Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Секторная модель

Homer Hoyt, 1939. Кажется, именно он изобрел и внедрил индекс локализации.

Отправная идея – от ЦДР тянется обычно полоса «высокой ренты», особо выгодного по некоторым условиям луча, где дома дороги, жители богаты. Таких лучей может быть несколько, а все остальное приспосабливается к ним. Главным фактором такого луча обычно становится транспортная магистраль. Еще четче чертить это излюбленной схемой, где видно, что к железной дороге, напротив, может прилипать рабочий класс и промзоны, а к высокой местности, которая считается самой здоровой – богатые кварталы. Остальные как бы провисают между ними. Недаром в США не раз находили прямую корреляцию между высотой над уровнем моря и голосованием за республиканцев.

Почему становится секторным? Потому что богатая зона старается не вторгаться в другие, если есть возможность расширяться наружу.

Интересный феномен наблюдался после войны. Современные автострады окружены сегодня вовсе не богатыми кварталами, а, наоборот, бедняцкими. Это, казалось бы, полностью опровергает Хойта. На деле же тут есть его подтверждение. Ведь эти гигантские сооружения проводились, ради экономии затрат на выкуп земли, через самые бедные кварталы.

В Москве есть и этому немало примеров. Мой бывший и несостоявшийся аспирант Березкин показал работой по наружной рекламе, что есть загогулина в Москве с наибольшим престижем – это трасса из Шереметьева в центр через Кутузовский проспект и затем по Ленинскому.

Многоядерная модель.

Chauncy Harris, Edward Ullmann, 1945. Кстати, опять чикагцы. Видно, этот город особенно хорошо упорядочен.

Главная идея в том, чтобы отказать ЦДР в монополии на воздействие на остальных. Они считают, что не меньшее воздействие оказывает многое другое – например. Второй город, захваченный расширением первого, устойчивые промзоны с огромной инфраструктурой, которой нелегко пожертвовать ради того, чтобы вытеснить промзону в положенное ей место. Так в городе возникают вторичные ядра. Москва их разочаровала бы, но это, по-видимому, неизбежное ее будущее (третье кольцо мне кажется ошибкой).

В их системе интересно представление о четырех силах, которые руководят развитием полицентрического города:

- тяга к транспорту, с которым очень тесно, но по-разному, связаны виды деятельности в городе;

- тяготение друг к другу, потому что многие виды сильно зависят друг от друга;

- отталкивание, как, например, у дорогого жилья и промышленности (мой опыт по Сан-Франциско: чем неудобнее с обыденной точки зрения местность, чем хуже ее экономико-географическое положение, тем дороже там дома).

- Противоречие «ЭГП - цена земли» и компромисс. Например, автодилеры. Им крайне выгодно было бы размещаться в самых людных местах, где мимо ходят много потенциальных потребителей, но они нуждаются в громадных стоянках, и это слишком дорого в самом центре. На деле они размещаются так близко к центру, как только им позволяет финансовая обеспеченность.

ФАКТОРНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Это уже 60-е годы и позже, в связи с резко возросшими возможностями обрабатывать громадные массивы статистики по мельчайшим ячейкам городской среды (кварталам, переписным участкам). По этим данным делается факторный анализ разными способами, выявляются основные факторы. Это многократно рассчитывалось и по Москве, и по европейским городам, но классика была создана опять же в США, где городские структуры развиваются особенно быстро (как мушка-дрозофилла) и свободно, не в тесноте, а потому похоже, свободнее от местных факторов..

Обычно речь идет о трех типах факторов.

Семейный и возрастной статус – чем больше семья, тем дальше она располагается от центра. Это очень жесткая схема в условиях США, миграция семьи от зарождения в центре и далее на периферию, а потом возвращение в центр по мере ухода детей. Жизненный цикл, переезд примерно 5,5 раз в жизни у каждой семьи.

Имущественный статус – это по кольцевой модели Бёрджеса, она тут хорошо себя показывает. Я это наблюдал в Америке тысячу раз. Есть это и в Европе.

Расовый фактор – это скорее секторная вещь. Гетто в центре, а кто постепенно богатеет, то выселяется не вообще куда-то в город, а обычно в том же секторе, но подальше от центра.

Получается что-то вроде компромисса между тремя основными моделями. На концентрическую модель накладываются сектора, а в виде исключений возникают дополнительные ядра – прямо по Тюнену.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели американского города | Сельская Америка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.