КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органы высшей власти Гетманщины
I. Театр. Значительного развития на Украине, особенно в Киеве, достигла школьная драма, зародившаяся в тесной связи со стихотворной литературой. Школьная драма – произведение главным образом религиозно-нравоучительного содержания, сочиненное по мотивам «священного писания». Авторами школьных драм, как правило, были профессоры Коллегии, преподававшие пиитику, а в качестве актеров-исполнителей выступали слушатели Коллегии. Из наиболее ранних школьных драм можно назвать драмы «Алексей – человек божий», «Действо па страсти Христовы списанное», «Свобода от веков вожделенная Натуре людской». Все эти драмы написаны силлабическим стихом. Образы части дум подобны былинным образам богатырей «Козак Голота» и др.). В других думах рисуется выдержка и мудрость народных героев («Саміло Кішка»). В более поздних думах рассказывается главным образом об освободительной борьбе украинского народа против шляхетской Польши. Все думы отличаются известной лиричностью. Особенно это касается дум о татарском плене (так называемые «невольничьи плачи»). Литература. Наиболее полно развитие народного творчества проявилось в фольклоре. Свои глубокие переживания, вызываемые турецко-татарскими опустошениями, феодальным гнетом и в особенности гнетом польской шляхты, народ отразил в ярких образцах оригинального жанра – в исторических песнях и думах. Этот эпос составляет богатейшую сокровищницу духовных ценностей украинского народа. Максим Горький писал об украинской поэзии: «Народная поэзия Украины – апофеоз красоты. Украинский народ пронес через столетия рабства и неволи драгоценные богатства своего гения». Художественная культура (литература, архитектура, музыка, театр и изобразительное искусство) В художественной форме дум и песен народ выражал свою горячую любовь к родной стране и ее защитникам, непримиримость к внешним и внутренним врагам и изменникам родины, тонко отображал красоту природы. Народ воспел храбрых защитников Украины от татарских опустошительных набегов – князя Байду (Вишневецкого), Сагайдачного и Дорошенко, казака Голоту и других. Так, «Дума про Хвеська Ганджу Андибера» рисует борьбу между бедняками – «козаками-нетягами» и богачами – «дуками-срибляниками». Во второй половине XVI – первой половине XVII в. получила дальнейшее развитие художественная литература. Появляются новые литературные жанры – вирши и школьная драма. Возникают интермедии на бытовые темы, которые ставились сначала для развлечения зрителей в антрактах школьной драмы, а впоследствии развились в самостоятельный жанр. Некоторые авторы полемико-политических трактатов, драм и интермедий стремились приблизить литературный церковнославянский язык той эпохи к языку народному. Кроме исторических произведений, перу киевских ученых принадлежало и значительное количество литературных трудов в виде проповедей, панегириков, силлабических стихов. Автором многочисленных проповедей, собранных в книге «Ключ разумения», был ректор Киево-Могилянской коллегии Иоанникий Галятовский. Сюжетом для проповеди обыкновенно брались события «священной истории», которые излагались автором и служили основанием для определенной морали. Проповеди были написаны витиеватым, вычурным стилем; им свойственно изысканное красноречие. Так, писатель и проповедник Лазарь Баранович, автор сборников «Меч духовный» и «Трубы словес проповедных», рекомендовал своим слушателям в обращении со своими подданными помнить, «что овец нужно так стричь, чтобы не хватать за живое и чтобы шерсть росла». Среди поэтических произведений того времени особенное место занимали стихи на исторические темы. Многими своими чертами эти стихи приближаются к народнопоэтическому творчеству. Их авторы воспевали освободительную войну 1648–1654 гг. и ее руководителя Богдана Хмельницкого. Они вместе со всем народом радовались победам освободительной войны и переживали ее неудачи. Составление летописей, начавшееся еще в Киевской Руси, традиционно продолжалось и в последующие столетия. Особенно развивалось оно в период подъема освободительной борьбы украинского народа в конце XVI и в XVII в. Выдающимся памятником украинского летописания являются летописи Межигорская, Хмельницкая, Лизогубовская, Львовская русская, Острожская и др., содержащие богатый материал по истории политической жизни Украины, по истории борьбы украинского народа против турецко-татарской экспансии и против господства шляхетской Польши. Некоторые летописцы не ограничивались регистрацией или описанием политических и военных событий, касавшихся только украинских земель, а внимательно следили также и за политической жизнью усиливающегося Московского государства, поднявшего знамя борьбы за объединение русских земель. Архитектура. Широкий размах приобретало строительство оборонительных сооружений – замков, крепостей, валов и т.п. Правительства Литвы и Польши использовали их не только для защиты пограничных земель от вражеских вторжений, но и для удержания в повиновении украинских крестьян и мещан, а также казаков Запорожской Сечи. Магнаты возводили замки в своих имениях и держали там военные гарнизоны. Каменные крепости в это время строились в Луцке, Кременце, Каменец-Подольском, Хотине, Аккермане, Бучаче, Мукачеве, Меджибоже, Остроге. Львове и других городах. С этой целью правительство Речи Посполитой иногда приглашало иностранных инженеров. В частности, крепость Кодак, предназначенная для удержания в повиновении запорожских казаков, сооружалась в 1635 г. по проекту французского военного инженера Боплана. На Левобережье возводились преимущественно земляные и деревянные крепости (в Чернигове, Новгороде-Северском, Переяславе, Полтаве, Лубнах). Многие местечка и села имели небольшие земляные укрепления для защиты жителей от неприятеля. В виде крепостей строились также культовые сооружения, имевшие и оборонительное назначение (Печерского, Выдубицкого, Почаевского, Густинского, Межигорского, Трахтемировского, Дерманского и других монастырей, каменные церкви в Киеве, Чернигове, Субботове, Межиречье, Остроге и т. п.). Зодчие сочетали самобытный украинский стиль с лучшими достижениями европейского Ренессанса. Ряд достопримечательностей зодчества во Львове (дом и башня К. Корнякта, часовня Трех святителей и др.), Киеве и других городах свидетельствуют о развитии светской архитектуры. В это время совершенствовалась застройка городов Украины. Создавались торгово-ремесленный центр на Подоле в Киеве, площадь Рынок во Львове и т. п. На многих сооружениях заметно влияние русского зодчества. Сочетание опыта народного деревянного строительства с опытом русских зодчих стало основой украинского барокко. С архитектурой была тесно связана и скульптура, в развитии которой отразились гуманистические идеи Возрождения. Фасады и интерьеры светских и культовых сооружений начали украшаться скульптурными рельефами, резьбой. Иконостасы многих церквей делали талантливые умельцы из простых людей. Скульптурные портреты ставились в виде памятников-надгробий (в частности, князю К. Острожскому в Успенском соборе Киева), которыми магнаты стремились увековечить себя в памяти народа. Она базировалась на достижениях многовековой восточнославянской культуры и впитывала лучшие образцы европейской архитектуры, развивавшейся в стиле барокко, а позже – классицизма. Эти стили трансформировались и в украинской местной архитектуре. Архитектуре Украины второй половины XVII в. присущи монументальность, торжественность и декоративность, сочетание черт ренессанса и барокко с украинским своеобразным стилем. Усиливающиеся творческие связи между украинскими и русскими зодчими давали возможность сообща развивать их изобретения в области архитектуры и в дальнейшем. В условиях освободительной борьбы украинского народа первоочередное значение приобретало строительство оборонительных укреплений (засек, рвов, валов, бастионов, крепостей, башен и др.). Мощные крепости возводились в Киеве, Переяславе, Умани, Чернигове, Чигирине, Нежине, Прилуках, Лубнах, Сумах, Харькове, Львове, Каменец-Подольском. Хотине, Мукачеве, Ужгороде и других городах Украины. Они сооружались руками народных мастеров. Города и села застраивались с учетом их защиты от нападения врагов. Жилые дома в основном были деревянными. Дома крестьян, казаков и мещан не отличались размерами. Дома богатых – старшины, городской верхушки, духовенства были значительно большими, с внутренним и внешним богатым оформлением. Деревянная архитектура для всех украинских земель имела общие черты, хотя и отличалась разнообразием и местными особенностями. Культовые сооружения (церкви, монастыри) также строились в основном из дерева. Со временем в строительной технике стали использовать кирпич и камень. Традиции народной архитектуры присущи строениям не только Левобережья, Слобожанщины, Правобережья, Восточной Галиции, Северной Буковины, Закарпатья, но и Запорожья. Своеобразное поселение представляла собой Запорожская Сечь. Это была первая крепость, усиленная не только природными преградами – речками и болотами, но и системой башен и валов, где устанавливались пушки. Вокруг сечевой площади размещались казацкие жилища-шалаши, церковь, пушкарня, склады-сокровищницы. Такой традиционной застройкой отличалась и Новая Сечь (XVIII в.). В условиях господства религиозной идеологии особое внимание уделялось культовым сооружениям, архитектура которых вобрала в себя богатый опыт культового строительства периода Киевской Руси. Достижениями украинского монументального зодчества являются Николаевский собор в Нежине (1668), церковь Богдана Хмельницкого в Субботове (1657), Троицкий собор в Густннском монастыре (1671), Всехсвятская надвратная церковь Печерской лавры (1698), Юрьевский собор Выдубицкого монастыря в Киеве (1701), Троицкий собор в Чернигове (1695), Преображенский собор в Изюме на Харьковщине (1684), Преображенский собор Мгарского монастыря под Лубнами (1698), Михайловская церковь в с. Крайниковом в Закарпатье (1688) и др. Большинство из них построено из кирпича и камня. Для строительства жилищ и учреждений также начали применять кирпич и камень. Примером могут служить кельи Печерского монастыря в Киеве, Троицкого и Елецкого монастырей в Чернигове, дома старшин В. Кочубея в Батурине и Я. Лизогуба в Седневе, полковой канцелярии в Чернигове и т.д. Известными мастерами-архитекторами в то время слыли И. Старцев, С. Ковнир, И. Баптист, М. Томашевский, Я. Погребняк и др. Музыка. В этот же период на Украине зарождается новый фольклорный жанр – думы и песни исторические, воспевающие борьбу украинского народа с турецко-татарскими и польско-шляхетскими захватчиками. Думы пелись под аккомпанемент кобзы (бандуры). Древнейшие думы воспевали подвиги казачества в борьбе с турками и татарами, рассказывали о тяжести турецкой неволи, о бегстве из нее и т. д. («Втеча трьох бртів з Азова;)», «Маруся Богуславка», «Самійло Кішка» и др.). Тематика многих исторических песен та же, что и дум. В них рассказывается о подвигах казацких вожаков («Байда» и др.). В развитии музыкального искусства значительная роль принадлежала М. Дилецкому, видному композитору и музыкальному теоретику XVII в. Он был автором учебника «Идеа граматики мусикийской...», на котором воспитывалось поколение украинских и русских композиторов того времени. С того же времени начинается художественная обработка украинской народной песни. Первые образцы такой обработки встречаются в музыке интермедийной части вертепа, созданного студентами Киевской коллегии. Музыкально обработаны были народные песни «Та нема гірш нікому», «Ой під вишнею, під черешнею». Широко распространенной была также художественная обработка для хора и оркестра народной песни «На бережку у ставка» неизвестного автора. Мелодию этой песни в XIX в. использовал русский композитор М. Мусоргский в опере «Сорочинская ярмарка». Наиболее интересной частью школьной драмы были интермедии, или интерлюдии. В интермедиях изображались бытовые сценки из народной жизни, показывалась жизнь крестьян, казаков, их быт; интермедии были наиболее реалистическими элементами школьной драмы. Интермедии исполнялись между действиями драмы. В дальнейшем они послужили основой возникшей на Украине бытовой комедии. В это же время на Украине развивался и другой вид театрального искусства – «вертеп» (лёгкое сооружение, которое мог нести один человек. В верхней части вертепа показывали сцены религиозного содержания, в нижней – комические сценки из народной жизни), где вместо актеров играли куклы, а разговор вел спрятанный за вертепом человек. Ценность вертепного театра состояла в его народности, в реалистичности комических и сатирических интермедий. Изобразительное искусство. Сохраняя в значительной мере церковный характер, живопись Украины в этот период начинает все больше отражать влияние местных светских элементов, приобретает черты, развивающиеся в украинской живописи в более позднее время. Значительное место в ней начинают занимать изображение быта, портрет, пейзаж. Книжная миниатюра обогатилась не только чисто художественно. В ней появились жанровые мотивы с введением в «инициалы» (заглавные буквы) изображений людей, передающих местный типаж и быт. Прежний плетеный орнамент сменился орнаментом, изображающим животных и птиц. Украинская живопись в XVII в. продолжала развиваться, основываясь на достижениях и традициях древнерусского искусства, обогащаясь достижениями русской и белорусской живописи. Сирийский путешественник Павел Алеппский, посетивший Украину в 1654 и 1656 гг., поражался шедеврами живописи в Киеве (росписями церквей, иконами). Он отмечал совершенство и красоту произведений местных мастеров. В украинской живописи отражались новые общественные интересы, возникшие вследствие воссоединения Украины с Россией. Тематика изобразительного искусства расширялась. Этому способствовали достижения народных художников. Живопись все больше и больше освобождается от теологических уз, отходит от канонических византийских образцов, приближается к реальной жизни. Художники того времени даже в картинах «страшных судов» воплощали антифеодальные настроения, изображая угнетателей как носителей зла, которое каралось, а простых людей помещали в рай, т.е. признавали их моральное превосходство над господами, экономами, судьями, попами и т. д. Народная живопись обращалась чаще всего к образам казаков — защитников от угнетателей. Ведущее место в монументальной стенописи занимали художники-мастера Киева, которые принимали участие в росписи многих храмов Киева, Чернигова, Полтавы, Переяслава, Нежина и других городов Украины. Живописью украшали общественные здания, а также жилища преимущественно старшины и богачей. Так, росписи на исторические, мифологические и морально-бытовые сюжеты сделаны в Киевской академии, Переяславской семинарии, дворце архиереев в с. Андрушах на Переяславщине и других сооружениях того времени. В Успенском соборе Печерской лавры в конце XVII в. была собрана портретная галерея гетманов, старшин и другой знати. При этом украинские художники делали стенопись по типу стенописи московского Кремля, что свидетельствовало о художественных связях Украины с Россией. Монументальная стенопись появилась во многих сооружениях Кирилловского, Межигорского, Выдубицкого, Рустинского, Мгарского монастырей, а также на западно-украинских землях — во Львове, Жолкве, Ските Манявском и т. д. С местными мастерами над росписью храмов и дворцов работали мастера-живописцы из России, Италии, Франции, Голландии, Польши и других европейских стран. В совместном труде происходил взаимообмен опытом. В области станковой живописи особое место занимала иконография. На иконах все чаще изображались простые люди с их ежедневными заботами. Но заметно и стремление феодалов увековечить себя па иконах, показать этим свое превосходство над простыми людьми. Портретное искусство постепенно выделяется в отдельный жанр и в нем явно преобладают черты реализма. Со второй половины XVII в. внимание портретистов начала привлекать личность Б. Хмельницкого. Замечателен, в частности, его портрет во весь рост, выполненный неизвестным художником на стене Успенского собора Печерской лавры. К шедеврам того же времени принадлежит и портрет жены одного из старшин — Евдокии Жоравко (из Новгорода-Северского), созданный художником II. Паевским. Воспитанниками Академии художеств в Петербурге были выходцы с Украины художники Д. Левицкий, В. Боровиковский, А. Лосенко, К. Головачевский, И. Саблуков и др. Целую эпоху в украинской и русской портретной живописи представляло творчество художников Д. Левицкого и В. Боровиковского. Д. Левицкий возглавлял портретную мастерскую в Академии художеств, А. Лосенко стал в ней профессором и директором. Искусство графики также развивалось в направлении реального изображения действительности. Среди известных графиков талантом славились И. Щирскнй, И. Мигура, братья О. и Л. Тарасовичи, М. Зубрицкий и др. Братья Тарасовичи работали не только на Украине, но и в России. В частности, Л. Тарасович в Москве создал ряд композиций, посвященных Крымским походам конца XVII в. Патриотизмом проникнута и гравюра «Тезисы Обидовского» И. Щирского. Своеобразным мастером украшения рукописной книги стал В. Григорович-Барский, который оставил иллюстрированное описание своих путешествий по многим странам мира. Мастера графики работали при типографиях Киева, Львова, Чернигова, Новгорода-Северского, Екатеринослава и других городов. Резьба по дереву, изготовление посуды, кафеля, ковров, полотенец (рушников), золотых, стеклянных и медных изделий, вышивание одежды в руках умельцев становились настоящим искусством. Творческие приобретения в декоративном искусстве обогащали культуру украинского народа.
Тема 14. Левобережная Украина в конце XVII- XVIII в.
В конце XVII в. центр политической и культурной жизни Украины переместился на левый берег Днепра. "Вечный мир" 1686 г. окончательно закрепил Левобережную Украину с Киевом и окрестностями в составе России. Это было время политической стабилизации в Гетманщине, которая началась еще в 1669 г. при Д. Многогрешном и закончилась с переходом И.Мазепы на сторону Карла XII. Наблюдалось последовательное возрастание продолжительности правления гетманов, сменяющих друг друга в резиденции в Батурине. Суть "батуринского периода" в истории Левобережья состояла в том, что казацкая старшина последовательно ориентировалась только на царское правительство, которое, в свою очередь, пошло на компромисс со старшиной, прекратив поддержку низов украинского общества. В официальных документах царского правительства Левобережье называлось Малороссией, а в народе его называли Гетманщиной. Разнобой в наименованиях происходил из-за различия в понимании степени автономии региона и перспектив его развития. Причем обе стороны (российское правительство и украинский народ) зачастую выдавали желаемое за действительное. В это же время за подвластными украинским гетманам землями закрепляется название "Украина", о чем свидетельствуют казацкие летописи второй половины XVII - XVIII в., написанные просвещенными представителями казацкой старшины С. Величко, Г. Грабянко и др. Так, автор "Летописи Самовидца" предпочитает именно это название названию Малороссия. В исторической литературе для обозначения Гетманщины, т. е. политического образования, просуществовавшего с 1648 до начала 80-х гг. XVIII в., употребляются названия "Казацкая держава", "Украинская держава" и "Войско Запорожское". Последнее наименование хотя и заимствовано у запорожских казаков, но, тем не менее, отчетливо подчеркивает военный характер Гетманщины, который отразился и на наименовании ее главы (гетмана), объединившего в своих руках военные и политические функции. Вопрос о статусе Украины-Гетманщины в составе Российского государства остается дискуссионным. В свое время С.В.Юшков и некоторые другие историки государства и права называли ее феодальной республикой, которая находилась в вассальных отношениях с российским царем. Сегодня преобладает мнение, что украинская государственность после Хмельнитчины продолжала складываться и не имела завершенного характера. Поэтому применительно к концу XVII – XVIII в. следует говорить о широком самоуправлении Левобережной Украины или ее автономии. Рассуждения о существовании в рассматриваемое время на территории Левобережья какого-то особого государства, конечно, спорны, но не бесперспективны. Относительно долгое время здесь еще сохранялись элементы государственности, созданной во время Освободительной войны под предводительством Б.Хмельницкого, - выборность гетмана и старшины, система местного самоуправления, свое особое судопроизводство, казацкое войско. Со временем царское правительство стало назначать гетманов с последующим чисто формальным их утверждением на казацкой раде. И все же гетманам длительное время удавалось сохранять в своих руках фактическую самостоятельность в проведении внутренней политики. Статус Гетманщины, круг полномочий гетмана определялись документами политико-правового характера - гетманскими статьями. Они составлялись в основном по случаю выборов нового гетмана как своеобразное соглашение между казацкой старшиной и российским престолом. Хотя в большинстве этих документов и содержались ссылки на Мартовские статьи Б. Хмельницкого, с течением времени в них все более заметно прослеживалось усиление наступления царизма на автономию Левобережья. Уже Глуховские статьи Д.Многогрешного 1669 г. ликвидировали право гетмана на внешние сношения. Этапными в подчинении Украины были также Конотопские и Переяславские статьи И.Самойловича 1672 и 1674 гг., Коломакские статьи И.Мазепы 1687 г., Решетиловские статьи И.Скоропадского 1709 г. вместе с ответами на них Петра I, так называемые "Решительные пункты" Петра II Д.Апостолу 1728 г. Торжество в России принципа и политической практики абсолютизма резко контрастировали с сохранением автономии Украины. Отдельные послабления в отношении статуса Гетманщины были в какой-то мере связаны с личностями российских императоров и императриц. Но в целом наступление на украинский сепаратизм велось последовательно и систематично, с учетом всех внутренних и внешнеполитических факторов. Жесткую линию Петра I продолжила Екатерина I. Однако уже Петр II под давлением внешнеполитический обстоятельств вынужден был ликвидировать учрежденную Петром I Малороссийскую коллегию и разрешить избрание нового гетмана. Ситуация вновь изменилась с приходом к власти Анны Иоанновны, учредившей для управления Гетманщиной «Правление гетманского уряда». «Выборы» гетманом после многолетнего перерыва К.Разумовского были связаны, в первую очередь, с личными симпатиями императрицы Елизаветы Петровны. Наконец, властью Екатерины II Левобережье было окончательно превращено в обычную провинцию Российской империи. Социально-экономическое развитие Левобережной Украины во многом определялось тем политическим строем, который сложился здесь в результате Освободительной войны. Была конфискована земельная собственность королевщины, польских магнатов и католической церкви. Феодальное землевладение сохранили только православные монастыри и часть православной шляхты, перешедшей на сторону Б.Хмельницкого. Вся остальная земля была объявлена "вольной войсковой". Не только казаки, но и посполитые имели личную свободу, право владеть недвижимостью. Казна Гетманщины («войсковой скарб») пополнялась за счет доходов от земельного фонда, промыслов, торговли, таможенных пошлин и податей. "Маетности" казацкой старшины росли за счет гетманских пожалований и "займанщины". Одновременно усиливалось ее наступление на права посполитых, стремление закрепить за собой право на эксплуатацию принудительного труда крестьян. Поэтому, хотя крепостнические отношения и были ликвидированы взрывом Освободительной войны, уже с конца XVII в. наблюдалась тенденция к их реставрации. К концу XVIII в. вместе с исчезновением остатков военно-политического устройства казацкой Украины сошли на нет и нормы социального уклада украинского общества, утвержденные в процессе Хмельнитчины. Казацкая старшина окончательно оформилась в привилегированное сословие - шляхетство. Захватив землю посполитых в свою собственность, украинская шляхта, в конце концов, дождалась и их закрепощения. Высшим должностным лицом Левобережья продолжал оставаться гетман. Его избирала генеральная (а фактически - старшинская) рада. Окончательно утверждал гетмана царь. Власть гетмана, несмотря на определенные ограничения, оставалась значительной в решении вопросов внутренней жизни Левобережной Украины. Он председательствовал на старшинских собраниях, был главнокомандующим всего казацкого войска, имел право наделять старшину землей за службу, назначать на должности - "на уряды". Акты гетманской власти (универсалы) имели на Украине общеобязательное значение. Для усиления личной власти и противодействия притязаниям старшины гетман создавал наемное войско, которое подчинялось непосредственно ему. Гетманство И.Самойловича и И.Мазепы имело ярко выраженные черты монархического правления, что не получало поддержки основной казацкой массы. Высшим органом власти считалась войсковая рада, но гетман и генеральная старшина, как правило, умело манипулировали ей. Одновременно все более возрастало значение старшинской рады. Она была, по сути, трех видов: 1) рада генеральной старшины - постоянно действующий орган; 2) рада генеральной и полковой старшины; 3) съезды старшин всех уровней, в которых принимали участие представители высшего духовенства, бургомистры и войты. Съезды старшин созывались на Рождество и Пасху. Компетенция рад и съездов не была четко определена. В периоды безгетманства старшинская рада пыталась взять на себя функции гетманской власти. Так было в 1672 г. после ареста Д.Многогрешного, в 1722 г. - после смерти И.Скоропадского. Генеральная старшина состояла из обозного, судьи, подскарбия, писаря, двух есаулов, хорунжего и бунчужного. Генеральный обозный руководил войском во время походов, если в них не принимал участие гетман. Он заведовал также артиллерией. Генеральный судья (с конца XVII в. их было двое) ведал "привилегированными" судебными делами. Генеральный подскарбий контролировал доходы и расходы войскового скарба. С 1728 г. финансами ведали уже два подскарбия, причем один из них был россиянином. Генеральный писарь заведовал генеральной канцелярией и архивом, сохранял печать Гетманщины, занимался внешними связями. Генеральные есаулы выполняли специальные поручения гетмана, могли быть наказными гетманами во время военных походов. Генеральный хорунжий занимался охраной войскового знамени ("прапора"), а генеральный бунчужный - гетманского бунчука. Центральным исполнительным органом гетманской Украины была Генеральная войсковая канцелярия, возглавлявшаяся генеральным писарем. В ней рассматривались и решались важнейшие военные, административные и финансовые вопросы. Войсковые канцеляристы, преимущественно выпускники Киево-Могилянской академии, формировали украинскую административную элиту, названную М.С.Грушевским «казацкой интеллигенцией». Военно-административное устройство. В военно-административном отношении Левобережная Украина, как и в предыдущие годы, делилась на полки. Со второй половины XVII в. их было 10: Киевский, Гадячский, Лубенский, Миргородский, Нежинский, Переяславский, Полтавский, Прилукский, Стародубский и Черниговский. Во главе полка стоял полковник, который избирался казаками или назначался гетманом. С XVIII в. рада старшин или собрание полковых рад избирали трех кандидатов, и одного из них царское правительство назначало полковником. В состав полковой старшины входили: обозный, судья, писарь, есаул и хорунжий. Во главе с полковником они входили в состав полковой канцелярии, которая, по сути, заменила полковые рады. В полковой канцелярии велся список всех казаков, записывались их служебные перемещения. Она же организовывала и проведение переписей населения (ревизий). Полки делились на сотни, количество которых иногда достигало 20. Во главе сотни стоял сотник, который выполнял те же функции, что и полковник в полку, но не имел права распоряжаться землей. Сотни состояли из куреней, в состав которых входило несколько небольших сел или хуторов. Делами казаков в них занимался атаман, а крестьян - староста. Мещане для управления и суда имели магистраты и ратуши. Войско. Военная организация Гетманщины соответствовала административной. Войско делилось на полки, а полки - на сотни. Численный состав этих подразделений все время менялся. Во времена Б.Хмельницкого в полку начитывалось от 5 до 20 тыс. казаков. Сотни времен Освободительной войны имели от 200 до 300 человек. В начале XVIII в. в сотне было в среднем 400, а в конце столетия - свыше тысячи казаков. Сотни делились на десятки, которые назывались также куренями. Казацкое войско состояло из конницы и пехоты. Как правило, в поход шли только конные казаки, а пешие несли сторожевую службу. Гетманы стали обращаться и к найму военной силы, заводя компанейские полки, сердюков и т. п. Отборным родом казацкого войска была артиллерия. Казаки, обслуживавшие ее, получали жалованье. Это обстоятельство сближало их статус с наемниками, которые подчинялись непосредственно гетману.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |