КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 17. Архитектура Петровского времени первой половины XVIII в
Древнерусская архитектура не знала скульптурных монументов в память особо выдающихся событий, их заменяли архитектурные сооружения. Эти памятники в честь важнейших событий в политической жизни Русского государства имели церковно-культовое назначение. До начала XVIII в. в России не было специального архитектурного образования. Архитекторы, или, как их именовали в то время, мастера и подмастерья каменных дел, учились на практическом опыте строительства. Выйдя из крестьян, они в дальнейшем становились городскими ремесленниками. Характерным явлением в древнерусском зодчестве была наследственная передача технического опыта и архитектурных познаний от отца к сыну, братьям и т. д. Замечательное развитие получила в XVII в. крестьянская деревянная архитектура, особенно на севере, где не было крепостного права, и продолжала существовать старинная община. Народные зодчие создали замечательно разнообразные архитектурные сооружения, ярко отразившие необычайное богатство народной фантазии и неисчерпаемые творческие возможности народного искусства. В этот период окончательно сложился тип русского каменного города-крепости, в этом отчетливо сказалась ведущая роль градостроительного начала в русской архитектуре. Необходимо отметить принципиальное отличие русского кремля от западноевропейского феодального замка-крепости. В то время как последний был укрепленной резиденцией феодала, русский кремль являлся центром государственной и общественной жизни города и был рассчитан на то, чтобы в случае опасности укрывать от врага население посада и окрестных селений. На рубеже XV и XVI столетий, как в Москве, так и на периферии самым значительным по масштабу было крепостное строительство, вызванное сложным международным и внутренним положением Русского государства. С образованием Русского централизованного государства во второй половине XV в. в Москве закладываются основы общерусской архитектуры. Различные местные художественные школы влились в архитектуру Москвы, которая, творчески используя это богатейшее наследие, начинает оказывать решающее влияние на строительство во всех русских землях. В начале XVI в. Москва не только становится лучшим и красивейшим русским городом, но превращается в образец, которому подражают в различных городах Русского государства. 5. В русской архитектуре конца XVII в. отчетливо сказались противоречия между гениальными творческими силами мастеров, вышедших из народа, и ограниченными творческими возможностями, которыми они располагали, выполняя заказы боярства и духовенства. Они были стеснены в своём творчестве узкими рамками церковного зодчества, продолжавшего до конца XVII в. играть преобладающую роль в монументальном каменном строительстве. Однако и в этих условиях древнерусские архитекторы сумели создать прекрасные произведения национальной архитектуры, которыми законно гордится русский народ. 6. Образование централизованного государства и сопутствовавший этому процессу подъём национального самосознания русского народа создали необходимые предпосылки для возникновения совершенно нового архитектурного типа высотного сооружения - храма-памятника, который является наиболее ярким архитектурным выражением нового этапа в историческом развитии Русского государства. 7. Культурный перелом рубежа XVII и XVIII вв., обусловивший распространение классических форм в русской архитектуре, не означал механического разрыва новой русской культуры с культурой Московского государства. Древнерусская культура не отмирает полностью, её прогрессивные черты продолжают развиваться в новых условиях, но уже в творчески переработанном виде.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |