Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные структуры инновационного процесса

Исходя из этих более широких определений, можно назвать основные этапы инновационного процесса, который ещё принято называть циклом «наука-производство» или кратко НИОКР. Содержание этих понятий понимают иногда широко, иногда весьма узко в зависимости от включаемых ограничений этого процесса. В самом широком смысле инновационный процесс начинается с возникновения идеи, направления, цели исследования, постановки задачи. Иногда, а возможно и всегда, для конкретизации объекта исследования необходимо провести предпроектные исследования. Порой эту часть работы вообще оставляют за пределами инновационного процесса и началом его считают собственно научные исследования.

Под научной работой понимают исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. В укрупнённом плане инновационный процесс состоит из фундаментальных исследований, прикладных исследований, опытно-конструкторских работ и внедрения. При этом количество новых сведений и информации убывает от начальной к конечной стадии процесса. Предлагается и такая формула записи этого цикла:

ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП - М –Сб,

 

где ФИ – фундаментальные (теоретические) исследования,

ПИ – прикладные исследования,

Р – разработки,

Пр – проектирование,

С – строительство,

ОС – освоение,

ПП – промышленное производство,

М – маркетинг,

Сб – сбыт.

 

Фундаментальные исследования (по определению, данному в Инструкции Госкомстата Украины) – это экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний о закономерностях развития природы, общества, человека, их взаимосвязей. Они могут заканчиваться рекомендациями по постановке прикладных исследований для определения возможностей практического использования полученных научных результатов, научными публикациями и т.п.

Прикладные исследования (по этой же инструкции) – это научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование знаний для практических целей. Конечным их результатом являются результаты по созданию технических нововведений (инноваций).

В то же время не всегда можно строго разграничить фундаментальные и прикладные исследования. Даже в рамках одного и того же исследования, состоящего, например, из нескольких серий экспериментов, одна серия опытов открывает закономерность, следующая ставится уже в целях прикладного использования этой закономерности.

Прикладные исследования призваны служить базой для опытно-конструкторских разработок. Последние обоснованно выделяются в особый вид научной или научно-производственной деятельности. К числу опытно-конструкторских разработок относятся: во-первых, конструирование, производство и оценка изделий, изготовленных в количестве, достаточном для испытаний в условиях, приближённых к условиям эксплуатации; во-вторых, эксплуатационные испытания новых устройств, а также материалов и процессов совместно с заказчиком с целью изучения возможного спроса на вновь разработанный продукт.

Названные этапы инновационного цикла выполняются, как правило, специальными научными или опытно-конструкторскими организациями. Фундаментальные исследования выполняются преимущественно в организациях, имеющих статус академических. В Украине это прежде всего государственные академии: Национальная академия наук Украины, УААН, Академия медицинских наук, Академия юридических наук, академия педагогических наук, а также принадлежащие им институты, которые однако уже выполняют и прикладные исследования, причём иногда даже в большей мере, чем фундаментальные. Министерствам и ведомствам принадлежат институты, лаборатории и опытные станции, а также научные организации иного рода (музеи, сады, конструкторские организации, НПО и т.п.), выполняющие прикладные исследования.

Как в Украине, так и в зарубежных странах, обычно фундаментальные исследования финансируются государством из бюджетных средств, а прикладные и особенно ОКР и стадию внедрения финансирует производство.

Научно-технические услуги охватывают деятельность, связанную с научными исследованиями и разработками и способствующую распространению и применению научно-технических знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься:

¨ научные организации в качестве не основной деятельности;

¨ самостоятельные организации, созданные для этих целей (институты научно-технической информации, библиотеки, архивы и др.).

К научно-техническим услугам относятся: предоставление научно-технической информации; перевод, редактирование и издание научно-технической литературы; изыскания (геологические, гидрологические, топографические и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовка и реализации конкретных проектов (кроме научных исследований и разработок, обычных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность.

Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.

Сущность инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее:

- постановка цели и выбор стратегии

- четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение и руководство.

В сферу проблем, решаемых инновационными менеджерами, входят такие как:

- поиск оптимальной структуры научных учреждений и рациональных организационно-экономических систем их функционирования;

- определение скоростей развития и прогнозирование будущих путей науки;

- анализ тенденций роста численности людей науки, затрат на её развитие, на внедрение результатов научных исследований;

- изучение частоты последующего использования однажды выполненных работ;

- определение индивидуальной и коллективной продуктивности труда учёных;

- поиски методов планирования и наиболее эффективного управления научным прогрессом.

Инновационным менеджерам приходится решать сложные задачи получения и обработки информации, её осмысления и принятия на этой основе инновационных решений. При этом эти решения должны согласовываться с инновационной политикой организации, региона, государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятийный аппарат, ключевые термины | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.