КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формат
Элементы композиционно-структурной организации плоскости. К элементам композиционно-структурной организации плоскости в пластических искусствах относят: формат, пропорции, масштаб, картинную плоскость, геометрический центр, оси формата и силовые линии изображения, ритм, нюанс и контраст (применительно к выше перечисленному). Формат (от лат. formo - придаю форму) - линейные размеры (длина и ширина или высота) печатной формы, листа бумаги, книжного блока и т.п., выраженные в метрических единицах. Выбор формата обусловлен многими параметрами и, в целом, не случаен. На выбор формата влияют структура формы, эмоциональная интонация композиции, образный строй художественного произведения. Квадрат, прямоугольник горизонтальный или вертикальный, овал, круг - это целые миры, в чем-то похожие, но при этом совершенно разные. Квадрат - это устойчивость и уравновешенность. Круг тоже уравновешен, даже самодостаточен, но устойчивости квадрата здесь нет. Прямоугольный формат, вытянутый горизонтально, подает пространство панорамно, а вертикальный формат удобен для работы с торжественной, величественной композицией. Видимо, следует говорить не о выборе, а об определении формата, о его функциональном соответствии художественному образу. Определяя формат, художник находит необходимое соотношение сторон формата, определяет его пропорции. 2.1.2. Пропорция (лат. proportio) - в математике равенство между двумя отношениями четырех величин: a/b = c/d. Пропорции в художественном произведении - это соотношение величин его элементов (в том числе и сторон формата), а также отдельных элементов композиции со всем произведением в целом. Среди основных средств композиции пропорции необходимо поставить на первое место - как по степени важности того качества, которое достигается с их помощью (пропорциональность), так и с точки зрения их возможностей при организации формы. Размерные отношения элементов формы - это основа, на которой строится вся композиция. Многие ученые и художники прошлых эпох изучали пропорции как средство гармонизации формы. Читаем у Леонардо да Винчи: «Разве ты не знаешь, что наша душа состоит из гармонии, а гармония зарождается только в те мгновенья, когда пропорциональность объектов становится видимой или слышимой». Леонардо утверждал, что «фигуры часто похожи на своих мастеров» и советовал: «Измерь на себе пропорциональность своего телосложения, и если найдешь ее в какой-нибудь части несогласованной, то отметь это и хорошенько остерегайся применять ее в тех фигурах, которые тобою компонуются...». Пропорции делят на две группы: арифметические (рациональные) и геометрические (иррациональные). Арифметические или рациональные отношения строятся на простых рациональных числах. Отношение 1:1 дает квадрат. Древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский считал число основой всего существующего, а числовые отношения источником гармонии. Квадрат же, по его мнению, несет в себе образ «божественной природы» и символизирует целостность и устойчивость. Отношения 1:2, 1:3, 1:4 и т.д. в прямоугольной форме дают повторение квадрата целое число раз. Отношения 2:3, 2:5, 3:4 и т.д. содержат модуль, укладывающийся целое число раз в каждой геометрической величине, входящей в отношение. Иррациональные пропорции основаны на иррациональных числах, производных геометрических построений. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считают «золотое сечение». Эта пропорция возникает при делении отрезка на две неравные части, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей. О «золотом сечении». Открытие иррациональных пропорций, видимо, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося математика VI века до н.э. Пифагора и его ученика Никомаха. Знакомство с «золотым сечением» сыграло немалую роль в работе античных архитекторов и скульпторов. В XIII веке математик Леонардо Пизанский, прозванный Фибоначчи («сын простодушного»), путешествуя по Востоку, познакомился с достижениями арабской математики. В 1202 г. Фибоначчи опубликовал большой труд - «Книгу о счете», а в 1220 г. - «Практику геометрии». В «Книге о счете», в ходе решения одной из задач, появляется последовательность чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34..., которые позже и стали называть числа (или ряд) Фибоначчи. Каждое из них получается путем сложения двух предыдущих. Фибоначчи установил, что соотношение соседних чисел близко к пропорции «золотого сечения». Замечательными свойствами обладает прямоугольник, стороны которого соответствуют числам Фибоначчи. При его делении на квадрат и другой прямоугольник последний сохраняет то же соотношение сторон (рис. 1). Немецкий астроном XVI-XVII веков И. Кеплер сравнивал это воспроизведение пропорции самое себя со способностью Бога «творить подобное из подобного».
Рисунок 1. «Золотое сечение» (геометрическое построение прямоугольника с пропорциональным соотношением сторон по «золотому сечению»).
Анализ пропорций выдающихся памятников архитектуры показывает, что их основные размеры находятся между собой в отношениях или точно соответствующих, или очень близких числам Фибоначчи. Идея «золотого сечения» широко использовалась и в живописи, особенно в построении сложных многофигурных композиций. Но живопись и архитектура не единственные области искусства, где наблюдается такой принцип иррационального деления интервала. В результате изучения музыкальных произведений выяснилось, что кульминация мелодии часто приходится на точку «золотого сечения» ее общей продолжительности. Хорошо известная в эпоху Возрождения, эта пропорция вплоть до середины XIX века была почти забыта. В XX веке ряд ученых и архитекторов исследовали ее вновь. Особую роль в этой работе сыграл французский зодчий Ле Корбюзье, создавший модулор. Модулор - система деления человеческой фигуры на согласованные в «золотом сечении» отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верхних пальцев поднятой руки. Впрочем, уже на рисунке А. Дюрера «Изучение пропорций» хорошо видно: размеры тела человека (за единицу измерения выбрана голова) относятся как 1:2:3:5:8 и составляют ряд Фибоначчи. Итак, «золотое» число 1,618 применимо и к телу человека. Здесь начинается самое интересное, ведь это биология. Не искусство, а сама жизнь. Кстати, задача, решая которую Фибоначчи получил свой ряд, была о том, «сколько пар кроликов в один год от одной пары рождается». Ряд Фибоначчи описывает процесс размножения кроликов, т.е. сугубо биологический процесс. Через сто лет И. Кеплер создавал свою модель солнечной системы, уже зная основные размеры планет, периоды их обращения и взаимные расстояния. К его изумлению все эти числа оказались числами Фибоначчи, т.е. наш ближний космос организован по законам музыкальной гармонии. Ведь еще пифагорейцы заметили, что музыкальный звукоряд построен по закону соотношений частот, равных «золотому» числу. Труд И. Кеплера назывался «Музыка сфер». Недавно были замерены гравитационные биения, испытываемые Землей из-за эксцентриситета орбит других планет. Оказалось, что они представляют собой гармонический музыкальный аккорд. «Золотое число» в человеке проявляет себя не только в пропорциях тела. Так, дельтаритмы мозга на реакцию раздражителя представляют собой затухающие апериодические колебания, соседние периоды которых, соотносятся по законам «золотого сечения». Профиль большинства птичьих яиц соответствует «золотому сечению», пропорции растений, животных тоже. Ученые полагают, что мир живой материи создан по «золотой математике», а «золотое сечение» видимо, является одним из фундаментальнейших принципов самоорганизации материи. Через «золотое число» легко прослеживается связь гармонии произведения искусства с гармонией мироздания.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |