Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здания и архитектурные комплексы. Устройство фундаментов владимиро-суздальских зданий аналогично системе, принятой в архитектуре древнего Галича

Устройство фундаментов владимиро-суздальских зданий аналогично системе, принятой в архитектуре древнего Галича. Владимиро-суздальские постройки имеют ленточные фундаменты, выложенные из бута крупного размера на известковом растворе. Фундаменты, которые в своей верхней части примерно вдвое шире стены, несколько сужаются книзу и имеют обычно неглубокое заложение (1 - 1,5 м).

Интерьеры церквей украшаются фресками. Последние проникнуты религиозным началом, игравшим в руках феодальной аристократии роль дополнительного средства воздействия на массы крестьян и горожан с целью укрепления авторитета церкви и феодалов. Нередко продолжают применять яркие разноцветные полы.

Жилые и хозяйственные постройки этого периода до нас не дошли. Археологические и литературные данные указывают на значительное строительство в это время дворцов феодальной аристократии и домов городских ремесленников.

Процесс феодального раздробления сопровождался образованием и развитием во всех частях Киевского государства местных экономических и культурных центров. В новых центрах развивается культура, связанная с местным народным творчеством. Отсюда проистекает большое художественное разнообразие в архитектуре отдельных русских земель, хотя, в общем, по своему содержанию, русская архитектура продолжала оставаться единой, основанной на своеобразной творческой разработке культурного наследства архитектуры Киевского государства.

Распад Киевского государства означал ослабление страны в политическом и военном отношении, что особенно сказалось во время татаро-монгольского нашествия в XIII вв., когда разъединенная Русь не смогла дать решительного отпора захватчикам, опустошившим русские земли и надолго замедлившим поступательное развитие русской культуры.

Процесс экономического и политического обособления отдельных русских земель, начавшийся еще в XI в., завершился во второй четверти XII в. раздроблением Руси на ряд самостоятельных, независимых от Киева феодальных княжеств, что привело к падению политической роли Киева, к усилению княжеских усобиц и феодальных войн.

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

Лекция 15. Архитектура разрозненных княжеств второй половины XII - XV вв.

Первоначальный византийский тип крестовокупольного здания получил в архитектуре Киевского государства глубокую и своеобразную творческую переработку, свидетельствующую о большой художественной культуре мастеров Киевской Руси.

Развивая древнеславянские градостроительные принципы, строители Киевской Руси разработали архитектурный тип русского города, сложившегося вокруг детинца и центрального общественно-культурного сооружения.

3. Зодчие Киевского государства заложили основы русской монументальной каменной архитектуры и создали её первые замечательные произведения.

5. Русские мастера не только быстро освоили передовую для того времени византийскую строительную технику, но и значительно обогатили её новыми и своеобразными приёмами строительного искусства. В кладке стен крупных храмов применялся кирпич, камень, известковый раствор. Тектоника основывалась на единстве конструктивных и основных пластических средств.

Таким образом, основными прогрессивными чертами архитектуры Киевской Руси, которые получили дальнейшее развитие в архитектуре Московского государства, являлись:

- сложение города на основе радиально-кольцевой системы плана;

- переход к обширному строительству каменных зданий;

- появление монументальной архитектуры большого масштаба.

Всё это стало возможным только после объединения восточных славян в мощном государстве.

Строительные приёмы и конструкции

Объём каменного строительства, и размеры монументальных построек стали в XII в. более скромными, чем раньше. Сложный шестистолпный вариант крестовокупольного типа общественно-культового здания применялся в соборах крупных городов. Вместе с тем получил широкое распространение более простой и компактный четырехстолпный вариант храма в качестве центрального здания княжеской вотчины, монастыря, а иногда и города.

Характерные общие черты общественно-культового здания XII в. составляют также центрическая композиция, компактная форма внешнего объёма, крепкие, толстые стены с небольшим числом очень узких оконных проёмов-щёлок, закомары, расположенные на одном уровне, три алтарные апсиды и один барабан, увенчанный полусферическим куполом.

Архитектурная композиция одноглавых церквей имела в XII в. характер простых геометрических объёмов. Однако постепенно умножились декоративные элементы, что внесло нарядность в суровый облик храма, например во владимиро-суздальском и галицком зодчестве; сами архитектурные объёмы сооружений стали во второй половине XII в. и в начале XIII в. менее приземистыми и более лёгкими, динамичными.

Технический прогресс сказался в применении очень хорошей кладки из тёсаного белого камня-известняка в галицкой и владимиро-суздальской архитектуре или из одного кирпича в других землях, в появлении крестовых сводов и встречаемого только в русском зодчестве выдающегося конструктивного приёма ступенчатых арок. Кирпичная декорация наружных стен усложняется. Развиваются арочные пояски.

Широко применяются местные строительные материалы, развиваются местные конструктивные приёмы. В Киевской, Черниговской, Полоцкой и Смоленской землях продолжают строить из кирпича. В Новгороде и Пскове строят из грубо отесанного местного камня в сочетании с кирпичом, продолжая традицию, сложившуюся в предыдущий период.

Замечателен синтез архитектуры и наружной скульптуры во владимиро-суздальском зодчестве. Резные рельефы, обильно украшающие наружные стены некоторых зданий, свидетельствуют о влиянии на каменную архитектуру древнего народного искусства резьбы по дереву: они покрывают наружные стены церковных зданий нарядным декоративным ковром из фантастических образов людей, зверей и растений, отличающихся сказочным характером. Русская архитектура этого периода была связана с народным эпосом, образы которого плодотворно влияли на творчество русских зодчих.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности и достижения архитектуры Киевского государства | Наружные стены галицких построек, выложенные из белого галицкого и зеленого холмского камня, были украшены разнообразными скульптурными изображениями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.