КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Высшие потребности
Эти потребности обеспечивают всестороннее развитие человека. Среди них выделяют: Четвертый — культурно-досуговые потребности пассивного характера: а) познавательные потребности; б) потребности в художественном чтении; в) потребности в общении с искусством; г) потребности в игре и др. Пятый — культурно-досуговые потребности активного характера: а) потребность творчества; б) потребность в самодеятельности; в) потребность в самовыражении; г) потребности социально-политические и нравственные. Ядро потребностей высшего уровня составляют потребности во всестороннем развитии и самоактуализации. Вершина иерархии — группа потребностей, связанных с необходимостью личности осознать себя, свою жизнь через подлинный смысл существования. Необходимость в коммуникации самостоятельного подуровня не образует. Подобный подход в структурном анализе человеческих потребностей можно проследить у С.С. Корнеенкова, который подразделял потребности следующим образом: · по генезису — а) врожденные (сексуальные, потребности в пище, питье, продолжении рода, в защите, в свободе, в исследовании и т.д.); б) социально приобретенные (культурные, эстетические, нравственные и т.д.); · по разумности — а) разумные (способствующие добру и созиданию); б) неразумные (ведущие к разрушению, болезням, ненависти); · по территориальному признаку — а) глобальные; б) региональные; в) местные; · по времени удовлетворения — а) текущие; б) ближайшие; в) перспективные; · по социальному характеру — а) прогрессивные и реакционные; б) главные и второстепенные; в) исторически преходящие и устойчивые. Можно выделять потребности мужские и женские, детей и взрослых, здоровых и больных людей, экстравертов и интровертов и т.д. Но исходным положением для своей классификации Корнеенков выбрал составляющие человека модусы: индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсальность — или же тримерию: телесное, душевное, духовное бытие. Предложенное подразделение потребностей построено на положении о том, что человек является мерой всех вещей и причиной, порождающей всевозможные потребности. Человек имеет тело животного, но он может выйти из-под влияния потребностей своей животной сути, животной души благодаря свободной воле и духовному началу. Человек — существо разумное, наделенное индивидуальностью и самосознанием, которые регулируют его поведение. В зависимости от степени развития сознания акцент волевых усилий человека смещается в сторону развития и удовлетворения высших потребностей, что, в свою очередь, гармонизирует потребности земного уровня. Представляет интерес и другая типология потребностей, автор которой Генри Меррей. Данная типология исходит не только из самих потребностей, но и из наличия тех или иных благ, необходимых для их удовлетворения. Причем под благом понимаются не только товары и услуги, но и различные социально-психологические факторы (любовь, радость, престиж и др.). В персонологии Г.Меррея потребности классифицируются по четырем основаниям: - первичные и вторичные, - позитивные и негативные, - явные и латентные, - осознанные и неосознанные. На этой основе Г. Меррей выводит 20 потребностей, которые приведены в таблице. Данные потребности существуют в трех состояниях: рефракторном, когда никакой стимул не способствует пробуждению потребности; внушаемом, когда потребность пассивна, но может быть возбуждена; активном, когда потребность определяет поведение индивида. В целом все потребности взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга. Г. Меррей принимает положение об иерархии потребностей, но вводит понятие доминирования по отношению к тем потребностям, которые «не будучи удовлетворенными, начинают главенствовать с наибольшей силой». Минимальное удовлетворение доминирующих потребностей необходимо прежде, чем смогут вступить в силу другие. В тех случаях, когда различные потребности реализуются в одном о том же поведении индивида, Г. Меррей говорит о смещении потребностей. Другая важная разновидность взаимоотношений потребностей описывается понятием субсидиации. Субсидирующая потребность — та, что служит удовлетворению другой, является лишь инструментом удовлетворения другой. Кроме того, для более предсказуемого поведения индивида Меррей исследует не только сами потребности, но и среду, в которой действует индивид («прессы», облегчающие или затрудняющие достижение цели). В результате формируется сложная система мотивов. При актуализации потребностей индивид оказывается в напряжении, а удовлетворение потребности ведет к его редукции. Удовлетворение — во многом следствие потребностных состояний и их поведенческих следствий. Индивид может ассоциировать конкретные объекты с определенными потребностями (вследствие опыта) и на этом основании формируются способы приближения к данному объекту или способы его избегания. Взаимодействие между всеми детерминантами (потребности, их взаимоотношение, жизненный стиль) и составляет глубинную основу поведения индивида. Потребность всегда предполагает возникновение некоторого состояния, т.е. ценности, которая должна учитываться при анализе мотивации того или иного поведения. Ценности и соответствующие блага, по Г. Меррею, составляют благополучие. Существуют также различные классификации потребностей человека, которые строятся на зависимости организма (или личности) от каких-то объектов или же от нужд, им испытываемых. Так, А.Н. Леонтьев (1956) делил потребности на предметные и функциональные. Пьерон выделяет двадцать видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, которые, по его мнению, создают базу для любого мотивированного поведения: · гедонические (hedone — удовольствие); · исследовательского внимания, новизны; · поиска коммуникации и взаимопомощи; · конкурентные и т.п. В отечественной психологии потребности подразделяются: · материальные (потребность в пище, одежде, жилище); · духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, в творчестве, в эстетических наслаждениях и т.п.); · социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т.д.). Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека и сформировались в процессе филогенетического, общественно-исторического развития человека. Они составляют его родовые свойства. Вся история борьбы человека с природой была прежде всего борьбой за удовлетворение материальных потребностей. Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Хотя и материальные потребности человека осоциализировались (так, например, человек употребляет пищу после длительного процесса ее приготовления). П.В. Симонов (1987) делит потребности на три группы: · витальные — сохранения и развития; · социальные — сохранения, развития, «для себя», «для других»; · идеальные — сохранения и развития. Причем потребности «для себя» осознаются субъектом как принадлежащие ему права, потребности же «для других» — как осознаваемые обязанности. Также психологи говорят о потребностях: · сохранения и развития (роста); · быть отличным от других, единственным, незаменимым (т.е. потребность, связанная с формированием и сохранением собственного «Я»); · потребность в избегании; · в новых впечатлениях. Выделяют также группу невротических потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам: · в сочувствии и одобрении; · во власти и престиже; · в обладании и зависимости; · в информации; · в славе; · в справедливости. Выше мы приводили классификацию невротических потребностей у К. Хорни при рассмотрении ее взгляда на человека и его потребности. Г. Олпорт (1953) и А. Маслоу (1970) выделяют потребности «нужды» и «потребности роста». Пожалуй, наиболее стройной является классификация потребностей А. Маслоу. А. Маслоу исходил из иерархии потребностей, зависящих от фазы развития индивида и приоритетного ранжирования потребностей. Согласно его теории человек, прежде чем «перейдет к следующей категории (иерархии) потребностей, должен попытаться удовлетворить доминирующие потребности (потребности более низкой иерархии). Удовлетворение потребностей низшего порядка позволяет более высоким потребностям служить мотиватором человеческого поведения и влиять на него. Интенсивность (настоятельность) уже удовлетворенных потребностей ослабляется, а настоятельность потребностей высшего порядка повышается. Происходит эволюция структуры потребностей в зависимости и от уровня развития индивида по мере его перехода от общей цели обеспечения жизненного минимума к целям более высокого порядка, относящимся к стилю и качеству жизни. Функциональные потребности — это фундаментальные (жизненные) потребности. Будучи удовлетворенными, они перестают быть доминирующими факторами мотивации и более на поведение индивида не влияют. Потребности в безопасности — это потребности в физической и психологической безопасности. Социальные потребности — потребности во взаимопомощи, сопричастности, чувстве общности. Потребности в уважении — это самоуважение, личное достоинство, уверенность в себе, компетентность, в признании, в наличии значимого социального статуса. Потребности в самоактуализации — это самореализация, развитие личности. В реальной жизни все категории (типы) потребностей сосуществуют, причем та или иная категория (тип) потребностей приобретает большую важность в зависимости от особенностей индивида или в соответствии с теми обстоятельствами, в которых индивид находится в данное время. Говоря о доминировании тех или иных иерархий потребностей, А. Маслоу вовсе не имел в виду необходимость их полного удовлетворения. Более того, последовательность потребностей, изложенная А. Маслоу (функциональные, в безопасности, социальные, в самоуважении и самоактуализации), необязательна для всех людей. Биографии выдающихся творческих личностей доказывают индивидуализацию структуры и иерархии потребностей. Для многих из них потребности в творчестве, в самоактуализации являются доминирующими не после удовлетворения потребностей более низкого порядка (физиологических, в безопасности), а тогда, когда основные потребности в пище, жилище, безопасности и т.д., по сути, еще не удовлетворены или удовлетворены на «грани выживания». Хотя, конечно, удовлетворение потребностей существования (низшего порядка) на некотором базовом уровне — необходимый уровень формирования всех других потребностей. Таким образом, анализ приведенных выше классификаций потребностей показывает, что многообразие человеческих потребностей в виде строгой иерархии представить невозможно. Если иерархия потребностей, основанная на биологических инстинктах, видима и понимаема, то иерархия душевных и духовных потребностей более динамична. Объединенные вместе эти потребности создают феномен человека. И хотя в большинстве случаев эмоциональное и ментальное владеют человеком и держат приоритет, человек как существо духовное должен стать господином своего тела, эмоций и мыслей. Рассмотрев основные подходы к человеку и его потребностям, можно перейти к характеристике особенностей функционирования сферы услуг в контексте удовлетворения потребностей.
Вопросы и задания для самопроверки: 1. Охарактеризуйте группы потребностей с учетом критериев, положенных в основу классификации. 2. Дайте характеристику первичным и вторичным потребностям человека. 3. Приведите классификацию потребностей по Гегелю и Достоевскому, проведите сравнение. 4. Дайте характеристику структурного анализа системы потребностей. 5. Охарактеризуйте базисные потребности человека. 6. Охарактеризуйте высшие потребности человека. 7. Классификация потребностей у С.О. Корнеенкова. 8. Поясните классификацию потребностей Г. Меррея. 9. Классификация потребностей по А.Маслоу. 10. Раскройте сущность классификации И.В.Бестужева-Лада.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |