Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западноевропейская экономическая интеграция. Европейский Союз (ЕС)




Идея объединения Европы возникла очень давно — еще в 1517 г., об этом писал Эразм Роттердамский. В 1849 г. мысль о создании Соединенных Штатов Европы развивал знаменитый французский писатель Виктор Гюго. Однако практически реализованы эти идеи были лишь во второй половине 50-х гг. XX в.

Если в 1957 г., в момент создания ЕС, в него входили 6 стран (Германия, Италия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург), то к началу 2011 г. ЕС представлял собой крупнейшее экономическое и политическое интеграционное объединение, в составе которого были 27 европейских государств:

• Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды,

Франция (страны — родоначальницы ЕС);

• Великобритания, Ирландия и Дания (присоединились к со

обществу в 1973 г.);

• Греция (вступила в сообщество в 1981 г.);

• Испания и Португалия (имеют членство в сообществе с 1986 г.);

• Финляндия, Швеция и Австрия (вошли в состав сообщества

в 1995 г.).

Доля в ВМП – 28%, (21% - ППС). На 1 января 2011 г. территория государств — членов ЕС составляла 4,3 млн км2, численность населения — 501,6 млн чел. В пятерку ведущих стран мира (по размеру ВВП, исчисленного по паритету покупательной способности) Несмотря на достигнутые успехи в странах ЕС сохраняются проблемы, например, уровень безработицы там в целом составлял в начале 2007 г. 8,8 % экономически активного населения (у США за тот же период — 4,1 %). Актуальными остаются проблемы различий между странами ЕС в уровнях социально-экономического и научно-технического развития, сохранения отсталых и депрессивных районов.

 

Однако процесс становления этого интеграционного объединения занял достаточно продолжительное время. Ему предшествовал подготовительный период. В 1945—1950 гг. США в Европе начали осуществляться так называемый «план Маршала», связанный с экономической помощью западноевропейским странам. Для регулирования этой помощи в 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии трансформировавшаяся в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1948 г. был создан таможенный союз Бенилюкс, который составили Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Германия, Италия и три указанные страны Бенилюкса. Именно эти 6 стран в 1957 г. подписали договор о создании ЕЭС, а также договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии -- Евратом. При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган — Комиссия ЕЭС — Евратом. В 1967 г. произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС — Евратом.

На протяжении первых десяти лет своего развития ЕЭС (в составе первых 6 стран-участниц — Германии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга) находилось на первом этапе создания зоны свободной торговли, и к таможенному союзу (второму этапу) перешло только в 1968 г.

На практике между созданием зоны свободной торговли и таможенного союза существует «только одно» основное отличие — единый таможенный тариф, который добавляется к основным условиям зоны свободной торговли. Однако при этом создается единая для всех стран таможенного союза система внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. Поэтому переход от зоны свободной торговли к таможенному союзу — это сложная, многолетняя работа по взаимному согласованию внешнеторговой (и торговой вообще) политики, а вместе с ней и отдельных элементов общей экономической политики.

Это действительно так, поскольку таможенный союз подразумевает не только единство таможенной территории, совокупность тарифных и нетарифных мер регулирования в отношении третьих стран, но и сближение систем применения прямых и косвенных налогов (систем налогообложения). А это, в свою очередь, ставит вопрос о сближении в проведении государственной экономической политики в целом.

На стадии таможенного союза таможенные органы и службы, действующие на «внутренних» границах стран — участниц такого союза, упраздняются и их функции передаются таможенным службам на внешних границах союза.

ЕЭС находилось на стадии таможенного союза достаточно долго—с конца 60-х гг. вплоть до начала 90-х гг. XX в. постепенно развиваясь в направлении полноценного «Общего рынка». Однако в реальной жизни с конца 70-х гг. в ЕЭС одновременно с продолжением процесса формирования единого таможенного пространства началось формирование единого валютно-финан-сового пространства.

В 1969 г. было принято решение о постепенном преобразовании таможенного союза ЕЭС в валютно-экономический союз. Однако из-за имевшихся в тот период противоречий между странами, а также начавшегося в 1973 г. мирового тогошвно-сырьевого и энергетического кризиса, который негативно отразился на экономическом положении стран ЕЭС, реализовать эти решения не удалось. В марте 1979 г. была сформирована Европейская валютная система (ЕВС) — с фиксированными, но регулируемыми валютными курсами, а также с совместной расчетной валютой стран сообщества — ЭКЮ (ECU). Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран — членов сообщества при их обмене друг на друга и на доллары от курса центральных банков этих государств (своего рода валютный коридор с максимально допустимыми отклонениями в 2,25 %, который нередко называли «валютной змеей»). Самое главное было то, что «Общий рынок» стал уже этапом действительного интеграционного «переплетения» национальных экономик западноевропейских стран — здесь они договаривались о свободном перемещении через границы не только товаров, но и услуг, а также таких факторов производства, как капитал и рабочая сила. Поскольку торговля услугами — одна из наиболее сложных (и «чувствительных») форм международного обмена (особенно в области финансов, страхования), то свободный международный обмен услугами и международное движение капитала свидетельствуют об очень высокой степени взаимного политического доверия между государствами.

В конце 1985 г. странами сообщества был принят важный документ - - Единый европейский акт, вступивший в силу в июле 1987 г., которым предусматривалось создание к концу 1992 г. единого внутреннего рынка стран сообщества, т. е. экономического пространства, где отсутствуют внутренние границы и обеспечена свобода передвижения граждан, товаров, услуг и капиталов.

Существенный шаг в развертывании процесса западноевропейской интеграции был сделан в 1991 г., когда в Маастрихте был

согласован Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский дог вор), вступивший в силу в ноябре 1993 г. после ратификации парламентами стран ЕС. В соответствии с этим договором с 1993 г, вводилось единое гражданство ЕС, которое должно было существовать параллельно с национальным гражданством стран — членов ЕС. Во-вторых, формировался политический союз, что подразумевало осуществление интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренней политики стран ЕС (особенно в области борьбы с преступностью), сближение правовых систем отдельных стран, значительное повышение роли парламента Союза.

Одной из основных задач Маастрихтского договора было завершение экономической интеграции путем создания Экономического и валютного союза (ЭВС). При этом подчеркивалось, что Европейский валютный союз с единой для стран-участниц валютой — евро — будет включать в свой состав только те страны, которые выполнят требования взаимной адаптации экономических систем (дефицит государственного бюджета — не более 3 % ВВП, накопленный государственный долг — не более 60 % ВВП

и др.).

Сейчас решаются задачи завершения создания Европейского валютного союза. В мае 1998 г. были определены 11 из 15 стран Европейского Союза, которые соответствовали указанным «маастрихтским стандартам», с 1 января 2005 г. ввели общую валюту — евро и начали участвовать в создании так называемой зоны евро (Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция). Экономика зоны евро является одной из крупнейших в мире, сравнимой лишь с экономикой США: здесь в конце 90-х гг. создавалось около 15,5% всего мирового ВВП, в то время как в США — 20,8 %. Совокупный ВВП стран зоны евро вдвое превосходит ВВП Японии (7,5% мирового ВВП). В то же время доля этих стран в мировой торговле выше -- 19,5% всего мирового экспорта, тогда как доля США составила только 15%, а Японии — 8,5 %. Золотовалютные резервы стран еврозоны составляли в 2000 г. 266 млрд долл.

Материальную основу зоны евро составляют ведущие про-мышленно развитые страны: в 2005 г. на Германию приходилось 35,8 % промышленного производства зоны евро; Италию — 20,8 %; Францию - • 17,8%; Испанию -- 9,3%; остальные страны -16,3 %. С 1 января 2001 г. к ним присоединилась Греция. На начало 2001 г. вне зоны евро оставались такие страны —члены ЕС, как Великобритания, Дания и Швеция.

С начала 2005 г. действует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), а созданный Европейский центральный банк (ЕЦБ) использует евро для формирования единой денежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет внедрение евро на миро-

 

вых валютных рынках, причем ее собственные операции на них проводятся только в евро.

Последний этап формирования зоны евро начнется с 1 января 2002 г., когда евро войдет в наличное обращение, будет обращаться параллельно с национальными валютами стран — членов зоны евро и последние будут постепенно уходить из обращения, обмениваясь на евро. С 1 июля 2002 г. национальные валюты изымаются из обращения и осуществляется полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро.

Если к этому этапу Великобритания не присоединится к зоне евро, то роль мирового финансового центра может перейти от Лондона к Франкфурту-на-Майне (где располагается ЕЦБ) и Парижу. В перспективе завершение формирования Экономического и валютного союза ЕС изменит расстановку сил в мировой экономике в пользу «новой Европы» за счет некоторого ослабления позиций мировых лидеров — США и Японии.

Россия должна в максимальной степени учитывать те новые условия мирохозяйственного развития, которые появятся после завершения процесса формирования зоны евро, поскольку страны ЕС (вместе взятые) остаются крупнейшим внешнеторговым и экономическим партнером нашей страны (на их долю в 2005 г. приходилось 34 % экспорта и 37 % импорта Российской Федерации). Однако доля европейских валют в обслуживании платежно-рассчет-ных отношений России в 90-е гг. была относительно невелика (в сравнении с долями этих стран во внешнеторговом обороте). Завершение процесс введения евро может существенно изменить ситуацию и привести к значительному возрастанию позиций новой европейской валюты в России, а также других странах СНГ.

ЕС в настоящее время располагает целой системой институтов. Главными органами ЕС являются:

• Европейский совет (Совет Европейского Союза) — орган глав

правительств государств-членов, в состав которого входит также

президент Комиссии. Единый европейский акт юридически закре

пил положение Совета как верховного политического органа ЕС;

• Европейская комиссия (Комиссия Европейских Сообществ —

КЕС) — исполнительный орган ЕС, который разрабатывает зако

нодательство ЕС как по инициативе, так и по поручению Европей

ского парламента или Европейского совета. По своей структуре

Европейская комиссия состоит из нескольких департаментов (по

различным направлениям деятельности), члены Комиссии неза

висимы в своей деятельности от национальных правительств, по

скольку она (вместе с Европейским парламентом) является над

национальным органом;

• Европейский парламент — избирается в ходе прямых всеобщих

выборов. Он участвует в законодательном процессе ЕС и осуще

ствляет контроль за деятельностью Европейской комиссии;

 

 

• суд Европейского союза (Европейский суд) — состоит из 15 судей (по одному от каждого государства-члена) и дополнительно одного судьи, а также 9 юридических советников. Суд урегулирует разногласия стран — членов ЕС между собой и ЕС, между институтами ЕС, между ЕС и юридическими и физическими лицами; выдает заключения по международным соглашениям; выносит предварительные постановления (не имеющие юридической силы) по делам, переданным ему национальными судами. Суд налагает штрафы на государства-члены ЕС, не выполняющие его постановлений.

Кроме центральных в ЕС действуют рабочие органы: Палата аудиторов, Экономический и социальный комитет и Комитет регионов — консультативные органы, обеспечивающие соблюдение интересов различных экономических и социальных категорий граждан и регионов; Европейский инвестиционный банк, задачей которого является кредитование проектов, связанных со структурным переустройством в странах —членах ЕС; Европейский центральный банк, созданный в соответствии с Маастрихтским договором и с 2005 г. отвечающий в качестве независимого органа за кредитно-денежную политику в валютно-экономическом союзе.

Специфическим инструментом является единый бюджет ЕС, составлявший в 2001 г. более 92 млрд евро. Доходы этого бюджета формируются за счет собственных ресурсов ЕС, в том числе таможенных пошлин, установленных в рамках Единого таможенного тарифа ЕС на импортируемую на территорию Союза продукцию; налогов на импорт сельскохозяйственных товаров из третьих стран, ввозимых на территорию ЕС; отчислений государствами-членами в размере 1 % от собираемого налога на добавленную стоимость. Кроме этого важным источником единого бюджета ЕС являются отчисления государств-членов, определяемые в соответствии с величиной их ВНП.

Поскольку процесс международной экономической интеграции в рамках ЕС проходит в целом успешно, в эту международную организацию стремятся вступить новые страны. Уже в 1998 г. переговоры о присоединении к ЕС начали вести Польша, Венгрия, Чехия, Словения и Эстония, а также Кипр. К странам «второй волны», также желающим вступить в ЕС, относятся Болгария, Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Мальта. Однако, по оценкам Европейской комиссии, реальное расширение ЕС начнется не раньше начала 2005 г.

В качестве другого примера международной экономической интеграции можно назвать НАФТА — Северо-Американское соглашение о свободной торговле (NAFTA, North American Free Trade Agreement), которое действует с января 1994 г. Важно то, что НАФТА пошло дальше первого этапа реализации интеграционного процесса -зоны свободной торговли. Здесь не только были сняты таможен-

 

ные барьеры и другие ограничения для экспорта и импорта товаров стран — участниц соглашения, но и созданы условия для свободного движения не только товаров, но и услуг, рабочей силы, капиталов. По существу к концу 90-х гг. были отработаны общие подходы предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций.

Кроме того, в рамках НАФТА имеются договоренности:

• о защите интеллектуальной собственности;

• по гармонизации технических стандартов, санитарных норм

и др.;

• по формированию механизма разрешения споров (антидем

пинговые проблемы, субсидии и др.).

В перспективе (через 10 — 12 лет) актуальными станут вопросы практического слияния рынков стран — участниц НАФТА. Однако в рамках этого соглашения еще отсутствуют такие организационные структуры, как Комиссия Европейских Сообществ, Парламент, Суд, Европейский центральный банк и т.д., имеющиеся в ЕС. НАФТА находится на начальных стадиях интеграционного процесса по сравнению с ЕС. Поэтому еще рано говорить об успешности и завершенности процесса международной экономической интеграции в рамках НАФТА.

В последние годы, учитывая тенденции глобализации мировой экономики, как возможный вариант развития в перспективе рассматривается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

 

9.3. Проблемы экономического сотрудничества стран СНГ

Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украины в декабре 1991 г., затем к нему присоединились другие республики бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. Таким образом, к началу 2001 г. в состав СНГ входили 12 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Доля стран СНГ в мировом ВВП к концу 90-х гг. составляла 3 %.

При создании СНГ государства — учредители этой организации ставили следующие задачи:

• провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного на

следства, обретения полного суверенитета и международного при

знания с наименьшими издержками;

• исходя из того что единое союзное государство (СССР) и его

единый народнохозяйственный комплекс существовали длитель

ное время, создать на базе бывших союзных республик общее эко-

 

комическое, научно-техническое, информационное, гуманитарное пространство.

Для нашей страны деятельность СНГ имеет приоритетное значение, поскольку речь идет о сотрудничестве с соседними государствами («ближнем зарубежьем»), составлявшими ранее единое союзное государство. Основными целями России при сотрудничестве в рамках СНГ являются:

• сохранение и укрепление геополитических позиций России в

современном мире;

• обеспечение доступа к сырьевым ресурсам других стран СНГ

(например, от 70 до 100 % потребностей РФ в отдельных видах

цветных и редкоземельных металлов покрывается за счет поста

вок из других стран СНГ; значительна роль других стран СНГ в

поставках в Россию хлопка, черных металлов, некоторых видов

продовольственных товаров);

• сохранение своих позиций на рынках готовой продукции стран

СНГ (прежде всего машин и оборудования), так как если эти

рынки будут потеряны, то вернуться на них в дальнейшем будет

крайне сложно;

• СНГ остается «полем» деятельности российского капитала и

его возможной экспансии в перспективе (здесь особое значение

имеет деятельность российских транснациональных финансово-

промышленных групп, банков, предприятий с участием'россий-

ского капитала);

• СНГ имеет важное значение с точки зрения функционирова

ния российской инфраструктуры транспорта и связи (ведущие в

страны дальнего зарубежья нефтепроводы и газопроводы, желез

нодорожные пути проходят по территории некоторых стран СНГ,

а авиатрассы — в их воздушном пространстве);

• гуманитарные цели — сохранение традиционной свободы пе

редвижения граждан в рамках СНГ; сохранение и укрепление об

щего культурного, образовательного, информационного простран

ства; поддержка русскоязычного населения за рубежом; обеспече

ние недискриминации, предотвращение массовой миграции на

селения в Россию из других стран СНГ, координация действий в

борьбе с преступностью.

Следует подчеркнуть, что и другие страны СНГ заинтересованы в эффективном экономическом и научно-техническом сотрудничестве с Россией. У них сохраняется производственно-технологическое единство с промышленным комплексом России, они теснейшим образом связаны с топливно-энергетическим комплексом нашей страны, высока зависимость этих государств от транзита через территорию РФ, многие их них заинтересованы в экспорте своей продукции (особенно сельскохозяйственной) в Россию. В Российской Федерации работает значительная часть трудоспособного населения ряда стран СНГ, что в некоторой степени

 

решает проблемы безработицы в них. Сохраняет свое значение и кредитование стран СНГ со стороны России.

Эта взаимная заинтересованность нашла свое отражение в целом ряде соглашений, которые были подписаны странами —членами СНГ:

• сентябрь 1993 г. — Договор о создании Экономического союза, в

состав которого вошли все страны СНГ за исключением Украи

ны, являющейся его ассоциированным членом;

• апрель 1994 г. — Соглашение о создании зоны свободной торгов

ли (подписано всеми 12 странами — членами СНГ);

• январь 1995 г. — Соглашение о создании Таможенного союза, в

который (к началу 2001 г.) вошли 5 стран СНГ: Белоруссия, Ка

захстан, Киргизия, Россия и Таджикистан;

• апрель 1997 г. —Договор о Союзе Белоруссии и России;

• декабрь 2005 г. — Договор о создании Союзного государства

России и Белоруссии;

• октябрь 2000 г. — Договор об учреждении Евразийского экономи

ческого сообщества (ЕврАзЭС).

Следует обратить внимание на то, что в самой хронологии принятия указанных документов видна определенная противоречивость и непоследовательность с точки зрения логики осуществления интеграционного процесса (сначала создание зоны свободной торговли, затем таможенного союза, общего рынка и в конце — экономического и валютного союза). В СНГ всеми странами сначала был подписан Договор о создании Экономического союза, затем Соглашение о создании зоны свободной торговли. Соглашение же о создании Таможенного союза было подписано лишь пятью странами СНГ.

К началу XXI в. в результате непоследовательности действий и сохраняющихся существенных различий в интересах стран — членов СНГ переживает сложные времена. Содружество достаточно успешно выполнило свою первую задачу — сделать минимальными политические издержки становления суверенитета бывших союзных республик. Однако вторую задачу — создание эффективно действующего экономического Содружества и реальное осуществление в его рамках процесса международной экономической интеграции — решить не удается.

Проблема состоит в том, что исторически начиная с 1991 г. произошло «наложение» двух процессов: 1) распада СССР и негативных последствий этого и 2) трансформационного спада (связанного с переходом во всех странах СНГ от централизованной экономики к рыночной).

Результатом этого явилось резкое сокращение взаимных экономических связей стран —членов СНГ. Так, в 1997 — 2000 гг. их взаимный товарооборот сократился со 138 млрд долл. до 59 млрд долл., при этом падение товарооборота в 1,5 — 2 раза опережало сокра-

 

щение производства. Удельный вес взаимного товарооборота стран СНГ в обшем объеме их внешней торговли сократился в 1996 — 1998 гг. в 2,7 раза (с 78,6 до 31 %). Если в 1990 г. в межреспубликанский обмен (в границах бывшего СССР) было вовлечено примерно 1/4 ВВП нынешних стран СНГ, то в конце 90-х гг. — только 1/10. В 1994—1996 гг. (когда был заключен ряд отмеченных выше важных соглашений) сокращение объемов взаимной торговли стран СНГ несколько уменьшилось, однако затем вновь увеличилось.

Помимо тенденции спада взаимной торговли стран СНГ и уменьшения взаимозависимости и взаимодополняемости национальных экономик этих стран проявились и другие негативные тенденции:

• во многих странах СНГ происходит смена приоритетов в сфере

внешнеэкономической деятельности на рынки «третьих» стран (не

входящих в состав СНГ) (например, к концу 90-х гг. удельный вес

российских инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций

в Украине составлял 4 %, США — 21 %, Германии — 13 %);

• ведущие промышленно развитые страны (особенно США и

Германия) и их экономические и военно-политические группи

ровки (ЕС, НАТО), а также некоторые международные финансо

во-экономические организации, где указанные страны играют оп

ределяющую роль, осуществляют селективную политику по отно

шению к конкретным странам СНГ, противопоставляя их друг

другу и фактически разваливая СНГ;

• усиливаются различия между странами СНГ по уровню соци

ально-экономического развития, характеру функционирования хо

зяйственных механизмов (одни из стран СНГ в большей степени

перешли к рыночной экономике, чем другие);

• у многих стран СНГ резко возрос внешний долг по отноше

нию к России (в начале 2000 г. он оценивался в 8,2 млрд долл.), и

сокращение этого долга для них очень проблематично;

• внутри Содружества (помимо Союза России и Белоруссии,

Таможенного союза 5 государств и созданного ими же Евразий

ского Экономического Сообщества) образовались субрегиональ

ные объединения — Центрально-Азиатский союз (Казахстан, Кир

гизия, Узбекистан, Таджикистан), группировка ГУУАМ (Грузия,

Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Украиной и Мол

давией предпринимались попытки создать свой Таможенный союз.

На практике ни одна из стран СНГ не выступает за прекращение его деятельности и не выходит из его состава. Сохранение СНГ поддерживается большинством населения стран — участниц этой организации. Однако неопределенными остаются дальнейшие цели и приоритеты Содружества, а принятые в рамках этой организации решения зачастую не выполняются. Так, например, в рамках СНГ принято около 1000 всевозможных документов, в

том числе и концептуального характера (в частности, «Концепция экономического интеграционного развития» в 1997 г.). Однако страны СНГ до сих пор не пришли к устраивающей их всех модели экономического взаимодействия, которая была бы эффективна в условиях мировой экономики XXI в. Не разработаны также правовые и организационные аспекты сотрудничества. Отсутствует единая (или хотя бы согласованная) внешняя политика стран СНГ по отношению к третьим странам и их группировкам. Конкурируя друг с другом на рынках стран, не входящих в СНГ, они лишаются значительных прибылей.

Одной из характерных тенденций сотрудничества в рамках СНГ является развитие «разноуровневой и разноскоростной интеграции» (экономического сотрудничества). Действительно, в рамках Содружества сложились такие межгосударственные объединения, как Союзное государство России и Белоруссии («двойка»), Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана («пятерка»). Наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ является Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, договор о создании которого был подписан в декабре 2005 г. При этом были поставлены задачи создания союзного государства при сохранении национального суверенитета его государств-участников с формированием союзных государственных органов и наднациональных органов управления. Россия и Белоруссия остаются полноправными членами международного сообщества и сохраняют свое членство в международных организациях, а также свои обязательства и права по международным договорам.

Союзное государство России и Белоруссии (при сохранении этими странами суверенитета, независимости, международной правосубъектности и своего государственного устройства) обладает уже всеми признаками государственности, территорией и границами, гражданством, определенной структурой органов власти. Целями Союзного государства являются формирование единого экономического пространства, осуществление единой социальной политики, проведение согласованной внешней и оборонной политики.

В октябре 2000 г. в столице Казахстана Астане был заключен Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, в состав которого вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, ЕврАзЭС призвано заменить Таможенный союз 5 указанных стран. Задачами нового объединения являются:

• завершение оформления в полном объеме режима свободной

торговли;

• формирование единого таможенного тарифа и единой систе

мы мер нетарифного регулирования;

• установление общих правил торговли товарами и услугами и

их доступа на внутренние рынки;

• выработка согласованной позиции государств-членов во вза

имоотношениях с ВТО и другими международными экономиче

скими организациями;

• создание унифицированной системы таможенного регулиро

вания.

