КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная структура.
Численность населения, его этнический состав. Преимущественно за счет украинских мигрантов численность населения Слобожанщины к концу XVII в. достигла 250 тыс. человек. Переселение российских крестьян сдерживалось властями и не могло приобрести значительных размеров. Первоначально оно ограничивалось районом Чугуева. Среди мигрантов из России преобладали служилые люди, позднейшие однодворцы. Число их несколько увеличилось в связи с возведением Украинской линии укреплений. Этнические меньшинства на Слобожанщине были представлены калмыками, валахами, сербами, цыганами и евреями. Калмыки поселились в Чугуеве еще в XVII в. Около 4 тыс. валахов переселилось на Сободскую Украину после заключения в 1711 г. Прутского мира между Россией и Турцией. Поскольку у себя на родине многие из них принадлежали к феодальной верхушке, то и на новом месте жительства они получили значительные привилегии. К концу XVIII в. на Слободской Украине насчитывалось 19 городов, свыше 1 тыс. сел и слобод, 2 тыс. хуторов, в которых проживало около 1 млн. человек. Таким образом, за 100 лет численность населения возросла здесь в 4 раза. Основным и привилегированным сословием Слободской Украины были казаки. Они владели землей, работали в своих собственных хозяйствах, имели право свободной торговли, не платили податей. Основной их повинностью была военная служба. По первому приказу вооруженные конные казакивыступали в поход, в котором содержались за свой счет. Со временем казаков Слобожанщины, как и Левобережья, поделили на выборных, которые могли отбывать военную службу за свой счет, и подпомощников - бедных казаков, которые помогали выборным. Бедные казаки заготавливали продовольствие и фураж, работали в хозяйстве выборного казака, чтобы он не разорился за время пребывания в походе. Количество подпомощников раз в пять превышало выборных. Крестьяне, переселявшиеся на Слобожанщину из Центральной Украины, как правило, оставались "посполитыми". Более того, они не стремились обосноваться на "вольных войсковых землях", что предполагало выполнение воинских повинностей, и в большинстве случаев поселялись на землях казацкой старшины и зажиточных казаков. Крестьяне платили подати в царскую казну и имели право перехода, т. е. были лично свободными, а не крепостными. Крепостное право на Слободской Украине, как и на Левобережье, утвердилось в 1783 г. Мещане в правовом отношении были близки к крестьянам. Хотя они и проживали в городах, но по большей части кормились за счет земледелия. Одновременно из предыдущего места жительства мещане перенесли на Слобожанщину цеховое устройство ремесленников. Так, например, в Харькове в 1685 г. уже существовало пять профессиональных ремесленных объединений. С появлением мещан на Слободскую Украину проникало Магдебургское право. Неограниченные возможности в своей деятельности имело православное духовенство. При монастырях открывались школы, в которых учились представители всех сословий. В церковном отношении Слобожанщина до конца XVIII в. была в составе Белгородской епархии. В 1726 г. белгородский епископ Епифаний Тихорский по настоянию командующего российскими войсками на Украине князя М.М.Голицына перенес из Белгорода в Харьков духовную школу и преобразовал ее в коллегию с богословским курсом.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |