Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономические и познавательные функции науки




Наука в настоящее время развивается очень быстрыми темпами. Наука связана с такими областями как культура, техника, оборона, организация и управление, быт и мышление людей. Наука глубоко проникает в сферу производства. простое наблюдение и эмпирическое изучение уступает место научному исследованию, использованию теоретических и практических знаний. В этом состоит главная функция науки - обслуживание процесса познания и обоснования научных методов для применения на практике. в общем случае наука представляет собой научные знания, то есть знание скрытых свойств природы, общества, мышления, строения, причинных связей и зависимостей объективных явлений, познание природы вещей.

Во все времена, когда люди встречались с трудностями и преградами на пути материального, социального и духовного прогресса, они обращались к силам природы и общества в целях их развития и использования для умножения собственной силы. В результате этого совершались главные скачки в материальном, общественном и духовном развитии человечества. основные скачки развития общества приведены на рисунке 1.

 

 

1- изобретение и реализация паровых машин

2- развитие железнодорожного транспорта

3- создание и развитие авиационной техники и появление радио

4- развитие электроэнергетики и автомобилестроения

5- изобретение и реализация лазерной техники

6- развитие ядерной энергетики

7- формирование и развитие электронной промышленности

8- создание и развитие станков с ЧПУ и робототехники

9- освоение и развитие космической техники

 

Рисунок 1. Базовые инновации в развитии общества.

 

Под влияния тенденций развития производительных сил и потребностей общества современное производство претерпевает глубокие структурные изменения. Производство продукции становится более динамичным и разнообразным. Высокими темпами изменяются количество и качество выпускаемых товаров.

В целях выпуска высококачественной продукции в необходимых количествах для удовлетворения потребностей людей необходимо совершенствование технологий, предметов труда, оборудования средств вычислительной техники, организации производства и т.д. Для осуществления такого процесса необходимо постепенно проводить научные исследования и их внедрение в производство. это связано с тем, что рабочая сила отличается ограниченной физической мощностью и располагает сравнительно небольшими резервами для усиления интенсивности использования. Средняя физическая мощность человека не превышает 0,1 л.с., скорость мыслительной реакции составляет 1/10 секунды, а механическая память человека ограничена и мало надежна. В связи с этим использование внутренних возможностей человека не в состоянии обеспечить условия для ускоренного роста производства, вызываемого растущими потребностями людей. Потребность людей в соответствии с диалектическим законом "возвышения потребностей человека" неограниченны.

По своему происхождению научное знание является предметом труда людей. По своей форме - мыслью, идеей, понятием, высшим типом познавательной информации. По своей сущности отражением действительности, явлений в природе. По своим функциям в обществе полезным продуктом и определенным видом потребительной стоимости.

С точки зрения экономических свойств науки главное значение экономических свойств науки главное значение имеет прикладная роль научного знания. В зависимости от сферы приложения научное знание материализуется в следующие объекты:

- технологические процессы

- технические средства труда

- организацию производства

- хозяйственные решения

- предметы труда

- управление производством и т.п.

Результатом внедрения научных идей, методов и методик является социально-экономический эффект. Посредством этого эффекта наука воздействует на производство и изучает роль стимула добавочного прироста производительности труда людей. В связи с этим растет общая производительность человека.

В рамках системы "исследование-производство" научный труд кооперируется с производительным трудом и сочетается технологически с трудом производственных рабочих. исследовательские работы занимают место как элемент общей технологии, организации производства, экономики и управления производством. В этих условиях научный труд приобретает характер производительного труда. Продуктом научного труда является научно-теоретическая или научно-техническая информация, которая необходима для формирования обязательного предварительного образа любого конечного продукта.

Научное знание в настоящее время занимает все более прочное место в сознательных функциях рабочей силы. Оно постепенно вытисняет рутинное знание, поднимает на более высокий уровень интеллектуальный момент труда и придает ему объективную обоснованность, повышает производительность умственного труда.

Как показывает диалектика развития техники при сочетании человека и машины в процессе исследований и производства (рисунок 2), то есть человеко-машинной системы не только человек оказывает влияние на машину, но и машина оказывает влияние на человека.

Рис.2. Человеко-машина система в исследованиях и производстве.

 

Машина в этом случае реагирует на действия человека и пытается ему подсказать об усовершенствовании самой машины, а также интеллектуального потенциала человека или каких-либо других его действиях. Поэтому в диалектике развития идет постепенное совершенствование как машины, так и человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.