Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели бюджетно-финансовой политики и ее основные направления




Во второй половине 70-х гг. монетаристы (Милтон Фридмэн) предприняли попытки возрождения идей саморегулирования экономики. Они с различных позиций критикуют государственное вмешательство в экономику. Исходят из того, что занятость населения и стабильность цен гарантируются в случае отказа от ГРЭ и установления рыночной конъюнктуры.

Монетаристская концепция государственного воздействия на экономику

Монетаристы считают, что спрос на деньги в долговременном аспекте стабилен, а его динамика вполне может быть предсказана. С точки зрения монетаристов кейнсианская функция спроса на деньги характеризует только краткосрочные колебания денежного рынка. Если же брать длительную перспективу, то спрос на деньги определяется иначе. В этом пункте монетаристы полагаются на эффект американского экономиста И. Фишера. Смысл его состоит в следующем. Если государство прибегает к денежной экспансии, то в результате роста денежного предложения произойдет временное сокращение процентных ставок. Однако параллельно с этим усиливается инфляционный процесс. Он воздействует на ожидания субъектов экономической системы, которые, планируя рыночные решения, основываются на последнем инфляционном опыте и рассчитывают на очередное расширение денежной массы и темпа роста цен. Это порождает увеличение спроса на деньги, что через определенное время приводит к повышению процентных ставок. В конечном счете, устанавливается норма процента, уравновешивающая денежный рынок.

Таким образом, эффект Фишера (подтвержденный эконометрическими разработками, когда сравнивались значения процентных ставок, спроса и предложения денег на достаточно длительных временных интервалах) состоит в том, что в долгосрочном плане денежная политика не влияет на процентные ставки. Желаемый населением денежный запас составляет некоторую устойчивую долю номинального ВНП. Задача денежно-кредитного регулирования состоит в поддержании стабильного предложения денег Ms в соответствии со спросом на них. Стабилизация темпов роста Ms, решительный отказ от его сокращения - единственная цель денежно-кредитной политики, достижение которой гарантирует устойчивый экономический рост.

Условие долгосрочного равновесия денежного рынка (уравнение или денежное правило Фридмена):

ΔMs = ΔY + ΔPе

где ΔMs - предписываемый ежегодный темп прироста денежного предложения; ΔY - исчисленный за длительный период среднегодовой темп прироста реального ВВП; ΔPе - темп ожидаемой инфляции.

Данное уравнение получило также название основного денежного закона монетаризма или правила икс-процента. В соответствии с ним главным фактором устойчивого экономического роста является поддержание постоянного во времени (независимо от динамики и циклических колебаний рыночной конъюнктуры) икс-темпа роста предложения денег, равного сумме темпов роста реального национального дохода и ожидаемой инфляции.

 

Бюджетно-финансовая политика нацелена на сглаживание деловых циклов и обеспечение экономического роста путем манипулирования государственным бюджетом.

Бюджет государства - план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны.

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. Подразделяются на расходы по государственному управлению, на военные расходы, расходы на социально-экономические цели, расходы на хозяйственную деятельность государства, расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности.

Важной составной частью финансовой системы государства являются местные бюджеты. За счёт их расходов финансируются, в первую очередь, объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на социально-культурные нужды, содержание объектов здравоохранения, поддержания экологического равновесия.

Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов, собранных как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений внебюджетных и целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых расходов для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического характера. К числу их относятся социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и др.

Инструменты БФП:

1) гос инвестиции

2) гос закупки товаров и услуг, стимулирующее прирост дополнительного спроса

-гос заказ- закупки для собственных потребностей государства

-закупки для регулирования рынка

3)общественные работы

4) гос соц программы

5) гос трансферты - расширяют совокупный спрос, можно воздействовать на его структуру.

6) управление налоговым гнетом. Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать предпринимательскую деятельность.

7) субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики, оказывать поддержку предприятиям, попадающим в критическую ситуацию

Существуют критерии эффективности использования данных инструментов:

-соотношение доходной и расходной частей бюджета

-уровень собираемости налогов и налоговых поступлений

-уровень выполнения бюджетных обязательств

-объем финансовых ресурсов отвлекаемых на обслуживание гос долга

Модели БФП:

1.Модель, ориентированная на стимулирование совокупного спроса (кейсианская).

высокое налоговое бремя

значительные гос расходы

шкала налогового обложения прогрессивная

По степени включенности государства подразделяется на:

Дискреционная – сознательное манипулирование налогами, гос расходами и сальдо гос бюджета для приближения объема ВВП к его потенциальному уровню. Такой подход эффективен в условиях неполного использования ресурсов. При этом различают:

а) экспансионистскую БФП, которая обеспечивает в краткосрочном периоде преодоление экономического спада, а в долгосрочном периоде служит инструментом экономического потенциала общества.

б) рестриктивную – главная задача-подавление инфляции, но в долгосрочном плане через повышение налоговой нагрузки она может привести к спаду производства.

в) конъюнктурно-нейтральная БФП – если достигнуты стабильность и полная занятость, бюджет поддерживает баланс между совокупным спросом и совокупным предложением.

Инструменты в данной модели:

налоговые изъятия и скидки

отсрочка налоговых платежей на возвратной основе под определенные цели

ускоренная амортизация

правительственные расходы - мультипликатор гос расходов – множитель показывает отношение прироста ВВП к увеличению гос расходов; работает в условиях дефицитного финансирования бюджета.

Минусы дискреционной БФП:

временной лаг

различные налоговые послабления вводятся временно, но потом это становится нормой, а, следовательно, разбалансирование бюджета.

Недискреционная – основана на действии встроенных стабилизаторов. Это экономический механицизм, позволяющий сглаживать циклические колебания основных макроэкономических показателей без постоянного вмешательства государства.

2. БФП, ориентированная на регулирование совокупного предложения (неоклассическая)

понижение налогов приводит к повышению располагаемых доходов домохозяйств, что усиливает их склонность к сбережению.

это толчок к развитию предпринимателей и стимулирует повышение объемов производства

уменьшение налогов повышает стимулы к труду

предприятия выходят из тени, т.е. сокращается удельный вес теневой экономики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.