Основная цель создания ЕврАзЭС — создание единого экономического пространства на территории 5 указанных стран. Принятие решений в ЕврАзЭС будет осуществляться на основе стандартной международной процедуры: количество голосов каждой страны пропорционально долям средств, внесенных ею в бюджет сообщества, а эти средства, в свою очередь, пропорциональны экономическому потенциалу страны (у России — 40 голосов, Казахстана и Белоруссии — по 20, у Киргизии и Таджикистана — по 10).

Высшим органом (ЕврАзЭС) является Межгосударственный совет, который собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год — на уровне глав правительств. Постоянно действующие органы ЕврАзЭС — Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея, Суд Сообщества.

По решению Межгосударственного совета в странах—членах сообщества могут открываться представительства Интеграционного комитета.

В целом несмотря на все отмеченные негативные тенденции и сложности современного экономического положения возможности повышения эффективности взаимного экономического сотрудничества и на этой основе перехода к динамичному экономическому росту в странах СНГ сохраняются. Для этого нужны политическая воля и соответствующие последовательные шаги со стороны руководителей стран Содружества, а также активизация связей хозяйствующих субъектов этих стран на микроуровне.

Если бы удалось восстановить единое экономическое пространство этих государств, то они могли бы без дополнительных инвестиций резко увеличить масштабы и повысить эффективность производства в базовых отраслях. На этой основе можно было бы создать предпосылки экономического роста сначала во взаимосвязанных отраслях, а затем в национальных экономиках в целом, решить такие острые проблемы, как безработица, повышение уровня жизни населения стран СНГ, значительная часть которого живет ниже черты бедности. Кроме того, хорошо известно, что именно внутренняя торговля является основным фактором успешного развития всех региональных экономических группировок. У стран СНГ в этой области имеются значительные резервы: если в СНГ доля взаимного товарооборота в общем объеме внешней торговли составляет 31 %, то в НАФТА аналогичный показатель — около 50 %, а в Европейском Союзе — более 60%. Реализация возможностей действительного осуществления процесса международной эконо-

 

мической интеграции в рамках СНГ может стать существенным фактором их экономического развития.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите сущность процесса международной экономиче

ской интеграции и охарактеризуйте основные его этапы.

2. Покажите принципиальные различия между зоной свободной

торговли и таможенным союзом как этапами интеграционного про

цесса.

3. Охарактеризуйте основные этапы становления и развития ЕЭС

(ныне — ЕС).

4. Какие задачи решаются в ходе процесса международной эко

номической интеграции на этапах формирования «Общего рын

ка» и Экономического и валютного союза?

5. Какие изменения могут произойти в системе современной

мировой экономики после завершения процесса формирования

зоны евро в рамках ЕС, и, в свете этого, какие новые проблемы

встанут перед Россией?

6. Покажите основные этапы становления СНГ, охарактери

зуйте основные принятые при этом договоры и соглашения.

7. В чем причины того, что экономическое взаимодействие го

сударств в рамках СНГ не приобрело в полной мере черты между

народной экономической интеграции?

 

 

Глава 10

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

10.1. Международные экономические организации системы ООН

Мировое хозяйство, представляющее собой сложную систему экономических отношений и взаимосвязей, не может развиваться без регулирующего начала. Разумеется, речь совсем не идет о том, чтобы регулировать все формы международных хозяйственных, так называемых мирохозяйственных, связей. Под регулированием понимается лишь установление некоторых общих «правил игры», которые позволяют сделать развитие мировой экономики более предсказуемым, хотя и не избавляют мир от потрясений и кризисов как на уровне отдельной страны, так и на уровне всего мирового хозяйства.

Важной составной частью правового оформления механизма регулирования мирового хозяйства являются международные экономические (в том числе валютно-финансовые) организации. Их значение на стадии глобализации еще более возрастает.

Сфера деятельности и степень обязательности выполнения решений экономических и валютно-финансовых организаций не одинаковы.

Наиболее универсальными являются международные экономические организации, входящие в систему ООН (United Nations -UN), в деятельности которой вопросы экономики занимают существенное место.

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) является центральным органом по обсуждению международных экономических и социальных проблем и играет важную роль в подготовке и обсуждении вопросов экономической и социальной политики на мировом и региональных уровнях. В составе ЭКОСОС имеется девять функциональных комиссий, в том числе статистическая, по народонаселению и другие, а также ряд постоянных комитетов и экспертных органов (по природным ресурсам, планированию развития и др.).

Экономическому и социальному совету подотчетны региональные комиссии ООН: Европейская экономическая комиссия (Женева, Швейцария); Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок, Таиланд); Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абеба, Эфиопия); Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили) и Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (Бейрут, Ливан).

Региональные экономические комиссии ООН занимаются выработкой рекомендаций по региональным проблемам, выступают как исследовательские и информационно-аналитические центры. Комиссии призваны способствовать экономическому и социальному развитию соответствующих регионов. Так, в 90-х гг. Европейская экономическая комиссия, куда входит и Россия, предприняла усилия, направленные на оказание помощи странам Центральной и Восточной Европы в переходе к рыночной экономике.

Важной формой обсуждения актуальных экономических проблем стали конференции ООН (например, Конференция ООН по проблемам окружающей среды и развития, Рио-де-Жанейро, 1992 г.; Конференция ООН по народонаселению, Каир, 1994 г. и др.), а также специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Конференции и специальные сессии дают возможность обсудить и наметить подходы к решению сложных проблем, с которыми сталкивается в той или иной степени все человечество.

В рамках ООН действует ряд специализированных организаций, в том числе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ,

 

World Health Organization,WHO), Международная организация труда (МОТ, International Labour Organization, ILO), Международный банк реконструкции и развития (МБРР, International Bank for Reconstruction and Development, IBRD), Международный валютный фонд (МВФ, International Monetary Fund, IMF), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, UNESCO), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО, Food and Agricultural Organization, РАО) и др.

С ООН также тесно связана деятельность ряда других международных организаций, в числе которых — Всемирная торговая организация (ВТО, World Trade Organization, WTO), не являющаяся специализированным учреждением ООН, но имеющая с ООН договоренности о сотрудничестве.

Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная по инициативе развивающихся стран, ставит целью оказание содействия процессам индустриализации в развивающихся странах, координирование всей деятельности ООН по промышленному развитию.

Усилия Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) направлены на улучшение сельскохозяйственного производства и повышение уровня жизни и питания. ФАО — центр мировой статистики по вопросам сельскохозяйственного производства и торговли продовольствием. В рамках ФАО работают около 30 комиссий и комитетов, занимающихся изучением состояния сельскохозяйственного производства на различных континентах и в отраслях сельского хозяйства.

Программа развития ООН — ПРООН, являясь автономным органом ООН (учреждена Генеральной Ассамблеей в 1965 г., начала деятельность с 1 января 1966 г., штаб-квартира в Нью-Йорке), оказывает техническое содействие с целью ускорения экономического роста развивающихся стран. Программы помощи осуществляются только в тех странах, от которых поступают соответствующие просьбы.

Важным международным форумом стала Конференция ООН по торговле и развитию — ЮНКТДД (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD), созданная как постоянный орган Генеральной ассамблеи ООН 30 декабря 1964 г. ЮНКТАД ставит своей целью стимулирование торговли между странами с различными социальными и экономическими системами и является центром по выработке согласованных решений по вопросам внешнеторговой политики как отдельных стран, так и ряда экономических объединений. Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве.

Некоторые специализированные органы ООН занимаются вопросами сотрудничества в конкретных областях, например транс-

 

порта. К таким организациям относятся Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO) и Между, народная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ICAO).

В 1957 г. как автономное учреждение под эгидой ООН было образовано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), членами которого являются 127 стран. Основные направления деятельности МАГАТЭ следующие: сбор, обмен и распространение научно-технической информации, предоставление содействия странам в подготовке кадров, технической помощи, разработка норм и правил радиационной безопасности.

В сфере трудовых отношений ведущее место принадлежит специализированному учреждению ООН — Международной организации труда (МОТ), созданной еще в 1919 г. в качестве автономного органа Лиги наций. В отличие от других организаций в МОТ действует принцип трехстороннего представительства: каждая страна—член МОТ представлена четырьмя делегатами — двумя от правительства и по одному от работодателей и рабочих. В центре усилий МОТ стоит разработка и принятие международных стандартов в сфере труда и занятости. Однако присоединение стран к этим стандартам осуществляется на добровольной основе. МОТ имеет свои бюро в 40 странах мира.

Сфера международной торговли регулируется как двусторонними, так и многосторонними соглашениями. Ряд из них имеет международный характер, другие регулируют торговлю в рамках интеграционных или региональных объединений. К числу первых принадлежит Всемирная торговая организация (ВТО), начавшая свою деятельность с 1 января 1995 г. и ставшая преемницей действовавшего с 1948 г., Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Как пример организации второго типа можно назвать Европейский Союз, региональное объединение, в компетенцию которого входят как вопросы производства, так и торговли.

Кроме организаций, входящих в систему ООН, имеется целый ряд авторитетных международных организаций в отдельных сферах мирового хозяйства.

С 1919 г. осуществляет деятельность Международная торговая палата (МТП). Местонахождение секретариата данной организации — Париж. МТП видит свои основные задачи в том, чтобы содействовать улучшению экономических отношений между государствами. Она стремится к установлению и расширению международных контактов между деловыми кругами стран —членов палаты и достижению большего взаимопонимания в сфере торговли и экономического, торгового и промышленного сотрудничества.

Существенную роль в регулировании международной торговли играют международные товарные соглашения, которые являются

 

межправительственными договорами по наиболее важным сырьевым товарам. Эти документы разрабатываются и действуют в рамках ООН под эгидой ЮНКТАД. Заключаются они, как правило, на несколько лет и важность их для стран — экспортеров сырьевых товаров несомненна.

В 1946 г. в Лондоне была учреждена Международная организация по стандартизации. Она осуществляет разработку международных стандартов и сотрудничество в области стандартизации с целью создания более благоприятных условий для международной торговли и оказания содействия в экономической, научно-технической и интеллектуальной деятельности. Вырабатываемые этой организацией стандарты носят рекомендательный характер.

В составе специализированных учреждений ООН имеются две валютно-финансовые организации, которые играют заметную роль в мирохозяйственных связях: Международный валютный фонд и Всемирный банк. Их деятельность в последние годы получает неоднозначную оценку.

 

10.2. Международный валютный фонд (МВФ)

9.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

МВФ (INTERNATIONAL MONETARY FUND, IMF) предназна­чен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затрудне­ниях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем пред­оставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валю­те. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1—22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г.

СССР принял участие в Бреттонвудской конференции, однако в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифи­цировал Статьи Соглашения о МВФ. По той же причине в 50—60-х годах из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением Корейской Народно-Демократи­ческой Республики и Республики Куба). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии — в период с апреля по сентябрь 1992 г. (Таджикистан — в апреле 1993 г.).

В 1999 г. (январь) число стран — членов МВФ составляло 182. Кроме того, после завершения требуемых процедур место бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в МВФ займет Федеративная Республика Югославия (в составе Сербии и Черногории). Постоянное местопребывание руководящих ор­ганов — Вашингтон (США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке.

Официальные цели МВФ: «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения»; «содействовать расширению и сбала­нсированному росту международной торговли», что имело бы своим следствием развитие производственных ресурсов, достиже­ние высокого уровня занятости и реальных доходов всех госу­дарств-членов; «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»; оказывать помощь в создании мно­госторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении ва­лютных ограничений; предоставлять временно государствам-чле­нам средства в иностранной валюте, которые давали бы им воз­можность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

По мере эволюции мировой валютной системы, а также транс­формации деятельности МВФ Статьи Соглашения трижды пе­ресматривались. Первая серия поправок (1968—1969 гг.) свя­зана с образованием механизма СДР, вторая (1976—1978 гг.) определила основные принципы Ямайской валютной системы, сменившей Бреттонвудскую валютную систему, третья поправка (1990—1992 гг.) предусматривала введение санкций в виде при­остановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед Фондом. Кроме того, в стадии ратификации странами-членами находится принятая Советом управляющих поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся так­же поправки, возлагающие на страны-члены обязательства по либерализации международного движения капиталов.*

 

* См.: Смыслов Д. В. Международный валютный фонд: современ­ные тенденции и наши интересы. — М.: Финансы и статистика, 1993; Левина Л. А. Правовое положение Международного валютного фонда и Всемирного банка. — М.: Легат, 1996.

 

Структура органов управления. Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его замести­телем. Обычно это министры финансов или руководители цент­ральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, опреде­ление и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования опре­деляется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее боль­шинство голосов наиболее развитым государствам.

Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на 30 апреля 1998 г.): США — 17,78%; Германия — 5,53; Япония — 5,53; Великобритания — 4,98; Франция — 4,98; Саудовская Аравия — 3,45; Италия — 3,09; Россия — 2,90%. Доля 15 стран — участниц ЕС — 28,8%; 29 развитых стран — членов ОЭСР имеют 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным воп­росам, имеющим операционный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голо­сов стран-членов). В интересах ведущих стран Запада в уставе ныне выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ). Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максималь­ного большинства (85%). Это означает, что США вместе с ведущи­ми западными государствами располагают возможностью осущест­влять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направ­лять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных дейст­вий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности боль­шому числу разнородных стран сложно.

Согласно действующему с 1978 г. уставу Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления — Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулировани­ем и адаптацией мировой валютной системы. Однако он пока не создан, и его роль играет Временный комитет Совета управля­ющих по вопросам мировой валютной системы, состоящий из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и учрежденный в 1974 г. Он собирается дважды в год. Однако в отличие от предполага­емого Совета Временный комитет не имеет полномочий для при­нятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: руководит Исполнительным советом; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию миро­вой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Объединенный министерский комитет Советов управляющих Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Фонда по передаче реальных ресурсов развивающимся странам.

Совет управляющих делегировал многие свои полномочия Ис­полнительному совету (Executive Board), т.е. директорату, кото­рый несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24. 5 из них назначены согласно уставу США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, у кото­рых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 — представляют каждый одну страну — Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 — избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответст­вующее число групп с учетом принципа географического пред­ставительства. Назначения и выборы исполнительных директоров производятся раз в два года. Директор располагает тем количе­ством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. Однако в большинстве случаев решения в Ис­полнительном совете принимаются не путем формального голосо­вания, а посредством достижения консенсуса его членов.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), который возглавля­ет штат сотрудников Фонда (на сентябрь 1998 г. — 2660 человек из 122 стран). Директор-распорядитель (с 1987 г.) — Мишель Камдессю (Франция; переизбран на третий срок с 16 января 1997г.), его первый заместитель (с 1994 г.) — Стэнли Фишер (США).

Капитал и заемные ресурсы. МВФ устроен по образцу акци­онерного предприятия: его капитал складывается из взносов госу­дарств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота — ключевое звено во взаимоот­ношениях стран-членов с Фондом — определяет: 1) сумму подпис­ки на капитал; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3) сумму получаемых страной — членом СДР при их очередном распределении; 4) количество голосов страны в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП; объем текущих операций платежного баланса; официальные золо­то-валютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравноме­рно. До 1978 г. до 25% квоты оплачивались золотом, ныне — резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами); 75% — национальной валютой.

Пересмотр квот производится не реже одного раза в пять лет. С 1947 по 1995 г. квоты пересматривались десять раз. В ре­зультате увеличения квот и числа стран-членов капитал МВФ возрос с 7,7 млрд в 1947 г. до 145,6 млрд СДР (около 200 млрд долл.) после девятого пересмотра квот в 1992 г., т.е. в 19 раз (в итоге десятого их пересмотра, завершившегося в 1995 г., квоты не увеличены).

В связи с изменением удельного веса и роли отдельных стран в мировой экономике увеличение квот ФРГ, Японии и некоторых других стран, а также стран — экспортеров нефти, в первую очередь Саудовской Аравии, опережало возрастание квот оста­льных государств. Отсюда — повышение долей квот этих госу­дарств в капитале Фонда. Однако увеличение ресурсов МВФ суще­ственно отставало от роста совокупного мирового ВВП и в еще большей мере от динамики объема платежей по текущим операци­ям платежного баланса. Следует учесть, что для предоставления кредитов странам-членам используется не весь капитал МВФ, а только узкий круг валют, главным образом определяемые время от времени Фондом «свободно используемые валюты» (в насто­ящее время — доллар США, японская иена, марка ФРГ, фунт стерлингов и французский франк).

30 января 1998 г. Совет управляющих МВФ в завершение одиннадцатого пересмотра квот стран-членов принял решение об увеличении общей суммы квот на 45%. 22 января 1999 г. это решение вступило в силу, в результате чего капитал Фонда возрос до 212 млрд СДР (297 млрд долл.).

После нового увеличения капитала МВФ на долю 25 развитых государств приходится 62,8% общей суммы квот, в том числе: США — 17,5%, Японии — 6,3%, Германии — 6,1%, Великобрита­нии — 5,1%, Франции — 5,1%, Италии — 3,3% и Канады — 3,0%; 15 стран — участниц ЕС — 30,3%. Суммарная доля бывших социа­листических стран, входивших в СЭВ (Болгария, Венгрия, Вьетнам, Монголия, Польша, Румыния, республики бывшего СССР, Слова­кия, Чехия), а также Албании, Китая и республик бывшей Югос­лавии, составляет 10,0% и всех остальных 127 стран — членов Фонда — 27,2%. Россия по величине квоты в МВФ (5,9 млрд СДР, или 8,3 млрд долл.) занимает девятое место вслед за Канадой. На нее приходится 2,8% общей суммы квот. Сумма квот стран СНГ и Балтии — 4,46% (9,5 млрд СДР, или 13,3 млрд долл.).*

 

* Рассчитано по: IMF Survey. A Publication of the International Monetary Fund. Volume 28, Number 3, February 8, 1999, Washington, D.C., p. 34—35.

 

В дополнение к собственному капиталу МВФ привлекает заемные средства. Страны, входящие в «группу десяти» или их центральные банки (Бельгия, Италия, Канада, Немецкий федеральный банк, Нидерланды, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Франция, Шведский государственный банк, Япония), заключили с Фон­дом Генеральные соглашения о займах, ГСЗ (General Arrangements to Borrow, GAB), вступившие в силу с 24 октября 1962 г. В 1964 г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарс­кий национальный банк (с апреля 1984 г. участвует в полном объеме).

ГСЗ предусматривали открытие странами-участницами или их центральными банками кредитных линий Фонду на возобновля­емой основе на сумму до 6,5 млрд СДР (8,8 млрд долл.). Средства предоставляются в тех случаях, когда нужно «предотвратить или устранить расстройство мировой валютной системы». МВФ, в свою очередь, может предоставлять займы на 3—5 лет любым странам — участницам ГСЗ. Эти средства могут использоваться для оказания финансовой помощи и странам, не являющимся участниками ГСЗ, однако при соблюдении строгих критериев. МВФ платит проценты по кредитам, полученным им в рамках этих соглашений, и обязуется погашать их в течение пяти лет.

ГСЗ первоначально были заключены на четыре года, затем продлевались каждые пять лет. В ходе очередного их пересмотра в декабре 1983 г. участники ГСЗ договорились увеличить лимит кредита до 17 млрд СДР (около 24 млрд долл.). С этими соглаше­ниями связана также договоренность с Саудовской Аравией (1983г.) о кредитной линии на аналогичных условиях на сумму 1,5 млрд СДР (2,1 млрд долл.).

24 ноября 1997 г. МВФ продлил ГСЗ на новый пятилетний период — с 26 декабря 1998 г. по 25 декабря 2003 г. В июле 1998 г. страны — участницы ГСЗ согласились предоставить Фонду кредит в рамках этого механизма на сумму 6,3 млрд СДР (около 8,3 млрд долл.) для оказания финансовой помощи России. Это было первое использование средств ГСЗ за последние 20 лет и первый случай, когда такие средства получила страна, не яв­ляющаяся участницей ГСЗ.

В связи с возросшей потребностью в ресурсах для противодей­ствия финансовым кризисам «семерка» предложила в июне 1995 г. осуществить меры, которые позволили бы удвоить кредитный лимит в рамках ГСЗ. Исполнительный совет МВФ 27 января 1997 г. одобрил Новые соглашения о займах, НСЗ (New Arrangements to Borrow, NAB), участниками которых стали 25 государств или центральных банков. В соответствии с этими со­глашениями Фонд может получать от этих государств при необ­ходимости средства в размере до 34 млрд СДР (около 47 млрд долл.). Новые соглашения не заменяют собой ГСЗ. Однако мак­симальная величина средств, доступных Фонду в рамках обоих этих механизмов, не должна превышать в общей сложности 34 млрд СДР. При необходимости обеспечения МВФ дополнитель­ными ресурсами ГСЗ призваны выступать в роли первого по очередности и главного по объему источника этих ресурсов.

Потребность в увеличении кредитных операций побудила МВФ в 80-е годы обратиться с целью укрепления его финансовой базы к заемным средствам, привлекаемым также и на двухсторонней основе. Фонд получал займы у министерств финансов и централь­ных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и других стран, а также у БМР. К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав предоставляет такую возможность.

Кредитные механизмы. МВФ представляет кредиты в иностран­ной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покры­тия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и цент­ральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономичес­кой стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.

В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятель­ности используются два понятия: 1) сделка (transaction) — пред­оставление валютных средств странам из его собственных ресур­сов; 2) операция (operation) — оказание посреднических финан­совых и технических услуг за счет заемных средств. Управление собственными и привлеченными средствами осуществляется раз­дельно. МВФ производит кредитные операции только с официаль­ными органами — казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку (purchase) или заимствование (drawing) иностранной ва­люты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке. При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэто­му национальные валюты, поступающие в МВФ, станут перехо­дить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют. По­скольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами — эмитентами этих валют.

Рассмотрим основные (обычные) механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ (счет общих ресурсов).

Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, кото­рую страна-член может приобрести в МВФ — в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», с 1978 г. — «резервной долей» (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной ва­люты данной страны. Если МВФ использует часть этой на­циональной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответствен­но увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-чле­ном Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — чле­на МВФ.

В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требова­нию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покры­тии дефицита платежного баланса. Использование резервной по­зиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.

Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного использования последней авуары МВФ в валю­те страны достигают 100% квоты), делятся на четыре «кредит­ные доли», или транша (Credit Tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рам­ках кредитных долей ограничен определенными условиями. Со­гласно первоначальному уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенад­цать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% кво­ты страны; во-вторых, сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кре­дита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляла 125% размера ее квоты.

В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам получать валюту в Фонде в течение более короткого срока, чем пять лет. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях использу­ются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превос­ходящие первую кредитную долю.

Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использова­ние первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом ее запроса, то выделение Фондом средств в счет верхних кредитных долей почти во всех случаях производится посредством договорен­ностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок действия до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицитов платежных балансов.

Механизм расширенного финансирования (Extended Fund Facility, EFF) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления валютных средств странам-чле­нам на более длительные сроки и в больших размерах по отноше­нию к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредит­ных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финан­сирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменени­ями производства, торговли или ценового механизма. Расширен­ные кредиты обычно предоставляются на три года; при необ­ходимости — до четырех лет. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредит­ные доли) и расширенном финансировании, выдается определен­ными порциями (траншами) через установленные промежутки вре­мени в течение срока соглашения — ежеквартально, раз в полуго­дие или (в некоторых случаях) помесячно.

Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кре­дитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполне­ния определенных требований, причем степень жесткости этих тре­бований нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероп­риятий, фиксируются в «письме о намерениях» (Letter of intent) или «меморандуме об экономической и финансовой политике» (Memo­randum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности страной-получателем кредита кон­тролируется путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых «критериев реализации» (Performance criteria). Вели МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда», не выполняет взятых на себя обязательств, он мо




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.241 сек.