Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические проблемы обучения (дидактика, понятие, основные проблемы, функции)

СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, УМСТВЕННОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО, ЭСТЕТИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

Гражданственность. Главнейшее условие успешности этого процесса состоит в том, чтобы объединить педагогические усилия семьи, школы и органов государственно- общественого управления. Утрата одного их этих слагаемых чревата непредсказуемыми последствиями. Задача органов управления – поддержать и обеспечить соблюдение прав граждан, контролировать выполнение законов, без которых формирование гражданского общества невозможно.

Надо продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость.

Обучение основам гражданственности – не скучное назидание, а поиск оптимальных решений, сопряженных с интеллектуальными усилиями.

Надо чаще обращаться к образцу, примеру – этим традиционно для русского менталитета средствами гражданского воспитания.

Гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением.

Человек, воспитанный в духе гражданственности – это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения.

Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, приобщить ребенка к художественному творчеству.

Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса ребенка отводится его первым игрушкам. Они учат познавать жизнь и являются источником первых эстетических впечатлений. Воспитательное значение имеют эстетическая организация труда, привлекательное оформление комнат, классов и аудиторий в учебных заведениях, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды и прочем. В эстетическом воспитании большое значение имеет развитие чувства любви к природе. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого

Нравственное становление человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка – общение со взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания. Также необходимо проведение бесед и диспутов на примере художественных произведений и практических ситуаций. Таким образом, нравственное воспитание включает в себя вооружение ребенка знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами.

 

 

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

Фундамент здоровья закладывается в детстве. От того, насколько правильно будет организовано физическое воспитание, во многом будет зависеть его самочувствие, настроение, успехи в учебе. Оно способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития. Основными целями физического воспитания являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих работоспособность человека. Комплекс средств физического воспитания включает в себя правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.

Умственное воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение со взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту.

Таким образом, умственное воспитание основывается на:

-развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов

- формирование культуры учебного и трудового процессов

- развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения,

- самостоятельности и способности к творчеству

- стимулирование интереса к работе с книгой

Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых: особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского

отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребнстей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и

привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения

в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

 

 

По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческо­му языку, в котором «didaktikas» означает «поучающий», a «didasko» — «изучающий». Впервые его ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571—1635). В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изу­чает и исследует проблемы образования и обучения.

Дидактика — теоретическая и одновременно нормативно-приклад­ная наука. Своим объектом дидактические исследования делают ре­альные процессы обучения, дают знания о закономерных связях меж­ду различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристи­ки структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.

Полученное теоретическое знание позволяет решать многие про­блемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать прин­ципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих ме­тодов и средств, конструировать новые образовательные технологии и др. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функ­ции дидактики.

Дидактика, как педагогическая дисциплина, оперирует общими по­нятиями педагогики: «воспитание», «педагогическая деятельность», «об­разование», «педагогическое сознание» и др. Но, как теория образова­ния и обучения, дидактика имеет свои специфические понятия. К ним относятся: обучение, преподавание, учение, содержание образования, метод обучения и др.

Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человече­ства, опыта деятельности и познания.

Обучение, как процесс, характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие после­дних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е. общую ориенти­ровочную основу конкретной деятельности. Преподаватель осуществ­ляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучае­мый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.

Содержание образования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта че­ловечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Это тот конечный результат, к которому стре­мится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выра­жаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема | Педагогика как теория воспитания (общее представление о воспитании, цели образования и воспитания)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.