Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дисциплины ЭКОНОМИКА




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Колледж многоуровневого профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Раздел 7. Международная экономика

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) Министерства финансов Российской Федерации и ее территориальные органы.

Раздел 6. Государство и экономика

Тема 6.1 Роль государства в экономике. Общественные блага

В рыночной экономике действует механизм рыночного саморегулирования. Он включает конкуренцию, спрос, предложение, рыночные цены.

6.1.1 Основные цели государственного регулирования:

- экономический рост,

- полная занятость,

- экономическая эффективность,

- экономическая свобода,

- безопасность,

- обеспечение нетрудоспособных,

- стабильный уровень цен,

- баланс во внешних экономических связях.

6.1.2 Основные функции государства:

1) Установление правил хозяйствования в условиях рыночной экономики (законодательное регулирование)

2) Производство общественных благ.

3) Поддержка конкуренции (защита прав собственности, поддержка малого бизнеса, приватизация) и обеспечение экономического роста (инвестирование в проекты государственной важности, в фундаментальную науку, инфраструктуру)

4) Обеспечение стабильности в экономике (преодоление инфляции, обеспечение полной занятости, баланс экспорта и импорта, корректировка случаев несостоятельности рынка)

5) социальная политика (пенсии, пособия по безработице, временной нетрудоспособности, инвалидам, дотации малоимущим семьям, многодетным семьям).

Осуществление государственных функций требует их финансирования.

6.1.3 Основные направления государственного регулирования, принципы и инструменты:

1) Административно-правовое регулирование

2) Управление важнейшими сферами жизни общества:

оборона, полезные ископаемые, водные ресурсы, природные ресурсы, здравоохранение, образование, национальные объекты культуры, дороги, дамбы, уборка, освещение улиц и дорог

3) Государственные программы и госзаказы

4) Финансовая политика:

денежная, кредитная, налоговая, бюджетная.

5) Социальная политика

6.1.4 Общественные блага.

Общественные блага - блага, к которым имеют доступ все индивиды. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п.

1. Между потребителями общественных благ нет конкуренции, так как они существуют для всех жителей.

2. Производитель не может воспрепятствовать потреблению общественных благ кем бы то ни было.

Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками:

-признак неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага,

-признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим,

-признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы.

 

Тема 6.2 Налоги. Система и функции налоговых органов

6.2.1 Налоги

6.2.1.1 Место налогов в финансовой системе

Финансы - это вся совокупность денежных средств общества и связанных с ними экономических отношений.

Финансовая система состоит из трех звеньев: финансы государства, финансы предприятий (организаций, хозяйствующих субъектов), финансы населения (домашних хозяйств). Главное звено в финансовой системе - это финансы предприятий (потому что предприятие - главное звено в экономике, так как предприятие производит товар).

Налог - это обязательный сбор, взимаемый государством с организаций и граждан в порядке и на условиях, установленных законом.

Налоги являются главным источником средств для государства.

6.2.1.2 Объекты налогообложения:

1) налоги на доходы,

2) налоги на имущество,

3) налоги на расходы.

6.2.1.3 Способы взимания налогов:

1) прямые (подоходный, поимущественный, налог на прибыль),

2) косвенные (акцизы, таможенные пошлины, НДС).

6.2.1.4 Способы определения размера налогов:

1) пропорциональные,

2) прогрессивные (ослабляет неравенство в обществе).

6.2.1.5 Уровни налогообложения:

1) общенациональные (федеральные),

2) региональные,

3) местные.

6.2.1.6 Порядок использования:

1) общие,

2) целевые.

6.2.1.7 Функции налогов:

1) фискальная - обеспечивает поступление денежных средств государству,

2) регулирующая - с помощью скидок и льгот у некоторых предприятий остаются дополнительные денежные средства,

3) перераспределительная - средства направляются на выполнение государственных программ.

6.2.1.8 Принципы налогообложения:

1) принцип справедливости.

Каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

2) принцип соразмерности.

Баланс интересов налогоплательщика и государства характеризуется кривой Лаффера. Она показывает зависимость налоговых поступлений от изменения налоговой ставки.

Кривая Лаффера

3) принцип учета интересов налогоплательщиков.

Простота исчисления и уплаты налогов.

4) принцип определяемости.

Сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику.

5) принцип удобства.

Время и способ уплаты удобны налогоплательщику.

6) принцип эффективности.

Сумма сборов должна превышать примерно в два раза затраты на сбор налогов.

Согласно идеям А. Смита, при формировании налоговой системы необходимо руководствоваться следующими принципами:

· принципом справедливости, утверждающим всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам. Понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального статуса человека, его политических взглядов. В приложении к современности применение данного правила означает, что налогоплательщики законодательно обязаны участвовать в финансировании общественных (государственных) структур и мероприятий, причем распределение налогового бремени производится с учетом уровня полученных доходов;

· принципом определенности, требующим, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику. Неопределенность налогообложения, с одной стороны, приводит к тому, что плательщик может попасть под власть контролирующих инстанций, а с другой — создает условия уклонения от налогообложения. Кроме того, в условиях неоднозначности толкования нормативных документов, нестабильности и непредсказуемости системы налогообложения в целом трудно принимать решения и строить стратегию бизнеса;

· принципом удобства, который предполагает, что при создании налоговой системы должны в первую очередь учитываться интересы плательщика: минимум формальностей, максимальная простота процедуры перечисления средств, совпадение во времени момента получения дохода и изъятия налога и т.п.;

· принципом экономии, заключающимся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации и удешевлении системы налогообложения в целом. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

Особое внимание в условиях федеративного или конфедеративного устройства общества уделяется принципу строгого разделения налогов и сборов по уровням бюджета от низшего (населенный пункт или район) к высшему (общегосударственный). Выполнение данного правила должно регулироваться нормами как местного, так и федерального законодательства.

В основу методик построения налоговых систем могут быть положены различные научные методы: системного, комплексного и целостного подходов, аналитический, статистический, сравнительной оценки и другие методы (способы и приемы), в том числе логико-математический/

 

6.2.1.9 Значение налогов:

- источник доходов бюджетов всех уровней,

- налоговыми льготами стимулируется развитие отдельных направлений экономики (модернизации, инфраструктуры, инноваций и др.).

6.2.2 Система и функции налоговых органов

К территориальным налоговым органам относятся:

а) межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы России:

• по федеральным округам;

• по крупнейшим налогоплательщикам;

• по контролю за алкогольной и табачной продукцией;

• по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков;

• по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг;

• по централизованной обработке данных;

б) управления Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации;

в) инспекции Федеральной налоговой службы России по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня.

 

При осуществлении своих функций налоговые органы взаимодействуют с федеральными, региональными, местными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами.

При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным, налоговым законодательством обязанности налоговых органов по взиманию налогов несут таможенные органы.

 

Налоговые органы вправе:

• требовать от налогоплательщиков и налоговых агентов подтверждающие документы, на основании которых произведены исчисление и уплата налогов;

• проводить налоговые проверки;

• производить выемку документов при проведении налоговых проверок в случаях их возможного уничтожения (сокрытия, изменения или замены);

• вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой налогов;

• приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, налагать арест на их имущество;

• осматривать производственные помещения и территории налогоплательщиков, проводить инвентаризацию имущества;

определять суммы налогов расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных помещений, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых документов, отсутствия (или ведения с нарушением установленного порядка) учета доходов и расходов, объектов налогообложения;

требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений и контролировать их выполнение;

взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени и штрафы;

• требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков;

• привлекать для налогового контроля сторонних специалистов, экспертов и переводчиков;

• создавать налоговые посты;

• предъявлять в суды иски, связанные с нарушением налогового законодательства;

• другие права.

 

Кроме прав налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах (со своей стороны) и осуществлять контроль его соблюдения (со стороны налогоплательщиков);

2) вести учет налогоплательщиков;

3) соблюдать налоговую тайну;

4) при выявлении признаков преступления направлять материалы в органы внутренних дел (в десятидневный срок со дня выявления);

5) бесплатно информировать налогоплательщиков о налоговом законодательстве, их правах и обязанностях, о своих полномочиях; предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

6) направлять налогоплательщику копии актов, решений, налоговых уведомлений, требований об уплате налогов;

7) осуществлять возврат или зачет переплаченных налогов, пеней и штрафов;

8) другие обязанности.

 

Таким образом, выделяются следующие функции налоговых органов:

• контрольная (п. 1—4);

• разъяснительная (п. 5—6);

• расчетная (п. 7).

 

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам в случае своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а также неправомерных действий или бездействия должностных лиц; такие убытки возмещаются за счет федерального бюджета, а соответствующие должностные лица могут привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.

Главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральная налоговая служба Российской Федерации применительно к налоговым органам. Для таможенных органов главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

- за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,

- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей,

- а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции

- и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Это определение дано в Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506. Но и оно, по сути, является кратким, поскольку в перечне полномочий, изложенном в том же Положении, содержится ряд функций, не указанных в определении. Нас интересуют в первую очередь те, которые предполагают в качестве мер контроля проведение проверок. Это контроль применения контрольно-кассовых машин и проведения лотерей.

ФНС России осуществляет:

контрольную деятельность;

лицензирование отдельных видов деятельности;

государственную регистрацию;

учетно-информационную деятельность;

консультационную работу;

контрольно-аналитическую деятельность.

 

 

Тема 6.3 Государственный бюджет. Государственный долг

6.3.1 Государственный бюджет

Государственные финансы - это денежные средства, связанные с образованием и использованием финансовых ресурсов для выполнения государством своих функций.

Государственные финансы состоят из государственного бюджета, государственного кредита и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет - это экономические отношения по поводу распределения национального дохода.

Функции государственного бюджета:

1) образование общегосударственного фонда денежных средств,

2) использование общегосударственного фонда денежных средств,

3) контроль за движением бюджетных ресурсов, за динамикой экономического развития и ходом социально-экономических процессов.

Бюджетная система РФ - это совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

Доходами федерального бюджета зачисляются:

- налоговые поступления,

- неналоговые поступления,

- доходы субъектов РФ, предназначенные для финансирования централизованных мероприятий.

Основные направления расходов федерального бюджета:

- обеспечение обороноспособности страны,

- содержание органов высшей законодательной и высшей исполнительной власти,

- частичное финансирование непроизводственной сферы - культуры, просвещения, образования, здравоохранения и др.

- финансирование отдельных предприятий и отраслей производственной сферы,

- создание государственных резервов.

Если доходы бюджета превышают расходы, то образуется профицит бюджета. Он используется на социально-экономические цели и для обеспечения резервов.

Если доходы бюджета меньше расходов, то образуется дефицит бюджета. Он покрывается за счет внутренних (посредством облигаций) и внешних заимствований.

Механизм секвестра расходов бюджета (сокращения) при его несбалансированности проводится по всем статьям, кроме защищенных в одной и той же пропорции.

Решая социальные задачи, государство призвано не допускать слишком большого неравенства доходов, иначе появляется угроза стабильности общества. Государство должно поддерживать равновесие сил производителей и потребителей, нанимателей и наемных работников.

По экономическому содержанию бюджетные расходы делятся на текущие (на покрытие затрат) и капитальные (на развитие экономики).

6.3.2 Государственный долг

Государственный долг возникает при несбалансированности экономики. Очень высокий долг означает более высокие платежи по нему, которые осуществляются из бюджета. Обслуживание долга может становиться политически нецелесообразным. Один из критериев – отношение госдолга к ВВП не должно превышать 50%.

Тема 6.4 Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы

6.4.1 Понятие ВВП

Валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует конечный результат производственной деятельности и измеряет стоимость товаров и услуг, произведенных внутри страны для конечного потребления. Это валовой продукт, потому что исчисляется до вычета потребления основного капитала.

Структурные соотношения между ВВП и ВНП.

ВВП Продукция отечественных предприятий за рубежом
Производство внутри страны
продукция иностранных предприятий Продукция отечественных предприятий
  ВНП
     

Методы расчета ВВП:

1) по доходам.

Определяется сумма всех доходов, созданных в обществе при производстве ВВП.

2) по расходам.

Определяется сумма всех расходов на конечное потребление.

3) по производству.

Определяется сумма стоимостей продукции, произведенной всеми предприятиями страны. Расчет ведется по добавленной стоимости. Это стоимость той части продукции, которая произведена данной фирмой.

Конечные продукты покупаются для конечного потребления. Промежуточные продукты покупаются для дальнейшей обработки либо перепродажи.

Номинальный ВВП - продукт, стоимость которого выражена в фактических ценах.

Реальный ВВП - продукт, стоимость которого скорректирована на величину годового роста цен.

ВВП реальный = ВВП номинальный / Дефлятор

Дефлятор отражает изменение уровня цен.

Национальный доход (чистый национальный продукт, НД) - это часть ВНП, за вычетом суммы годовых амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления являются издержками по восстановлению изношенной части основных фондов.

Таким образом, основными макроэкономическими показателями являются: ВВП, ВНП, НД.

6.4.2 Основные факторы экономического роста

Экономический рост - это количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства.

Экстенсивный путь экономического роста осуществляется за счет вовлечения в производство дополнительных ресурсов.

Интенсивный путь экономического роста осуществляется за счет более эффективного использования ресурсов в производстве.

Экономический рост, кроме положительных черт имеет отрицательные последствия.

Факторы экономического роста:

- природные ресурсы,

- трудовые ресурсы,

- основной капитал,

- научно-технические знания,

- структура экономики,

- совокупный спрос,

- тип экономической системы,

- социально-политические факторы.

6.4.3 Экономические циклы.

Главными проявлениями макроэкономической нестабильности являются периодические спады производства, безработица и инфляция.

Спады производства приводят к падению занятости и уменьшению доходов, к сокращению расходов, к снижению спроса.

Основные виды экономических колебаний:

1) текущие (сезонные подъемы и спады деловой активности, хозяйственные сбои, связанные с задержкой сырья),

2) средние экономические циклы - представляют наибольшую угрозу макроэкономической стабильности,

3) длительные экономические циклы (длинные волны) - протяжением около 50 лет, связаны со сменой экономических эпох.

Рисунок - Фазы экономического цикла

Тема 6.5 Основы денежной политики государства

Политика Центрального банка регулирует деятельность коммерческих банков, а через них экономику в целом.

ЦБ воздействует на размер обязательных резервов коммерческих банков. Изменение обязательных резервов приводит к изменениям совокупной денежной массы, находящейся у коммерческих банков. Расширение или сокращение денежной массы влечет за собой соответствующее расширение или сокращение кредита. Большая или меньшая доступность кредита способствует инвестированию капитала в те или иные проекты, которые намерены финансировать фирмы, или тормозит его. Изменение уровня инвестиций приводит к соответствующим изменениям совокупного спроса, уровня ВВП, занятости и общего уровня цен.

На величину обязательных резервов коммерческих банков ЦБ воздействует тремя способами:

1) путем изменения норм резервных требований,

2) при помощи операций с ценными бумагами на рынке ценных бумаг (операций на открытом рынке),

3) путем учетной ставки.

Первый способ является сильнодействующим, поэтому используется редко.

Второй способ является гибким и регулярно применяется. Продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке (гособлигаций) приводит к сокращению резервов коммерческих банков. Скупка государственных ценных бумаг стимулирует расширение спроса и рост денежной массы.

Третий способ позволяет регулировать деятельность коммерческих банков путем непосредственного изменения процентной ставки по ссудам, которые ЦБ предоставляет коммерческим банкам. При снижении учетной ставки ЦБ поощряет коммерческие банки увеличивать свои резервы и расширять свои операции.

Политика содействия росту денежной массы в обращении, стимулирования кредитов, снижения процентной ставки называется политикой "дешевых денег" (сheap money).

Политика ограничения роста денежной массы в обращении, препятствования расширению кредитования, повышения процентной ставки называется политикой "дорогих денег" (dear money, tight money).

Тема 7.1 Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли

7.1.1 Международная торговля

В основе международной торговли лежит международное разделение труда (МРТ), то есть специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми эти страны обмениваются.

Абсолютные преимущества международной специализации проявляются в том, что та или иная страна производит данный товар с меньшими, чем у других стран прямыми издержками (явными).

Сравнительные преимущества проявляют себя, когда сопоставление проводится по альтернативным издержкам производства. Альтернативные (вмененные) издержки - это количественные потери одного продукта при переходе на производство другого.

Потоки международной торговли делят на экспорт (вывоз) и импорт (ввоз). Их сумма по каждой стране составляет ее внешнеторговый товарооборот. Платежный баланс страны содержит товарные и денежные операции с зарубежными партнерами. Торговый баланс является составной частью платежного баланса. Активный баланс - поступление в страну больше платежей, остаток (сальдо) - положительный. Пассивный баланс - платежи больше поступлений, сальдо отрицательное.

7.1.2 Государственная политика в области международной торговли

Внешнеторговая политика - это система мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.

Сложилось два типа торговой политики: протекционизм и свободная торговля (фритредерство, либерализация).

Протекционизм - это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Протекционистские меры:

- таможенные пошлины (тарифные барьеры),

- нетарифные барьеры - импортные квоты, лицензирование, запреты,

- поддержка экспорта - субсидии, налоговые льготы, дешевые кредиты, политическая поддержка и др.

П уравновешивает торговый баланс

Р ПЛЮСЫ защищает от демпинга

О защищает молодые отрасли

Т стимулирует рост производства

Е

К

Ц

И падает эффективность производства

О растут цены

Н меньше выбор товаров

И МИНУСЫ не используются преимущества МРТ

З подрываются возможности экспорта

М

Демпинг - массированный выброс товаров на рынок или ценных бумаг на биржу по заниженным ценам с целью подавления конкурентов.

Свободная торговля (фритредерство) - это политика, предполагающая свободное движение товаров и услуг между странами без торговых барьеров.

Преимущества свободной торговли:

- стимулирует конкуренцию,

- увеличивает эффективность производства и снижает цены,

- расширяет предложение товаров,

- полностью используются преимущества МРТ.

Недостатки свободной торговли:

- отсутствие защиты национальной экономики от отрицательного воздействия иностранного бизнеса (демпинг, сбыт некачественной и устаревшей продукции).

Современные государства проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает элементы обоих типов. Общим курсом является либерализация мировой торговли. Россия провела мероприятия по вступлению в ВТО (Всемирную торговую организацию).

Тема 7.2 Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы

7.2.1 Валюта

Валюта - национальная денежная единица, используемая в международных расчетах. Валютой называют также денежные знаки иностранных государств и платежные средства (переводы, чеки, векселя), выраженные в национальных денежных единицах и используемые в международных расчетах.

Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженной в иностранных денежных единицах. Обмен валют в процессе международных экономических связей осуществляется в соответствии с их валютным курсом. Валютный (обменный курс) обычно представлен в виде двух показателей: цены покупки и цены продажи.

Котировка - фиксация валютного курса на определенную дату.

Прямая котировка - к единице иностранной валюты приравнивается денежная единица национальной валюты. В Великобритании 1долл США = 0,5491 фунтов стерлингов.

Косвенная котировка означает, что единица национальной валюты приравнивается к определенному количеству иностранной валюты. В Великобритании 1 фунт стерлингов = 1.8210 долл. США.

Факторы, определяющие валютные курсы:

- объем денежной массы,

- объем ВВП,

- паритет покупательной способности,

- динамика покупательной способности валют,

- колебания циклического характера,

- различия в процентных ставках,

- переливы капитала,

- размеры экспорта и импорта,

- ожидания относительно будущей динамики валютного курса.

Банки при котировке валюты указывают курс ее покупки и продажи. За счет разницы цен покрываются операционные издержки и образуется прибыль.

Большая часть валютных сделок относится к сделкам СПОТ. По таким сделкам валюта поставляется на второй день со дня заключения сделки по курсу на момент ее совершения. Курс СПОТ является базовым.

При срочных сделках (форвардных) валюта поставляется через определенный срок (один, два, три, шесть, двенадцать месяцев) после заключения сделки по курсу, зафиксированному на момент совершения сделки. При сделке ФОРВАРД валюта котируется дороже (с премией) или дешевле (с дисконтом), чем при сделке СПОТ, размер которых зависит от разницы процентных ставок по вкладам в разных странах. Эти сделки используются для получения спекулятивной прибыли на разнице курсов и при страховании от рисков.

Кроме того, различают фиксированные валютные курсы, свободно плавающие валютные курсы, и управляемо плавающие валютные курсы.

7.2.2 Способы государственного регулирования валютных курсов:

- валютные интервенции (государство продает или покупает валюту),

- контроль над внешней торговлей,

- валютное рационирование (валютный контроль), при котором государство обязывает экспортеров продавать ему часть своей валютной выручки,

- внутреннее макроэкономическое регулирование, например, политика "дорогих денег".

7.2.3 Динамика валютного курса

Снижение курса национальной валюты стимулирует экспорт товаров из данной страны, препятствуя импорту товаров, что невыгодно для потребителей данной страны, так как при меньшем выборе товаров ниже качество и выше цена.

Повышение курса национальной валюты препятствует экспорту товаров из страны, стимулирует импорт, выгодно для потребителей.

7.2.4 Конвертируемость валюты

Конвертируемость валюты предполагает возможность ее обмена на другую валюту.

Различают внешнюю и внутреннюю, полную и неполную (частичную) конвертируемость валют.

Внешняя конвертируемость валюты означает, что сделки с этой валютой разрешены только иностранцам (например, с целью репатриации прибыли и капитала). Внутренняя конвертируемость валюты означает, что сделки с этой валютой разрешены только юридическим лицам данной страны (например, для оплаты импортного контракта) и гражданам этого государства (например, при покупке иностранной валюты для туристической поездки). Частичная конвертируемость означает возможность обмена валюты для совершения лишь некоторых операций (например, связанных с внешней торговлей, переводом за границу доходов на капитал). Полная конвертируемость валюты предполагает, что физические и юридические лица данной страны и других стран имеют возможность совершать любые операции с валютой этой страны: предоставление кредитов иностранцам, покупка акций зарубежных фирм, приобретение недвижимости и пр.

Российский рубль является частично конвертируемой валютой с управляемо плавающим курсом.

Превращению рубля в свободно конвертируемую валюту способствуют:

- либерализация операций с капиталом,

- стабильность экономики,

- модернизация структуры хозяйства,

- низкая инфляция,

- развитая банковская система,

- значительные золотовалютные резервы.

7.2.5 Глобальные экономические проблемы:

- экономическая отсталость,

- демографическая проблема,

- продовольственная проблема,

- проблема ресурсов,

- экологическая проблема,

- проблема конверсии.

Тема 7.3 Особенности современной экономики России

Для развития экономики России созданы рыночные условия: законодательная база, 70% частных предприятий, развитая банковская система, управляемый плавающий валютный курс.

В настоящее время Россия развивается в направлении модернизации, технологического развития, создания новых прогрессивных материалов, высокопроизводительного оборудования, повышения финансовой грамотности населения, создания благоприятного инвестиционного климата, относительной стабильности, что позволяет привлечь в экономику страны дополнительный капитал, в том числе и зарубежный. Россия сотрудничает со странами различного уровня экономического развития.

Недостатки:

1) система откатов, коррупция;

2) сырьевая модель экономики, хотя цель - несырьевая модель социального государства;

3) недостаточная поддержка бизнеса;

4) высокие социальные налоги, в 2012 году снижены.

Перспективы:

1) через 10 лет Россия войдет в пятерку ведущих экономик мира,

2) через 10 лет ВВП на душу населения поднимется с 19 тыс. долл. до 35 тыс. долл. ("удвоение ВВП").

3)Москва станет мировым финансовым центром.

вставить!

 

Выводы по курсу экономики.

1.Основная экономическая проблема – ограниченность ресурсов.

2.Эффективной является такая экономическая система, где выше производительность труда.

3.В смешанной экономической системе сочетаются достоинства рыночной экономики с ее мотивацией высокой производительности труда и государственное регулирование решения некоторых социально-экономических проблем.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.