КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Умозаключения делятся на дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии
I. Понятие умозаключения. Виды умозаключений. Особенности дедуктивных умозаключений. Умозаключение – это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений (посылок) на основании определенных правил вывода получается новое суждение (заключение), с необходимостью или определенной степенью вероятности следующее из них.
Если понятия – атомы, а суждения – молекулы нашей умственной деятельности, то умозаключения – это само "вещество", то есть само мышление. Рассуждать, задавать вопросы, объяснять, убеждать, подвергать сомнению, разрешать и запрещать – все эти и другие формы мыслительной деятельности имеют форму определенных У. Важными характеристиками нашего мышления являются комбинаторность и гипотетичность. Реальность открывается мыслящему уму в виде комбинаций каких-то возможностей, которые он формулирует на языке гипотез и предположений, из которых стремится выбрать наиболее правдоподобную. Исходное знание может быть знанием либо причин (законов), либо их следствий. Новое знание также может быть двояким: - если известны причины, то новым знанием будут их следствия (дедуктивный вывод – дает истинное знание); - если известны следствия, то новым знанием будет знание их причин (индуктивный вывод или вывод по аналогии – истинность лишь с определенной степенью вероятности).
Deductio (лат.) – выведение. Дедуктивно умозаключать – умение находить (выводить) необходимые следствия из данных суждений. ПРИМЕР. Из принятых аксиом выводим теоремы. (?) Поэтому дедукцию иногда определяют как обоснование необходимых условий истинности данного знания.
В логике существует два подхода к определению дедукции: 1. В формальной логике Д – переход от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности. 2. В современной математической логике Д. называют У., у которых между посылками и заключением имеется отношение логического следования.
Логическое следствие – суждение, которое не может быть ложным, если посылки истинные.
Inductio (лат.) – наведение. Типичный пример индуктивного умозаключения – поиск для наблюдаемых фактов объясняющих их причин и законов. Это процесс выдвижения гипотез, догадок и их последующей проверки с целью выбора наиболее правдоподобной.
Analogia (лат.) – соответствие, сходство, подобие. Если событие объясняется или предсказывается на основании сходства (функционального, структурного и т.п.) с уже изученным событием, то имеет место умозаключение по аналогии.
(?) Дедукцию иногда определяют как обоснование необходимых условий истинности данного знания. А недедуктивные выводы – открытие достаточных условий истинности данного знания. В совокупности для любого данного события они дают ответы на вопросы: "Почему оно произошло?" и "Что следует ожидать от его осуществления?".
Особенности дедуктивного вывода: 1. С помощью У. мы можем получить новые знания опосредованно. Непосредственный анализ действительности, свойственный, например, детям в раннем возрасте, заменяется анализом понятий и суждений и их взаимосвязи. ПРИМЕР. Вряд ли когда-нибудь удастся измерить температуру Солнца непосредственно. 2. Построить истинное У. можно только на основе истинных суждений – посылок. Оценить истинность заключения, полученного из ложных посылок, средствами логики невозможно. 3. Проверить истинность У. можно не прибегая к непосредственному опыту – достаточно проверить: истинность посылок и соблюдение правил вывода (логическую правильность вывода). Иногда, например, при доказательстве от противного, в рассуждение допускаются заведомо ложные (антитезис) или недоказуемые посылки, однако в дальнейшем эти посылки обязательно подлежат исключению. 4. В процессе У. (например, используя законы и равносильности алгебры логики), имея некоторые данные, мы можем получить из них новые сведения, непосредственно не очевидные, но заключенные в этой информации (выводим логические следствия, вытекающие из данной информации).
Типы дедуктивных умозаключений: - выводы, зависящие от субъект-предикатной структуры суждений-посылок; - выводы, основанные на логических связях между суждениями.
Умозаключения с одной посылкой называют непосредственными. Умозаключения с двумя и более посылками называют опосредованными.
II. Непосредственные умозаключения: превращения, обращения, противопоставление предикату, умозаключение по логическому квадрату. Непосредственные У. – по сути преобразования суждений.
Умозаключения по логическому квадрату делаются по следующим правилам вывода: 1. Из истинности А следует истинность I, , . Все виды рекламы призваны воздействовать на потребителя - А. I – Некоторые виды рекламы призваны воздействовать на потребителя. – Неверно, что ни один вид рекламы не призван воздействовать на потребителя. - Неверно, что некоторые виды рекламы не призваны воздействовать на потребителя.
2. Из истинности Е следует истинность О, , .
Ни один товар не создан для личного потребления – Е. О – Некоторые товары не созданы для личного потребления. - Неверно, что все товары созданы для личного потребления. - Неверно, что некоторые товары созданы для личного потребления.
3. Из истинности I следует истинность . Некоторые предприятия – акционерные общества – I. - Неверно, что ни одно предприятие не является акционерным обществом.
4. Из истинности О следует истинность . Некоторые предприятия не получают прибыль – О. – Неверно, что все предприятия получают прибыль.
Превращение – преобразование суждения в суждение, противоположное по качеству с предикатом, противоположным предикату исходного суждения. Схема:
А®Е: Все S есть Р Ни одно S не есть не Р
Все виды рекламы призваны воздействовать на потребителя Ни один вид рекламы не призван не воздействовать на потребителя
Е®А: Ни одно S не есть Р Все S есть не Р
Ни один товар не создан для личного потребления
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |