КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Международное сотрудничество в области стандартизации и подтверждения соответствия
Основные элементы системы технического регулирования. Цели, принципы и задачи технического регулирования. Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении. 8. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) до вступления в силу настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии) и принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них. Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами: § применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; § соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития; § независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; § единой системы и правил аккредитации; § единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; § единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; § недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; § недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; § недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; § недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации. Нормативными документами обязательного характера, применяемыми в системе технического регулирования законом определены технические регламенты. Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Технические регламенты принимаются в целях: Ø защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; Ø охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; Ø предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: Ø безопасность излучений; Ø биологическую безопасность; Ø взрывобезопасность; Ø механическую безопасность; Ø пожарную безопасность; Ø промышленную безопасность; Ø термическую безопасность; Ø химическую безопасность; Ø электрическую безопасность; Ø ядерную и радиационную безопасность; Ø электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; Ø единство измерений. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Новая система технического регулирования определяет установление и применение обязательных требований к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, а также установление для добровольного многократного использования требований к продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Обязательные требования устанавливаются в технических регламентах, подтверждение соответствия требованиям технических регламентов является обязательным и осуществляется в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия. Основной целью установления и контроля выполнения обязательных требований к продукции является обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, животных и растений, охраны окружающей среды, личного, государственного и муниципального имущества. Требования для добровольного многократного использования к продукции, выполнению работ и оказанию услуг могут устанавливаться стандартами, системами добровольной сертификации, условиями договоров. Деятельность по установлению и применению такого рода требований есть стандартизация. Подтверждение соответствия требованиями стандартов, систем добровольной сертификации и условиям договоров осуществляется на добровольной основе в форме добровольной сертификации. Таким образом, сфера услуг, в т.ч. гостеприимство и туризм, полностью попадает в сфере добровольного подтверждения соответствия с широкими возможностями разработки стандартов организаций, создания систем добровольной сертификации и регулирования на уровне саморегулируемых общественных объединений и организаций. Основной целью стандартизации в новой системе технического регулирования является повышение конкурентоспособности продукции, услуг, работ, обеспечения их совместимости и взаимозаменяемости, а также обеспечение научно-технического прогресса и повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан и защиты окружающей среды. В Федеральном законе "О техническом регулировании" (далее - ФЗ) отмечено, что международные стандарты (наряду с национальными) могут полностью или частично использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов. Там же указано, что национальный орган по стандартизации участвует в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии. Один из принципов стандартизации - применение международных стандартов как основы для разработки национальных стандартов. Даже короткие выдержки из ФЗ говорят о том значении, которое придают законодатели международной стандартизации. Международная стандартизация - это совокупность международных организаций по стандартизации и продуктов их деятельности - стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции. Основные международные организации по стандартизации: Международная организация по стандартизации - ИСО (ISO), Международная электротехническая комиссия - МЭК (IEC), Международный союз электросвязи - МСЭ (ITU). Их объединяет не только общая область деятельности, но и практически общая производственная площадка в Женеве. В самих названиях организаций заложено разграничение сфер их влияния. Если ИСО разрабатывает стандарты для всех секторов экономики и сфер деятельности, то МЭК специализируется в электротехнике и электронике, МСЭ - курирует электросвязь и телекоммуникации. Сферы интересов этих организаций часто пересекаются. В таких случаях образуются совместные органы по координации работы, созданию общих документов. Международная организация по стандартизации (ИСО)- самая крупная и авторитетная из вышеназванных. Дата ее основания - 23 февраля 1947 г. Основная цель сформулирована в Уставе ИСО: "…содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в областях интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности". Официальные языки ИСО - английский, французский и русский. По состоянию на 1 июля 2003 г. в составе ИСО - организации по стандартизации 145 стран. О масштабе деятельности организации свидетельствуют следующие факты: свыше 30 тыс. экспертов участвуют в технической работе, которая осуществляется в рамках 187 технических комитетов (ТК), 576 подкомитетов (ПК), 2057 рабочих групп (РГ). Ежегодно в разных странах мира проводятся более 800 заседаний упомянутых выше технических органов. Парк стандартов ИСО превышает 14 тыс. единиц, ежегодно публикуется свыше 800 новых и пересмотренных стандартов. Стандарты ИСО, аккумулирующие передовой научно-технический опыт многих стран, нацелены на обеспечение единства требований к продукции, являющейся предметом международного товарообмена, включая взаимозаменяемость комплектующих изделий, единые методы испытаний и оценки качества изделий. Пользователи международных стандартов ИСО - промышленные и деловые круги, правительственные и неправительственные организации, потребители и общество в целом. В стратегии последних лет ИСО уделяет особое внимание торгово-экономической деятельности, требующей разработки соответствующих решений в интересах рынка, и оперативной модели, позволяющей в полной мере использовать потенциал информационных технологий и коммуникационных систем, учитывая при этом, в первую очередь, интересы развивающихся стран и формирование глобального рынка на равноправных условиях. В наши дни необходимо проводить испытания сложной продукции на ее соответствие требованиям технических регламентов с точки зрения ее безопасности, угрозы для здоровья или окружающей среды до поступления продукции на реализацию. В течение многих лет ИСО разработала тысячи стандартов, на соответствие которым оценивается продукция, а также стандартные методы испытаний, позволяющие проводить сличение результатов испытаний, в чем так нуждается международная торговля. ИСО и МЭК совместно разрабатывают руководства ИСО/МЭК, в которых рассматриваются различные аспекты деятельности по оценке соответствия. Содержащиеся в этих руководствах добровольные критерии - результат международного консенсуса в отношении наилучших приемов и подходов. Их применение способствует преемственности и упорядоченности в деле оценки соответствия во всем мире и содействует тем самым развитию международной торговли. Таким образом на практике реализуется принцип: "Единый стандарт, одно испытание, признаваемые повсюду". По секторам экономики стандарты ИСО распределяются следующим образом: технологии материалов - 3617 единиц; инженерные технологии, включая метрологию, испытания, физические явления и др., - 3330; строительство - 3600; электроника, информационные технологии - 2168; транспортировка товаров - 1494; терминология, документация, социология, услуги, организация и управление - 1269; сельское хозяйство, продовольственное дело - 877; здоровье, безопасность и экология - 577. Международная электротехническая комиссия создана в 1906 г. и является одной из старейших международных неправительственных организаций. МЭК разрабатывает международные стандарты в области электротехнической промышленности, электронного машиностроения, ядерного приборостроения, лазерной техники, средств связи, авиационного и космического приборостроения, судостроения и морской навигации, атомной энергии, информатики, акустики, медицинской техники. Особое внимание в последние годы уделяется разработке международных стандартов в области безопасности, надежности и электромагнитной совместимости используемого оборудования, а также его безопасности для окружающей среды. И хотя международные стандарты разрабатываются на основе консенсуса и добровольного признания заложенных в них требований, на практике соответствие им продукции, по существу, обязательно, так как является критерием конкурентоспособности и допуска на международный рынок. В составе МЭК - 56 стран (51 в качестве полноправных и 5 - ассоциированных членов). В ее рамках функционирует 186 ТК и ПК, около 700 РГ. По линии МЭК разработано около 4,5 тыс. стандартов, технических отчетов и рекомендаций. Широкое развитие в последнее время получила сертификация. В 1982 г. начала работать Система сертификации электронных компонентов МЭК (СС ЭК МЭК). В 1985 г. в МЭК сформирована Система по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (МЭКСЭ). В настоящее время в России по линии МЭКСЭ аккредитовано 9, по линии СС ЭК МЭК - 4 испытательные лаборатории. Создана также третья схема - МЭК Ex - по сертификации электрооборудования для эксплуатации во взрывоопасных средах (Ex-оборудование).Россия является членом МЭК с 1911 г. В настоящее время отечественные специалисты входят в состав всех руководящих органов МЭК. В разработке международных стандартов МЭК принимают участие более 100 министерств, ведомств, государственных и коммерческих организаций России. Наша страна ведет секретариаты двух технических комитетов МЭК: ТК 45 "Ядерное приборостроение" (секретариат на базе ЦНИИП Минатома России) и ТК 22 "Преобразователи для высоковольтных линий передач постоянного тока" (секретариат на базе ВЭК им. В.И. Ленина). Российские специалисты принимают активное участие в работе ТК 14 "Электронные кабели", ТК 18 "Электрические установки судов, подвижных и стационарных морских конструкций", ТК 20 "Электрические кабели", ТК 65 "Системы измерения и управления в промышленном процессе", Международного специализированного комитета по радиопомехам и многих других технических органов МЭК. Международный союз электросвязи - организация, разработавшая порядка 1,5 тыс. стандартов в области телефонии и телекоммуникаций. Международные стандарты стали эффективным средством устранения технических барьеров в международной торговле, поскольку обрели статус документов, определяющих научно-технический уровень и качество изделий. За последние пять лет уровень использования международных стандартов вырос с 15 до 35%, а в таких отраслях, как машиностроение, металлургия, транспорт, связь - превысил 40%. В России принят такой порядок внедрения международных стандартов: Ø прямое применение международного стандарта без включения дополнительных требований (применение аутентичного текста, или так называемый метод обложки); Ø использование аутентичного текста международного стандарта с дополнительными требованиями, отражающими потребности народного хозяйства. К примеру, обозначение ГОСТ Р ИСО 10543-99 "Трубы стальные напорные бесшовные и сварные горячетянутые. Метод ультразвуковой толщинометрии" означает, что государственный стандарт Российской Федерации оформлен на основе аутентичного текста международного стандарта ИСО 10543:1994 и утвержден в России в 1999 г. Обозначение ГОСТ Р 50488-93 (ИСО 344-81) "Машины текстильные и оборудование вспомогательное. Прядильное оборудование. Ровничные катушки. Размеры" следует принимать как государственный стандарт, разработанный на основе применения аутентичного текста международного стандарта ИСО 344-81, содержащий дополнительные требования. Утвержден стандарт в 1993 г. Аналогично обозначаются государственные стандарты, принятые на основе аутентичных текстов между- народных стандартов МЭК. Напри- мер, ГОСТ Р МЭК 1007-96, или ГОСТ Р 50377-92 (МЭК 950-86). Из региональных организаций общепризнанны Европейский комитет по стандартизации (СЕН), Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК), Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций (ЕТSI), Консультативный комитет по стандартизации и качеству стран-членов ACEAN, Конгресс по стандартизации стран Тихоокеанского бассейна (PASC), Арабская организация по промышленному развитию и горному делу, Африканская региональная организация по стандартизации, Панамериканская комиссия по стандартам (COPANT), Евразийский международный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC). Наиболее влиятельны и авторитетны три первые из упомянутых выше организаций, являющиеся европейскими аналогами ИСО, МЭК, МСЭ. Новые задачи, вставшие перед европейской стандартизацией в связи с переходом к единому рынку, выполнением директив нового и глобального подходов, определили необходимость совершенствования взаимодействия СЕН, СЕНЭЛЕК и ЕТSI, основанного на стремлении к повышению эффективности процесса стандартизации и призванного облегчить производителям этот переход. В 1991 г. подписано Соглашение о сотрудничестве между МЭК и СЕНЭЛЕК, получившее название Дрезденского соглашения, а в 1996 г. - Соглашение о параллельном голосовании между СЕН и ИСО, названное Венским соглашением. СЕН, СЕНЭЛЕК и ЕТSI рассматривают вопрос об издании совместного каталога и бюллетеня европейской стандартизации. Страны европейского сообщества в последние годы практически все национальные стандарты принимают на основе европейских. Тема 3. Общие понятия стандартизации: цели, принципы, нормативные документы. 1. Цели и принципы стандартизации. 2. Нормативные документы по стандартизации порядок разработки стандартов. 3. Органы по стандартизации, технические комитеты по стандартизации услуг. 4. Концепция развития стандартизации в России.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |