Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект исследования региональной экономики

Лекция №5. Экономика отраслей социальной сферы региона (ЖКХ, здравоохранение, культура, образование и др.)……………………………………..16

Лекция №4. Проблемы регионального планирования и прогнозирования. Региональные программы.……………………..…………………..…………………12

Лекция №3. Региональный рынок товаров и услуг.…………………………………9

Содержание

Волгодонск 2012

Доц. Головко М.В.

Лекция 1. Понятие, предмет, цели и задачи, методология курса «Региональная экономика»

………….…………………………………………………………………………………...……3

Лекция 2 Региональная экономическая политика РФ, ее основные направления, ход реализации ………...………………………………………………….……………………...…..7

Список литературы……………………………………………………………………..…….20


 

Лекция №1. Понятие, предмет, цели и задачи, методология курса «Региональная экономика»

 

Развитие любого общества всегда связано с определенной территорией. Изучением пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно география, демография, социология, регионология и др. Как известно, среди многих проблем регионального развития наиболее сложными и важными являются экономические проблемы. Региональная экономика призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городскихагломераций и других территориальных экономических подсистем).

Региональная экономика – сравнительно молодая наука и учебная дисциплина. На Западе данная отрасль знаний, которая более известна там как региональная наука, сформировалась в 50-х гг. XX в. Идеологом и непосредственным организатором ее признан У. Айзард. Как о науке в нашей стране о ней заговорили в 70-х гг. XX в., а как об учебном предмете – лишь в конце 1980-х – начале 1990-х гг.

Курс региональной экономики взаимосвязан со многими другими экономическими и иными науками. Он затрагивает области экономической теории, региональной демографии, социологии, культурологии, политологии и прочих наук. По мнению академика А.Г. Гранберга, региональнаяэкономика по своей значимости должна занять одно из центральных мест в экономической науке в целом: «...ядро экономической науки будет строиться как трехполюсная система: макроэкономика, микроэкономика, региональная экономика».

Предмет региональной экономики в различных научных трудах и учебниках трактуется по-разному, очерчивая тот круг задач, которые призвана решать эта наука. По словам основателя отечественной региональной экономической науки Н. Н. Некрасова, региональная экономика«...изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих плановое формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе... Рациональное размещение производительных сил рассматривается как основа, главная составная часть региональной экономики».

А.Г. Гранберг делает упор на необходимость системного подхода к определению предмета этой науки: «...предмет региональной экономикив широком смысле сложен, многосторонен. Его главными составляющими являются: экономика отдельного региона, экономические связи между регионами; региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов); размещение производительных сил; региональные аспекты экономической жизни». Имеется мнение, что главной задачей региональной экономики на современном этапе являются изучение и решение региональных проблем экономической реформы. «Курс региональной экономики призван отразить современные научные взгляды на проявления и тенденции общественного территориального разделения труда и межрегиональной экономической интеграции. В нем учитываются как относительная устойчивость в постсоветском экономическом пространстве сложившегося ранее территориального разделения труда, так и трансформация территориально-хозяйственной структуры из-за изменения геополитического и социально-экономического положения России».

Предметом региональной экономики является исследование пространственных проблем экономического развития национальной экономики, определения путей и механизмов их решения.

Объектом исследования региональной экономики являются территориальные аспекты социально-экономической системы страны, функционирование территориальных подсистем национальной экономики, их отдельных элементов и взаимодействия между ними, а также механизмы управления социально-экономическим развитием регионов.

Методы исследования региональной экономики. В региональной экономике как науке используются различные методы исследования: программно-целевой, балансовый, нормативный, методы социологических исследований и экономико-математического моделирования.

Программно-целевой метод можно охарактеризовать как метод постановки целей и задач социально-экономического развития региона, как метод реализации взаимоувязанных мероприятий по достижению этих целей и задач в намеченные сроки. При его использовании система целей и задач становится исходным пунктом регионального управления, каждой региональной проблеме соответствует программа ее решения. Таким образом, реализация этого метода происходит через разработку и выполнение целевых комплексных программ, концентрирующих всю совокупность мероприятий по решению конкретных проблем. Применение программно-целевого метода в управлении региональной экономикойявляется достаточно эффективным при соблюдении определенных требований:

• программные цели должны быть очень значимыми, предусматривать жизненно важные проблемы региона и страны;

• программных целей должно быть ограниченное количество в силу недостатка финансовых средств, следовательно, и число программ должно быть ограничено;

• необходим специальный методический инструментарий, механизм разработки и реализации целевых комплексных программ;

• должен быть упорядочен организационный процесс реализации целевых комплексных программ.

Балансовый метод является одним из традиционных и ведущих методов, используемых в деятельности региональных органов власти. Сущность его состоит в том, что при обосновании разделов, показателей региональных экономических документов (концепций, схем, прогнозов, планов, программ) используется такая совокупность приемов, которая позволяет увязать потребности с возможными ресурсами, обеспечить согласованность взаимозависимых показателей. И как бы ни были различны показатели, цель этих приемов одна – добиться равновесия, иными словами – баланса, между показателями. Этот метод является конкретной формой реализации принципа пропорциональности.

Использование балансового метода в системе регионального управления позволяет: выбрать наиболее рациональные соотношения между отраслями, определяющими хозяйственный профиль региона, и отраслями, дополняющими территориальный комплекс; разработать экономически обоснованные варианты размещения производства; оценить целесообразность размещения нового хозяйственного объекта на конкретной территории; определить его мощность и стоимость; определить потребность региона в ресурсах, товарах, рабочей силе; оценить степень удовлетворения региона в продукции за счет собственного производства и объема вывоза (ввоза) необходимой продукции. Практическое применение балансового метода в управлении региональной экономикой означает разработку системы балансов. Система региональныхбалансов и балансов расчетов незаменима при: анализе и определении необходимых пропорций регионального воспроизводственного процесса; выявлении диспропорций в развитии хозяйственного комплекса региона и принятии мер по их устранению и предупреждению; выявлениирезервов дальнейшего развития производства и эффективном распределении ресурсов в целях обеспечения производства необходимого обществу товара; разработке и осуществлении рациональных внутриотраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных связей.

К сожалению, на протяжении нескольких десятилетий в бывшем СССР балансы разрабатывались изолированно друг от друга, без взаимной увязки. В настоящее время происходит как бы возрождение балансового метода. В условиях перехода к рыночной экономике он может быть использован и как метод координации, согласованности, увязки отдельных разделов, показателей региональных прогнозов, планов, целевыхкомплексных программ, и как метод выявления узких мест и диспропорций в социально-экономическом развитии региона.

Нормативный метод представляет собой метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные, экономические, социальные, технологические явления и процессы. Нормы и нормативы представляют собой необходимую базу научной разработки региональных прогнозов, планов, программ, балансов, технико-экономических проектов. Если общим выражением пропорций является балансовый метод, то частным, единичным выражением пропорций – нормативный метод. Этим определяется тесная связь нормативного метода с балансовым. Однако нормативный метод имеет большое самостоятельное значение в регулировании социально-экономических и экологических процессов, в частности через использование норм и нормативов в определении потребностей в сырье,материалах, товарах, услугах потребительского бюджета и т. д. Состав норм и нормативов весьма разнообразен. Существуют три подсистемы норм и нормативов:

ресурсная подсистема (нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции, услуг, использования производственных мощностей; удельные капитальные вложения; нормы продолжительности строительства и т. д.);

подсистема эффективности общественного производства (производство продукции на один рубль затрат, фондоотдача, производительность труда и т. д.);

подсистема социально-экономических и экологических норм (денежные доходы на душу населения, средняя заработная плата,потребление продуктов питания на душу населения, потребительский бюджет, предельно допустимые концентрации вредных веществ и т. д.).

В современных условиях большое значение приобретают создание единой научно обоснованной системы норм и нормативов, ихдифференциация на региональном уровне и поэтапное введение в каждом регионе с учетом имеющихся материальных и финансовых ресурсов. Особое внимание следует обратить на разработку научно обоснованных социальных норм и нормативов, а также норм, регулирующихфинансовые отношения работодателей с бюджетами разных уровней: федерального, регионального, местного.

Методы социологических исследований находят все большее применение в управлении региональной экономикой. Они напрямую связаны с практической сферой. Задачи, решаемые прикладной социологией, зависят от регулирования конкретных социально-экономических процессов, прогнозирования, планирования и управления в четко очерченных сферах жизни. Например, в сфере развития какой-либо отрасли экономикирегиона могут решаться такие задачи:

• изучение, анализ, оценка современного состояния отрасли;

• выявление наиболее острых проблем, требующих безотлагательного решения, разработка возможных вариантов их устранения;

• формирование системы показателей как критериев определения приоритетов, планирования и прогнозирования;

• анализ и оценка возможных результатов, последствий и этапов реализации реформ, прогнозов, планов, программ стабилизации и развития отрасли;

• разработка научного обеспечения и практических рекомендаций решения конкретных проблем, возникающих в отдельных звеньях отрасли.

Решение этих задач реализуется посредством применения различных методов, имеющихся в арсенале социологии. Из них наиболее распространенными являются социологический опрос, наблюдение, методы анализа документальных источников, опрос экспертов, методы социального прогнозирования и моделирования. Так, метод социологического опроса весьма эффективен для получения информации о событиях, фактах, конкретных социально-экономических процессах и явлениях, а также мнениях, оценках и предпочтениях населения по той или иной исследуемой проблеме. Помимо этого, социологический опрос незаменим как механизм обратной связи между системой управления и населением, как метод получения достоверного мнения людей по тем или иным уже принятым решениям, по эффективности функционирования той или иной сферы экономики, общественной жизни и т. п. В этом плане возможности метода социологического опроса очень широки. Методы социологических исследований, как правило, используются комплексно, взаимно дополняя друг друга и повышая достоверность и надежностьполучаемой информации.

Методы экономико-математического моделирования представляют собой совокупность способов (приемов) расчета социально-экономических показателей с применением прикладной математики и математической статистики. Достаточно распространенными моделями региональной экономики являются модели региона, модели размещения, межрегиональные модели национальной экономики. Их применение позволяет выявить взаимосвязи в экономике региона, обосновать изменение социально-экономических показателей, осуществлять многовариантные расчеты региональных прогнозов, программ и других разработок и выбрать из них оптимальный.

Центральное место в моделировании региональной экономики занимают модели региона – межотраслевой баланс и его модификации. Методология разработки таких балансов является достаточно отработанной.

Моделирование размещения можно представить моделями транспортировки грузов (классическая транспортная задача), размещения производства (модель размещения сельскохозяйственного производства, производственно-транспортные модели), миграции населения. К межрегиональным моделям национальной экономики относятся: межрегиональный межотраслевой баланс, модель экономического взаимодействия регионов.

В условиях перехода регионов к рыночным условиям, для которого характерны неустойчивость экономических процессов, непоследовательная экономическая политика, создаются определенные трудности для моделирования. В то же время выдвигаются новые требования к моделированию в связи с появлением необходимости количественной оценки кризисных ситуаций, последствий распада, сложившихся хозяйственных связей и т. д. С этой целью создаются новые теории, математический аппарат, модели. В настоящее время проведение работы по моделированию затрудняется по причине недостаточности информации: имеются серьезные проблемы с получениеминформации о частном секторе, о развитии теневой экономики, с динамическими рядами сопоставимых данных, отсутствующих в связи с переводом статистики на новую методологию. Благоприятным условием для развития моделирования региональной экономики являетсякомпьютеризация.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Полная программа | Лекция №2. Региональная экономическая политика РФ, ее основные направления, ход реализации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.