Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный состав среднего слоя

Признаки и функции среднего класса

Средний класс

Социокультурные последствия маргинализации

Стоит рассматривать на уровне личности (маргинальной) – т.е как раз рассмотреть вопрос о том, как маргинализация влияет на поведение, а так же на уровне общества.

Если говорить о последствиях на уровне личности, то можно отметить:

* Определенные психологические черты, которые приобретает маргинал (это было отмечено Р. Парком)

o Агрессивность

o Нетерпеливость

o Максимализм

o Склонность к упрощению

o Чувство одиночества

o Бессилие

* Прогрессирующее ослабление прежних социальных связей – человек не хочет общаться с прежними знакомыми по тем или иным причинам.

o Отказ от привычных форм поведения

* Амбивалентность поведения в плане одинаковой склонности к самопожертвованию и насилию – маргинал, человек который живет с ощущением «мне терять нечего».

* Размывание трудовой мотивации – т.е человек-маргинал трудиться не хочет («а зачем, какой смысл!?»).

* Увеличение значимости внешних атрибутов поведения для социальной идентификации

Если говорить о последствиях на уровне общества, то можно отметить:

* Рост числа проявлений дивиантного(отклонения от общепринятой нормы) проявления

o Антисоциальное поведение + преступное

o Адиктивное (уход от реальности посредством изменения психического состояния при помощи приема некоторых веществ) поведение

o Суицидальное поведение

* Рост проявлений экстремизма и терроризма

* Возникновение контркультуры

* Разрушение традиционных каналов мобильности

* Социальная и культурная поляризация – её часто оценивают при помощи децильных коэффициентов (доходы 10% верхов общества / 10% низов общества) и квинтильных коэффициентов (доходы 20% верхов общества / 20% низов общества)

*

1. Понятие «средний класс».

2. Признаки и функции «среднего класса».

3. Специфика формирования «среднего класса» в России.

Дискуссия вокруг «СРЕДНИХ КЛАССОВ» возникла изначально на западе во 2ой половине XX века. Интерес к этому явлению был связан с принципиальными сдвигами в профессиональной структуре (смещение акцентов в сторону интеллектуального труда; Экспертизация знаний (формирование экспертного знания). Накопилось некая «критическая» масса знаний человеческих, которые освоить невозможно и стали формироваться отдельные слои «эксперты» в отдельной сфере деятельности. В результате этого формируется особая прослой ка людей, имеющих высокий уровень образования – т.е это всё интеллектуальный труд к которому способны не многие и в результате этого они начинают хорошо зарабатывать. Постепенно их начинают называть «средним классом», который наполнен профессиональным содержанием.

Средний класс – совокупность профессиональных групп, занятых умственным трудом, не имеющих крупных интересов в бизнесе и политике. Они не являются определяющими людьми в последних 2ух сферах – занимают серединное место в системе контроля/управления.

В России интерес к среднему классу возникает позже, в 1990-ых. Ему стали уделять внимание вместе с началом радикальных экономических реформ 1991-1993 гг. Предполагалось, что результатом этих реформ и станет формирование среднего класса в России, идея среднего класса служила неким обоснованием этих реформ. Проблема «среднего класса» рассматривалась с точки зрения «сферы должного»(как должно быть). Но итогом стало отнюдь не формирования среднего класса, деспецификация и дестратификация среднего слоя того периода. Ранее существовавший «средний слой» размылся, а поляризация(расслоение) в обществе усилилось как с материальной, так и с культурной т.з. К концу 1990-ых вновь возник интерес к «среднему классу» в связи с выборами и активностью полит.партий. На сегодняшний день в Российской социологии проблема среднего класса обсуждаются и больше всего интересует вопрос о критериях среднего класса.

Если обобщить все дискуссия о «среднем классе», то можно прийти к выводу о том, что существует 4 основные характеристики (признака) среднего класса, в соответствии с которыми выделяются 4 функции:

· Средний класс – это те, кто занимают серединное (промежуточное) положение между верхами и низами. Она определяется сочетанием функций «среднего уровня дохода» и «распоряжение-исполнения». Этот признак позволяет Среднему классу выполнять функция «социального медиатора-посредника» (интерактивная функция, обеспечивающая взаимодействие в обществе, средний класс является проводником тех реформ, которые продвигают верхи в низы и тех потребностей которые низы стремятся довести до верхов)

· Средний класс – это относительно обеспеченная часть общества. У них есть в распоряжении некоторые сбережения/собственность, которые им гарантируют экономическую независимость и свободу выбора. (человек может свободно поменять поле деятельности). За счет своей обеспеченности у среднего класса имеется высокое качество жизни, высокий жизненный статус и удовлетворенности жизнью. Это всё позволяет ему выполнять функцию «социального стабилизатора» - т.к он заинтересован в сохранении существующего социального порядка и именно поэтому он не будет поддерживать радикальные идеи.

· Средний класс – это достаточно образованная часть общества и весьма квалифицирована. Это профессионалы, люди, которые демонстрируют высокий деятельностный потенциал (высокую гражданскую активность). Все эти характеристики позволяют ему выполнять функцию агента социально-технологического, экономического …. Прогресса.

· Средний класс – это основной носитель общественных интересов. Носитель национальной идее/культуры. В этом смысле выполняет функция культурного интегратора общества – интегрирует общество за счет общий культурных стандартов/норм.

Всё это качественные критерии, которые позволили отнести людей к «среднему классу».

Взаимосвязь функций и признаков «среднего класса» - см. табл. (что нужно, чтобы выполнялась та или иная функция).

Признаки -------------------------- Социальные функции промежуточное положение высокий уровень жизни высокий уровень образованности Массовизация-концентрация
медиатор-посредник +   + +
стабилизатор + +   +
агент-прогресса   + +  
культурный интегратор + + + +

 

В России социальная структура может быть представлена 4мя социальными слоями.

· Верхний слой – крупные предприниматели; ответственные чиновники; наиболее богатые люди. Они имеют собственность, реальную экономическую независимость и могут влиять на ситуацию в стране. По уровню жизни и стандартам потребления + образовательному потенциалу наиболее близок к западному среднему классу. Деятельность верхнего слоя оценивается обществом как дестабилизирующая, т.е направленная на то, чтобы как можно больше ухудшить жизнь простых граждан

· Средний «бизнес» слой – составляют люди, которые участвуют в предпринимательской деятельности; менеджеры; среднее звено бюрократии; профессионалы. Выполнять функции среднего класса ему препятствует: малочисленность (всего 18%) + скромный экономический статус. Доходы среднего слоя в 3 раза превосходят доходы базового слоя. Такого рода экономическое положения не позволяет полностью реализовывать функции среднего класса. Среднедушевой доход в семье среднего класса Для Москвы (800$), а для всех остальных (500$). Он в основном урбанизирован в больших городах (в Москве его больше, чем в Новосибирске…в Новосибирске больше, чем в Томске и т.д). Средний слой рассредоточен и не хватает концентрации. Существуют дефициты как «удовлетворенность жизнью и массовостью концентрации».

· Базовый слой – это основная часть российского общества (66%) – это массовая интеллигенция (советский средний слов – врачи/учителя/преподаватели ВУЗов); квалифицированные рабочие/ служащие / работники в сфере работ и услуг / адаптировавшиеся крестьяне. Все в этом слое живут с ощущением маргинального (одинаково-проигрышного) положения. Он является наиболее легитимным выразителем общественных интересов. Но он этим не занимается, потому что не хватает собственности, экономической независимости и позитивного отношения к политической власти на которую они уже были неоднократно обижены. Однако у него, пока еще, есть определенный уровень образования/квалификации.

· Нижний слой – представлен - неквалифицированными рабочими / рабочие без профессии (без постоянного места работы) – «Уорнер – бедные и отверженные».

Поскольку мы не можем сказать, что в России есть «средний класс» - социологи предлагают другую терминологию:

Динамический средний класс – принадлежность к которому определяется не статусными характеристика, а уровнем притязаний и мерой активности направленных на достижение желаемых социальных статусов. С ним мы можем соотнести наш «средний слой» и некоторую, наиболее дееспособную часть «базового слоя».

Средний протокласс – «средний слой».

Если говорить о нем, то можно заметить некоторые интересные тенденции

1. В среднем слое России мужчин больше чем женщин, что подтверждает тезисы о гендерной дискриминации. Мужчины активно пополняют состав среднего слоя

2. Средний слов в России представлен в основном молодежью – 90% до 50 лет

3. Интересная характеристика по поводу уверенности в завтрашнем дне и удовлетворенности жизнью – ¾ представителей среднего слоя не уверены в завтрашнем дне. Причины неуверенности связаны с действиями государства + базовые страхи россиян (потери работы).

4. Важная характеристика – «свобода выбора» - по данным социологических исследований, порядка 60% представителей среднего слоя не чувствуют себя свободными людьми. При этом 70% среднего слоя считают, что в России не соблюдаются базовые права и свободы человека из-за чего они не могут почувствовать полностью этой свободы.

 

Особенности социальной структуры современного российского общества

Во-первых, длительное время после начала перестройки и радикальных экономических реформ 1990-ых говорилось о переходном периоде, который был характерен для формирования соц., структуры рос., общества. Одним из ключевых вопросов был вопрос о «факторах динамики социальной структуры» - они по-прежнему продолжают работать:

· Рост социальной и культурной поляризации населения – огромная разница в доходах и культурном капитале(уровня образования; доступности образования). Эта

· Дифференциация в развитии регионов страны – большое значение имеет различие между центром и периферией. Это отражено в повседневном дискусе, когда обсуждается "отельное государство – Москва» J. Всё это способствует маргинализации населения, а так же увеличение зоны низшего слоя(класса). Такое разделение сложилось благодаря существующей экономической системы – «пылесосная тема – что Москва высасывает все налоговые поступления и потом не охотно делиться ими с регионами».

· Деинституцинализация каналов мобильности – таких как образование и повышение квалификации. Утрачивается/размывается мотивация получения образования. Все это приводит к тому, что регионы начинают резко отличаться по уровню развития культурного человеческого капитала – наиболее образованная часть общества сосредоточена в крупных городах – мегаполисах.

· Низкий уровень социальной мобильности. Затруднена вертикальная социальная мобильность в силу ослабления институциональной роли каналов мобильности. Так же в силу ограниченности материальных ресурсов у людей. Отсутствует развитая инфраструктура для поддержания процессов мобильности + существует большое количество барьеров. Большое значение имеют приписанные статусы (пол/возраст/национальная принадлежность/уровень здоровья). Поэтому российские социологи поднимают вопрос о гендерном аспекте социальной стратификации социального неравенства.

· Демографические процессы – здесь можно говорить о факторе возраста (прежде всего). Мы можем наблюдать «старение» населения (показатель в виде – доли лиц старше 60 лет в %-ом соотношении). Что вызывает увеличение демографической нагрузки на молодое население. При этом большое значение имеет малодетность. Уровень жизни начинает падать с увеличением демографической нагрузки, которое как раз и проявляется в увеличении уровня пенсионеров. Стимулирование рождаемости в области демографической политики – приводит к обеднению населения.

 

Если говорить о конкретных критериях/переменных, которые характеризуют классовую структуру Российского общества, то стоит обратиться к Тихоновой Н. Е:

Она выделяет некоторые переменные, которые как раз характеризуют принадлежность человека к классам российского общества.

Критерии стратификации и характеристики классов – «ресурсный подход».

µ Особенности профессиональной деятельности

§ Занятость в том или ином секторе экономики. Для российской социальной структуры не применяется такой критерий как «престиж профессии». Важное значение имеет «сфера занятости».

§ Самооценка работы – возможность заниматься любимым делом/возможность самореализации/возможность сделать карьеру/проявлять инициативу на рабочем месте/самооценка престижности(интересности) работы/ресурс влияния на работе/степень автономности труда. Существует тесная связь между принадлежностью к классу и самооценкой своей работы. Чем выше принадлежность, тем больше человек испытывает удовлетворенность от своей деятельности – т.к он имеет возможность выбирать поле деятельности, которое является более привлекательным.

§ Трудовые мотивации восприятие своей работы как способа самореализации. Люди, которые воспринимают работу как способ самореализации могли бы быть в составе «среднего класса», который и живет за счет профессиональной деятельности.

§ Устойчивость занятости и социальные гарантии – прежде всего большое значение имело «влияние кризиса 2008-2009 гг.» - в результате этого кризиса проявились основные страты российского общества. Так же имеет большое значение занятость в государственном секторе экономики а так же ряд социальных гарантий – «социальный пакет» когда человек знает на что ему рассчитывать.

µ Особенности ресурса обеспеченности - та зона, которая является критериями стратификации

§ Квалификационный ресурс – люди получают разное «хорошее» образование (образование дифференцированно по уровню качества – ТГУ И ТЭЮИ). Очень большое значение имеет степень владения информационными технологиями.

§ Социальный ресурс – вовлеченность в различные формы социальной активности (в интернет активность / в формах взаимопомощи) и это так же референтные группы человека (здесь рассматриваются такие характеристики как: уровень образования ближайшего друга).

§ Культурный ресурс – имеется ввиду первичная социализация человека, связанная с условиями городской/сельской культуры.

§ Физиологический ресурс – важной характеристикой является «пол». Неравенство имеет ярко выраженный гендерный аспект.

§ Экономический ресурс – наличие сбережений и их размер.

§ Доступ к значимым ресурсам – доступ к уровню образования / досуг, направленный на повышение квалификации. Анализируются, как правила – ситуация в жизни человека за последние 3 года.

µ Особенности уровня и образа жизни

§ Особенности благосостояния – наличие компьютера/ иномарки / мебельного гарнитура / стиральная машина /мобильный телефон / качество питания / средства на необходимую медицинскую помощь и т.д

§ Жилищная ситуация – наличие жилья в собственности / тип этого жилья / наличия коммунальных удобств

§ Устойчивость уровня благосостояния – «тематика кризиса» и изменения из-за него в возможностях покупать продукты питания и т.д

§ Специфика межличностных отношений и социального самочувствия – рассматривается здесь причина конфликтов внутри конфликтов – является ли такой причиной – материальные трудности / наличие среди ближайшего окружения людей, находящихся за чертой бедности / чувство страха за своих близких, ощущение несправедливости от происходящего вокруг, стыда за нынешнее состояние страны.

§ Специфика досуга – чтение газет/журналов, посещения театров/музеев, уровень общения.

Андр-слой (андр-класс) – «социальное дно» - в него входят люмпенизированные маргинальные группы (те маргиналы, которые уже десоциализированны – спившиеся и т.д), а вторая часть – лица, которые заняты исполнительской криминальной деятельностью.

Она выделяет:

µ средний класс

µ рабочий класс

µ зоны формирования низшего класса

µ маргинальные позиции

В процентном соотношении они все равны – приблизительно 25%.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы маргинализации | Компоненты девиации, определяющие его релятивизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.