Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Участие прокурора в судебном разбирательстве




Література

Прокурорский надзор за обеспечением выполнения требований закона относительно участия защитника на досудебных стадиях осуществления в уголовных делах. Нарушение права подозреваемого и обвиняемого осуществлять защиту своих прав и интересов с помощью защитника-адвоката или другого специалиста в отрасли права расценивается как существенное нарушение закона, при таких условиях принятие решения по делу является незаконным. Отмеченные обстоятельства определяют особенное значение обязанности прокурора осуществлять надзор за выполнением органом дознания и следователем требований закона относительно обеспечения подозреваемому и обвиняемому права иметь защитника в любой стадии досудебного расследования (см. ст.ст. 44, 45 УПК).

Прокурорский надзор за применением органами досудебного расследования мероприятий процессуального принуждения и совершением других процессуальных действий. Обеспечение законности задержания лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, являются приоритетным заданием прокурорского надзора за выполнением законов органами дознания и досудебного следствия. Исполнения с соблюдением норм закона, оно является действенным средством остановки преступной деятельности, создает условия для успешного расследования, потому на практике является достаточно распространенным явлением.

Прокурорский надзор за соблюдением органами дознания и досудебного следствия требований закона о приеме, регистрации, учете и решении заявлений и сообщений о преступлении. Обобщение практики прокурорского надзора свидетельствует, что существенного вреда раскрытию преступлений наносят имеющиеся в органах дознания и досудебного следствия факты укрытия заявлений о преступлениях от своевременной и правильной их регистрации; несвоевременное их рассмотрение и решение; незаконные и необоснованные отказы в нарушении уголовных дел и тому подобное.

Правовые акты прокурорского надзора за органами досудебного расследования. Правовые акты прокурорского надзора за выполнением законов органами дознания и досудебного следствия предусмотрены уголовно-процессуальным законом. Каждый правовой акт прокурорского надзора имеет соответствующую форму, порождает определенные юридические последствия и фиксирует реализацию прокурором конкретных полномочий. Эти полномочия имеют своей целью или возобновление нарушенного права, или предоставление юридической силы конкретному решению органа дознания или следователя в случаях, предусмотренных законом, или прекращение и предупреждение возможных в будущем нарушений в деятельности поднадзорных органов.

Предмет и задание прокурорского надзора за выполнением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскными органами определен в ст. 29 Закона как соблюдение ими законов относительно охраны прав и свобод человека и гражданина; установленного порядка осуществления оперативно-розыскной деятельности и обеспечения законности решений, что ими принимаются. В предмет этой подотрасли прокурорского надзора не входят сведения об организации, тактике, методах и целесообразности средств осуществления оперативно-розыскной деятельности, при условии, что они предусмотрены законодательством.

В наиболее общем виде задания прокурорского надзора за оперативно-розыскными органами заключается в выявлении и устранении нарушений законов, которые могут быть допущены во время выполнения ими своих функций. Полный перечень этих мероприятий приведен в Законе Украины „Об оперативно-розыскной деятельности” (смотри п.п. 1-18 ст.. 8 Закона).

Прокурорская проверка законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий должна дать ответ на такие вопросы: были ли они направленные на достижения предусмотренные Законом об ОРД цели и заданий их приложения?; были ли для их выполнения законные поводы и основания?; входило ли проведение оперативно-розыскных мероприятий в компетенцию проверяемых органов?; в соответствии с законодательством происходило фиксирование и легализация последствий конкретных случаев оперативно-розыскной деятельности?

Основными заданиями, на решение которых могут быть направлены оперативно-розыскные мероприятия есть: поиск, предупреждение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, которые их готовили и совершали; осуществление розыска лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда, уклоняются от уголовного наказания, а также розыска без вести исчезнувших; поиск и фиксация данных о разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций; получение информации в интересах безопасности общества и государства.

Проверка прокурором порядка (процедуры) проведения оперативно-розыскных мероприятий касается, в первую очередь, тех, для которых, через ограничение ими конституционных прав и гарантий граждан, закон определил такой порядок (ч. 2 ст. 8 Закона „Об оперативно-розыскной деятельности”).

Давая оценку законности проведения оперативно-розыскных мероприятий, прокурор выясняет, было ли составлено мотивированное постановление соответствующим руководителем конкретного подраздела, а также есть ли нужное постановление председателя или заместителя председателя апелляционного суда по месту проведения оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор проверяет только соблюдение этими органами требования относительно обязательности документирования результатов оперативно-розыскной деятельности и отображения их по делам оперативного учета.

Оценивая законность оперативно-розыскных мероприятий, прокурор проверяет не только соблюдение соответствующих норм Закона „Об оперативно-розыскной деятельности”, но и правил из отраслевых Законов „О милиции”, „О Службе безопасности Украины”, „Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью”, „О государственной тайне” и тому подобное, в которых, так или иначе, определяется оперативно-розыскная компетенция.

 

1.2. Полномочия прокурора относительно осуществления надзора за оперативно-розыскными органами. Надзор за соблюдением законов во время выполнения оперативно-розыскных мероприятий осуществляется Генеральным прокурором Украины, прокурором Автономной Республики Крым, прокурорами областей, городов Киева и Севастополя и приравненными к ним прокурорами (ст. 14 Закона „Об оперативно-розыскной деятельности”). При необходимости осуществить проверку законности оперативно-розыскной деятельности в городском или райотделе внутренних дел или подразделах других органов, городской, районный или приравненный к ним прокурор сообщает об этом вышестоящему прокурору, который решает вопрос по существу.

Проверка законности в деятельности оперативно-розыскных органов проводится: при наличии жалоб о допущенных этими органами нарушения; по заявлению следователя о невыполнении его поручений и указаний; по собственной инициативе прокурора в связи с неподобающим расследованием дела.

В ходе осуществления надзора прокурор имеет право: требовать от соответствующих органов или должностных лиц для проверки материалы и другие сведения о преступлениях и лицах, что их совершили; давать письменные указания этим органам; знакомиться с оперативно-розыскными материалами; доставать информацию непосредственно от конкретных работников оперативно-розыскных подразделов; предъявлять руководителям или начальникам требования о проведении ими проверки законности оперативно-розыскных мероприятий, обязательные для выполнения; принимать меры к привлечению виновных в нарушении законов к дисциплинарной или уголовной ответственности.

 

2. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и досудебного следствия. Прокурорский надзор за органами дознания и досудебного следствия составляют действия и решения прокурора относительно реализации предоставленных ему полномочий с целью предупреждения, выявления и устранения нарушений этими органами норм уголовно-процессуального и других законов. Эта разновидность надзора, согласно ст.ст. 1, 5, 29 и 30 Закона Украины являются составной частью одного из основных направлений надзора, который охватывает и надзор за законностью деятельности оперативно-розыскных органов. Вместе с тем надзор за органами дознания и досудебного следствия являет собой самостоятельный участок прокурорской деятельности, что по объему занимает ведущее место среди остальных функций прокуратуры. В эту сферу входит надзор за двумя группами объектов: 1) органами дознания и 2) органами досудебного следствия.

Органы дознания указаны в статье 101 УПК Украины. Все перечисленные государственные органы и должностные лица осуществляют и другую деятельность, которая является для них основной. Но прокурорский надзор за ними как за органами дознания распространяется только на уголовно-процессуальную деятельность.

К органам досудебного следствия, которые поднадзорны прокуратуре, принадлежат: следователи прокуратуры; следователи органов внутренних дел; следователи налоговой милиции; следователи органов безопасности. Следователи, независимо от ведомственной принадлежности, не выполняют никаких других функций, кроме рассмотрения и решения заявлений (сообщений) о преступлениях и осуществлениях досудебного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции. Поэтому прокурорский надзор за соблюдением законов органами досудебного следствия охватывает всю деятельность следователей.

 

2.2. Предмет и задание надзора. Статья 29 Закона определяет предмет прокурорского надзора за соблюдением законов органами дознания и досудебного следствия (смотри п.п. 1-5 Закона).

Задание прокурорского надзора за выполнением законов органами дознания и досудебного следствия обусловливаются предметом надзора. В общем виде их можно сформулировать как: обеспечение средствами прокурорского надзора достижения требований закона (ст. 2 УПК Украины) относительно быстрого и полного раскрытия преступлений; разоблачения виновных; обеспечение правильного применения Закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был привлечен к ответственности и ни один невинный не был наказан. К заданиям этого вида прокурорского надзора также можно отнести: предупреждение, выявление и устранение нарушений, предусмотренных законами прав и свобод участников досудебного расследования; предупреждение, выявление и устранение нарушений процессуального порядка рассмотрения и решения заявлений (сообщений) о преступлении и тому подобное. На каждой из досудебных стадий уголовного процесса перечислены задания прокурора конкретизируются, приобретают специфический характер в зависимости от этапа расследования и формы его завершения.

От того, насколько эффективно осуществляется надзор прокурорами за органами дознания и досудебного следствия, во многом зависит успех в борьбе с преступностью, соблюдение режима законности в Украине.

 

2.3. Полномочия прокурора в процессе осуществления надзора за органами дознания и досудебного следствия. Полномочия прокурора позволяют ему своевременно обнаруживать нарушение закона органами дознания и следователями, действенно реагировать на каждый случай невыполнения или неподобающего выполнения правовых предписаний.

Использование полномочий прокурора в одних случаях имеет своей целью обеспечить быстрое, полное раскрытие преступления, качественное последующее его расследование и возмещение нанесенного вреда; в других - обеспечить соблюдение прав граждан, привлеченных в той или другой форме (потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым и тому подобное) в сферу уголовного судопроизводства.

Полномочия, которые позволяют прокурору предупреждать нарушение закона органами дознания и следователями, заключаются:

- в санкционировании или согласовании со следователем перед обращением к судье (или в отказе от дачи санкции или согласия) исполнения некоторых следственных и других процессуальных действий, решений (о проведении обзора жилья или другого владения лица; обыск; отдельные виды выемки; снятие информации из каналов связи; отстранение обвиняемого от должности; направление обвиняемого на стационарную экспертизу; применение меры пресечения в виде взятия под стражу или взятие залога и тому подобное);

- в праве продолжать (или отказывать в этом) сроки досудебного следствия; согласовании со следователем перед обращением к судье относительно продолжения сроков содержания под стражей;

- в праве давать согласие (или отказывать в этом) на закрытие уголовного дела по не реабилитирующим основаниям; направление дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мероприятий медицинского характера;

- в праве утверждать (не утверждать) обвинительное заключение и тому подобное.

Санкционируя, давая согласие или утверждая соответствующий процессуальный акт органа досудебного расследования, прокурор предоставляет этому акту юридическую силу. Отказ прокурора в санкции, согласии, утверждении названных решений предупреждает нарушение закона, поскольку в этих случаях постановления или обвинительное заключение, хотя и сохраняются в материалах уголовного дела, но процессуального значения не имеют.

Властно предписывающий характер полномочий прокурора еще более свойствен тем из них, которые выступают средствами устранения нарушений закона. До таких полномочий относят:

- право отменять незаконные и необоснованные постановления лица, которое осуществляет дознания, органа дознания или следователя;

- право изымать у органа дознание и передавать следователю любое дело;

- передавать дело от одного органа досудебного следствия другому, а также от одного следователя другому с целью обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

- право устранять лицо, которое проводит дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или досудебного следствия, если она допустила нарушение закона во время расследования по делу;

- право закрывать уголовное дело;

- право останавливать осуществление в уголовных делах;

- право возвращать уголовное дело для осуществления дополнительного расследования со своими письменными указаниями;

- право давать письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, проведения отдельных следственных действий и розыске лиц, которые совершили преступления, о привлечении в качестве обвиняемого, объем обвинения, о предоставлении дела для направления в суд или о закрытии его;

- право изымать из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения;

- право изменять квалификацию преступления в обвинительном заключении на менее тяжелую;

- право упразднить или изменить ранее избранную меру пресечения или избрать такую меру, если она не была избрана, поставить в случаях, предусмотренных УПК, перед судом вопрос об избрании меры пресечения в виде взятия под стражу.

Некоторые полномочия прокурора могут быть использованы как с целью устранения обнаруженных нарушений, так и предупреждение их совершения в будущем. В частности, прокурор имеет право самостоятельно возбудить уголовное дело, упразднив незаконное и необоснованное постановление об отказе в возбуждении такого дела или, выучив материалы проверки по заявлению (жалобой, сообщением) о преступлении, относительно которого следователем еще не принято соответствующего решения.

Участие прокурора в следственном действии в одних случаях может служить предупреждением нарушения закона дознавателем или следователем, а в других - устранением допущенных нарушений.

Обнаружив, при изучении материалов уголовных дел или другими способами такие нарушения, прокурор дает указания, которые обязывают органы дознания действовать в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

 

Акты прокурорского надзора могут выступать в форме постановления, письменного требования, письменного указания, санкции (отказы в санкции), письменного согласия с постановлением органа дознания или следователя (отказы дать такое согласие), в виде соответствующей резолюции, представления.

Постановления прокурора выступают правовыми средствами надзора, которые отменяют постановления органа дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела; постановления о направлении заявления (сообщение) о преступлении или материалов уголовного дела по принадлежности или подследственности; постановления об объединении уголовных дел, выделения уголовного дела; наложение ареста на имущество; избрание, изменение, отмену меры пресечения; постановления о привлечении в качестве обвиняемого; признание пострадавшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком; о допуске защитника к участию по делу; об остановке осуществления по делу; о закрытии уголовного дела и тому подобное.

Постановление прокурора может быть актом, который не только отменяет признанное незаконным решение органа дознания или следователя, но и такие, которые содержат соответствующее указание этим субъектам уголовного процесса. Постановления прокурора могут быть и другого характера, то есть такие, которые не отменяют те или другие незаконные, как по его мнению, постановления следователя или органа дознания, а содержат решение относительно применения, изменения, отмены меры пресечения, об устранении следователя (лица, которое осуществляет дознание) от последующего осуществления досудебного расследования и относительно других вопросов, если таким способом прокурору необходимо обеспечить соблюдение закона.

Независимо от оснований для составления прокурором определенного вида наблюдательного постановления, настоящий процессуальный акт имеет присущие ему реквизиты. Каждое постановление имеет вступительную, описательную (мотивирующую) и резолютивную части. Во вступлении отмечаются место и время составления, должность, классный чин (военное звание военного прокурора). В описательной части фиксируется, на каких основаниях и какое уголовное дело (его номер и другие данные) проверено прокурором, характер обнаруженных нарушений, кем они допущены. В резолютивной - формулируется решение прокурора.

Другие акты прокурорского надзора содержат, по общему правилу, лишь указания на характер решения, принятого прокурором. Письменные указания по уголовному делу могут устанавливать обязанность следователя (органу дознания) - осуществить конкретные следственные действия в определенный срок; выдвинуть обвинение; изменить квалификацию преступления, которое инкриминируется обвиняемому; отправить поручение относительно выполнения отдельных следственных действий в другом районе и тому подобное.

Когда есть отказ в дачи санкции на отдельные следственные или процессуальные действия и решения, прокурор имеет право указать на потребность в таком отказе или на употребление других действий или процессуальных мероприятий и тому подобное.

Представления содержат указания на характер установленного прокурором нарушения закона, допущенного следователем (органом дознания) и требования прокурора относительно употребления соответствующих мероприятий по этим фактам, решение вопроса об ответственности виновных и сообщить о результатах рассмотрения представления в установленный законом срок.

 

2.5. Организация прокурорского надзора. Приказом Генерального прокурора Украины № 4 от 20.04.2004 р. 4 октября 1998 года „Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов органами, которые проводят дознание и досудебное следствие” определены основные моменты, относительно организации прокурорского надзора за выполнением законов органами досудебного расследования. Приказ обязывает прокуроров всех уровней обеспечивать единственный подход к организации наблюдательной деятельности за названными органами и должностными лицами независимо от их ведомственного подчинения; во всех случаях выявления нарушений реагировать относительно них на всех этапах уголовного судопроизводства, начиная с момента получения заявления, сообщения о преступлении, и завершая принятием прокурором конечного решения (утверждение обвинительного заключения, направления дела в суд для применения принудительных мероприятий медицинского или воспитательного характера, проверки законности решения о закрытии, а также отказах в возбуждении уголовного дела).

Из этих указаний Генерального прокурора следует, что прокурорский надзор за выполнением законов органами дознания и досудебного следствия осуществляется всеми территориальными и специализированными прокурорами всех звеньев системы прокуратуры Украины. Он должен охватывать деятельность поднадзорных органов от ее начала и до завершения по каждому уголовному делу.

В прокуратурах низового звена со значительным объемом работы надзор за дознанием и досудебным следствием входит, по общему правилу, к функциональным обязанностям заместителя прокурора и одного или несколько помощников прокурора. Однако при любом распределении функциональных обязанностей между прокурором и его заместителем (заместителями) только прокурор может решать такие вопросы, как санкционирование проведения отдельных следственных действий, продолжения срока расследования до трех месяцев и тому подобное.

Помощники прокурора проверяют материалы, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, уголовные дела. В пределах своей компетенции дают указания относительно выполнения следователями и розыскных действий и других вопросов дознания или следствия; составляют для прокурора (заместителя) справки о результатах изучения проверочных материалов дел; берут объяснения у лиц, которые проводят дознание, и следователей за фактами допущенных ими нарушений закона, от участников уголовного дела в связи с поданной жалобой; готовят постановления об отмене незаконных и необоснованных решений органов дознания и следователя; составляют проекты прокурорских представлений и тому подобное.

В прокуратурах областного уровня и приравненных к ним территориальных и специализированных прокуратурах действуют соответствующие управления (отделы) надзора за соблюдением законов органами дознания и досудебного следствия, которые возглавляются заместителями прокурора. Непосредственно надзор в прокуратурах этого уровня осуществляется самим областными и приравненными к ним прокурорами, соответствующими их заместителями (они же начальники вышеназванных управлений-отделов), другими руководителями этих подразделов, старшими прокурорами и прокурорами и тому подобное.

Объектами надзора, на этом уровне выступают следователи подразделения органов внутренних дел и налоговой милиции Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, СБУ. Прокурор, заместитель прокурора области и приравненные к ним руководители специализированных прокуратур надзирают за соблюдением законов подчиненными следователями, которые входят в штат следственного управления (отдела) прокуратуры.

Надзор осуществляется также за процессуальной деятельностью соответствующего уровня органами дознания.

Непосредственного надзора за выполнением законов органами дознания и досудебного следствия районного уровня прокуроры областей и приравненные к ним не осуществляют. Это обязанность уже упоминавшихся районных и других приравненных к низовым территориальным и специализированным прокурорам. Исключения образуют наблюдательные полномочия относительно продолжения сроков расследования свыше трех месяцев, решение несогласие следственное с указаниями присматривающих прокуроров (в пределах компетенции, регламентированной в ст. 114 УПК). Если предоставлены следователям письменные возражения (вместе с уголовным делом) прокурор областного уровня или его заместитель признают обоснованными, они отменяют письменные указания нижестоящего прокурора. Когда же они согласятся с указаниями - вышестоящий прокурор поручает досудебное следствие по этому делу другому следователю.

В Генеральной прокуратуре Украины субъектами надзора за выполнением законов органами дознания и досудебного следствия выступают Генеральный прокурор Украины, и ряд его заместителей (они же - начальник Главного управления надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и досудебного следствия; начальник управления расследования особенно важных дел; начальник управления военных прокуратур), начальники структурных подразделений вышеназванных управлений, их заместители, старшие прокуроры и прокуроры, в должностные полномочия которых входит осуществление надзора за законностью дознания и досудебного следствия, в центральных аппаратах МВД, СБУ, налоговой милиции, Государственной таможенной службы и Пограничной охраны.

 

Исходя из этого, Генеральный прокурор Украины требует повысить действенность прокурорского надзора за законностью рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, своевременным нарушением уголовных дел; остро и принципиально решать вопрос об ответственности должностных лиц, которые допустили нарушение законности, скрыли преступления от учета; добиваться фактического устранения нарушений, их предупреждения.

Прокурорский надзор за выполнением законов о приеме, регистрации, учете и решении заявлений и сообщений о преступлениях является частью надзора за выполнением законов органами дознания и досудебного следствия. Суть его заключается в потому, что Генеральный прокурор Украины и подчинены ему прокуроры, осуществляя надзор, обнаруживают нарушение закона, причины и условия, что этому способствовали, обеспечивая выполнение общих заданий прокуратуры и заданий надзору за выполнением законов органами дознания и досудебного следствия.

Прокурору нужно проверить, полностью ли были зарегистрированы сигналы о совершенных преступлениях с тем, чтоб ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не осталось ненаказанным по закону. К такому выводу можно прийти, когда будет выяснено следующее:

1. Полностью ли были зарегистрированы заявления и сообщения о подготовленных и совершенных преступлениях?

2. Придерживались ли сроки регистрации и решения заявлений и сообщений о преступлениях?

3. Проводилась ли проверка заявлений и сообщений о преступлениях путем истребования необходимых материалов и получения объяснений, без осуществления следственных действий?

4. Принятые по заявлениям и сообщениям о преступлениях решения были законными и обоснованными и о них ли сообщалось лицам, учреждениям, от которых поступило заявление или сообщение, а также, разъяснялось ли им право на обжалование принятого решения?

5. Принимались ли меры для устранения нарушений закона, причин и условий, что им способствовали, а виновные в нарушениях закона должностные лица органа дознания или следствия привлекались к установленной законом ответственности?

6. Обеспечивались ли права и законные интересы участников процесса?

Осуществляя надзор за законностью решения заявлений и сообщений о преступлениях, прокурор должен руководствоваться соответствующими статьями УПК, а также ведомственными нормативными актами.

В соответствии с законом по заявлению или сообщению, которое поступило, кроме возбуждения уголовного дела, еще может быть принято одно из таких решений: 1) об отказе в возбуждении уголовного дела; 2) о передаче заявления или сообщении по принадлежности.

Обнаружить нарушение требований закона о своевременной, полной и правильной регистрации заявлений и сообщений о преступлениях прокурор может такими способами:

1) проверкой материалов, по которыми принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела;

2) изучением уголовных дел или тех заявлений и сообщений, в которых указано о совершении конкретного преступления;

3) получением объяснений от соответствующих лиц;

4) истребованием документов из учреждений и организаций, фигурантов в заявлении и сообщении о преступлении и тому подобное;

5) заслушиванием докладов или отчетов следственных и лиц, которые проводят дознание;

6) изучением рассмотрения или непосредственным рассмотрением жалоб граждан на действия соответствующих лиц правоохранительного органа;

7) дачею поручения вышестоящим органам или должностным лицам относительно проведения проверок деятельности нижестоящих подразделов по вопросам приема, регистрации, учета и решения заявлений и сообщений о преступлениях;

8) обобщением разных видов практики.

 

В результате отсутствия таких гарантий, как санкция прокурора или постановление судьи, достаточно часто возникают трудности относительно правильного решения вопроса о наличии оснований для задержания, допускаются ошибки, а иногда и заведомо незаконные задержания. Предупредить незаконные и безосновательные задержания подозреваемых прокурор практически не может. О задержании ему становится известно лишь после того, как оно проведено, хотя и немедленно, как это отмечено в статье 106 УПК Украины. В течение семидесяти двух часов после задержания орган дознания или следователь:

1) освобождает задержанного - если не подтвердилось подозрение в совершении преступления, исчерпался установленный законом срок задержания или задержание было осуществлено с нарушением требований закона;

2) освобождает задержанного и избирает относительно него меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей;

3)доставляет задержанного к судье с представлением, согласованным с прокурором, об избрании относительно задержанного меры пресечения в виде взятия под стражу.

Эти 72 часа нужны, помимо остального, и для того, чтобы прокурор имел возможность изучить материалы уголовного дела, допросить, в случае необходимости, подозреваемого, дать указание относительно предоставления ему дополнительных данных о задержании и тому подобное. Во всяком случае прокурор должен убедиться в том, что задержание является законным и обоснованным. Для этого он должен выяснить такие вопросы:

- возбуждено ли уголовное дело, в котором применялось задержание подозреваемого?

- компетентным лицом (должностным лицом органа дознания или следователям, в осуществлении которых находится уголовное дело) принято решение о задержании подозреваемом?

- соблюдены ли требования статей 106, 106-1, 107, 115 УПК во время задержания подозреваемого? Основаниями задержания, исходя из содержания закона, выступают фактические данные, которые позволяют подозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы при условии:

1) когда это лицо застали при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, что именно оно совершило преступление;

3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилье будут обнаружены очевидные следы преступления.

Когда основаниями задержания служили другие данные, прокурору нужно выяснить, имело ли место какое-то из дополнительных оснований (условий), предусмотренных законом для таких случаев:

1) лицо пыталось сбежать;

2) лицо не имеет постоянного местожительства;

3) подозреваемый не установлен.

Надзор прокурора за законностью и обоснованностью привлечения лица в качестве обвиняемого.

Обеспечение выполнения уголовно-процессуального законодательства, которое регламентирует деятельность органов досудебного расследования относительно предъявления обвинения, выступает одним из важнейших заданий прокурорского надзора. Закон обязывает прокуроров следить за тем, чтобы ни один гражданин не был незаконно и необоснованно привлечен к уголовной ответственности, а предъявление обвинения осуществлялось только в точном соответствии с установленным процессуальным порядком.

Надзирая за выполнением закона, который регламентирует привлечение лица как обвиняемого, прокурор имеет право:

- требовать от органов дознания и досудебного следствия уголовные дела для проверки законности и обоснованности предъявленного в их пределах обвинения;

- принимать участие в предъявлении обвинения и допросе обвиняемого;

- давать указания о привлечении лица как обвиняемого по делу, квалификацию преступления и объем обвинения;

- отстранять следователя от последующего расследования, если он действовал с нарушением закона;

- лично предъявлять обвинение, не принимая дело к своему осуществлению;

- отменять незаконные и необоснованные постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;

- закрывать уголовные дела (ст.ст. 213, 214 УПК). Прокурорский надзор должен быть направлен, как это неоднократно отмечалось в приказах Генерального прокурора, в первую очередь, на недопущение фактов безосновательного привлечение граждан к уголовной ответственности.

Прокурорский надзор за соблюдением сроков досудебного следствия, дознания и содержания под стражей.

Обеспечению соблюдения сроков досудебного следствия, дознания и содержания под стражей во время осуществления прокурорского надзора придается большое значение. Это объясняется тем, что в соответствии с законом результаты следственных действий по делам с пропущенными сроками расследования не имеют доказательного значения.

Пунктом 6 уже упоминавшегося приказа Генерального прокурора установлено, что в случае возникновения необходимости продолжения сроков следствия в соответствии со ст. 120 УПК Украины, обращение следственных органов с постановлениями об этом обеспечить не позже как за 10 дней до окончания соответствующих сроков, а в случае необходимости продолжения процессуальных сроков свыше 6 месяцев, постановление с делом посылается к Генеральной прокуратуре за 20 дней до их окончания. В этом же пункте приказа аналогичные сроки предусмотрены и для решения ходатайства о продолжении сроков содержания под стражей, но они не согласовываются со сроками обращения к суду с представлением о продолжении сроков содержания лица под стражей, предусмотренными ст. 165-3 УПК Украины, а следовательно должны быть пересмотрены. В соответствии с этой статьей представления о продолжении срока содержания лица под стражей должно быть подано в суд:

1) при продолжении срока содержания под стражей до четырех месяцев - не позднее как за пять суток до окончания срока содержания лица под стражей;

2) при продолжении срока содержания под стражей до девяти месяцев позже пятнадцать суток до окончания срока содержания под стражей;

3) при продолжении срока содержания под стражей до восемнадцати месяцев - не позже двадцати суток до окончания срока содержания под стражей.

Прокуроры районов и городов, приравненные к ним военные, транспортные и другие специализированные прокуроры ходатайства о продолжении сроков расследования и содержания под стражей (независимо от того, будет ли продолжение сроков содержания под стражей осуществляться в суде) рассматривают с обязательным изучением уголовного дела, а в случае потребности - с участием следователя или его руководителей.

Изучением уголовного дела прокурор устанавливает, в связи с какими обстоятельствами следствие по делу не завершено вовремя, существует ли реальная потребность продолжения сроков следствия или отпала необходимость в содержании обвиняемого под стражей. Когда же прокурор принял решение об отказе в продолжении сроков следствия и содержания обвиняемого под стражей, он обязан сделать это в письменной форме с указанием мотивов (на постановлении, представлении о нарушении ходатайства или в отдельном документе)

 

Первоочередно прокурор следит за тем, чтобы следователи (лица, которые осуществляют дознание) своевременно разъясняли подозреваемым и обвиняемым (последнее касается только следователя) их право иметь защитника и обеспечивали его привлечение к участию в деле. Такая возможность появляется у прокурора в двух случаях: задержание подозреваемого и обращение к прокурору за представлением для суда относительно избрания к задержанному или обвиняемому меры пресечения в виде взятия под стражу.

Проверяя законность задержания или изучая материалы уголовного дела во время решения вопроса о целесообразности направления представления в суд для избрания относительно подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде взятия под стражу, прокурор одновременно выясняет, принимает ли уже защитник участие по делу, и если нет, то вызвано ли это нежеланием подозреваемого или обвиняемого иметь защитника, когда участие последнего в расследовании не обязательно. Прокурор должен убедиться в том, что отказ от защитника является непринужденным и необусловленным отсутствием у подозреваемого или обвиняемого средств на оплату адвокатских услуг. Если же отказ от защитника обусловлен неплатежеспособностью, прокурор принимает меры для назначения подозреваемому или обвиняемому защитника через адвокатское объединение, когда этого не сделал, в соответствии с требованиями ст. 47 УПК Украины, следователь или орган дознания.

Прокурор выясняет также, нет ли обстоятельств, которые, в соответствии со ст. 61 УПК, исключают участие по делу защитника. Когда такие обстоятельства имеются, прокурор предлагает защитнику заявить клиенту о своем самоотводе, когда же взаимопонимания не удается достичь, прокурор начинает судебную процедуру устранения защитника от участия по делу, в соответствии с требованиями ст. 61-1 УПК Украины.

Прокурор проверяет соблюдение следователем прав защитника (ст. 48 УПК), обоснованность полных или частичных отклонений следователем ходатайств и жалоб, заявленных защитником и тому подобное.

Прокурор не осуществляет надзора за выполнением требований ч. 1 ст. 48 УПК, которые обязывают защитника использовать все имеющиеся законные средства защиты с целью выяснения обстоятельств, которые опровергают подозрение или обвинение, смягчают или исключают криминальную ответственность подозреваемого, обвиняемого и оказывать им необходимую юридическую помощь. Подозреваемый и обвиняемый имеют право отказаться от услуг защитника, как такого, который вступил в дело на основании соглашения с ним, так и такого, которое действует на основании назначения. Но отказ от защитника по мотивами неподобающего выполнения им своих профессиональных обязанностей, как и самоотвод адвоката, в результате недостаточности у него знаний для ведения дела или некомпетентности, не должны оставаться без внимания прокурора. В таких ситуациях прокурору целесообразно сообщить об отказе подозреваемого или обвиняемого от защитника или об отказе защитника от выполнения своих обязанностей из отмеченных выше причин руководству адвокатского объединения или квалификационно-дисциплинарную комиссию адвокатуры с тем, чтобы они могли рассмотреть вопрос о профессиональном уровне адвоката и его замене.

На этапе окончания досудебного следствия с составлением обвинительного заключения прокурор следит за тем, чтобы следователь еще раз разъяснил (в соответствии с требованиями ст.218 УПК) обвиняемому, который не имеет защитника, права воспользоваться его помощью и ознакомиться с материалами уголовного дела с участием адвоката или другого специалиста в отрасли права. Прокурор обращает внимание на соблюдение права обвиняемого и защитника на ознакомление с материалами дела без ограничения во времени, возможности делать выписки из дела, дополнительно подавать доказательства, заявлять отводы, обжаловать действия и решение следователя и тому подобное. Однако, если обвиняемый и его защитник явно пытаются затянуть окончание дела, прокурор утверждает постановление следователя относительно определения срока для ознакомления с материалами дела.

После получения дела с обвинительным заключением, прокурор знакомится и разрешает жалобы обвиняемого и его защитника на отказы следователя удовлетворить заявленные ими после ознакомления с материалами дела ходатайства. В случае признания ходатайств обоснованными, прокурор вместе со своими письменными указаниями возвращает уголовное дело для осуществления доследования. Аналогичные решения принимает прокурор и тогда, когда устанавливает нарушение права обвиняемого на защиту (выдвижение обвинения без участия защитника, когда тот уже вступил в дело или еще не вступил, но его участие является обязательным; когда обвиняемый пожелал иметь защитника и этого сделано не было и тому подобное). Если характер нарушения таков, что устранить его уже невозможно (например, отсутствие защитника у подозреваемого, который уже на момент задержания заявлял ходатайство о его участии), тогда прокурор вносит по этому поводу представление и предлагает решить вопрос о дисциплинарной ответственности соответствующего работника органа дознания или следственного МВД, СБУ, налоговой милиции. Относительно подчиненных следователей прокуратуры, вопроса о привлечении их к ответственности за нарушение закона об участии защитника на досудебном следствии, решается прокурором самостоятельно.

 

 

1. Про завдання та організацію роботи прокурорів у судовому розгляді кримінальних справ. Наказ Генерального прокурора України від 30.03.2004. - № 3. - http: // www. rada. kiev. ua / laws / pravo / new / news. html.

2. Про організацію прокурорського нагляду за додержанням законів органами, які проводять дізнання та досудове слідство. Наказ Генерального прокурора України від 19.09.2005 р. № 4. - http: // www. rada. kiev. ua / laws / pravo / new / news. html.

3. Про організацію прокурорського нагляду за додержанням законів органами, які проводять оперативно-розшукову діяльність. Наказ Генерального прокурора України від 19.09.2005 р. № 4/1. - http: // www. rada. kiev. ua / laws / pravo / new / news. html.

4. Гарник М. Роль прокуратури у судовому захисті прав людини // Вісник прокуратури. – 2002. – № 1. – С. 8.

5. Гусаров К. Право прокурора на оскарження судових рішень в апеляційному порядку. // Прокуратура. Людина. Держава. – 2004. - № 2(32). – С. 92 – 95.

6. Ігнатенко Ю. Окремі питання участі прокурора в кримінальному судочинстві // Вісник прокуратури. – 2002. – № 1. – С. 70.

7. Корж В. Ефективність підтримання державного обвинувачення: деякі питання теорії та практики // Вісник прокуратури. – 2001. – № 3. – С. 70.

8. Маляренко В. Змагальність сторін у кримінальному судочинстві // Вісник прокуратури. – 2003. - № 1(19). – С. 15 – 21.

9. Марчук Ф. Державний обвинувач: нові аспекти участі в кримінальному судочинстві // Вісник прокуратури. – 2001. – № 6. – С. 16.

10. Матієк С. Наслідки відмови прокурора від обвинувачення. // Вісник прокуратури. – 2003. - № 2(20). – С.54 – 58.

11. Михайленко О.Р. Прокуратура України: Підручник. – К.: Юрінком Інтер, 2005. – С. 155-207.

12. Михайленко О., Юрчишин В. Обвинувачення: його види і значення в кримінальному судочинстві Україні. // Вісник прокуратури. – 2003. - № 5(23). – С. 46 – 51.

13. Мычко Н.И. Прокуратура Украины: роль и место в системе государственной власти. – Донецк: Донеччина, 1999. – С. 53-75.

14. Прокурорський нагляд в України: Підручник для юридичних вузів i фак. / За ред. проф. Горшевого Ю. М. - Донецьк, 1997. – С. 191-228.

15. Прокурорський нагляд в Україні: Курс лекцій для студентів юридичних вищих навчальних закладів. – Кол. авторів: Нор В.Т., Береський Я.О., Когутич І.І., Котик З.Д., Гузела М.В., Павлишин А.А., Анікіна Н.П., Писарчук С.І. // За ред. проф. В.Т. Нора. - Львів: Тріада плюс, 2002. – С. 186-219.

16. Трофименко В. Деякі особливості відмови прокурора від обвинувачення. // Вісник прокуратури. – 2003. - № 7(25). – С. 73 – 77.

17. Франтівський М. Якість підтримання державного обвинувачення. // Вісник прокуратури. – 2003. - № 3(21). – С. 29 – 30.

18. Юрчишин В. Участь прокурора при розгляді кримінальних справ у суді. // Прокуратура. Людина. Держава. – 2004. - № 3(33). – С. 92 – 95.

19. Доброрез І. Нагляд за додержанням законів підрозділами ДАІ. // Вісник Прокуратури. – 2006. - № 6 (60). – С. 22

20. Данильчук М. Діяльність дозвільної системи органів внутрішніх справ під прокурорським наглядом. // Вісник Прокуратури. – 2006. - № 5 (59). – С. 23

21. Максимюк А., Фігурський Ю. Нагляд за додержанням законів при проведені оперативно-розшукової діяльності. // Вісник Прокуратури. – 2005. – № 10 (52). – С. 44

22. Сухонос В., Толочко О. Прокурорський нагляд за додержаням законів органами дізнання. // Вісник Прокуратури. – 2005. - № 9 (51). – С. 14




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.