Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие пенсии по возрасту и ее характерные признаки




Пенсионная система в Республике Беларусь

Глава 2. Пенсии по возрасту

§ 1. Пенсионная система в Республике Беларусь

§ 2. Понятие пенсии по возрасту и ее характерные признаки

§ 3. Круг лиц в пенсионном обеспечении по возрасту

§ 4. Условия, дающие право на пенсию по возрасту

Право на пенсионное обеспечение является одним из основных конституционных прав граждан Республики Беларусь. Исходя из анализа соответствующих норм Конституции, его можно сформулировать не только как право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца (ст. 47), но и как право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (ст. 21). Об этом же говорится и в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека.

К числу организационных и правовых проблем в пенсионном обеспечении следует отнести неадекватность величины взносов на социальное страхование размерам пенсий, множественность органов, участвующих в назначении и выплате пенсий, сложность системе их исчисления, частое изменение законодательства и др.

В Республике Беларусь разработана Концепция пенсионной реформы и концепция организации индивидуального (персонифицированного) учета лиц в системе государственного социального страхования. Предполагается развитие действующей пенсионной системы и обосновывается необходимость ее реформирования в будущем с целью увязки трудовых (страховых) пенсий со степенью участия каждого застрахованного гражданина в формировании пенсионной системы. Это означает развитие пенсионной системы на принципах социального страхования, существующей в подавляющем большинстве стран мира.

В ней предлагается построение в республике трехуровневой системы, где первый уровень – социальная пенсия, второй – трудовая или страховая пенсия и третий – дополнительная негосударственная пенсия. Социальные пенсии будут предоставляться всем неработающим нетрудоспособным гражданам независимо от наличия у них трудового (страхового) стажа за счет общих налогов в качестве минимальной государственной поддержки. Трудовая (страховая) пенсия должна увязываться с объемом страховых взносов, зависимых от зарплаты, с которой они уплачивались, и продолжительностью их уплаты. Минимальный размер трудовой (страховой) пенсии будет соотноситься с бюджетом прожиточного минимума пенсионера. Величину максимальной пенсии, согласно Концепции, предлагается поставить в зависимость от установления предельного заработка, с которого взимаются страховые взносы, и на основе которого впоследствии начисляются пенсии с учетом экономических возможностей пенсионного фонда.

Реформой предлагается постепенный переход к начислению пенсий из заработка не за 5 лет, а за весь период страхования. Уже с 1 января 2000 г., в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», 5-летний период для начисления пенсий ежегодно увеличивается на один год. Для объективной оценки степени участия и вклада каждого работника в финансирование пенсионной системы порядок начисления ориентирован на исчисление пенсий из заработка за весь период трудовой (страховой) деятельности. Это касается всех граждан, которым пенсия назначается в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении» после 1 января 2000 г. Для начисления пенсий будет браться заработок за весь период работы, но только тот, из которого в соответствии с законодательством были уплачены взносы на государственное социальное страхование.

Персонифицированный учет застрахованных предусматривает введение лицевых счетов по каждому человеку с данными о страховом стаже, начисляемой заработной плате, страховых взносах и др., т.е. речь идет о создании современной постоянно действующей специальной информационной системы. Использование данных персонифицированного учета позволит устанавливать размер пенсии в зависимости от страхового стажа и уплаты страховых взносов.

Третьим уровнем пенсионной системы в республике будут негосударственные пенсии, которые станут дополнительными. Дополнительное пенсионное страхование будет осуществляться страховыми компаниями или пенсионными фондам в виде профессиональных пенсионных систем. Развитие негосударственных пенсионных систем должно регулироваться в законодательном порядке и осуществляться под государственным контролем.

Реформирование пенсионной системы в Республике Беларусь осуществляется в три этапа. На первом этапе проведены научные исследования и выполнены прогнозно-аналитические работы, необходимые для разработки основных направлений реформирования пенсионного законодательства. На втором этапе подготовлены проекты изменений в законодательстве по пенсионному обеспечению, в которых конкретизированы основные положения Концепции пенсионной реформы и определены сроки их введения в действие. На втором этапе завершена работа по организации персонифицированного учета застрахованных граждан и приобретенных ими пенсионных прав. На заключительном – третьем – этапе будет завершено построение системы пенсионного обеспечения, основанного на страховых принципах.

Таким образом, реформирование пенсионной системы – это долгосрочная и сложная программа, которая будет осуществляться поэтапно. Мировой опыт свидетельствует, что только на создание системы персонифицированного учета и банка данных обо всех застрахованных гражданах потребуется примерно 5-7 лет. Особенно трудоемкой является реформа пенсионного обеспечения по условиям труда. Стратегической целью пенсионной реформы является обеспечение соответствия размера минимальной пенсии в республике величине прожиточного минимума пенсионера.

Вопросы пенсионного обеспечения, а также вопросы социальной поддержки и социального обслуживания входят в систему государственных минимальных социальных стандартов, предусмотренных принятым в конце 1999 г. Законом Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах».

Пенсионная реформа позволит проводить в республике единую политику в отношении пенсионеров. Следствием этого будет обеспечение достойного уровня жизни всех нетрудоспособных граждан.

В Республике Беларусь пенсионное обеспечение является основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан. Видовые признаки пенсий раскрываются в следующем понятии: «Пенсия – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определённого пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью, в размере, как правило, соизмеримом с оплатой по труду и являющаяся основным источником средств существования для неработающих пенсионеров»[8]. В нём можно выделить следующие родовые признаки пенсии:

выплачивается ежемесячно в денежной форме;

по целевому назначению выступает основным источником средств существования для неработающих пенсионеров;

находится в определенной связи с предыдущей общественно полезной деятельностью, последнее условие является основным.

Пенсии по возрасту являются способом реализации гражданами конституционного права на материальное обеспечение при достижении определенного возраста. В прежнем законодательстве Республики Беларусь этот вид обеспечения именовался пенсиями по старости.

В законодательстве Республики Беларусь определение старости связано с наступлением определенного возраста (по общему правилу, 60 лет для мужчин и 55 лет – для женщин). Следовательно, назначение пенсии связано с достижением определенного возраста и освобождением в связи с этим лиц, занимающихся общественно - полезным трудом, от обязанности трудиться с назначением пенсии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.