КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неотъемлемая часть всемирной истории
Раздел 1. Россия в системе мировых цивилизаций ВВЕДЕНИЕ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ИСТОРИИ РОССИИ М. Т. КОГУТ (с древнейших времен до конца XVIII в.) Учебное пособие
Омск Издательство ОмГТУ УДК 947 (075) ББК 63.3(2) Я 73 К 57
Рецензенты: В. Н. Худяков, д-р ист. наук, профессор ОмГПУ В. Н. Либуркин, канд. ист. наук, доцент ОмГПУ Когут, М. Т. К 57 История России (с древнейших времен до конца XVIII в.). Конспект лекций: учеб. пособие / М. Т. Когут. – Омск: Изд- во ОмГТУ, 2008. – 104 с. ISBN
Издание содержит конспекты лекций по разделам дисциплины «История России» с древнейших времен до конца XVIII в., и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архивоведение». Для студентов специальности «Историко-архивоведение» и других исторических специальностей дистанционной и заочной форм обучения
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета УДК 947 (075) ББК 63.3(2) Я 73 К 57 © Омский государственный ISBN технический университет «История России» является обязательной частью федерального компонента в цикле общепрофессиональных дисциплин для студентов исторических специальностей. В последние десятилетия в историографии отечественной истории наблюдается повышение интереса к концептуальным построениям курса русской истории. В предлагаемом учебном пособии «История России (с древнейших времен до конца XVIII в.): Конспект лекций» предпринята попытка показать особенности Русского самодержавного государства. Слабая продуктивность российского земледелия заставляла включаться в него практически весь социум. И только усилиями государства в XVII — XVIII вв. в России была создана крупная промышленность, правда, большей частью на основе подневольного крепостного труда. В конспекте лекций обращается внимание на взаимоотношение власти и социальных сословий, выделяются особенности цивилизационного развития России. Опущены вопросы культуры, поскольку она выделена в специальный курс. Содержание учебного пособия соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования дисциплины «История России» для исторических специальностей и рабочей программе, разработанной для специальности 030402 – «Историко-архивоведение» в Омском государственном техническом университете. Его цель – помочь студентам самостоятельно усвоить дисциплину и получить целостное представление о характере, направлениях и особенностях развития России.
Лекция 1 ИСТОРИЯ РОССИИ – 1. Место истории России в системе наук. Методология истории 2. Формационный и цивилизационный подходы. 3. Периодизация отечественной истории. 4. Этнокультурная карта территории СНГ.
1. Место истории России в системе наук. Методология истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. История – (от греческого historia– повествование, исследование, рассказ о прошлом); с одной стороны – это процесс развития природы и общества, с другой – это комплекс наук, изучающих развитие человеческого общества в его становлении, развитии, конкретные события и явления в их взаимной связи. История подразделяется по широте объекта изучения на всеобщую историю, историю континентов (например, история Азии и Африки), историю отдельных стран и народов или групп народов (например, история славянских народов, история России). К самостоятельным историческим дисциплинам относятся историография одна из исторических дисциплин, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки; источниковедение разрабатывает теорию, методику и технику изучения письменных исторических источников; археография, которая занимается поиском, описанием и публикацией исторических источников. Существует несколько десятков вспомогательных исторических дисциплин, которые изучают различные комплексы источников и сферы жизни общества: антропология (изменение облика человека), этнография (происхождение и специфика развития народов), археология (изучает вещественные памятники древнего человека), палеография (способы письма), хронология (системы отсчета времени), дипломатика (актовые документы), нумизматика (монеты, медали, ордена, денежные системы), метрология (систему мер), краеведение (историю региона), топонимика (происхождение названий) и др. История изучает источники. Виды письменных исторических источников: летописи, законодательство, актовые материалы (грамоты), делопроизводственные материалы, статистические материалы, периодическая печать (разновидности: газеты, журналы, бюллетени, альманахи), публицистика и политические сочинения, документы личного происхождения (разновидности: мемуары - воспоминания, дневники – записки, переписка – эпистолярные источники), литературные памятники, научные труды. Изучение истории базируется на методологии – это теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания. Метод – научно обоснованное познавательное средство. Общенаучным философским методом большинство историков считают диалектико-материалистический метод познания действительности на основе знания наиболее общих законов движения и развития природы, общества и мышления. Общенаучными для всех исторических и архивоведческих наук являются исторический и логический методы исследования, существующие в диалектическом единстве и противоположности. К традиционным специально-историческим методам относят следующие: историко-генетический, историко-сравнительный, или компаративный, историко-типологический, историко-системный, диахронического анализа общественно-исторической реальности, ретроспективный. Современной исторической науке присущи и такие нетрадиционные (редко используемые в историческом анализе) специально-исторические методы, как: количественные, социально - психологические методы, методы герменевтики, современной лингвистики, искусствоведческий анализ, и др. 2. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Метод включает в себя подход и принцип. Во второй половине XIX в. возникло два подхода изучения истории: формационный (К. Маркс) и цивилизационный (Н.Я.Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.). Отечественная наука, в основном, базироваться на формационном подходе. 3. Периодизация Отечественной истории. В. О. Ключевский в основу периодизации истории России положил процесс колонизации, освоения ее территории и выделял следующие периоды отечественной истории: 1) VIII – XIII вв. – Днепровский; 2) XIII – середина XV вв. – Верхневолжский; 3) середина XV – второе десятилетие XVII вв. – Великорусский; 4) начало XVII – первая половина XIX вв. – Всероссийский. Советская историография при периодизации исходила из формационного подхода к истории и выделяла следующие этапы: 1) 500 – 700 тыс. лет назад до середины IX в. – первобытнообщинный строй; 2) середина IX в. – 1861 г. – феодальный строй; 3) 1861 – февраль 1917 гг. – буржуазный; 4) март 1917 – август 1991 гг. – советский период – попытка построения социалистического общества. Сегодня ряд исследователей предлагают периодизацию: 1) 500 – 700 тыс. лет назад до середины IX в. – первобытное общество и рабовладельческий строй на территории страны; 2) середина IX в. (VI в. – зарождение славян) – XVIII вв. – Древняя средневековая Русь (XVIII в. – Россия на пороге нового времени); 3) XIX – начало XX вв. (1801 –1917 гг.) – Россия в новое время; 4) 1917 – 1991 гг. – Советская Россия; 5) с августа 1991 г. – новейшая история. 4. Этнокультурная карта территории СНГ. На территории стран СНГ можно выделить этнические группы (Этнос – народ. Этнография – наука о народе) и культурно-хозяйственные комплексы. 1) Сибирь от Урала до Тихого океана – Тюрко-язычные племена, это оленеводы и скотоводы, преимущественно кочевые. 2) Восточная Европа – земледельческая культура, 3 группы племен: восточнославянские; финско-язычные; летто-литовские. 3) Евразийские степи – от Дуная до Минусинска. Основное занятие – скотоводы (Енисей, Забайкалье), в Северном Причерноморье – скифы и сарматы. Северное Причерноморье в древности стало транзитом для великого переселения народов. Средняя Азия – ирано-язычные племена.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |