Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дистанция общения




В каждой культуре, например, существует тип «идеальной сферы» вокруг отдельного человека. Эта сфера является как бы «территорией» или областью вокруг индивида, которая не может быть нарушена, если другой участник коммуникационного процесса не находится с индивидом в отношениях интимного характера. Примерами такого нарушения «территории» могут быть близкое стояние во время разговора или разговор в углу, прикосновение к индивиду и т. п. Так, замечено, что у европейцев эта «дистанция» больше, чем у людей, выросших в азиатской культуре.

Фиксированные дистанции: есть внутренний психологический эталон этих дистанций.

1. 0 –50 см интимная: в эту зону человек впускает тех, кому он доверяет; на этой дистанции обсуждается ограниченный ряд тем.

2. 50 см – 1,5 м личная: зона общения хороших знакомых; на этой дистанции общаются равные.

3. 1,5 – 3,5 м социальная: зона делового общения, общения людей, занимающих разное социальное положение.

4. 3,5 м и более общественная: дистанция общения с аудиторией.

Американский исследователь Эдвард Холл в очерке "Наш безмолвный язык", опираясь на свои наблюдения особенностей общения у разных народов, анализирует важный фактор, мимо которого часто проходят психологи, но который в процессе общения проявляется и может влиять на восприятие собеседниками друг друга, на возникающие при этом эмоциональные переживания и представления о качествах личности собеседника. Речь идет об обычаях устанавливать и поддерживать контакты (деловые, дружеские и иные), принятых у данного народа и усваиваемых каждым новым поколением. В статье, в частности, говорится о том, что у каждого народа существует свое представление о дистанции, которая должна разделять собеседников. По утверждению автора, типичная дистанция для янки, разговаривающего с другим взрослым мужчиной на деловую тему и в деловой обстановке, равняется приблизительно двум футам. Для взрослых жителей латиноамериканских стран это расстояние кажется непомерно большим, так как они усвоили принятую в их странах привычку во время разговора подходить к собеседнику почти вплотную. Холл "сталкивал" в деловом разговоре до этого незнакомых коренных граждан своей стра­ны и типичных представителей стран Латинской Америки, и разница в привычных дистанциях немедленно сказывалась: один во время беседы, иногда не осознавая этого, стремился приблизиться к собеседнику, а второй все время отодвигался от него. И во многих случаях, разбираясь в своем первом впечат­лении о новом знакомом, североамериканец думал о латиноамериканце: какой он назойливый... претендует на установле­ние близких отношений, а представитель латиноамериканских стран также искренне полагал, что янки высокомерен, холоден, слишком официален. А все дело было в несхожести привычных расстояний для ведения разговора.

 

Прикосновение у представителей разных культур имеет разное значение. Оно является неотъемлемым элементом коммуникации в Африке, на Среднем Востоке и в большинстве стран с латинской культурой. Один наблюдатель подсчитал, что пара, сидящая за столиком ресторана в Париже, за один час соверша­ет в среднем 110 взаимных прикосновений, в Лондоне - ни одно­го, а в Джексонвилле /США/ - около восьми. Похоже, что в США прикосновение имеет особое значение: одна женщина, выпрашивавшая у прохожих монетки в 25 центов, набрала их гораздо больше, когда дотрагивалась при этом до их руки, нежели в том случае, когда выражала свою просьбу только словами.

 

Относительно позы как способа невербального сигнала известно, что при входе руководителя в контору подчиненные стараются немедленно принять более «рабочую» осанку. Важны также позы, которые используют участники заседания. Они могут свидетельствовать о внимании или безразличии к обсуждаемому вопросу.

Лачинов: выразительные движения изредка складываются из жестов, часто из мимики, всегда из поз.

1) все отрицательные эмоции съеживают фигуру человека, положительные – разворачивают.

2) любые изменения позы всегда изменяют и внутреннее состояние.

Изменение позы – сигнал того, что внутреннее состояние изменилось.

На формирующееся у нас впечатление о человеке может повлиять принятая человеком поза. Так, в одном эксперименте людей, выступающих в роли объектов формирования первого впечатления, просили в одних случаях во время разговора с теми, чье впечатление оценивалось, наклонять свой корпус впе­ред, а в других случаях отклонять его, наоборот, назад. Оказалось, что в первом случае люди и мужчины, и женщины - нравились больше воспринимавшим их лицам, чем во втором. Кроме того, женщины нравились им сильнее, если они сидели в спокойной позе и с не перекрещенными руками и ногами.

Другие исследования еще в большей степени подтвердили значение характерной позы человека для формирования впечатления о нем. Вместе с тем они дополнительно раскрыли роль позы по сравнению с ролью лица в передаче истинного состояния, переживаемого человеком. Воспитывающиеся в условиях современного общества люди, как показали исследования, приучаются обычно лучше владеть своим лицом при выражении чувств и хуже - телом. Поэтому очень часто не лицо, а именно поза выдает настоящие переживания людей, их действительное отношение к нам.

Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу, так как свидетельствуют о действитель­ных эмоциях участника коммуникационного процесса и являются надежным индикатором проявляемых чувств. Она во многом определяет то, как слова будут интерпретированы. Невербальной информацией трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Предположим, что руководителем проводится оценочное интервьюирование хорошего работника, но к которому первый испытывает личную неприязнь, и другой случай, когда аналогичное интервьюирование проводится по отношению к плохому работнику, но являющемуся личным другом руководителя. В этих случаях умение контролировать невербальную часть коммуникации будет способствовать приданию посланию более объективного значения с точки зрения оценки уровня работы подчиненного.

 

Особенности оформления внешности человека в первое время оказывают заметное воздействие на складывающееся у нас, об этом человеке впечатление. Проведенные эксперименты показали, что когда человек появлялся перед каждой новой группой испытуемых в другом костюме - или в обычном штатском, или в тренировочном, или в рабочем комбинезоне, или в духовном одеянии, или в военной форме, - то испытуемые помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также те качества, указывать на которые их явно заставлял костюм, в который был одет оцениваемый ими человек. Например, когда человек был в военной форме, ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплиниро­ванность, аккуратность, настойчивость; когда в обычном штатском - внутренняя раскованность, открытость по отношению к другим людям, свобода в проявлении чувств.

В этой связи полезно проанализировать особенности своего собственного образа. Не исключено, что какие-то межличностные проблемы порождены мелкими деталями внешности, которые легко изменить.

Казалось бы, нет ничего проще, чем определить рост человека. Однако австралийский психолог Пауль Р. Уилсон доказал, что рост человека в глазах посторонних не всегда равен фактическому. Уилсон представил пяти различным группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов на глаз определить его рост. Результаты оказались поразительными. Когда человек был представлен как студент, рост незнакомца достигал в среднем 171 сантиметра, но стоило назвать его ассистентом кафедры психологии, как рост его поднялся до 178 сантиметров. При звании "старший лектор" рост перевалил за 180 сантиметров. Наконец, рост "профессора" равнялся 184 сантиметрам.

 


Тема 11: Принятие и реализация управленческого решения.

Понятие управленческого решения. Типы решений. Целевая ориентация управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений. Анализ альтернатив действий. Факторы, влияющие на принятие решений. Модели принятия решения. Методы принятия решения. Методы организации выполнения решения.

 

Процесс управления и управленческие решения. Одно из определений управления формулируется как сбор информации, разработка решений и организация выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управл. деятельности. Деятельность любого руководителя связана с выполнением управл. функций, в том числе по планированию, организации, мотивации, координации и контролю процессов в Q. УР выступают связующим процессом, обеспечивая выполнение управл. функций. Реализация каждой из управл. функций являет собой цепь решений, связанных друг с другом и призванных раскрыть механизм действия каждой функции.

УР рассматривают как результат деятельности руководителя (менеджера). Встречаются два определения принятия реше­ний: расширенное и узкое. В расширенном определении принятие решение отож­дествляется со всем процессом управления. В узком определении принятие решений понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов.

Место и значение управленческих решений в процессе управления. Разумеется, каждый человек так или иначе занят принятием каких-то решений: поступить или нет на работу в данную организацию, выполнить тем или иным способом трудовую операцию и пр. Это индивидуальные решения, касающиеся лишь одного человека и им же принимаемые. Другой пример. Технолог, экономист по характеру своей работы решают различные производственные вопросы, касающиеся содержания труда нескольких или многих людей на предприятии. При этом сами они часто не имеют ни одного административно подчиненногоим лица. Это тип инженерных решений, сущность которых состоит в «решении задачи». А управленческое решение представляет собой формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого, помимо субъекта решения, участвуют и другие члены организации. Такое решение есть элемент отношений руководства-подчинения, т. е. принимаемый «за других» и выступающий как фактор власти в организации. Принятие такого решения означает определение необходимости и цели предполагаемого изменения, а также включение его в систему организационных отношений; осуществление управленческого решения подразумевает наличие в нем плана, а затем и самой деятельности по достижению цели.

УР характеризуется обязательным наличием субъекта и объекта управления. Для РУР и субъект и объект –люди, только субъект - это руководитель или лицо принимающее УР, а объект -работники организации, сотрудники …

Области решения в Q. УР-результат коллективного творческого труда. Оно всегда носит соц. характер. Даже если руководитель 1 разрабатывает УР, коллектив неявно влияет на него. Области решений: УР может приниматься в 3-х основных системах: 1. технич. - станки (где есть инструкция по использованию)- набор альтернатив ограничен, УР носит формализованный характер, выполняется в опред. порядке; 2. биологическая система – человек, Q,-набор альтернатив ограничен. Последствия УР часто носят непредсказуемый характер, как правило, невозможно ответить на вопрос «что будет, если…». 3. социальная система-множество вариантов УР, самый высокий уровень неопределенности, зависимость содержания решения от ситуативных проблем.

Смирнов: УР- это решение, принятое в социальной системе и направленное на:

1. стратегическое планирование,

2. управление управленческой деятельностью,

3. управление ЧРесурсами,

4. управление производственной и обслуживающей деятельностью,

5. формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм),

6. управленческое консультирование,

7. коммуникация с внешней средой.

Сущность УР. Каждое УР затрагивает экономические, Q-ные, социальные, правовые и технологические интересы компании.

Экон. сущность УР - на РУР и его реализацию требуются фин., материал. и другие затраты. Поэтому каждое УР имеет реальную стоимость. Q-ная сущность УР – к РУР привлекается персонал компании. Нужно сформировать хороший коллектив. Соц. сущность УР заложена в механизме управления персоналом, рычаги воздействия на человека. Цели УР должны быть ориентированы в первую очередь на создание комфортных условий для сотрудников. Правовая сущность УР –точное соблюдение законодательства РФ, правовых актов, международных обязательств компании и т.д. Технологическая сущность УР – возможность обеспечения персонала необходимой технич., информационными ресурсами для РУР.

Понятие «альтернативы». Виды альтернатив. Формирование оценочной системы.

Структура оценочной системы включает в себя: 1. перечень критериев, характеризующих объект принятия решения, 2- шкалы для оценок по критериям. Критерий - это показатель привлекательности / непривлекательности альтернатив для субъекта решения. Альтернатива - это вариант деятельности, он должен обязательно присутствовать в процессе принятия УР. Альтернатива может быть независимой (действия с которой не влияют на качество других альтернатив) или зависимой (оценки которой могут оказать влияние на качество других). Альтернатива также может быть доминируемой (по которой оценка лучше по одному критерию) или несравнимой (не уступающей другим по каким-либо критериям).

Задачи принятия решений существенно различаются также в зависимости от наличия альтернатив на момент выработки политики и принятия решений. Встречаются задачи, когда все альтернативы уже заданы, уже определены, и необходимо лишь выбрать лучшие из этого множества. Например, мы можем искать наиболее эффективную фирму из уже имеющихся, определять лучший университет, лучшую из построенных яхт и т.д. Особенностью этих задач является замкнутое множество альтернатив. Но существует множество задач другого типа, где все альтернативы или их значительная часть появляются после принятия основных решений. Например, необходимо разработать правило открытия кредитов в банке для организаций или частных лиц. Здесь альтернативы (конкретные организации или лица) принципиально появляются лишь после выработки и оглашения правил - расширяющееся множество альтернатив.

Когда альтернатив много, внимание ЛПР не может сосредоточиться на каждой из них. В таких ситуациях возрастает необходимость в четких правилах выбора, в процедурах использования экспертов, в разработке совокупности правил, позволяющих проводить в жизнь непротиворечивую и последовательную политику => разработка оценочной системы

Критерии м.б. зависимыми и независимыми. Зависимые - те критерии, при которых оценка альтернатив по одному критерию определяет оценку по другому критерию. Зависимость му критериями позволяет укрупнить альтернативы и создавать целостный взгляд на проблему. Требования к формированию перечня критерия:

1-полнота совокупности критерия (совокупность считается полной, если всесторонне характеризует цель УР),

2-удобство для практического использования,

3- измеримость критерия.

Шкала оценок по критериям - это специально созданная классификация, последовательность чисел для количественной или объемной оценки критериев альтернатив при выработке управленческого решения. Одной из самых популярных является шкала порядка - оценки упорядочены по возрастанию или убыванию качества альтернативы. Примером может служить шкала экологической чистоты района около места жительства: • очень чистый район; • вполне удовлетворительный по чистоте; • экологическое загрязнение велико.

Участники процесса РУР.

1.- ЛПР –руководитель или менеджер,

2. Владелец проблемы: несет ответственность за ПУР.

3. Руководитель или участник активной группы, имеющий общие проблемы и стремящийся оказать влияние на результат (учет мыслей группы, чтобы не столкнуться с противодействиями).

Активная группа - источник новых вариантов решения проблемы.

4. Член группы, принимающей УР. Группа, принимающая УР – малая группа, все члены которой имеют равные права. Главная трудность здесь - общее, единое мнение.

5. Эксперты - (вносят новое в содержание) или консультант (разумная Q процедуры выбора).

6. окружение ЛПР – сотрудники Q, от имени которой принимается УР.

В процессе принятия решений люди могут играть разные роли. Будем называть человека, фактически осуществляющего выбор наилучшего варианта действий, лицом, принимающим решения (ЛПР).

Наряду с ЛПР следует выделить как отдельную личность владельца проблемы человека, который, по мнению окружающих, должен ее решать и несет ответственность за принятые решения. Но это далеко не всегда означает, что владелец проблемы является также и ЛПР. Конечно, он может быть таковым, и история дает нам многочисленные примеры совмещения этих двух ролей. Но бывают ситуации, когда владелец проблемы является лишь одним из нескольких человек, принимающих участие в ее решении. Он может быть председателем коллективного органа, принимающего решения, вынужденным идти на компромиссы, чтобы достичь согласия.

Иногда личности ЛПР и владельца проблемы не совпадают. Когда некоторые руководители стремятся переложить на других принятие решений: глава фирмы полагается на своего заместителя, а президенты подписывают подготовленные другими распоряжения. Таким образом, владелец проблемы и ЛПР могут быть как одной, так и разными личностями.

Третьей ролью, которую может играть человек в процессе принятия решений, является роль руководителя или участника активной группы - группы людей, имеющих общие интересы и старающихся оказать влияние на процесс выбора и его результат. Так, пытаясь повлиять на экономическую политику страны, одни активные группы организуют забастовки, другие - шумную кампанию поддержки правительства в печати, третьи выделяют средства для поддержки правительства - дают займы.

Если решения принимаются малой группой, члены которой формально имеют равные права (жюри, комиссия), то человек является членом группы, принимающей решения. Главное в деятельности такой группы - достижение согласия при выработке совместных решений.

В процессе принятия решений человек может выступать в качестве эксперта, т. е. профессионала в той или иной области, к которому обращаются за оценками и рекомендациями люди, включенные в этот процесс. Так, при перестройке организации ЛПР обращается за советом к опытному администратору. Эксперты могут помочь бизнесмену в оценке экономической эффективности выпуска новой продукции и т.д.

При принятии сложных (обычно стратегических) решений в их подготовке иногда принимает участие консультант по принятию решений. Его роль сводится к разумной организации процесса принятия решений: помощи ЛПР и владельцу проблемы в правильной постановке задачи, выявлении позиций активных групп, организации работы с экспертами. Консультант (или аналитик) обычно не вносит свои предпочтения, оценки в принятие решений, он только помогает другим взвесить все «за» и «против» и выработать разумный компромисс.

Кроме того, в принятии решений неявно участвует окружение ЛПР, сотрудники той организации, от имени которой ЛПР принимает решения. Обычно эта группа людей имеет общие взгляды, общие ценностные установки. В связи с этим, хотя ЛПР принимает индивидуальные решения, он учитывает политику и предпочтения данной группы лиц. Также на ПРУР влияют и неформальные ценности - групповые нормы поведения сотрудников в организации, индивидуальные ценности руководителя.

Сочетание формального и неформального аспектов в разработке решений. В процессе подготовки и выбора решения необходимо учитывать две стороны: формализованную и поведенческую. Первая – нормативная, обусловлена математизацией процесса выполнения решения, вторая – особенностями поведения лиц, принимающих УР в конкр. обстановке. Это обстоятельство объясняется тем, что последнее слово в выборе окончательного решения принадлежит не «математике», и не «машине», а человеку, зависит от его индивидуальных особенностей: профессионализма, склонности к риску и пр.

В связи с этим в общей теории принятия решений выделяются нормативные модели принятия УР, ориентированные на расчет альтернатив и выбор оптимального варианты в условиях установленных критериев и ограничений. В этом случае абстрагируются от личностных особенностей ЛПР, нормативные модели предписывают как ЛПР должно принимать решение.

В дескриптивных моделях принятия УР поведенческий аспект руководителя является определяющим, в них раскрываются процессы и силы, объясняющие стратегию и тактику, применяемую ЛПР при разработке УР. В дескриптивных моделях учитываются как логическая схема процесса РУР, используемая ЛПР, так и психологические аспекты (ценностные ориентации ЛПР, темперамент, способности, эмоцион. и волевой уровень, характер мышления и пр.)

Требования к УР и условия их достижения: Успешное УР во многом зависит от организации его разработки, соблюдения ряда основополагающих принципов: 1. решение проблемы должно быть сориентировано на положительные конечные результаты; 2. РУР не должен ограничиваться одним вариантом; 3. технология РУР должна включать использование количественных и качественных методов; 4. учет вероятного характера наступления социально-экономических событий и риска, 5-применение современной компьютерной техники, 6- рациональное сочетание труда ЛПР и других сотрудников, 7- формулировка проблемы, РУР и реализация должны концентрироваться на том уровне иерархии, где для этого есть необходимая информация. 8- использование целевого, комплексного, системного подходов для РУР, 9- гибкое использование наиболее рациональных Q-ных форм РУР - индивидуальных, групповых, коллективных и т.д.

Требования к УР: 1. соответствие содержания УР действующему законодательству и установленных в организации правил, 2- наличие у руководителя соответствующих полномочий, 3. наличие в тексте УР четкой цели, 4. недопустимость в тексте УР противоречий, 5. возможность технической, Q-ной, социальной выполняемости УР. 6- параметры для контроля, 7- учет возможных отрицательных последствий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.