Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок, его элементы и функции




Наличие товарного производства объективно обусловливает появление такой экономической категории как рынок и развитие рыночной экономики. Рынок можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком смысле рынок это место купли-продажи товаров, заключения торговых сделок. В этом определении присутствует пространственный аспект. С экономической точки зрения рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Однако кроме обращения как такового рыночные отношений включают:

- отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики;

- процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

- кредитные отношения;

- процесс функционирования рыночной инфраструктуры (посредники, различные банки, биржи, страховые компании и т.п.).

Поэтому, в широком смысле слова рынок – это экономические отношения в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг и их потребления на основе широкого использования денег и связанных с ними категорий (цены, кредита, финансов).

Когда говорят о рыночной экономике, обычно выделяют два этапа ее развития: стихийный рынок (XV – XIX вв.) и организованный, который функционирует под определенным воздействием со стороны государства (XXв.).

Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени в России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.

В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы. Однако вместо них вступили в силу другие сдерживающие факторы: несовершенство российского законодательства, непомерно высокие налоги, рост криминальной деятельности (рэкет, вымогательство, незаконные сделки), предоставление свобод торгово-спекулятивному предпринимательству. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства.

Рынок можно рассматривать как систему, а любая система представляет собой взаимосвязь элементов. Основными элементами рынка являются:

1) производители и потребители, которые формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие – потребляют его;

2) экономическая обособленность (хозяйственная автономия) товаропроизводителей, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности;

3) рыночные цены, которые, во-первых, складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры, а, во-вторых, определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т.е. издержками обращения, связанными с обменом;

4) спрос и предложение. Спрос – фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание покупателя приобрести товар; предложение – это полное количество товаров, выносимых на рынок.

5) конкуренция. А. Смит назвал ее «невидимой рукой» рынка, благодаря которой «эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики». Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т.д.;

6) рыночная инфраструктура.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.

1. Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене. Эта функция проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы производства и повышают цены и наоборот.

2. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок.

3. Стимулирующая. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивая возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.

4. Санирующая. С помощью рыночных механизмов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, рынок поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных предприятий.

5. Ценообразующая. Поступающие на рынок товары и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат, но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

6. Посредническая, т.е. рынок выступает своеобразным посредником между товаропроизводителями и потребителями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.