Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельностью




Хозяйственной деятельности

Основные классификационные признаки видов анализа

ВИДЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10.1 Основные классификационные признаки видов анализа хозяйственной деятельности.

10.2 Виды анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельностью.

10.3 Другие виды анализа хозяйственной деятельности в зависимости от общественного разделения труда, времени и пространства совершаемых хозяйственных процессов, применяемых методов, целей и задач.

 

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.

Классификация анализа хозяйственной деятельности осуществляется соответственно отраслевому, временному, пространственному признакам, периодич­ности проведения, объектам управления, методике иссле­дования, полноте охвата объектов, содержанию програм­мы, потребителям анализа и др. Объектом его исследования выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Классификация видов экономического анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельности представлена в таблице 5.

 

Таблица 5 − Классификация видов экономического анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельности

Признак классификации Вид анализа
1. По уровням управления (отраслевому признаку) · отраслевой · межотраслевой, народнохозяйственный
2. Циклам управления (по признаку времени) · перспективный, стратегический (долгосрочный, краткосрочный) анализ · ретроспективный (последующий) анализ: · оперативный анализ ·заключительный
3. По объектам системы управления · технико-экономический анализ · финансово-экономический . управленческий анализ . социально-экономический анализ · маркетинговый анализ . экономико-экологический анализ и др.
4. Уровень информационного обеспечения (по субъектам анализа, пользователям информации ) · внутренний (управленческий анализ) · внешний (финансовый) анализ
5. Характеру объектов управления · анализ стадий расширенного воспроизводства · отраслевой анализ · анализ ведомств и предприятий · анализ составных элементов производства и производственных отношений

 

 

1. По уровню управления (отраслевому признаку) АХД основывается на общественном разделении труда. Он делится на:

- отрасле­вой, методика которого учитывает специфику отдельных отрас­лей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строи­тельства, транспорта, торговли и т.д.);

- межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или теории анализа хозяйственной деятельности.

Объективная необходимость отраслевого АХД обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, ха­рактерные экономические отношения. Необходимость исследо­вания специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АХД с учетом особенностей и условий каж­дой отрасли экономики.

Одновременно нужно учитывать, что все отрасли обществен­ного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внут­ренней связи между ними вызывают необходимость разработ­ки межотраслевого анализа (теории АХД). Теория АХД раскры­вает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теорети­ческими знаниями по экономическому анализу является необ­ходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отрас­левого анализа.

2. По циклам управления (признаку времени) АХД подразделяется на:

- предва­рительный (перспективный, прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обо­снования управленческих решений и плановых заданий, а так­же для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выпол­нения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Перспективный анализ в зависимости от длины временного гори­зонта делится на:

- краткосрочный (период до года, для выработки тактической политики предприятия в области бизнеса);

- долгосрочный (стратегический) (свыше года, для выработки стратегической политики в области бизнеса).

Последующий (ретроспективный, исторический, текущий ) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для кон­троля за выполнением плана, выявления неиспользованных резер­вов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Перспективный и ретроспективный анализы тесно взаимосвязаны меж­ду собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать пер­спективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позво­ляет изучить тенденции, закономерности, выявить неисполь­зованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значе­ние при обосновании уровня экономических показателей на перс­пективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

В свою очередь, от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованно­сти плановых показателей.

Последующий анализ в свою очередь делится на:

1. Оператив­ный (ситуацион­ный ) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Его цель— оперативно выявлять не­достатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыноч­ная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности пред­приятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуационный) анализ приобретает особое значение.

2. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчет­ный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесто­ронне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и допол­няют друг друга. Они дают возможность руководству предпри­ятия не только оперативно ликвидировать недостатки в про­цессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды време­ни, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффек­тивности производства.

3. Классификация АХД по объектам системы управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управ­ляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо под­систем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

- технико-экономический анализ (операционный), которым занимаются экономические службы вместе с тех­ническими службами предприятия (главного инженера, главного тех­нолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их вли­яния на экономические результаты деятельности предприятия;

- финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) − основное вни­мание уделяет финансовым результатам деятельности предпри­ятия: выполнению финансового плана, эффективности исполь­зования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

- управленческий анализ − проводят все службы предприя­тия с целью предоставления руководству информации, необхо­димой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации произ­водства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной;

- социально-экономический анализ (экономические служ­бы управления, социологические лаборатории, статистические органы) − изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические резуль­таты хозяйственной деятельности;

- экономико-статистический анализ (статистические орга­ны) − применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

- экономико-экологический анализ (органы охраныокружающей среды, экономические службы предприятия) − ис­следует взаимодействие экологических и экономических про­цессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

- маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) − применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разра­ботки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

4. По субъектам (пользователям анализа) различают:

- внутренний анализ − проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, крат­косрочного и долгосрочного управления производственной, ком­мерческой и финансовой деятельностью;

- внешний анализ − проводится на основании финансовой и статистической от­четности органами хозяйственного управления, банками, финан­совыми органами, акционерами, инвесторами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.