КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Доходы и расходы региональных бюджетов
Доходная часть региональных бюджетов формируется путем распределения централизованного (общегосударственного) фонда денежных средств, в основе которого лежит принцип территориальности и подведомственности предприятий, учреждений и организаций, за счет закрепленных и регулирующих доходов. Закрепленные доходы – доходы полностью или в твердой фиксированной доле на постоянной или долговременной основе (не менее 5 лет) поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы – передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей – дотации, субвенции, трансферты. К регулирующим доходам относят следующие: - отчисления от государственных доходов и налогов (более 70%); - дотации и субвенции; - трансферты; - средства, полученные из вышестоящего бюджета. В состав отчислений от государственных доходов и налогов входят: 1. Налог на добавленную стоимость. 2. Акцизы и прочие платежи, сборы, пошлины. 3. Отчисления от платежей за природные ресурсы. 4. Отчисления от налога на прибыль предприятий вышестоящего подчинения. 5. Подоходный налог с физических лиц. Виды регулирующих доходов, как правило, меняются. Состав их ежегодно определяется законом о федеральном бюджете. Там указывается, что в бюджеты субъектов РФ зачисляются поступления от конкретных видов налогов и доходов и в определенных размерах. К примеру, (в 1999г.): - От платежей за пользование лесным фондом – в размере 60% доходов; - Платы за пользование водными объектами – в размере 60%; - Акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, производимые на территории РФ, - в размерах 50% доходов; - Налога на игорный бизнес – в размерах сверх минимальных ставок, предусмотренных законодательством РФ. Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов территориального бюджета и объема их собственных доходов. По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах территориальных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Однако, часто темпы роста расходов региональных бюджетов превышают темпы роста их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), поэтому возникает необходимость в дотациях, субвенциях и субсидиях из вышестоящего бюджета. В целом роль регулирующих доходов заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами территориальных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет. Т.к., порой регионы получают дотации и субвенции на покрытие своих расходов независимо от поступлений в федеральный бюджет. Доходы бюджетов РФ значительно отличаются. Наибольшие доходы приходятся на бюджеты: г. Москвы, Тюменской области, Ханты – Мансийского автономного округа, Республики Татарстан. Наименьшие доходы – имеют бюджеты Ненецкого автономного округа, Еврейской автономной области, Таймырского автономного округа, республики Алтай, республики Ингушетии, Корякского автономного округа, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Коми-Пермяцкого автономного округа, Агинского Бурятского автономного округа. Все субъекты РФ по степени наполняемости доходной части своих бюджетов, в соответствии с принятой налоговой политикой, подразделяются на: 1) регионы – доноры; 2) регионы – реципиенты (дотационные); 3) кризисные регионы. Регионы – доноры – это субъекты РФ с высоким экономическим потенциалом,, который позволяет создавать налоговую базы, достаточную не только для бюджетного обеспечения своей территории, но и для перечисления средств в федеральный бюджет по действующему налоговому законодательству. Регионы – реципиенты – это те субъекты РФ, которые не могут собрать на своей территории средства, необходимые для покрытия их расходов. Средняя дотационность бюджетов субъектов РФ, получающих трансферты, составляет примерно около 20%. Однако, дотационность отдельных регионов колеблется от 1% до 90%. Количество дотационных регионов (реципиенты), получающих помощь из федерального бюджета в форме трансфертов (ранее – дотаций), составляло: 1994г – 39; 1995 – 66; 1996 – 75; 1997 – 81; 1998, 1999 – 76 территорий. Наиболее дотационными регионами являются: Республика Ингушетия, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Кабардино-Балкарская республика, Республика Тыва, Агинский Бурятский автономный округ, Республика Дагестан, Эвенкийский автономный округ, Корякский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Еврейская автономная область (территории расположены по мере убывания дотационности от 90 до 60%). Наименее дотационные регионы (от 1 до 10% по мере роста дотационности): Вологодская, Челябинская, Нижегородская, Ярославская, Ленинградская, Белгородская, Иркутская, Оренбургская, Новосибирская, Тюменская, Тульская, Мурманская, Волгоградская, Томская, Омская, Ульяновская и Смоленская области. Существующая система регулирования региональных бюджетов имеет ряд достоинств и недостатков. Достоинства: 1. Позволяет обеспечить необходимыми средствами территориальные бюджеты независимо от производительности местных источников. 2. Создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц. 3. Стимулирует региональные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов. Недостатки: 1. Наличие субъективности при формировании регулирующих доходов региональных бюджетов, что выражается в необъективности при установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. 2. Отсутствие нормативной научно-обоснованной базы бюджетного планирования по уровню обеспеченности каждого жителя набором социальных услуг с учетом региональных факторов (климатических, исторических, этнических и т.п.).
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |