Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы социологического исследования

Методы

Основы прикладной социологии

1. Методы социологического исследования

2. Этапы социологического исследования

3. Выборочный метод

4. Общие требования к анкете

Методы социологического исследования -Логическая последовательность методологических процедур, целью которых является изучение социальной реальности с последующим использованием результатов в практике социального управления.

Всегда соц. Исследование проводится для того, чтобы как-то результаты эти применить. Если решение может быть принято без проведения исследования – то и не стоит его проводить

Целью является изучение объективной социальной реальности, а не фантазий.

· Любое исследование начинается с формулировки проблем, потом из проблемы вытекает формулировка объекта, предмета, а следом целей и задач – логическая последовательность методологических шагов – а на основе этого подбираются методы, на основе которых создаются методики (в качестве проблемы рассматриваем отношение молодежи к здоровому образу жизни à мы можем говорить об объекте (объект – молодежь) à «кто такие молодежь» ( должно быть социологическое обоснование – ссылка на некоторые периоды маргинальности, либо на какие-то отдельные критерии – наличие семьи и её отсутствие + уровень ответственности ) à выбор границ исследования à (предмет – некоторые характеристики).

è Сугубо социологические методы

o Метод опроса

§ Анкетирование

· Раздаточное – осуществляется курьером

· Почтовый опрос – анкета по почте. Низкая величина возврата и «смещение волонтеров» (принимают участие те люди, которым нечего делать, либо которые сильно заинтересованы в этой же теме). Сфера применение ограничена условием – что не выгодно будет «проехать» по всем местам для опроса.

· Интернет опросы

· СМС опрос

§ Интервьюирование – допрос с параллельным конспектированием или когда варианты ответов не конструированы (заранее не придуманы).

· Индивидуальное

· Групповое – « метод фокус-групп» (8-12 чел) – возникает диалог между респондентами, что дает дополнительную информацию.

Отличаются по степени формализации – Анкетирование жёстко формализовано, а интервьюирование нет.

è Заимствованные методы

o Естественно-научные

§ Наблюдение

§ Эксперимент – в ходе него практически и фактически осуществляется наблюдение (Хотторнский эксперимент – хотели повысить производительность труда – выделили 2 бригады (1 экспериментальная другая контрольная) – люди поняли, что о них наконец-то будут заботиться и производительность росла в обеих бригадах)

o Семиотический анализ – предполагает не только анализ структурного содержания, но и анализ смысловой наполняемости знаков. «количественный подсчет и + что за этим стоит»

o Контент анализ – качественно-количественный анализ содержания текста, при этом текст трактуется широко ( изображение, гардероб ).

è Формулировка проблем – «проблема – вопрос, ответа на который нет в накопленном знании». При формулировке нужно пытаться избежать 3ез ситуаций:

o «Уже не проблема» - информация по данной проблеме уже существует, но её пока не нашли или не захотели искать (все данные есть)

o «Еще не проблема» - общественное мнение по данному вопросу ещё не сформировано, а мы стремимся его изучить (очень часто в связи с введением новых законов на стадии проектов).

o «Никогда не проблема» - существуют темы, которые никогда нельзя будет изучить – если и изучают, то только в какой-то степени (темы, связанные с сексуальным поведением людей – фильм «Кинси»)

è Формулировка объекта и предмета исследования

o Объект – то, что наиболее рельефно отражает проблему (то, что содержит в себе ответ на эту проблему). Объектов может быть несколько.

o Границы объекта – должны быть четкие критерии по которым можно будет сказать относиться предмет к объекту или нет.

o Территориальная и временная локализация

o Предмет – некоторые характеристики объекта, через которые можно более «выпукло» исследовать проблему. (проблема: «отношении молодежи к здоровому образу жизни; объект – «молодежь»; границы – «возраст»; территориальная локализация – «жители г. Томска»; временная локализация – «с 10 по 20 июня 2012»; предмет – отношение молодежи г. Томска к здоровому образу жизни (т.е сама тема)».

Поскольку объект исследования очень часто является большим полностью его изучить становиться проблематично – поэтому часто исследования носят «выборочный» характер.

· Если объект изучается полностью – то это «сплошное исследование».

· Если объект изучается частично – то это «выборочное исследование».

 

è Определение выборочного метода

o Генеральная совокупность -«объект исследования» локализованный в пространстве и во времени. Должен быть определен четкий критерий.

o Выборочная совокупность – это часть генеральной совокупности, отобранная специальным образом (не те элементы, которые нам больше понравились, а те которые мы отобрали предварительно специальным образом). Благодаря этому достигается репрезентативность ( выборочная совокупность отражает/представляет генеральную совокупность и означает, что те результаты, которые получены в итоге выборочной мы можем переносить на генеральную совокупность – если уровень ошибки не превышает 5%).

Способы формирования выборочной совокупности – «выборка»

Термин «случайная» понимается в определенном аспекте - в основе лежит понятия, которое вводится в теории вероятности –

«случайный отбор» -все элементы генеральной совокупности имеют равную вероятность попасть в выборочную совокупность.

1. Случайная выборка - используется генератор случайных чисел (обычно это называется функцией рандомизации). Она допускает повторы с откидыванием ненужных повторяющихся элементов. Она позволяет с математической точностью рассчитать погрешность/ошибку (саморепрезентативная) – но удовольствие дорогое и жестко формализованное. Требуется полный список генеральной совокупности (должен быть достаточно адекватным), которые не всегда имеются у исследователя.

a. Механическая случайная выборка – при помощи генератора случайных чисел выбирается случайным образом первый элемент, а потом задается «шаг».

Используется не часто и как правило для отбора каких-либо «кластеров» (поселки/улицы). Для конечой точки респондентов редко используется. В том случае, если невозможно использовать именно её, то используется (2)

2. Неслучайная выборка – в основе лежит целенаправленный, а не случайный отбор. (целевые выборки) – исследователь отбирает элементы генеральной совокупности сообразуемых с целями исследования.

a. Квотная выборка – «часть». Для её формирования необходимы:

i. Знания о распределениях по значимым, с точки зрения цели исследования, параметрам. (# предвыборный опрос – пол/возраст/образования)

Пол 53% жен 47% Муж
Возраст
18-25 40%  
26-40 20%  
41-54 20%  
55 и > 20%  
     
Образование    

Если нужно опросить 500 человек, то получается, что опросим 265 женщин и 235 мужчин. Из них 200 человек в возрасте 18-25 и по 100 человек из остальных групп. Поэтому в тех выборках где есть «пол/возраст» важно предусмотреть пересечение квот для восстановления соотношения.

b. Метод основного массива – применяется в тех случаях, когда объем генеральной совокупности небольшой. Если вы опросите от 60% до 70% от объема генеральной совокупности, то это будет репрезентативно.

c. Стихийная выборка – «кого пришлось, того и опросили» - её применяют тогда, когда нет никаких предварительных данных о генеральной совокупности.

è Определение метода исследования

è Проведение «пробного исследования»/пилотаж – предполагает апробирование выбранной методики на 5-10 человеках. Люди должны быть опрошены в такой же ситуации, в которой предполагается проведение основного исследования. Целью является устранение «непонятных моментов и некоторых неточностей», а так же расчет временных затрат.

è Полевая стадия (проведение самого исследования) – сбор эмпирической информации.

è Обработка/анализ/написание отчета

Ядов В. – «стратегия социологического исследования».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории конфликтного поведения | Ошибки при составлении шкал
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.