КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы ограничения и пути сокращения дефицита бюджета
Источники финансирования дефицита бюджета и их классификация Социально-экономические последствия бюджетного дефицита Понятия состояния бюджетного фонда и бюджетного дефицита Литература: 1. Бюджетний кодекс Украины, № 2456 – IV від 08.07. 2010г. 2. Фінанси: Підручник / За ред.. С.І. Юрія, В.М.Федосова. - К.: Знання, 2008р. – Розділ 7. 3. Біла О.Г., Чуй І.Р. Фінанси; Навч. Посіб. – Львів: «Магнолія 2006», 2012р. – Тема 8. 4. Глущенко В.В., Глущенко А.С., Глущенко О.В. Фінанси у рисунках, схемах і таблицях: Навч.посіб. – Львів: «Магнолія 2006», 2012 р. – Тема 7. 7.1 Понятия состояния бюджетного фонда и дефицита бюджета Бюджетный фонд как централизованный фонд денежных средств государства характеризуется: · большими масштабами; · сложной внутренней структурой; · целевым направлением. Конкретный объем бюджетного фонда, источники доходов и направления использования средств определяются ежегодными законами о Государственном бюджете; движение средств фонда отражается в основном финансовом плане страны. В процессе сбалансиования бюджета путем составления его доходной и расходной частей определяются показатели состояния бюджета. (рис.7.1.)
Рис.7.1. Показатели состояния бюджета.
Финансовая теория предусматривает три классических концептуальных подхода к сбалансированию государственного бюджета, каждый из которых имеет характерные черты и экономические последствия (рис.7.2.)
Рис.7.2. Классические подходы к сбалансированию бюджета. Бюджетный дефицит – сложное экономическое явление, в котором отражаются различные аспекты социально-экономического развития общества, эффективность экономической политики государства. Классификация бюджетного дефицита осуществляется по определенным признакам (рис.7.3.)
Рис.7.3. Классификация бюджетного дефицита.
Плановый дефицит – утвержденный в законе о Государственном бюджете. Отчетный бюджетный дефицит - фактический объем дефицита в соответствии с годовым отчетом об исполнении государственного бюджета Украины. Внешний дефицит - разница между внешними расходами и поступлениями от внешних источников. Внутренний дефицит - характеризует превышение объемов общего дефицита над внешним. Открытый дефицит – официально утвержденное состояние бюджета в законе о Государственном бюджете украины на плановый год или в решениях сессий местных советов о соответствующем местном бюджете. Скрытый бюджетный дефицит – официальными документами не признается. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – скрытый дефицит бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства: · финансирование гос. предприятиями излишней занятости в государственном секторе и выплата ими зарплаты по ставкам, превышающим рыночные, за счет банковских займов или путем накопления взаимной задолженности; · отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование НБУ убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительства, рефинансирование сельськохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам; · другие. Вынужденный дефицит – связанный с необходимостью расходовать средств больше, чем их можно мобилизировать (при стихийных бедствиях, экономического кризиса и пр.). Невынужденный бюджетный дефицит (сознательный) – возникает вследствие проведения неэффективной финансовой политики и неквалифицированного управления финансовой системой.
Активный дефицит – дает возможность подтолкнуть, активизировать дпльнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный дефицит – подчиняется законам инфляции, характеризуется направлением дефицитных средств на финансирование текущих расходов (на оборону, управление, социальную защиту и др.). Фактический дефицит- это разница между текущими расходами и текущими доходами государства. Циклический бюджетный дефицит – результат недопоступления доходов бюджета вследствие циклических колебаний в экономике. Структурный дефицит – отражает разницу между расходами и доходами государственного бюджета в условиях полной занятости. В странах с переходной экономикой проблемы структурного дефицита бюджета усложняются манипулированием его размерами с помощью определенных инструментов (рис.7.4.). Устойчивый бюджетный дефицит – наблюдается в долгосрочном периоде. Временный дефицит – наблюдается в краткосрочном периоде. Первичный бюджетный дефицит – разница между величиной дефицита бюджета и выплатой процентов по государственному долгу. Операционный дефицит - дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
В целом основной причиной возникновения бюджетного дефицита является превышение темпов роста бюджетных расходов по сравнению с ростом доходов бюджета. Конкретные причины можна объединить в такие группы: объективные(или вынужденные), субъективные (сознательные или не вынужденные). См. рис.7.5.
Рис.7.4. Инструменты влияния на структурный дефицит бюджета
Таким образом, бюджетный дефицит – это финансовое явление, которое не является обязательно чрезвычайным и негативным. В современном мире нет государства, которое бы в те или другие периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом. Под дефицитом бюджета понимают объективные экономические отношения между участниками общественного производства относительно использования средств сверх имеющихся закрепленных источников доходов бюджета через рост предельных расходов производства. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансованности бюджета, то есть недостатка бюджетных средств в сравнении с потребностью в них для финансирования необходимого объема государственных расходов.
Рис.7.5. Причини возникновения бюджетного дефицита.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |