Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние цвета на человека

Литература

Литература

Литература

Отказ прокурора от обвинения и ее правовые последствия. Сложной проблемой института поддержания государственного обвинения в суде является вопрос отказа прокурора от обвинения.

Стоит отметить, что прокурор должен произнести обвинительную речь лишь в том случае, если в результате судебного разбирательства дела он полностью убедится в виновности подсудимого. Иначе, согласно ст. 264 УПК и ст. 36 Закона он должен отказаться от обвинения, объяснив суду в своем постановлении, почему он считает предъявленное подсудимому обвинение необоснованным (то есть таким, которое не подтвердилось судебным следствием). Отказ от государственного обвинения, при наличии для этого достаточных и законных оснований, не только право, но и обязанность прокурора.

Отказ прокурора от государственного обвинения - это заявление прокурора, обращение в виде постановления в суд, в котором он полностью или частично отрицает обоснованность обвинения и мотивирует невозможность его поддержания относительно подсудимого, фактически прекращая, в целом или в какой-то части, продолжение обвинительной деятельности против данного лица. В зависимости от объема деятельности, которая составляет содержание отказа от государственного обвинения и от лиц, относительно которых прокурор осуществляет функцию обвинения можно выделить две разновидности такого отказа полную и частичную.

При полном отказе прокурор полностью отказывается от обвинения. Частичный отказ от обвинения - это предложение закрыть дело или оправдать лицо за одной или несколькими статьями УК, оставив обвинение в других преступлениях.

Отказ прокурора от обвинения возможен и необходим при условии исчезновения у него твердой убежденности и уверенности в том, что подсудимый виноват. Сомнения же могут быть мотивом для отказа от обвинения только по условиям, если прокурор использовал все предусмотрены законом средства, чтобы их устранить: нужен тщательный анализ каждого доказательства отдельно и всех доказательств в совокупности; с особенным вниманием должны быть изучены новые доказательства; установлены причины, почему новые доказательства не попали в поле зрения следователя; перед тем, как заявить постановление об отказе от обвинения, прокурор должен четко представить себе, какие конкретно изменения претерпело обвинение в суде, то есть касаются эти изменения только формулировки и юридической квалификации инкриминируемого подсудимому деяние, подрывают ли они сами фактические основания и правовую суть обвинения, делают его безосновательным.

Исходя из предмета судебной речи в таких делах, по-видимому, стоит предложить такую структуру речи:

1) изложение фактических обстоятельств дела, как они были установлены досудебным следствием;

2) заявление о неподтвержденном обвинения в суде - об отказе от обвинения;

3) анализ и оценка доказательств досудебного и судебного следствия;

4) юридические и фактические основания отказа от государственного обвинения;

5) причины и условия необоснованного привлечение лица в качестве обвиняемого, предложения относительно их устранения;

6) предложения, которые касаются возобновления нарушенных прав подсудимого;

7) предложения о последующей судьбе дела.

 

5. Участие прокурора в стадиях относительно проверки приговоров, постановлений и определений суда. Правовая система каждого государства предусматривает институты, судебные инстанции, которые гарантируют исправление ошибок, которые были допущены судом в результате: неправильного приложения или толкования закона; использование недоброкачественных или недостаточных доказательств; неполного или одностороннего выяснения всех обстоятельств дела; необъективной оценки доказательств и тому подобное; существенного нарушения уголовно-процессуального закона и тому подобное. Такой гарантией является обжалование судебных решений и их новое рассмотрение или пересмотр вышестоящими судебными инстанциями. С этой целью в Украине действуют:

1. Апелляционное рассмотрение дел.

2. Кассационное рассмотрение дел.

3. Пересмотр судебных решений в порядке исключительного осуществления.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 УПК прокурор обязан на всех стадиях уголовного судопроизводства принимать предусмотренные законом меры для устранения нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили. Это касается как стадий возбуждения дела, дознания, расследования и судебного разбирательства, так и апелляционного, кассационного осуществления и пересмотра судебных решений в порядке исключительного производства. В ст. 348 УПК та ст. 37 Закона предусмотрено право прокурора подать апелляцию на решение суда, которое не вступил во законной силы (ст. 347 УПК), а именно:

1) на приговоры, которые не вступил ви законной силы, принятые местными судами;

2) на постановления о применении или неприменении принудительных мероприятий воспитательного и медицинского характера, принятых местными судами;

3) на постановления (определения), принятые местным судом, о закрытии дела или направлении дела на дополнительное расследование;

4) на отдельные постановления (определения), принятые местным судом;

5) на другие постановления местных судов в случаях, предусмотренных УПК.

Право на апелляцию имеют прокурор, который принимал участие в рассмотрении дела судом первой инстанции, а также прокурор, который утверждал обвинительное заключение, - в пределах обвинения, что поддерживал прокурор, который принимал участие в рассмотрении дела судом первой инстанции. Кроме этого, ст. 40 Закона предусматривает право, согласно которому апелляционное представление на приговор, постановление и определение суда может быть дополнено или заменено прокурором, который его внес, а также прокурором высшего уровня к началу рассмотрения дела судом.

В случае несогласия прокурора с решением принятым апелляционным судом он имеет право на кассационное их обжалование, путем внесения соответствующего представления в порядке, определенном главой 31 УПК.

Согласно Закона (ст. 383 УПК) в кассационном порядке могут быть проверены: приговоры, постановления и постановления апелляционного суда, постановленные им как судом первой инстанции; приговоры и постановления апелляционного суда, постановленные им в апелляционном порядке;

3) приговоры и постановления районного (городского), межрайонного (окружного) судов, военных судов гарнизонов, постановления апелляционного суда, постановления относительно этих приговоров и постановлений. Кассационное представление на судебные решения, отмеченные в пунктах 1, 2 (ч. 1 ст. 383 УПК), имеет право сделать прокурор, который принимал участие в рассмотрении дела судом первой или апелляционной инстанции, прокурор ли, который утверждал обвинительное заключение.

Кассационное представление на судебные решения, отмеченные в пункте 3 (ч. 2 ст. 383 УПК), имеет право внести прокурор, который принимал участие в рассмотрении дела судом первой или апелляционной инстанции, а также Генеральный прокурор Украины и его заместители, прокурор Автономной Республики Крым, прокурор области, городов Киева и Севастополя, приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах их полномочий, независимо от их участия в рассмотрении дела судом первой или апелляционной инстанции.

Закон не устанавливает каких-то требований к форме и содержанию кассационного представления, однако оно должно быть составлено по принятой в прокурорской практике форме, обоснованное доказательствами, содержать четкие формулировки нарушений закона, допущенных осуществлением по делу и средств их устранения. В частности: во вступительной части прокурор должен отметить правильное наименование кассационной инстанции, которой адресовано представление, место работы и своя должность, а если представление вносит помощник прокурора, прокурор отдела или управления, то и то обстоятельство, что он принимал участие в рассмотрении дела как обвинитель. Во вступительной части прокурор коротко излагает данные о том, кем, когда, кто, за что, за каким криминальным законом и к какому наказанию осужденный или оправданный; в описательной части коротко дается анализ приговора и приводятся кассационные доводы с указанием конкретных оснований для изменения или отмены приговора; в заключительной части излагается просьба об отмене приговора, постановления или определения и закрытия дела; отмена приговора, постановления или постановления и направления дела на новое расследование или новое судебное или апелляционное разбирательство; об изменении приговора, постановления или определения.

По действующему УПК кассационные представления на судебные решения, отмеченные пунктами 1, 2 (ч.1 ст.383 УПК), могут быть поданы в течение одного месяца с момента провозглашения приговора или объявления постановления или определения, которые обжалуются.

Кассационные представления на судебные решения, отмеченные в пункте 3 (ч. 2 ст. 383 УПК), могут быть поданы в течение шести месяцев с момента вступления ими в законную силу.

Прокурор имеет право ознакомиться в суде с материалами дела и жалобами, поданными по делу.

В случае пропуска срока на внесение кассационного представления по уважительным причинам прокурор в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 386 та ст. 353 УПК может хлопотать перед судом, который принял приговор, о возобновлении пропущенного срока и может принять участие в судебном заседании, в котором должен решаться вопрос о возобновлении срока.

На постановление суда или постановление судьи об отказе в возобновлении пропущенного срока прокурор может внести представление в суд апелляционной инстанции.

Согласно ст. 390 УПК та ст. 40 Закона кассационное представление на приговор, постановление и постановление суда может быть дополнено или изменено прокурором, который их внес, а также прокурором высшего уровня к началу рассмотрения дела судом.

До представления могут быть прибавлены новые материалы (справки, характеристики, документы о наградах, инвалидности, платежные документы и тому подобное), которых не было по делу, если эти материалы могут иметь значение для решения вопроса об изменении или отмене приговора.

В ходе рассмотрения дела в кассационной инстанции прокурор, как и в суде первой и второй инстанции, должен способствовать выполнению требований закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела и принятию законного и обоснованного решения.

Прокурор, который принимает участие по делу, сначала обосновывает представление, если дело рассматривается по кассационным представлением, а после объяснений других участников процесса выражает мнение относительно законности и обоснованности приговора.

Если же дело пересматривается по кассационным жалобам, прокурор выражает лишь свое мнение по поводу приговора суда. Прокурор должен обосновать свои рассуждения доказательствами и ссылками на соответствующие законодательные акты.

По действующему законодательству, ошибка, допущенная судом первой инстанции во время решения дела и не исправленная апелляционной и кассационной инстанциями, или же ими допущенная, должна быть исправлена пересмотром судебных решений в порядке исключительного осуществления.

Согласно ст. 400-4 основаниями для пересмотра судебных решений в порядке исключительного осуществления является: вновь открывшиеся обстоятельства; неправильное применение уголовного закона и существенное нарушение требований уголовно-процессуального закона, которые существенно повлияли на правильность судебного решения. Вновь открывшимися обстоятельствами признаются: фальсификация доказательств, неправильность перевода, а также показаний свидетеля, пострадавшего, обвиняемого, подсудимого, вывода и объяснений судебного эксперта, на которых основывается приговор; злоупотребление прокурора, дознавателя, следователя или судей во время осуществления по делу; все другие обстоятельства, которые не были известны суду при вынесении судебного решения и которые сами собой или вместе с раньше обнаруженными обстоятельствами доказывают неправильность осуждения или оправдания подсудимого.

Фальсификация доказательств, заведомо неправильный перевод, заведомо неправдивые показания свидетеля, пострадавшего, заведомо неправильный вывод и объяснение судебного эксперта, злоупотребления прокуроров, дознавателей, следователей и судей является основаниями для пересмотра судебных решений, которое вступило в законную силу, в порядке исключительного осуществления лишь в том случае, когда они установлены приговором, который вступил в законную силу, а при невозможности постановления приговора - материалами расследования.

Согласно ст. 400-7 УПК представления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам имеют право вносить Генеральный прокурор Украины и его заместители, прокурор Автономной Республики Крым, прокурор области, прокурор городов Киева или Севастополя, военный прокурор (на правах прокурора области).

Представление из оснований, отмеченных пунктом 2 ст. 400-7 УПК прокуроры вносить не вправе, поскольку это в компетенции только судей кассационного суда в количестве не менее пяти лиц. Вместе с тем, в соответствии из ч.2 ст. 400-9 УПК ходатайства к судьям кассационного суда о пересмотре судебного решения из оснований, отмеченных пунктом 2 ст. 400-7 УПК, имеет право подавать прокурор, который принимал участие в рассмотрении дела судом первой, апелляционной или кассационной инстанции, а также Генеральный прокурор Украины и его заместители, прокурор Автономной Республики Крым, прокурор области, городов Киева и Севастополя, приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своих полномочий - независимо от их участия в рассмотрении дела судом.

Пересмотр оправдательного приговора, постановления или постановления о закрытии дела по вновь открывшимся обстоятельствам допускается лишь в течение установленных законом сроков давности привлечения к уголовной ответственности и не позже одного года со дня выявления новых обстоятельств. Днем выявления новых обстоятельств является день вступления в законную силы приговором суда относительно свидетеля, пострадавшего, судебного эксперта, переводчика в связи с дачею ими заведомо неправдивых показаний, заведомо неправильного вывода, объяснений или перевода, относительно прокурора, дознавателя, следователя, судьи в связи с допущенными ими злоупотреблениями, а также относительно других лиц в связи с фальсификацией ими доказательств, а при невозможности постановления приговора - день составления прокурором, по материалами расследования, вывода о наличии нововыявленных обстоятельств. Днем выявления новых обстоятельств в виде действий определенных лиц, которые не подпадают под признаки преступлений, а также других обстоятельств есть день составления прокурором вывода о подтверждении таких обстоятельств материалами расследования.

При наличии доказательств, которые подтверждают, что лицо совершило более тяжелое преступление, чем то, за которое оно было осуждено, дело может быть возобновлено в связи с вновь открывшимися обстоятельствами только в течение срока давности привлечения к уголовной ответственности за более тяжелое преступление.

При наличии доказательств, которые подтверждают невиновность осужденного или совершение им менее тяжелого преступления, возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам сроком не ограниченно. Пересмотр судебных решений из оснований, предусмотренных в пункте 2 части первой статьи 400-4 УПК, сроком не ограничивается. Отбывание наказания или смерть осужденного не является препятствием для пересмотра дела в интересах его реабилитации.

Закон (ст. 400-8 УПК) регламентирует действия прокурора относительно возобновления дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами:

1) заявления о пересмотре дела заинтересованы лица, предприятия, учреждения, организации и должностные лица подают прокурору. С целью проверки заявления прокурор вправе вытребовать дело из суда;

2) прокурор во всех случаях, когда ему станут известны новые обстоятельства в деле, обязан лично или через органы дознания или следователей провести необходимое расследование этих обстоятельств;

3) о назначении расследования нововыявленных обстоятельств выносится постановление, и расследование производится по общим правилам досудебного расследования;

4) закончив расследование вновь открывшихся обстоятельств районный, городской прокурор при наличии оснований для возобновления дела направляет его, вместе с материалами расследования или приговором, который вступил в законную силу, которым виновные в злоупотреблении или фальсификации доказательств по делу уже осужденные, и своим выводом соответственно прокурору Автономной Республики Крым, прокурору области, прокурору городов Киева или Севастополя, военному прокурору (на правах области), который и решает вопрос о принесении представления в апелляционный суд;

5) дела, в которых приговор вынесен апелляционным судом, прокурор Автономной Республики Крым, прокуроры области и к ним приравненные направляют Генеральному прокурору Украины, который решает вопрос о принесении представления в кассационный суд;

6) когда прокурор не видит оснований для пересмотра дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, он отказывает в этом своим мотивированным постановлением, о чем сообщает лицам и предприятиям, учреждениям, организациям, которые подали заявления. Это постановление прокурора может быть обжаловано вышестоящему прокурору.

Представление прокурора о пересмотре дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами рассматривается апелляционным или кассационным судом по правилам, установленным для пересмотра дел в кассационном порядке.

Предыдущее рассмотрение дела в апелляционном или кассационном порядке не препятствует его рассмотрению в той же судебной инстанции в порядке возобновления в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.

Представление судей о судебном разбирательстве ходатайства прокурора относительно пересмотра судебного решения из основании пункта 2 ст. 400-4 УПК, рассматривается на совместном заседании судебных палат Верховного Суда Украины, уполномоченных законом на рассмотрение уголовных дел, правилами, установленными для пересмотра дел в кассационном порядке. Совместное заседание судебных палат является правомочным при наличии не менее двух третей состава каждой из палат. Председательствует на заседании председатель судебной коллегии в уголовных делах или другой судья. Постановление совместного заседания принимается большинством голосов открытым голосованиям.

 

5. Участие прокурора в стадиях касающихся проверки приговоров, постановлений и определений суда. Правовая система каждого государства предусматривает институты, судебные инстанции, которые гарантируют исправления ошибок, которые были допущены судом вследствие: неправильного применения или толкование закона; использование недоброкачественных или недостаточных доказательств; неполного или одностороннего выяснения всех обстоятельств дела; необъективной оценки доказательств и т.п.; важного нарушения уголовно-процессуального закона и т.п.. Такой гарантией являются обжалования судебных решений и их новое рассмотрение или пересмотр вышестоящими судебными инстанциями. С этой целью в Украине действуют:

1. Апелляционное рассмотрение дел.

2. Кассационное рассмотрение дел.

3. Пересмотр судебных решений в порядке исключительного производства.

Соответственно ч. 2 ст. 25 УПК прокурор обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Это касается как стадий возбуждения дела, дознания, досудебного следствия и судебного разбирательства, так и апелляционного, кассационного производства и пересмотра судебных решений в порядке исключительного производства. В ст. 348 УПК и ст. 37 Закона предусмотрен право прокурора подать апелляцию на решение суда, которое не набрало законной силы (ст. 347 УПК), а именно:

1) на приговоры, не вступившие в законную силу, постановленные местными судами;

2) на постановления о применении или неприменении мер принуждения воспитательного и медицинского характера, вынесенные местными судами;

3) на определения (постановления), вынесенные местным судом, о прекращении дела или направлении дела на дополнительное расследование;

4) на частные определения (постановления), вынесенные местным судом;

5) на другие постановления местных судов в случаях, предусмотренных УПК.

Право на апелляцию имеют прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела судом первой инстанции, а также прокурор, который утвердил обвинительный приговор, - в пределах обвинения, который поддерживал прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела судом первой инстанции. Кроме этого, ст. 40 Закона предусматривает право, согласно которому апелляционное представление на приговор, определение и постановление суда может быть дополненное или замененное прокурором, который его внес, а также прокурором высшего уровня до начала рассмотрения дела судом.

В случае несогласия прокурора с решением принятым апелляционным судом он имеет право на кассационное обжалование, путем внесения соответствующего представления в порядке, определенном главой 31 УПК.

Согласно Закону (ст. 383 УПК) в кассационном порядке могут быть проверенные: приговоры, определения и постановления апелляционного суда, вынесенные им как судом первой инстанции; приговоры и постановления апелляционного суда, вынесенные им в апелляционном порядке;

3) приговоры и постановления районного (городского), межрайонного (окружного) судов, военных судов гарнизонов, постановления апелляционного суда, постановленные относительно этих приговоров и постановлений. Кассационное представление на судебные решения, указанные в пунктах 1, 2 (ч. 1 ст. 383 КПК), имеет право сделать прокурор, который принимал участие в рассмотрении дела судом первой или апелляционной инстанции, или прокурор, который утвердил обвинительный заключение.

Кассационное представление на судебные решения, указанные в пункте 3 (ч. 2 ст. 383 КПК), имеет право внести прокурор, который принимал участие в рассмотрении дела судом первой или апелляционной инстанции, а также Генеральный прокурор Украины и его заместители, прокурор Автономной Республики Крым, прокурор области, городов Киева и Севастополя, приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах их полномочий, независимо от их участия в рассмотрении дела судом первой или апелляционной инстанции.

Закон не устанавливает каких-либо требований к форме и содержанию кассационного представления, однако оно должно быть составлено за принятой в прокурорской практике формой, обоснованное доказательствами, содержать четкие формулирования нарушений закона, допущенных проведением в деле и средств их устранения. В частности: во вступительной части прокурор должен указать правильное наименование кассационной инстанции, которой адресовано представление, место работы и свою должность, а если представление вносит помощник прокурора, прокурор отдела или управления, то и то обстоятельство, что он принимал участие в рассмотрении дела как обвинитель. Во вступительной части прокурор коротко излагает данные о том, кем, когда, кто, за что, по какой статье и к какому наказанию осужденный или оправданный; в описательной части коротко дается анализ приговора и приводятся кассационные доводы с указанием конкретных оснований для изменения или отмены приговора; в заключительной части излагается просьба об отмене приговора, постановления или определения и закрытие дела; отмена приговора, постановления или определения и направление дела на новое расследование или новое судебное или апелляционное рассмотрение; об изменении приговора, постановления или постановления.

По действующему УПК кассационные представления на судебные решения, указанные пунктами 1, 2 (ч.1 ст.383 УПК), могут быть представленные на протяжении одного месяца с момента провозглашения приговора или объявление постановления или постановления, которые оспариваются.

Кассационные представления на судебные решения, указанные в пункте 3 (ч. 2 ст. 383 УПК), могут быть поданы в течении шести месяцев с момента вступления их в законную силу.

Прокурор имеет право ознакомиться в суде с материалами дела и жалобами, представленными в деле.

В случае пропуска срока на внесение кассационного представления по уважительным причинам прокурор в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 386 и ст. 353 УПК может хлопотать перед судором, который постановил приговор, о восстановлении пропущенного срока и может принять участие в судебном заседании, в котором должен решаться вопрос о восстановлении срока.

На определение суда или постановление судьи об отказе в восстановлении пропущенного срока прокурор может внести представление в суд апелляционной инстанции.

Согласно ст. 390 УПК и ст. 40 Закона кассационное представление на приговор, постановление и постановление суда может быть дополнено или изменено прокурором, который их внес, а также прокурором высшего уровня до начала рассмотрения дела судом.

К представлению могут быть добавлены новые материалы (справки, характеристики, документы о наградах, инвалидности, платежных документах и т.п.), которых не было в деле, если эти материалы могут иметь значения для решения вопроса об изменении или отмену приговора.

В ходе рассмотрения дела в кассационной инстанции прокурор, как и в суде первой и второй инстанции, должен оказывать содействие выполнению требований закона о всестороннем, полное и объективное рассмотрение дела и принятию законного и обоснованного решения.

Прокурор, который принимает участие в деле, сначала обосновывает представление, если дело рассматривается по кассационному представлению, а после объяснений других участников процесса высказывает мысль относительно законности и обоснованности приговора.

Если же дело рассматривается по кассационным жалобам, прокурор высказывает лишь свою мысль по поводу приговора суда. Прокурор должен обосновать свои соображения доказательствами и ссылками на соответствующие законодательные акты.

По действующему законодательству, ошибка, допущенная судом первой инстанции во время решения дела и не исправленная апелляционной и кассационной инстанциями, или же ими допущенная, должны быть исправленная пересмотром судебных решений в порядке исключительного производства.

Согласно ст. 400-4 основаниями для пересмотра судебных решений в порядке исключительного производства являются: вновь открывшиеся обстоятельства; неправильное применение уголовного закона и существенное нарушение требований уголовно-процессуального закона, которые существенно повлияли на правильность судебного решения. Вновь открывшимися обстоятельствами признаются: фальсификация доказательств, неправильность перевода, а также показаний свидетеля, потерпевшего, обвиненного, подсудимого, заключения и объяснений судебного эксперта, на которые основывается приговор; злоупотребление прокурора, дознавателя, следователя или судей в ходе производства по делу; все иные обстоятельства, не известные суду при вынесении судебного решения и которые сами по себе или в совокупности с ранее обнаруженными обстоятельствами доказывают неправильность осуждения или оправдания подсудимого.

Фальсификация доказательств, заведомо неправильный перевод, заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего, заведомо неправильное заключение и объяснения судебного эксперта, злоупотребление прокуроров, дознавателей, следователей и судей являются основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных решений в порядке исключительного производства лишь в том случае, когда они установлены вступившим в законную силу приговора - материалами расследования.

Согласно ст. 400-7 УПК представление о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам вправе вносить Генеральный прокурор Украины и его заместители, прокурор Автономной Республики Крым, прокурор области, прокурор городов Киева или Севастополя, военный прокурор (на правах прокурора области).

Представление по оснований, указанных пунктом 2 ст. 400-7 УПК прокуроры вносить не имеют права, поскольку этой компетенцией обладают только судьи кассационного суда в количестве не менее пяти человек. Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст. 400-9 УПК ходатайство к судьям кассационного суда о пересмотре судебного решения по основаниям, указанным пунктом 2 ст. 400-7 УПК, вправе подавать прокурору, который принимал участие в рассмотрении дела судом первой, апелляционной или кассационной инстанции, а также Генеральный прокурор Украины и его заместители, прокурор Автономной Республики Крым, прокурор области, городов Киева и Севастополя, приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своих полномочий - независимо от их участия в рассмотрении дела судом.

Пересмотр оправдательного приговора, определения или постановления о закрытии дела по вновь открывшимся обстоятельствам допускается лишь на протяжении установленных законом сроков давности привлечения к уголовной ответственности и не позднее одного года со дня выявления новых обстоятельств. Днем выявления новых обстоятельств является день вступления в законную силу приговора суда в отношении свидетеля, потерпевшего, судебного эксперта, переводчика в связи с дачей ими заведомо ложных показаний, заведомо неправильного заключения, объяснения или перевода, в отношении прокурора, дознавателя, следователя, судьи в связи с допущенными ими злоупотреблениями, а также относительно других лиц в связи с фальсификацией ими доказательств, а при невозможности постановления приговора - день составления прокурором, по материалам расследования, вывода о наличие вновь открывшихся обстоятельств. Днем выявления новых обстоятельств в виде действий определенных лиц, которые не подпадают под признаки преступлений, а также других обстоятельств является день составления прокурором вывода о подтверждении таких обстоятельств материалами расследования.

При наличии доказательств, которые подтверждают, что лицо совершило более тяжкое преступление, чем то, за которое было осуждено, дело может быть восстановлено в связи с вновь открывшимися обстоятельствами только на протяжении срока давности привлечения к уголовной ответственности за более тяжкое преступление.

При наличии доказательств, которые подтверждают невиновность осужденного или совершение им менее тяжкого преступления, восстановление дела по вновь открывшимся обстоятельствам сроком не ограниченно. Пересмотр судебных решений по основаниям, предусмотренным в пункте 2 части первой статьи 400-4 УПК, сроком не ограничивается. Отбытие наказания или смерть осужденного не является препятствием для пересмотра дела в интересах его реабилитации.

Закон (ст. 400-8 УПК) регламентирует действию прокурора относительно восстановления дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами:

1) заявления о пересмотре дела заинтересованные лица, предприятия, учреждения, организации и должностные лица подают прокурору. С целью проверки заявления прокурор вправе истребовать дело из суда;

2) прокурор во всех случаях, когда ему станут известные новые обстоятельства по делу, обязан лично либо через органы дознания или следователей провести необходимое расследование этих обстоятельств;

3) о назначении расследования вновь открывшихся обстоятельств выносится постановление, и расследования проводится по общим правилам досудебного следствия;

4) закончив расследование вновь открывшихся обстоятельств районный, городской прокурор при наличии оснований для возобновления дела направляет его, вместе с материалами расследования или вступившим в законную силу приговором, которым виновные в злоупотреблении или фальсификации доказательств по делу уже осуждены, и своим заключением соответственно прокурору Автономной Республики Крым, прокурору области, прокурору городов Киева или Севастополя, военному прокурору (на правах прокурора области), который и решает вопрос о внесении представления в апелляционный суд;

5) дела, по которым приговор вынесен апелляционным судом, прокурор Автономной Республики Крым, прокуроры области и к ним приравненные направляют Генеральному прокурору Украины, который решает вопрос о принесении представления в кассационный суд;

6) если прокурор не усматривает оснований для пересмотра дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, он отказывает в этом своим мотивированным постановлением, о чем уведомляет лиц и предприятия, учреждения, организации, которые подали заявления. Это постановление прокурора может быть обжаловано вышестоящему прокурору.

Представление прокурора о пересмотре дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами рассматривается апелляционным или кассационным судом по правилам, установленными для пересмотра дел в кассационном порядке.

Предыдущее рассмотрение дела в апелляционном или кассационном порядке не препятствует его рассмотрения в той же судебной инстанции в порядке восстановления в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.

Представление судей о судебном разбирательстве ходатайства прокурора относительно пересмотра судебного решения из оснований в пункте 2 ст. 400-4 УПК, рассматривается на общем заседании судебных палат Верховного Суда Украины, уполномоченных законом на рассмотрение уголовных дел по правилам, установленным для пересмотра дел в кассационном порядке. Общее заседание судебных палат является правомочным при наличии не менее двух третей состава каждой из палат. Председательствует на заседании глава судебной коллегии по уголовным делам или другой судья. Постановление общего заседания принимается большинством голосов открытым голосованием.

 

 

1. Об организации участия прокуроров в судебном разбирательстве уголовных дел и поддержание государственного обвинения. Приказ Генерального прокурора Украины от 19.09.2005 г. № 5. - http: // www. rada. kiev. ua / laws / pravo / new / news. html.

2. Гарник М. Роль прокуратуры в судебной защите прав человека // Вестник прокуратуры. - 2002. - № 1. - С. 8.

3. Гусаров К. Право прокурора на обжалование судебных решений в апелляционном порядке. // Прокуратура. Человек. Государство. - 2004. - № 2(32). - С. 92-95.

4. Ігнатенко Ю. Отдельные вопросы участия прокурора в уголовном судопроизводстве // Вестник прокуратуры. - 2002. - № 1. - С. 70.

5. Корж В. Эффективность поддержания государственного обвинения: некоторые вопросы теории и практики // Вестник прокуратуры. - 2001. - № 3. - С. 70.

6. Маляренко В. Состязательность сторон в уголовном судопроизводстве // Вестник прокуратуры. - 2003. - № 1(19). - С. 15-21.

7. Марчук Ф. Государственный обвинитель: новые аспекты участия в уголовном судопроизводстве // Вестник прокуратуры. - 2001. - № 6. - С. 16.

8. Матієк С. Следствия отказа прокурора от обвинения. // Вестник прокуратуры. - 2003. - № 2(20). - С.54-58.

9. Михайленко О., Юрчишин В. Обвинение: его виды и значения в уголовном судопроизводстве Украине. // Вестник прокуратуры. - 2003. - № 5(23). - С. 46-51.

10. Мычко Н.И. Прокуратура Украины: роль и место в системе государственной власти. - Донецк: Донетчина, 1999. - С. 53-75.

11. Прокурорский надзор Украины: Учебник для юридических вузов и фак. / По ред. проф. Горшевого Ю. М. - Донецк, 1997. - С. 191-228.

12. Прокурорский надзор в Украине: Курс лекций для студентов юридических высших учебных заведений. - Кол. авторов: Нор В.Т., Береський Я.О., Когутич И.И., Котик З.Д., Гузела М.В., Павлишин А.А., Аникина Н.П., Писарчук С.И. // За ред. проф. В.Т. Нора. - Львов: Триада плюс, 2002. - С. 186-219.

13. Топор Л. Состязательность и рациональность в уголовном судопроизводстве. // Вестник Прокуратуры. - 2005. - № 7 (49). - С. 62

14. Теремецький В. Сообщение о поступлении апелляции - гарантия обеспечения права на апелляционное обжалование приговора. // Вестник Прокуратуры. - 2005. - № 8 (50). - С. 82

15. Трофименко В. Некоторые особенности отказа прокурора от обвинения. // Вестник прокуратуры. - 2003. - № 7(25). - С. 73-77.

16. Франтовский М. Качество поддержания государственного обвинения. // Вестник прокуратуры. - 2003. - № 3(21). - С. 29-30.

17. Юрчишин В. Участие прокурора при рассмотрении уголовных дел в суде. // Прокуратура. Человек. Государство. - 2004. - № 3(33). - С. 92-95.

 

 

Тема 8. Представительство интересов гражданина

или государства в суде

 

1. Понятие представительства прокуратурой интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом.

2. Содержание представительства прокуратурой интересов гражданина или государства в рассмотрении судами гражданских дел.

3. Содержание представительства в рассмотрении судами хозяйственных дел.

 

1. Понятие представительства прокуратурой интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом. Согласно п. 2 ст. 121 Конституции Украины, а также п. 2 ст. 5, ст. 36-1 Закона Украины „О прокуратуре” прокуратурой закреплено право представлять интересы гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом.

Представительство прокуратурой интересов гражданина или государства в суде как самостоятельного ее вида деятельности, согласно ст. 36-1 Закона - это осуществление прокурорами от лица государства процессуальных и других действий, направленных на защиту в общих и специализированных судах интересов гражданина или государства в случаях, предусмотренных законом.

Приводами для действий прокурора относительно осуществления представительства могут быть: 1) обращение в прокуратуру гражданина; 2) обращение в прокуратуру государственного органа, предприятия, учреждения, организации; 3) непосредственное выявление прокурором нарушенного права гражданина или государства.

Основаниями представительства в суде: а) интересов гражданина является невозможность через физическое или материальное состояние или из других уважительных причин самостоятельно защитить свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия;

б) интересов государства - наличие нарушений или угрозы нарушений экономических, политических и других государственных интересов вследствие противоправных действий (бездеятельности) физических или юридических лиц, которые совершаются в отношениях между ними или с государством (ч. 2 ст. 36-1 Закона).

Прокурор обращается к суду за защитой прав и свобод граждан, когда этого требует охрана государственных интересов, а также представляет в суде интересы государства.

Прокурор представляет и защищает в суде интересы государства во всяком случае: а) когда соответствующие государственные органы контроля за соблюдением законов не делают этого, хотя их обязанностью является обеспечивать территориальную целостность, суверенитет, экономическую, государственную, информационную, национальную безопасность, законность и правопорядок и т.п., исходя из своего ведомственного подхода; б) когда эти органы некомпетентные, не имеют достаточного профессионализма для выполнения обязанностей; в) когда их служебные лица имеют личную заинтересованность в невыполнении своих обязанностей относительно защиты государственных интересов; г) когда эти органы контроля непосредственно посягают на интересы государства; г) когда органы центральной исполнительной власти, местные администрации, органы местного самоуправления допустили нарушения во время издания правовых актов; д) во всех других случаях, если интересы государства остаются незащищенными.

Когда возникает необходимость обратиться к суду за защитой интересов гражданина или государства, прокурор, готовя материалы в суд и пользуясь полномочиями, предусмотренными в Законе Украины „О прокуратуре”, имеет право: 1) требовать необходимые материалы, документы, решения, распоряжение, инструкции, приказы и другие акты, статистические данные, акты ревизий, проверок, выводы специалистов и т.п.; 2) вызвать в прокуратуру служебных лиц и граждан, требовать от них письменных или устных объяснений относительно нарушений интересов гражданина или государства; 3) назначать, в пределах своей компетенции, проведение соответствующими органами, учреждениями, организациями ревизий, экспертиз, проверок, а также привлекать для выяснения необходимых вопросов экспертов и других специалистов; 4) выносить соответствующие акты прокурорского реагирования относительно устранения нарушений закона, причин и условий, которые им оказывают содействие.

Формами представительства являются:

1) а) обращение в суд с исками или заявлениями о защите прав и свобод граждан в случаях, определенных законом; б) обращение в суд с исками или заявлениями о защите прав юридических лиц, когда нарушаются интересы государства; в) обращение в суд с исками или заявлениями о признании незаконными правовых актов, действий или решений органов и служебных лиц;

2) участие в рассмотрении судами дел;

3) внесение апелляционного, кассационного представления на судебные решения или заявления об их пересмотре по нововыявленным обстоятельствам (ч. 3 ст. 36-1 Закона).

Прокурор самостоятельно определяет основания для представительства в судах, форму его осуществления и может осуществлять представительство в любой стадии судопроизводства в порядке, предусмотренном процессуальным законом (ч. 5 ст. 36-1 Закона).

Субъектами реализации представительства и контроля за его осуществлением являются: 1) прокуроры Управления представительства интересов граждан и государства в судах, Главного управления военных прокуратур Генеральной прокуратуры Украины; 2) прокуроры Автономной Республики Крым; 3) прокуроры областей, городов Киева и Севастополя; 4) прокуроры городских, районных, межрайонных, военных прокуратур гарнизонов и приравненных к ним.

Предметом прокурорского обращения в суд (иска или заявления) может быть: а) пересмотр незаконных актов органов государственной власти и местного самоуправления; б) прекращение противоправных действий или наложение обязанности совершить действия, предусмотренные законом; в) возмещение материального и морального вреда, причиненного правонарушениями.

 

2. Содержание представительства прокуратурой интересов гражданина или государства в рассмотрении судами гражданских дел. Осуществление прокуратурой представительства интересов гражданина или государства в суде можно рассматривать в двух аспектах: 1) представительство в рассмотрении гражданских дел; 2) представительство во время решения судами хозяйственных споров.

Принимая участие в рассмотрении гражданских дел в судах, имея равные права с другими участниками судебного заседания, придерживаясь принципа независимости судей и покорение их только закону, прокурор оказывает содействие выполнению требований закона о всестороннем, полное и объективное рассмотрение дел и постановлению судебных решений, которые основываются на законе.

Он, осуществляя в гражданском суде функцию представительства, имеет право: 1) ознакомливаться с материалами дела, делать из них извлечения; 2) получать копии решений, постановлений, определений и других документов, которые есть в деле; 3) принимать участие в судебных заседаниях; 4) предъявлять доказательства; 5) принимать участие в исследовании доказательств; 6) заявлять ходатайство и отводы; 7) давать устные и письменные объяснения суду; 8) подавать свои доводы, соображения и возражения (ст. 99 ГПК); 9) прокурор, когда он возбуждает дело в суде в интересах других лиц, пользуется и другими процессуальными правами сторон (и несет обязанности сторон), за исключением права на заключение мирового соглашения (ст. 122 ГПК); 10) поддерживать или изменять заявления, с которыми он обратился в суд на защиту прав и законных интересов граждан и государственных интересов, или отказываться от них (отказ прокурора от представленного им заявления или изменение заявленных им требований не лишает лицо, на защиту прав и законных интересов которой это заявление было представлено, права требовать от суда рассмотрения дела по сути); 11) вносить апелляционные, кассационные или отдельные представления соответственно на решение или постановления и определения суда первой инстанции в делах или по вопросам, рассмотренных с участием прокурора (ст.120 ГПК); апелляционное, кассационное и отдельное представления на решение, постановление и постановление суда могут быть дополненные или измененные прокурором, который их внес, а также прокурором высшего уровня до начала рассмотрения дела судом (ст. 40 Закона „О прокуратуре”); 12) с целью решения вопроса наличия оснований для внесения кассационного представления в деле, рассмотренному без участия прокурора, прокурор имеет право ознакомиться с материалами дела в суде, делать выписки из нее, получать копии документов, которые находятся в деле.

Исковое заявление. Как уже отмечалось, прокурор имеет право обратиться в суд с исками или заявлениями, а также вступить в дело и осуществлять представительство в любой стадии судопроизводства, если этого требует защита конституционных прав граждан, интересов государства и общества, и обязанный своевременно употреблять предусмотренных законом мер по устранению нарушений закона, от кого бы они не выходили. Содержание функции представительства охватывает не только непосредственное участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел, но и деятельность, связанную с его обращениями в суд с заявлением, которое выступает юридическим фактом, который порождает возникновение в суде гражданского дела.

Прокурор, соответственно ст. 5 ГПК Украины, обращается в суд с исковыми заявлениями (исками), если они порождают исковое проведение, и с жалобами и заявлениями, в делах, которые возникают из административно-правовых отношений, и в делах отдельного производства.

Исковое заявление прокурора требует соответствующей подготовки, в том числе: выяснение права физического или юридического лица на самостоятельное обращение с иском против суда; выяснение вопроса, кто должен быть ответчиком; выяснение, есть ли заинтересованные в деле третьи лица, которых суд должен привлечь к участию в деле; устанавливаются и другие обстоятельства, которые имеют отношение по основаниям и предмету иска, которые должны быть подтвержденны прокурором в исковом заявлении доказательствами (для их получения прокурор, как уже отмечалось, может воспользоваться своими полномочиями, указанными в ст.ст. 20-24 Закона Украины „О прокуратуре”). Исковое заявление (иск) составляется прокурором с соблюдением требований ст. 137 ГПК Украины, подается в суд в письменной форме и должно содержать: название суда, к которому оно подается; кто автор искового заявления (данные о прокуроре); точные данные лица, в интересах которого (которых) заявлен иск; точное название ответчика, его местожительство или нахождение; содержание исковых требований; изложение обстоятельств, которыми прокурор обосновывает требования; указание цены иска и т.п..

Характер подготовки прокурором заявления о нарушении в суде дела, которое возникает из административно-правовых отношений, зависит непосредственно от характера требований (ст. 236 ГПК).

Так, если заявление содержит требование признать правовой акт незаконным, тогда вся подготовка заключается в сравнительном анализе этого акта по соответствующей нормой закона. Требование может касаться как в целом всего акта, так и отдельных его положений и др.

Подготовка заявлений может производиться не только прокурором города, района, приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур (заместителями прокурора), но и помощниками прокурора по представительству интересов граждан и государства в судах. Но судебное заявление подписывает непосредственно прокурор или его заместитель. Именно в их компетенцию входит обращение с заявлением к районному местному суду. Заявления, которые направляют в апелляционные суды, готовятся управлениями (отделами) представительства интересов граждан и государства в судах прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева или Севастополя и приравненными к ним. Направляют заявления в указанные суды соответствующие прокуроры или их заместители.

Участие прокурора в рассмотрении судами всех дел, возбужденных по его искам и заявлениям, а также в случаях, когда это предусмотрено законом, является обязательной. Об этом указано в Приказе Генерального прокурора Украины № 6/3 от 07.05.2004 г. ” Об организации работы по представительству прокурором интересов гражданина или государства в суде”

Согласно ч. 4 ст. 194 ГПК прокурор выступает в судебных дебатах первым. Его речь в судебных дебатах должна содержать соответствующие обобщения относительно хода рассмотрения дела, предложения относительно решения, которое нужно принимать суду. Вывод должен быть аргументированным и таким, что основывается на доказательствах, исследованных в суде.

Соответственно ст.35 закона „О прокуратуре” прокурор обязанный своевременно употребить предусмотренными законом меры по устранению нарушений закона, хоть от кого они не исходили. Соответственно вышеназванному приказу Генерального прокурора, на прокуроров полагается обязанность не оставлять без реагирования незаконные и необоснованные решения и постановления суда в гражданских делах, рассмотренных с их участием. Приказ обязывает своевременно вносить на них апелляционные и кассационные представления, отмечая, какой закон возбужден судом при постановлении решения (постановления), и четко излагать позицию относительно их отмены или изменения. Копии прокурорских представлений в день направления их к суду одновременно присылаются прокурору высшего уровня.

Апелляция. Согласно действующему гражданско-процессуальному законодательству прокурор, который принимал участие в рассмотрении дела, имеет право обжаловать в апелляционном порядке решения и постановления суда первой инстанции полностью или частично. Постановление суда оскаржується в апелляционном порядке отдельно от решения суда. Апелляционное представление прокурора на постановление суда подается и рассматривается в том же порядке, что и апелляционное представление на решение суда (ст. 290 ГПК). Апелляционное представление на постановление может быть представлено прокурором в суд апелляционной инстанции на протяжении пятнадцати дней после ее объявления судом первой инстанции, а на решение - на протяжении одного месяца со следующего дня после его провозглашения, (ст.ст. 291, 292 ГПК).

Апелляционное представление прокурора излагается четким машинописным текстом. В нем отмечается (ст. 293 ГПК „форма и содержание апелляционного представления прокурора”): 1) название суда, к которому подается апелляционное представление прокурора; 2) лицо, которое вносит представление, ее место нахождения, почтовый индекс, номера средств связи; 3) полное и точное название других лиц, которые принимают участие в деле, их местожительство или нахождение, почтовый индекс, номера средств связи; 4) ссылка на решение, постановление, на которое вносится представление; 5) обоснование апелляционного представления: в чем заключается неправильность решения (постановления) суда, обстоятельства дела и закон, которыми опровергается решение; новые факты или средства доказывания, которые имеют значение для дела, и возражение против доказательств, когда суд первой инстанции необоснованно отказал в их принятии или когда возможность их представления раньше обусловленная уважительными причинами; перечень использованных судом первой инстанции доказательств, которые подлежат исследованию в суде апелляционной инстанции; 6) ходатайство прокурора; 7) перечень письменных материалов, которые прилагаются к апелляционному представлению.

Апелляционное представление подписывается прокурором, который его подал. К представлению прибавляются его копии с дополнительными материалами в количестве экземпляров соответственно числу лиц, которые принимали участие в деле. Апелляционное представление подается через суд первой инстанции, который рассмотрел дело. Прокурор, который внес апелляционное представление, имеет право дополнить или изменить его на протяжении срока на апелляционное обжалование. На протяжении всего времени рассмотрения дела прокурор имеет право отказаться от представления полностью или частично, а также имеет право отозвать его к началу рассмотрения дела в апелляционном суде. Как уже отмечалось, прокурор высшего уровня до начала рассмотрения дела судом также может дополнить или изменить апелляционное представление, внесенное подчиненным прокурором.

После поступления из суда первой инстанции дела с апелляционным представлением, она, в порядке очередности, передается судье-докладчику. Этот судья на протяжении десяти дней готовит дело к рассмотрению. После проводки необходимых подготовительных действий, председательствующий в коллегии судей назначает дату рассмотрения дела в судебном заседании не позднее месячного срока со дня их истечения.

Дела в суде апелляционной инстанции рассматриваются по правилам, установленными для рассмотрения гражданских дел в суде первой инстанции, по таким исключениям: 1) судья-докладчик докладывает содержание обжалованного решения (постановления) суда первой инстанции, мотивы апелляционного представления прокурора, границы проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции, а также относительно исследованных доказательств и обстоятельств (фактов), установленных судом первой инстанции; 2) после доклада судьи объяснения дает прокурор, который внес апелляционное представление; 3) устанавливаются обстоятельства (факты) и проверяются доказательства; 4) суд предоставляет возможность прокурору выступить первым в судебных дебатах, ограничивая их продолжительность, аналогично с выступлениями других участников дебатов, о чем объявляется в начале судебного заседания; 5) после дебатов суд продолжает заседание в нарадчій комнате, где большинством постановляет определение или решение (когда апелляционная инстанция отменяет решение суда первой инстанции и постановляет в деле новое решение); 6) решение или постановления по апелляционным жалобам и представлениями прокурора, постановленные судом апелляционной инстанции, вступают в силу немедленно после их принятия.

Кассация. Решение и постановления в гражданских делах, которые набрали законной силы, могут быть обжалованные прокурором (в пределах своей компетенции) путем внесения кассационного представления.

Генеральный прокурор Украины и его заместители имеют право внести кассационное представление на решения, постановленные в гражданском деле, рассмотренному в любом суде государства. Прокуроры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и приравненные к ним имеют право вносить кассационные представления лишь на решение и постановления в гражданских делах судов соответствующей административной единицы, которую они обслуживают. Прокуроры низшего звена наделены таким полномочием лишь относительно решений и постановлений в гражданских делах, в которых они непосредственно осуществляли функцию представительства интересов граждан и государства. Прокуроры имеют право истребовать из судов дела, решение (постановления) относительно которых набрали законной силы, в связи с обращениями лиц, которые принимали участие в рассмотрении дела или имеют надлежащим образом оформленные полномочия, по доверенности прокуроров высшего уровня, а также по собственной инициативе, если решение суда в деле задевает интересы граждан или государства.

Согласно Приказу Генерального прокурора № 6/3 от 07.05.2004 г. прокуроры обязаны сурово придерживаться требований гражданско-процессуального закона, статьи 12 Закона Украины „О обращении граждан” во время рассмотрения ими жалоб граждан, служебных и юридических лиц на судебные решения (постановления), которые набрали законной силы. Они должны использовать свои полномочия для проведения проверок доводов заявителей относительно законности судебных решений (постановлений), которые набрали законную силу, с истребованием дополнительных документов и других доказательств. В случае отсутствия оснований для внесения кассационного представления в истребованном деле прокурор составляет вывод, а заявителям присылает ответ со ссылкой на установленные судом обстоятельства и закон. Решение по жалобам и обращениями граждан и юридических лиц принимаются и ответ заявителям присылается в продолжение месяца со дня поступления дела к прокуратуре. Подготовка ответов на жалобы и обращение полагается на: прокуроров или их заместителей - в прокуратурах Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и военных прокуратурах регионов; начальников управлений или отделов, а в случае поступления повторного обращения - на заместителя Генерального прокурора Украины - в Генеральной прокуратуре Украины. Они должны оформляться с соблюдением требований Конституции Украины и Закона Украины „Про информацию” относительно охраны ведомостей о лице. Генеральный прокурор обязывает Управление представительства интересов граждан и государства в судах и Главное управление военных прокуратур Генеральной прокуратуры Украины обеспечивать участие прокурора в рассмотрении гражданских дел кассационной инстанцией.

Судом кассационной инстанции по ГПК является Верховный Суд Украины. Прокурор имеет право обжаловать в кассационном порядке решения и определения, постановленные судом первой инстанции лишь в связи с нарушением материального или процессуального права, а также постановления и решение суда апелляционной инстанции. Основаниями кассационного представления является неправильное применение судом норм материального права или нарушение норм процессуального права.

Прокурор может внести кассационное представление на протяжении трех месяцев со дня провозглашения постановления или решение суда апелляционной инстанции или на протяжении года со дня провозглашения постановления или решение суда первой инстанции, если на эти постановления или решение прокурор не вносил апелляционных представлений. В случае пропуска срока на кассационное представление по причинам, признанных судом уважительными, суд по заявлению прокурора может возобновить этот срок, но не больше чем в пределах одного года со дня возникновения права на кассационное представление. О возобновлении срока на кассационное представление прокурора или его возвращение судом первой инстанции выносится постановление.

Аналогично к апелляционному представлению, кассационное представление прокурора также должно быть изложено четким машинописным текстом с указанием: названия суда, к которому подается представление; данных о прокуроре, который внес кассационное представление; ссылок на решение, постановление, которое опратестовуется, и границы обжалования; обоснований кассационного представления: названия закона, с нарушением которого постановлено решения, определение; в чем заключается нарушение или неправильное применение закона и которое свидетельствует о том, что решение или постановление постановленные вследствие этого нарушения; ходатайств прокурора; перечня письменных материалов, которые прибавляются к кассационному представлению. Представления подписывается прокурором, который его внес. К представлению прибавляются его копии с дополнительными материалами в количестве экземпляров соответственно числу лиц, которые принимали участие в деле.

Кассационное представление прокурор вносит через суд первой инстанции, в котором находится дело. Суд не позднее следующего дня, после получения надлежащих образом оформленного кассационного представления прокурора, присылает его копии и добавленные материалы лицам, которые принимали участие в деле, и устанавливает срок, на протяжении которого они могут предоставить объяснение на это представление. По окончании срока на кассационное обжалование суд присылает кассационное представление вместе с делом в апелляционный суд. После истечения установленного судом срока для дачи пояснений на кассационное представление прокурора суд безотлагательно присылает кассационное представление вместе с добавленными к нему материалами и дело в кассационный суд.

Прокурор, который внес кассационное представление и вышестоящий прокурор, имеют право дополнить или изменить представление на протяжении срока на кассационное обжалование, а прокурор, который внес это представление имеет также право отозвать его или отказаться от него на протяжении всего времени рассмотрения дела.

На протяжении десятидневного срока после получения через канцелярию представления с делом, ее регистрации и оформление судья-докладчик устанавливает наличие оснований для передачи дела на рассмотрение судебной палаты. В кассационном порядке дело рассматривается не менее чем двумя третями судей судебной коллегии в гражданских делах Верховного Суда Украины. После доклада судьи-докладчика первым дает объяснение прокурор. Он так же первым выступает в судебных дебатах. Принятые судом кассационной инстанции решения или постановления вступают в силу после их принятия и обжалованию не подлежат.

Пересмотр решений, постановлений, которые набрали законную силу, в связи с вновь открывшимися и исключительными обстоятельствами. Осуществляя функцию представительства в судах интересов граждан и государства, прокуроры, при наличии для этого оснований, обязаны использовать свое право на внесение заявления о пересмотре решений и постановлений судов первой, апелляционной и кассационной инстанции по вновь открывшимися и исключительными обстоятельствами.

Основаниями для пересмотра решений и постановлений в связи с по вновь открывшимися обстоятельствами является: важные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известные заявителю; заведомо неправдивые показания свидетеля, заведомо неправильные выводы экспертов, заведомо неправильный перевод, фальсификация документов или вещевых доказательств, которое произвело принятие незаконного решения, которое установлено приговором суда, которое набрало законную силу; преступные действия сторон, других лиц, которые принимали участие в деле, или преступные действия судей, содеянные при рассмотрении данного дела, установленные приговором суда, который набрал законную силу; отмена решения, приговора или определения (постановления) суда или постановления другого органа, которые стали основанием для постановления этого решения, этого определения; признание неконституционным закона, который был примененный судом при решении дела.

Основаниями для пересмотра дела по исключительным обстоятельствам является: а) выявленное, после кассационного рассмотрения дела, неоднозначное применение судами общей юрисдикции одного и того же положение закона или его применение вопреки нормам Конституции Украины; б) если в связи с этими решениями международное судебное учреждение, юрисдикция которой признана Украиной, установила факт нарушения Украиной международных обязательств.

Заявления о пересмотре решений и постановлений в связи с вновь открывшимися и исключительными обстоятельствами могут быть представлены прокурором на протяжении трех месяцев со дня установления обстоятельства, которые являются основанием для пересмотра. Срок для представления заявления о пересмотре решения, постановления исчисляется: в случаях, указанных пунктом 1 (п. 1ч. 1 и ч. 2 ст. 347-2 ГПК), - со дня открытия исключительных обстоятельств и обстоятельств, которые имеют важное значение для дела; 2) в случаях, указанных п. п. 2 и 3 (п.п. 4.1 ст. 347-2 ГПК), - со дня, когда приговор в уголовном деле наберет законной силы; 3) в случаях, предусмотренных п. 4, - со дня обретения судебным приговором, решением, постановлением (постановлением) суда законной силы и т.п.; 4) в случаях, предусмотренных п. 5, - со дня принятия решения Конституционным Судом Украины; 5) в случаях, предусмотренных п. 6, - со дня выявления обстоятельств, которые имеют существенное значение для правильного решения дела.

Решение или постановления пересматриваются в связи с вновь открывшимися обстоятельствами судом, который их постановил, а по исключительным обстоятельствам - коллегией судей в составе судей Верховного Суда Украины. Заявление о пересмотре решения или постановления в связи с вновь открывшимися обстоятельствами суд рассматривает на заседании в одном проведении с делом, по которому вынесено это судебное решение или постановление. Прокурор сообщает о времени и месте заседания. Он выступает с объяснениями по

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уголовных дел | Тема: Дизайн интерьера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.