Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пластика и ритм




Пластика (греч. plastike) - 1) то же, что скульптура; в узком смысле - лепка скульптуры из пластичных вязких материалов; 2) пластичность, выразительность объемной формы; в широком смысле - эмоциональная художественная выразительность, гармония, изящество; 3) в танце - плавность, изящество движений.

В живописи и рисунке пластика - это условное зрительное движение элементов изобразительных средств. Здесь под пластичностью понимают гармоническую взаимосвязь и выразительность масс, форм, их линий и силуэтов в композиции. В самом широком значении - это скульптурность, выпуклость, отчетливость объемной формы в архитектуре, живописи, графике. Пластика всегда ритмична, но ритм и пластика - не одно и то же. Ритмическая составляющая композиции включает в себя чередование и повторы, группировку элементов, интервалы между ними. Ритм является одним из самых важных средств композиции, поэтому мы уделим ему особое внимание. Помимо изобразительного искусства рассмотрим роль ритма в поэзии и музыке.

Ритм (греч. rhytmos) - 1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т.п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой; 2) в музыке - временная организация музыкальных звуков и их сочетаний; 3) в стихе - а) общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; б) реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки.

В самом широком смысле ритм - явление универсальное. Ритмичность или чередование присуще различным явлениям природы: день и ночь, лето и зима, морской прибой. Но потребность ритма имеет и физиологическое обоснование. Исследователям в области физиологии глаза давно известно, что даже при фиксации неподвижной точки глаз не стоит на месте, а совершает быстрые колебательные движения. Их назвали саккадами (от франц. «хлопок паруса»). Спит ли человек, рассматривает картину или фиксирует точку в полной темноте - глаза непрерывно делают быстрые и непроизвольные саккады. Физиологически это обусловлено тем, что фоторецепторы реагируют только на перепад освещенности. За счет же саккад она постоянно меняется. Глаз как бы сканирует, поэлементно просматривает видимое поле. Механизм нашего зрения изначально ритмичен. Сердце человека сокращается в определенном ритме, поддерживая движение крови. Дыхание, обмен веществ, ритмы головного мозга, физиологические часы - ритмические процессы человеческого организма не могут не формировать психологическую потребность ритма.

 

Итак, понимая ритм как периодическую повторяемость тождественных или аналогичных явлений, элементов и отношений, обратимся к искусству. Ритмы искусства ближе к принципам повтора в органическом мире, так как природы более вариативны и пластичны, чем ритмы технические. В искусстве обычно предполагается отступление от правил периодичской упорядоченности, в технике же ритмы жесткие, математически точные. Характерная особенность искусства - своеобразные «перебои» ритма, ритмические акценты и пустоты (рис. 9).

В музыке ритм определяется как закономерное чередование музыкальных звуков. Ритм является одним из основных выразительных и формообразующих средств музыки.

Рисунок 9. Beth Van Hoesen.

ритмы органической Leeks (офорт).

 

Мелодия характеризуется ритмом. У каждой мелодии - своя ритмическая фигура. Ритм может быть изолированным - барабанная дробь, например. В вокальной музыке ритм учитывает ритмику стиха.

Уместно упомянуть, что в классическом искусстве ритм выступает в качестве необходимой меры, причем, это соответствует буквальному смыслу самого слова: ритм -«рифм» (греч.), мера в музыке и поэзии.

В литературном художественном произведении важнейшим средством образного изображения является организация (композиция) речи. Стихотворная речь отличается особой, ритмической организацией. В стихотворной речи ритм означает мерное повторение

сходных ее элементов: слогов, слов, строчек. Единицей ритма в стихотворной речи является стих, т.е. отдельная стихотворная строка.

Членение стихотворной речи на ритмически соизмеримые отрезки - стихи - является общим и обязательным признаком для всех систем стихосложения. В то же время каждая отдельная строка (стих) обладает внутренним ритмом: она дробится в свою очередь на соразмерные малые ритмические единицы.

Усвоив основные ритмические принципы различных систем стихосложения, можно научиться безошибочно определять стихотворный размер любого поэтического произведения. Ритм в художественной прозе сложнее поддается анализу, но он есть и здесь. Ритм в прозе выражается особыми сюжетно-композиционными закономерностями: об одном событии могут рассказывать разные герои, один или разные герои показываются в аналогичных ситуациях.

Нам кажется весьма интересным исследование филолога Л.И. Сотниковой. Исследуя старославянскую письменность, Л.И. Сотникова обратила внимание на то, что в старославянской азбуке числительные обозначались буквами русского алфавита, т.е. А=1,Б = 2, В = 3 и т.д. - причем после цифры 10 идут 20, 30, 40..., а после 100 - соответственно 200, 300, 400. Значит, каждая буква русской азбуки имеет строго определенную числовую меру. Оказалось, что все слова имеют суммарные численные меры. При этом слова-синонимы имеют одну и ту же сумму чисел при совершенно различном написании! «Л.И. Сотникова утверждает, что слова русского языка, собранные в систему под названием «Мысленно древо», оказывали реальное воздействие на мир физических явлений и событий».

Ритм присутствует и используется в архитектуре, кино, в театральном искусстве, балете и т.д. Ритмы искусства следуют ритму восприятия человека. Они многое заимствуют в структуре психофизических реакций человека, стремясь быть адекватными его эмоциональному поведению. Художественные ритмы расчленяют компоненты произведения и объединяют ряд впечатлений в единое целое. Ритмический повтор напоминает о предыдущем и предвидит последующее.

Ритм в графической композиции - это, в первую очередь, ритмическое соответствие форм (сходно с понятием «рифма» в поэзии) и ритмическое взаимодействие пустот. Так же, как в органическом мире, ритм в графике характеризует движение. Даже статичная композиция, хорошо ритмически организованная, наполнена потенциальной энергией. И это, наверное, самое трудное - организовать ритм в фигурах неподвижных, выстроить внутренний ритм статики.

В зависимости от характера движения ритм может быть закрытым (замкнутым) и открытым (сквозным). Считается, что экспрессивные формы стремительного движения появились в искусстве новейшего времени, но иконы Дионисия, например, являют нам образцы и статичные, и быстрого движения в пространстве и времени.

Организующая роль ритма в композиции тем активнее, чем сильнее проявление периодичности, закономерности ритма. Ритм может быть выражен слабо, когда изменения чередований или самих элементов едва заметны, но он может быть и настолько сильным, мощным, что становится ведущим началом композиции.

Важно обращать внимание на то, как развивается ритм по вертикали. Вертикаль во многом снимает композиционные сложности - изменения по вертикали изначально воспринимаются зрительно завершенно. В случае развития ритма по горизонтали возникает проблема завершения и начала композиции.

О значении ритма и его возможностях хорошо говорит Н.Н. Третьяков в своей работе «Образ в искусстве»: «...таинственная власть гармонии, а следовательно, и ритма, обладает особой целительной силой. Ритм животворит живописный образ, а также отражает время и настрой эпохи»". И далее Н.Н. Третьяков утверждает: «Художественный ритм - не просто сумма правил и приемов построения целостной композиции. Это всегда мировоззрение и мироощущение». Еще одним универсальным средством художественного формообразования является антитеза (противоположение). Противоположение - это не только резкий контраст, но соотношение различных явлений, в которых имеется одновременно некоторое сходство. Например, красочная колористическая тональность и драматизм происходящего в «Боярыне Морозовой» у В. Сурикова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.