Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реструктуризация предприятий как основа их перехода к экономическому росту

Приоритетные направления государственной научно-технической политики России

Основные методы работы органов государственного управления по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в РФ

 

Два направления антимонопольной политики:

1. Методы последовательной либерализации рынков. Они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным для крупного бизнеса - снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений (квот), поддержка малого бизнеса, стимулирование производств.

2. Способы воздействия на монополию. Их применяют, когда предыдущие методы безрезультатны. Например, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Задача государства состоит в обеспечении следующих условий для благоприятного развития предпринимательства:

- создание законодательной основы частной собственности;

- разгосударствление и приватизация экономики;

- демонополизация экономики;

- формирование инфраструктуры рыночной системы;

- развитие социальной политики;

- политическая стабильность в стране.

Государственная поддержка заключается в:

- освобождении от налога на прибыль;

- льготах (ндс, прибыль, ведение учёта, налогообложение);

- подготовке специалистов;

- прямом финансировании (дотации, фонды поддержки предпринимателей, лизинг);

- поддержке торгово-промышленных палат.


 

Инновационная политика государства разрабатывается в виде концепции Правительством РФ и является важной частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов.

Значительный физический и моральный износ производственных мощностей не позволяет выдержать конкуренцию с западными производителями. Появляется необходимость в разработке и реализации инновационной политики, главная задача которой - создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью которого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается инновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая)- это комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям, срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции и технологий.

Все отрасли нар-хоз-го комплекса страны по уровню конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы:

Большой конкурентоспособный потенциал и давно работают на мировом рынке (ТЭК, химическая и алюминиевая промышленность).

Отрасли, производящие продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке (оборонная промышленность, машиностроение и др.

АПК, легкая и пищевая промышленность и др. Продукция на мировом рынке не котируется, ориентированы на внутренний рынок.

Направления гос инновационной политики:

разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;

создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

развитие инфраструктуры инновационного процесса (система информационного обеспечения, экспертизы, финансово-экономическая система, сертификация и продвижение разработок и т.д.);

развитие малого инновационного предпринимательства;

совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;

реализация приоритетных направлений;

ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных достижений, воспроизводство природных ресурсов. Экологические приоритеты инновационной деятельности во всех отраслях.

Методы реализации:

формирование законодательных условий;

государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

совершенствование налоговой системы;

создание условий для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;

организация взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, др. государствами;

развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах; госинвестиции для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

29.Промышленная политика: содержание и цели в условиях перехода к рынку. Приоритеты промышленной политики России на макроуровне

 

В промышленности выделяют около двух десятков подотраслей — электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение, пищевая, легкая промышленность, производство строительных материалов и др.

Промышленность подразделяется на добывающую, в том числе горнодобывающую, и обрабатывающую. К обрабатывающей индустрии относятся предприятия, перерабатывающие продукцию добывающих отраслей и предшествующих стадий обрабатывающей промышленности, а также предприятия по переработке продукции сельского хозяйства. Предприятия добывающей промышленности и сельское хозяйство составляют сырьевой комплекс страны.

Промышленная политика – это комплекс действий государства, направленных на изменение структуры экономики за счет создания благоприятных условий для развития приоритетных секторов и производств.

Промышленная политика фокусируется на преодоление рыночных недостатков. Одним из основных ее признаков является ограниченность того или иного ресурса. В целях ослабления зависимости нац. экономики от ограниченного ресурса и проводится промышленная политика. Ограниченность ресурсов может быть абсолютной (отсутствие разработанных месторождений сырья или их истощение), а также относительной (высокие затраты и, как следствие, цены).

Первым важным компонентом промышленной политики является четкое определение стратегии и, в соответствии с этим, перспективных отраслей. После этого происходит «заполнение» данного сегмента национальными частными компаниями, обязательным условием существования которых становится жесткая конкурентная борьба (что значительно повышает эффективность и создает базу для повышения экспортного потенциала).

Осн. принцип, в соответствии с которым выбираются перспективн. отрасли – «принцип сравнительных преимуществ».

В соответствии с общепризнанным правилом - страна не может поддерживать конкурентоспособность одновременно по многим направлениям. Вторым важным элементом промышленной политики является сворачивание структурно-депрессивных отраслей и, в некоторых случаях, замещение их импортом. Сворачивание отсталых отраслей также создает дополнительный ресурс для развития перспективных отраслей.

Третьим важным элементом промышленной политики является выбор стратегического рынка: внутренний или внешний. Рынок не только является побуждением для проведения промышленной политики, но и определяет ее приоритеты. Известны два варианта промышленной политики: импортозамещающий и экспортоориентированный.

Одним из определяющих показателей эффективности промышленной политики является платежный баланс. Это не просто расчетный, денежный показатель, прежде всего, это показатель, позволяющий определить национальную стратегию - какие отрасли развивать или даже создавать заново, а какие постепенно выводить из производства, как неэффективные с точки зрения показателей конкурентоспособности или целесообразности их существования в условиях международного разделения труда.

Задачи:

Обеспечение устойчивого развития и повышение эффективности производства в промышленном комплексе.

Обеспечение реализации целей экономической политики, структурные перестройки экономики и перехода к инновационному типу развития.

Рост конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Обеспечение национальной безопасности и снижение зависимости от внешних источников.

Повышение инвестиционной привлекательности определенных сфер, которые могут дать значительный эффект в смежных отраслях.

Решение социальных проблем.

Техническое перевооружение отраслей.

Вхождение в мировой экономич.процесс в качестве равноправного партнера развитых стран мира, изменение направленности экспорта росс-х производителей с продукции сырьевых на продукцию обрабат-х отраслей пром-ти.

Рационализация размещения производства по территории России;

Обеспечение безопасности производства, и особенно экологической безопасности, энергетики, химической, металлургической промышленности.

30. Преодоление кризиса промышленности: финансовое оздоровление и реструктуризация предприятий

 

Мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий

Для первичного финансового оздоровления предприятий нужно провести реструктуризацию их задолженности. Данная процедура должна включать, во-первых, аннулирование задолженности предприятий по уплате штрафных санкций за несвоевременное перечисление средств в бюджет и во внебюджетные фонды - получить эти суммы с предприятий практически нереально; во-вторых, реструктуризацию суммы прямого долга:

- заключение с предприятием договора о поставках продукции в счет его задолженности бюджету.

- оформление задолженности в виде государственного кредита с минимальной процентной ставкой;

- проведение в рамках выделенной задолженности процедуры взаимозачета долгов с другими хозяйствующими субъектами и с государством.

Первичное финансовое оздоровлению предприятий не может решить всех вопросов перехода к экономическому росту. Одна из причин связана с недостатками проведенной приватизации, в результате которой на большинстве предприятий так и не появились эффективные собственники. Выход из кризиса в данной сфере лежит в области организационной и институциональной реструктуризации предприятий.

Второй причиной является низкая эффективность отечественной промышленности, неумение многих предприятий производить и сбывать свои товары при устраивающем покупателей соотношении "качество/цена", чрезмерно медленная внутренняя перестройка деятельности предприятий.

Проведение первого этапа работ по "расчистке" задолженности предприятий позволит выявить картину их действительной дееспособности и перспективности.

Антикризисное управление преодолевающими убыточность компаниями реализуется посредством разработки и осуществления комплексных программ реструктуризации. Реструктуризация направлена на рост эффективности производства, повышение конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции, а также на улучшение их инвестиционной привлекательности. Часто она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организационной структуры и функций управления: модернизацию технических и технологических аспектов производства; совершенствование финансово-экономич политики; снижение производственно-сбытовых затрат; лучшее использование мат. и трудовых ресурсов; создание современной информационной системы и документооборота.

Существуют следующие меры по восстановлению платежеспособности предприятий:

перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств;

ликвидация дебиторской задолженности;

проведение реструктуризации активов предприятия;

исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

продажа предприятия (бизнеса) должника и другие.

Кроме того, восстановлением платежеспособности предприятия при арбитражном управлении считается также заключение мирового соглашения.

Одним из возможных и в некоторых случаях необходимых шагов для нормализации ситуации может и должна стать реструктуризация собственности. Речь идет об организации дополнительной эмиссии акций или иных ценных бумаг предприятия и об использовании вырученных от их продажи средств или самих ценных бумаг для погашения задолженности перед бюджетом или внебюджетными фондами. Реально это означает увеличение доли федеральной или муниципальной собственности в капитале предприятий. Реструктуризация собственности необходима потому, что сегодня, спустя достаточно длительное время после завершения ваучерной приватизации, можно констатировать: она не решила ни одной из продекларированных задач - ни создания класса частных собственников с соответствующим изменением общественной психологии, ни обеспечения возможностей привлечения предприятиями финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг для формирования нового физического капитала (за редкими исключениями), ни существенного увеличения притока иностранных инвестиций.

В результате приватизации государственный аппарат самоустранился от контроля за использованием производственного капитала страны. Но соответствующие функции не смогли взять на себя и новые собственники - частные лица и финансовые структуры. Первые были лишены такой возможности в силу распыления акций в результате принятой ваучерной модели приватизации, вторые же из-за недостаточной законодательной защиты права собственности. В результате подавляющая масса предприятий оказалась полностью во власти директоров.

Экономической основой для дополнительной эмиссии акций могла бы стать дооценка капитала предприятий при проведении переоценки основных средств по их рыночной стоимости независимыми оценщиками. Если в результате оценки стоимость капитала окажется больше покрытой проведенными ранее эмиссиями акций, то на величину превышения нужно осуществить выпуск дополнительных обыкновенных (голосующих) акций. При этом такие акции должны в первоочередном порядке передаваться федеральным или местным органам власти в погашение задолженности перед их бюджетами. В ряде случаев возможен также выкуп предприятия у частных владельцев.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
К ЕМ относятся прежде всего предприятия транспорта и связи, коммунальные инфраструктуры | Инвестиционная политика в РФ. Особенности регулирования инвестиц. процессов на региональном уровне
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.