КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Территориальное районирование.
Лекция №2 Сам процесс деления территории на составляющие – процесс районирования. Бывает: - целевое - проблемноориентированное.
Существует 3 вида районирования:
- административно-тррииториальное (формирует структуру административно-территориального деления страны. Представляет собой сплошное районирование – если мы сложим составляющие то получим территорию в целом. На территории России указом президента с мая 2000 года образовано 7 федеральных округов, в 2010 году произошло выделение 8 федерального округа,
- обще-экономическое – то же самое. Представляет собой сплошное районирование – если мы сложим составляющие, то получим территорию в целом
- проблемное районирование – дискретное. Не может вся страна быть одновременно одинаково проблемной.
Федеральные округа не затрагивая основное (конституционное) административно-территориальное деление, является формой укрепления вертикали государственной власти и объектом централизованного управления в современной России. Руководящие органы федеральных округов наделены определенными полномочиями и функциями, делегированными им президентом РФ. Во главе округа стоит полпред. Районирование осуществляется с определенной целью. В основе создания округов лежит определенная цель – укрепление вертикали власти.
Цель формирования конституционного административно-территориального деления – повышение эффективности управления. Возглавляют – органы власти субъектов федерации.
До 2006 года субъектов федерации было 89. Сейчас их 83. Это связано с попыткой преодолеть ряд проблем. Несмотря на то, что административно-территориальная структура России, сформировалась опираясь на историческое прошлое, выделяют 3 проблемы административно-территориального районирования:
1 проблема: Регионы резко различаются по территории численности населения экономическому потенциалу, но тем не менее принадлежат одному уровню государственному районирования, поскольку имеют политико-административный статус субъекта федерации. Нет двух одинаковых по своим природным и экономическим характеристикам субъектов. Но при этом, несмотря на отличия, все равно они имею равный статус, а органы власти наделены равными полномочиями.
2 проблема: Спецификой Российского административно-территориального районирования является его осуществление на основе 2 критериев одновременно: - по территориальному субъекту а) край б) область в) города федерального значения.
- по национальному критерию а) республика б) автономный округ в) автономная область
Смешанный принцип построения является причиной конфликтов и противоречий из-за различия задач при равенстве полномочий.
3 проблема: Российский парадокс. – Нигде в мире такого прецедента нет. на территории страны при конституционном закреплении равенстве прав автономные округа (за искл. Чукотского) входят в состав другого субъекта РФ. Но в соответствии с конституцией и целая территория являются равноправными субъектами федерации. Однако в экономическом планировании автономные округа самостоятельно не рассматриваются, а учитываются в составе краев и областей. Часть субъектов выделенных по национальному критерию включаются в субъекты, выделенные по территориальному признаку. Но полномочия одинаковые. В это и парадокс.
Проблемой, называемой Российский парадокс является совпадение территорий субъектов, т.е. одни субъекты федерации входят в состав других. Административно-территориальное районирование:
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |