического ума высокой и благородной направленности”.

Томас Мор (1478–1535 гг.) в истории политико-правовой мысли рассматривается как родоначальник утопического социализма Нового времени.

Сочинение, обессмертившее его имя, “Золотая книга, столь же полезная как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия”, более известное под сокращенным названием “Утопия”, опубликовано в 1516 г.

Он верит в возможности рационального переустройства жизни, в добрую природу человека. Новым было умозрительное распространение общности имущества на всех граждан (а не только философов и воинов, как у Платона).

Мор представил свое политическое сочинение в форме рассказа о странствиях некоего Рафаила Гитлодея, который обнаружил неведомый остров Утопия. Как считал Мор, основная причина всех пороков и бедствий – частная собственность и деньги. Мор делает ряд новых выводов о сущности государства и права через призму понимания собственности как основы общества, которая определяет его структуру, психологию, нравы, учреждения, законы. Т.Мор отвергает кастовость коммунизма, распространил коммунистические принципы на все общество; ввелпринцип всеобщего производительного труда; отошел от платоновского подавления личности государством; связал коммунистический идеал с демократией.

Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; нет необходимости в обширном законодательстве. Т.Мор против смертной казни за кражу. Совершившие тяжкое преступление в Утопии обращаются в “рабство”, которое не наследуется и не пожизненно. Общественный “труд этих лиц приносит более пользы, чем их казнь.

Идеи Т.Мора получили дальнейшее развитие в учении Т.Кампанеллы (1568–1639 гг.). о наилучшем общественном устройстве (“Город Солнца”, 1623 г.) отличаются от взглядов Мора: подобно Платону, распространяет принцип общности на семейно-брачные отношения; производственной ячейкой в Городе Солнца является не семья, а бригада; осуждается рабство, поэтому преступников не присуждают к общественным работам; вся жизнь горожан регламентирована, однородность в пище, одежде. Военным строем жители города отправляются на работу, отдыхать и развлекаться. Власть и управление основаны на трех принципах: 1) главные задачи государства – организация производства и распределения, управление воспитанием граждан; 2) в осуществлении власти и управления велика роль ученых; 3) необходимость участия народа в управлении государством. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Жители Города Солнца "“преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы”. Процесс гласный, устный. Т.Кампанелла критиковал политиков за амморализм, утверждал, что все ученые и государи – макиавеллисты.

Идея ранних социалистов об общественной собственности на средства производства была ориентирована на достижение социального равенства и свободы людей. Однако обоснование необходимости государственного регулирования всеми сферами жизнедеятельности обусловливало необходимость детальной законодательной регламентации отношений производства и потребления, быта, досуга, в конечном итоге, надзора над всем, по сути дела формирование общества-государства.

Жан Боден (1530-1596) - идеолог абсолютизма во Франции, обосновал в своих трудах процесс централизации национального государства.

В труде “Шесть книг о государстве” (1576 г.) впервые сформулировал понятие “суверенитета” как основополагающего признака государства, “постоянной и абсолютной власти”. Суверенитет един, неделим, непрерывен и безусловен. Власть предоставляется на неопределенный срок. Носитель временных полномочий, даже самых обширных, не обладает постоянной властью и потому не является сувереном. Суверен стоит выше законов как собственных, так и своих предшественников, он не связан волей других субъектов политического сообщества: народа, церкви, сословных корпораций, империи, других государств.

Свои принципы рассмотрения политико-правовых проблем Боден впервые изложил в сочинении “Метод легкого изучения истории” (1566г.). Он порвал с религиозно-схоластическим мышлением, отверг прежние толкования римского права в качестве всеобщего права, предложил свой взгляд на государство и политику на основе обобщения опыта, с учетом национальных систем положительного права. Государства, по Бодену, возникают независимо от воли Бога или людей под влиянием естественной среды (климат, почва и т. д.).

В сочинении “Шесть книг о государстве” (1576 г,) государство определяется как “правовое управление множеством семей и тем, что у них общее, под суверенной властью”. Оно действует на основе справедливости и права для поддержания внутреннего мира, стабильности, социальной гармонии, защиты от внешних врагов. Правовой характер – отличительная черта государства по сравнению с иными формами человеческого общения.

Боден стабильность различных форм государства Боден связывает с поощрением слоя людей среднего достатка с помощью законов против ростовщичества, законов о наследовании и других, чтобы не допустить чрезмерного обнищания народа и концентрации земель и богатств в руках олигархов. Важно не допустить раскола общества по религиозным вопросам путем защиты свободы вероисповедания государством.

Симпатии Бодена на стороне наследственной монархии как формы, которая способна в условиях распрей сплотить страну, обеспечить мир, правопорядок. Сама логика истории неминуемо ведет к этой форме, тогда как демократия и аристократия оказываются этапами на пути к наследственной монархии. Королевская монархия отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости.

Более того, “истинная монархия” возможна лишь там, где государь сообразуется с естественным правом в той же мере, в какой сам он желает повиновения от подданных. Такой государь боится Бога, милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, уверен в успехе, тверд в несчастии, непоколебим в данном слове, мудр в советах, страшен для врагов, ко всем справедлив. Боден сознавал опасность скатывания абсолютной власти к произволу и в этой связи ограничивал суверена “божественными”, “естественными” и “человеческими законами, общими всем народам”.

Несмотря на приверженность абсолютному суверенитету Боден предлагает связать власть определенными правовыми принципами, различает право и закон. Задача права – не допустить вырождения королевской монархии в тиранию. Право – прежде всего выражение разума, оно включает как нормы, так и принципы, определяющие, что хорошо и справедливо в государстве. Разумное начало воплощается в божественном и естественном праве, международном праве, основных законах страны. Позитивное право, устанавливаемое суверенной властью, законодательство не должны противоречить этому праву.

Новое политико-правовое мышление эпохи Возрождения наметило тенденцию перехода от сословного общества к обществу гражданскому. Утверждались идеи равенства всех людей природном, моральном, правовом, религиозном отношениях. Государство вновь рассматривается как общественное явление, самостоятельное по отношению к религии. В этот период заложены основы концепции обоснования общечеловеческих ценностей, концепции прав человека.

Боден различал два вида государственных соединений – федерацию, которая также основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не его части; конфедерации, каждый из членов которой обладает суверенитетом (Швейцария).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.