КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические и правовые учения европейского Просвещения
Тема 9 Fi7 Fi4 Но при более тщательном рассмотрении налицо и существенные различия. Религия культуры древних царств -это не только многобожие, но и принципиально другое понимание богов. Главное назначение индифферентных к нравственности богов древнего мира - закреплять определенные социальные функции, придавать им социальный смысл. Например, одни боги освящали и поддерживали порядок (вавилонские боги государства, городов и кварталов), другие - институты семьи (личные боги и богини в Вавилоне), третьи - профессиональную деятельность (Гефест, Деметра, Гермес в Древней Греции или бог кирпичей в Вавилоне), четвертые - общественные ритуалы и хозяйственную деятельность и т. д. В этом смысле даже верховные боги, например, Зевс, не могли вторгаться в сферы и области жизнедеятельности, принадлежавшие другим богам. В противоположность древним воззрениям христианский Бог - нравственная личность и своего рода самодержец, ему непосредственно подчиняются не только его небесные слуги и воинство (ангелы, архангелы, серафимы, престолы и пр.), но и каждый человек, начиная от царя, кончая последним нищим. Как нравственная личность Творец выступает для каждого христианина «идеалом человечности» (выражение Ф. М. Достоевского), как «самодержец» Бог должен вызывать священный страх и трепет. Но в православной традиции христианский Бог - это еще и «Отец небесный», что предполагает не только сыновние чувства и почитание, но и безусловное подчинение. Поскольку русский царь считался помазанником божьим и реально осуществлял верховную власть в государстве, на него автоматически переносились характеристики, относящиеся по сути к православному Богу, прежде всего две основные - держателя абсолютной власти и нравственного начала. Интересно, что предпосылки такого понимания начали складываться еще в Ростово-Суздальском государстве. «Ростово-Суздальские князья сохраняли и развивали традиции "единоправства", закладывая основания для формирования монархической формы правления. Следует отметить, что в Ростово-Суздальских землях, которые первоначально рассматривались как далекая окраина Киевской Руси, достаточно обособленная в силу природных условий (леса, давшие название всему краю - Залесье, -были так густы, что две дружины в XIII веке, готовые сражаться друг с другом, потерялись в них, и битва не состоялась), с малопригодными почвами и довольно малочисленным населением, княжеская власть изначально имела бо- лее сильный характер, чем в других районах. Данный фактор дополнялся хорошо развитым и рано появившимся институтом подданства и формированием специфического отношения к князю не только как первому среди равных, защитнику и покровителю, но и как к "отцу и Богу". Все это, видимо, способствовало укреплению государственно-политической модели княжеского единовластия, из которой впоследствии развилась абсолютная власть царя»259. Если говорить об идеях, выражающих особенности культурного сознания, которые складывались в тот период, то можно отметить борьбу сторонников доктрины «нестяжательства», провозглашенной Нилом Сорским, с идеями «стяжания», сформулированных Иосифом Волоцким. Значение идей Нила Сорского заключалось не только в критике собственно стяжания и «сребролюбия», чем повсеместно грешили представители православной церкви, но не меньше в провозглашении автономии института религии, а также необходимости для человека действовать по разуму. «Деятельность церкви, по мнению мыслителя, должна быть ограничена духовной сферой и ориентирована на помощь человеку в преодолении присущих ему "помыслов"... Нил Сорский считал, что совершенствование человека возможно лишь при наличии у него свободной воли... Человек должен действовать "с рассуждением", а не слепо следовать чужой воле, поскольку без рассуждения "доброе на злое бывает"»260. Оба указанных момента (автономия религии и установка на рациональное действие), безусловно, способствовали становлению полноценной российской культуры. Правда, доктрина нестяжательства подготовила и ряд контркультурных, еретических идей, в частности, на нее опирался в XVI веке Феодосии Косой, которого на русской почве можно считать одним из первых, если можно так вы- 259 Очерки по истории мировой культуры. - М., 1997. С. 434. 21'" Золотухина Н. М., Толстопятенко Г. П. История политической и правовой мысли в России XI - начала XVII вв. // Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв. Р. С. - М., 1987. С. 24. пазиться, революционеров и материалистов. Действительно Феодосии «отрицает божественную природу Христа бессмертие души. В вопросах церковной организации Феодосии отрицает не только владельческие права церкви, но и саму необходимость ее существования. Он проповедует полное неповиновение властям как церковным, так и светским, провозглашая социальное равенство всех людей»261. Впрочем, еще в XV веке сходные идеи высказывались псковскими «стригольниками», которые отрицали воскресение мертвых, Страшный Суд, а также рай и ад. А вот высказывание, приписываемое Иосифом Волоцким митрополиту Московскому Зосиме (возведенному в сан в 1490 году): «А что то царство небесное? Что то второе пришествие? А что то въскресение мертвым? Ничего того несть! Умер кто, ин то умер, то места и был!» Иосиф Волоцкий не только считал, что Зосима впал в ересь, но и настаивал на самых жестоких мерах по отношению к еретикам, объявляя их законными, поскольку, по его убеждению, божественная воля является «не только источником власти, но и законодательства»262. Ему же принадлежит одна из первых трактовок «непротивления властям», что бы те ни творили. «Иосиф подчеркивает обязанность подданных следовать воле князя, не помышляя об оценке и тем более критике его деятельности: даже если властитель суров с простыми людьми, они вправе лишь "смирением и мольбой" наставлять его на путь истинный»263. Вполне солидарен с Иосифом и монах псковского Елеазарова монастыря, создатель концепции «Москва -Третий Рим» Филолей. «В своих посланиях Филолей много говорит о сущности царской власти, описывает образ царя: царь "поставлен есть от бога", подданные обязаны ему повиноваться и будучи напрасно наказаны, могут лишь вы- 261 Там же. С. 26. 262 Золотухина Н. М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. - М., 1985. С. 53-54. 263 Послание Иосифа Волоцкого. - М., Л., 1959. С. 193. ражать свою печаль "горьким стенанием и истинным покаянием" но не активным противостоянием несправедливости»264. При этом, как отмечает мыслитель, царь должен заботиться о своих подданных и наказывать отступающих от «правды» и «творящих зло». Поэтому уже не удивляют размышления Н. М. Карамзина по поводу расправ Ивана Грозного и «цивилизационных» достижений России. В отличие от западных народов, прославившихся кто изобретениями, кто свободами, назначение и особенность русского народа Карамзин видит в образце долготерпения и безропотном принятии мучений со стороны своих правителей. Поражает отличие этой позиции от европейской, где отдельный человек и народы готовы отстаивать справедливость и свои права даже с оружием в руках. Но продолжим характеристику формирующейся российской культуры. Известно, что уже на первых этапах формирования российской культуры сложилась установка на колонизацию окружающих земель и народов. Ее обусловили несколько факторов: силовые способы социальной консолидации, вселенский характер православного мироощущения, существенно влиявшего на установки государства, неразвитость чувства малой родины, обширные земли которой или мало родили, или были культурно не освоены. Дополнение. Насколько российская культура является консервативной (в другом понимании устойчивой), показывает такой факт. Еще не так давно наш известный кинорежиссер и деятель культуры Никита Михалков выступал с идеей восстановления в России монархии. Сегодня он говорит более осторожно, но точнее: всякая власть от Бога, речь идет не о монархии, а о сильной вертикальной власти, опирающейся на христианскую церковь и российские традиции. Только в этом случае, утверждает Михалков, в нашей огромной и многонациональной стране мож- 2" Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Фиделей и его послания. - Киев, 1901. С. 16, 55; Золотухина Н. М., Толстопятенко Г. П. История политической и правовой мысли в России XI - начала XVII вв. // Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв. Р. С. - М., 1987. С. 29. но удержать порядок и решить острые социальные проблемы. Важным аспектом становления российской культуры явилось формирование (строительство) государства как социального института. При этом в XVI веке в качестве главных выдвигаются принципы централизованного аппаратного управления (хозяйствования), поместного делегирования государственной власти лично преданным царю лицам, а также ограниченного сословного представительства. Л. В. Черепнин выделяет два основных направления государственного строительства и соответствующей ему правовой и политической идеологии: 1) реформы, проведенные Избранной Радой и предполагавшие развитие принципа «сочетания учреждений приказного аппарата с организацией сословного представительства в центре... и на местах». Этот общественно-политический идеал разрабатывается Максимом Греком, Зиновием Отенским, И. Пересветовым, А. Курбским, И. Тимофеевым и другими; 2) непосредственная политика Ивана IV, стремившегося сосредоточить всю власть в своих руках и обосновать правомерность неограниченной монархии260. Свою политическую теорию Иван Грозный излагает в посланиях к Курбскому и другим лицам. Родословную русских князей он возводит «от Августа-кесаря и его брата Пруса к Рюрику и киевским князьям». Божественное происхождение русских царей, по мнению Ивана Грозного, оправдывает «неограниченность прерогатив царской власти: царь не должен быть никем и ничем связан в своих действиях; он не отвечает за свои поступки перед подданными, но лишь перед богом, поэтому и стоит выше закона, и даже 265 Черепнин Л. В. Образование централизованного государства в сравнительно-историческом аспекте (XVI-XVII вв.) // Вопросы методологии исторического исследования: (теоретические проблемы исследования феодализма). - М., 1981. С. 153; Золотухина Н. М., Толстопятенко Г. П. История политической и правовой мысли в России XI - начала XVII вв. // Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв. Р. С. - М., 1987. С. 32. если поступает неправедно - это лишь грех, а не преступление»266. Отрицает Иван IV любую необходимость делиться властью, скажем, с боярами или советами городов. Напротив, большинство русских мыслителей, начиная с Максима Грека, подводившего читателя к мысли о гибельности единоличного управления государством, кончая Андреем Курбским и Иваном Тимофеевым, старались показать, что царь в своей деятельности должен опираться на советы (городов, бояр, представителей различных сословий), а также следовать закону, выступая его гарантом. Например, Зиновий Отенский писал, что соблюдение законности («правды во всем») - обязанность и государя, который должен «право все рассмотриши». Автор «Беседы преподобных Валаамских чудотворцев Сергия и Германа» неоднократно повторяет, что цари должны «обо всем накрепко советовати» и формы организации этих советов разнообразные: «бояре и ближние приятели», «люди своея царской палаты», «надежные воеводы», «разумные мужи», «приказные люди»267. Курбский идет еще дальше, предлагая царю помимо советников, которые могут быть «злы и беззаконны», выборный сословно-представительный орган («Совет всенародных человек»). А Иван Тимофеев в исключительных случаях допускает и «физическое уничтожение тирана», оправдывая этот акт иосифлянским тезисом о необходимости различать царский сан и носящее его лицо268. Тем не менее, победила не эта «демократическая» тенденция, а другая - основные институты власти в формирующейся российской культуре все больше основывались на силе и деспотии восточного типа. Например, кровавые расправы Ивана Грозного преследовали не только цель укрепления царской власти, но и подавления всякого инакомыс- 266 Золотухина Н. М., Толстопятенко Г. II. История политической и правовой мысли в России XI - начала XVII вв. // Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв. Р. С. - М., 1987. С. 44. 267 Там же. С. 39-40. 268 Там же. С. 48. лия и создание атмосферы страха, в которой абсолютная власть самодержца уже не встречала никакого сопротивления. «Термин "гроза" у Ивана IV означает устрашение подданных. Причем он обосновывает свое право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли»269. Но как же вменяемая царю нравственная функция? Считалось, что царь-батюшка должен быть справедливым. Дело в том, что реальная власть на земле осуществляется не небесными слугами, а обычными людьми, личностями, которые вполне могут быть (и часто, к сожалению, бывают) слабыми, честолюбивыми, эгоистичными, даже психически больными. На обычном, не царском, месте такой человек не принесет большого вреда, однако, вступив на трон, он начинает определять все основные социальные процессы в стране. Как только, пишет К. Касьянова, личностный статус человека начинает распространяться за пределы его обычных человеческих связей, например, когда он попадает во власть, так «сразу же возникает возможность разнообразных злоупотреблений и искажений. А личностный статус правителя нашего государства - это явление, возникающее всегда именно при таких недозволенных условиях. Правда, возникая всегда недозволенным способом, оно не всегда вызывало такие кошмарные последствия, как в эпоху Ивана IV или Сталина»27". Дополнение. Но дело, конечно, не в самой личности правителя, а его институциональных возможностях. Начиная с XVI-XVII веков русские мыслители убеждают царя думать о народе, «всеобщем благе и справедливости». Призвание монарха, считает, например, известный общественный деятель конца XVII века Ю. Крижанич, - «сделать людей счастливыми», править народом на «пользу, на общее благо и на счастье всего народа», учредить для всех подданных «равный суд», не чинить «людству никакого
269 Там же. С. 45. "0 Касьянова К. О русском национальном характере. С.340-341. тиранства»271. Другой мыслитель XVII столетия С. Полоцкий призывает царя на отягощать население противоестественными налогами и поборами, например, налогами на соль и воду272. Иногда монархи внимали этим увещеваниям, но чаще - нет, и вовсе не потому, что были испорчены как люди. Полное отсутствие в России гражданского общества, а также исключительно слабые общественные институты обусловливали отождествление государства с царской властью, а последней - с персоной царя. Царь же, в XVII веке эта идея окончательно утверждается и даже законодательно оформляется, воспринимается как самодержец, имеющий божественное происхождение. Богам же, особенно по отношению к простым смертным, как известно, все можно. Если говорить о формах хозяйствования, то для российской культуры было характерно не только преобладание натурального хозяйства и прикрепление крестьян к барской или царской земле, но и, с одной стороны, крайняя неразвитость экономических отношений (слабый, «лоскутный» общероссийский рынок, узкая сфера денежных отношений, отсутствие законов, стимулирующих и поддерживающий и первое, и второе), а с другой - доминирование распределительных отношений (в форме абсолютного произвола по отношению к крепостным и в более цивилизованных формах по отношению к государственным крестьянам и остальным слоям населения). Наконец, вопрос о механизме адаптации к новообразованиям, без которых не может существовать ни одна культура. Говоря о новообразованиях, я имею в виду самые разные характерные для российской культуры процессы: миграцию и колонизацию с Запада, бегство крепостных на свободные земли, сопротивление и бунты крестьян, захват приграничных земель, заимствование 211 Пивоваров Ю. С. Русская политическая и правовая мысль XVII в. // Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв. Р. С. - М., 1987. С. 56-60. 272 Там же. С. 59. западных форм жизни и хозяйствования и т. д. В целом все эти влияния можно разделить на два типа. Одни удавалось органично ассимилировать, не нарушая основного строя и институтов российской культуры, например, начиная с царствования Петра Первого были достаточно быстро освоены ряд западных технологий (строительные, металлургические, в армии, в сфере образования) и науки. Другие же, например, попытки ввести в России европейское право и судопроизводство, или создать независимое от властей общественное мнение, или распространить в российском обществе принципы просвещения долгое время были неудачными и создавали в российской культуре большие напряжения. По отношению к таким «неорганичным», «новым» началам в российской культуре, к сожалению, возобладали противоречивые и малоэффективные способы освоения, хотя, надо признать, эти способы вполне отвечали характеру российской культуры. На первых порах власть по привычке старалась подавить любые неудобные для нее и неправильные с ее точки зрения новообразования, но если это ей не удавалось, то власть сама выступала в роли реформатора, опять же силой внедряя новообразования. Как правило, естественный ответ на подобные методы освоения нового - энергичное сопротивление любым нововведениям. Отсюда отмечаемая большинством историков и культурологов амбивалентность и двойственность российской культуры, что часто понимается как ее раскол.
План 2 часа 1. Вольтер: политические и правовые взгляды. 2. Политико-правовое учение Монтескье. 3. Политико-правовое учение Руссо. 4. Политико-правовые идеи якобинцев. 5. Политико-правовая идеология французского социализма. 6. Естественно-правовые учения в Германии XVII–XVIII вв. 7. Политические и правовые учения в Италии XVIII века. 8. Политические и правовые учения в период укрепления абсолютизма. 9. Учение Ф.Прокоповича.
Аннотация
В эпоху Просвещения получила развитие естественно-правовая теория. Социально-политические условия того времени (XVII-XVIII) предопределили соответствующие отличия толкования учения о естественном праве мыслителями каждой из стран: Италии, Германии, Англии, Франции. Получили распространение идеи, в которых назрела потребность: идея государства как всеобщего блага; идеи свободы личности, вероисповедания, убеждений в связи с идеями естественного права (Беккариа). Государственно-правовая теория освобождалась от теологической оболочки. Гуманистические надежды на совершенствование условий жизни и законодательства у Беккариа связывались с просвещенным монархом. Программу антифеодального движения во Франции разрабатывали представители различных политических направлений: просветители, революционные демократы и др. Вольтер был сторонником философии деизма. Критиковал феодальные порядки с позиций рационализма. Свободу понимал как зависимость только от законов. Отдавал предпочтение республике, пропагандировал идеи законности и либеральных методов осуществления власти, при этом управлять должны только собственники. Ш.Монтескье (“Персидские письма”) создал первую развернутую политическую доктрину просветительства. Различает три правления: республику, монархию и деспотию, каждая из которых характеризуется особенностями осуществления власти и взаимоотношений государства и граждан. Что, по сути, положило начало развитию идей о политических режимах. Обоснованные Монтескье идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление в конституционных актах Франции. Ж.Ж.Руссо предложил теории и практике учение о происхождении неравенства. Противопоставил промышленной цивилизации простоту нравов и образа жизни свободных земледельцев. Переход в состояние свободы предполагает заключение подлинного общественного договора. В результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов, или республика. Индивидуальные права тем самым приобретают юридический характер, ибо они обеспечены взаимным согласием и совокупной силой всех граждан. По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу, как основополагающий принцип равенства и свободы. В политической доктрине Руссо особое место отведено проблемам социальной природы власти и ее принадлежности народу. Главной идеей Просвещения было низвержение сословно-феодального строя и учреждение общества, основанного на равенстве людей, их правах и свободах. Развивались идеи и идеологии, которые либо признавали неустранимость имущественного неравенства (Вольтер, Монтескье), либо предлагали уравнять имущество людей, оставив собственность частной (Руссо). Основная идея социалистов – замена частной собственности общностью имущества. Одно направление социалистов выступало за безгосударственный социализм, подчинения государства интересам народа. Другое делало попытки преодолеть и политическое отчуждение, и само государство. Русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия. Реформы Петра I завершили ликвидацию старофеодальных учреждений, положили начало преобразованиям в различных сферах жизни государства, права, законодательства. Однако политико-правовой доктрины петровских реформ, приемлемой для России выработано не было. Иностранные влияния в этой области отражали, прежде всего, внешнюю сторону. Естественно, что на теоретическом уровне политико-правового сознания восприятие распространенных и взращенных на Западе идей происходило иначе. Абсолютизм требовал нового идеологического обоснования в духе времени. Этому духу могла соответствовать лишь теория естественного права, в корне расходящаяся с феодальной действительностью российского абсолютизма. Феофан Прокопович – один из первых теоретиков абсолютизма в России. Резко критиковал католическую церковь за обскурантизм, за отрицание и преследование научных открытий. Проблема соотношения православия и католичества резко стояла на Украине. Осуждал самую мысль о превосходстве духовной власти над светской или о подчиненности государству духовенства и монашества. На основе сочетания богословских и рационалистических идей обосновывал неограниченную монархию. Впервые в русской истории политической мысли поставил проблему происхождения государства как божьего промысла. В.Н.Татищев – сторонник теории естественного права. Формы правления рассматривал как зависящие от объективных условий (географических, состояние населения, территория и др.). Выдвинул требования к закону: изложение содержания закона понятным языком; выполнимость законов; согласованность законов, непротиворечивость законодательства; своевременное и широкое объявление закона; сохранение обычаев древних, если они не противоречат общей пользе.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |