Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Международные налоговые соглашения




1. Понятие и виды международных налоговых соглашений.

2. Международные соглашения и типовые конвенции об избежание двойного налогообложения

 

1. Понятие и виды международных налоговых соглашений.

 

Закрепление законодательно форм и методов устранения двойного налогообложения наиболее действенно осуществляет­ся в международных договорах и соглашениях в сфере налого­обложения. Первые международные договоры возникли еще в XIX в. и регулировали налогообложение в основном определен­ных видов доходов: от морских перевозок, наследства и недви­жимости. Дальнейшее развитие глобальных экономических процессов и внешней торговли создали стимул для поиска меха­низма устранения налоговых барьеров на пути международного перемещения товаров и капитала. Этот период характеризуется высокой активностью в сфере заключения международных сог­лашений и договоров. Только в 20-х годах XX веке было заключе­но более двадцати международных налоговых соглашений, ко­торые отличались друг от друга, как полнотой охвата регулируе­мых налогов, так и механизмами регулирования. В связи с этим возникла потребность в применении единой формы нало­гового соглашения, в дальнейшем принявшего форму типовой конвенции.

Международный договор по вопросам налогообложения представляет собой соглашение между субъектами междуна­родного права, устанавливающее взаимные правоотношения в области организации международного налогообложения. В меж­дународных отношениях могут применяться различные формы договорных отношений: договоры, конвенции, соглашения, дек­ларации и др.

Налоговые соглашения классифицируются следующим образом:

1) собственно налоговые соглашения - включают соглашения о сотрудничестве и оказании взаимной помощи, ограниченные (специальные) налоговые соглашения, общие налоговые соглашения, соглашения о налогах на наследство или на страхование;

2) международные соглашения и договора, включающие наряду с другими налоговые вопросы – к ним относятся оглашения об основах взаимоотношений между странами, соглашения об установлении дипломати­ческих и консульских отношений, торговые договоры и соглашения, а также международные договоры, определяющие принципы взаимоотношений между международными организациями и стра­нами их базирования.

Соглашения о сотрудничестве и оказании взаимной помощи предполагают сотрудничество налоговых администраций дого­варивающихся государств по налоговым вопросам. В соответст­вии с этими международными соглашениями компетентные ор­ганы стран, подписавших соглашение, обязаны оказывать друг другу содействие в предотвращении и пресечении нарушений налогового законодательства, в предоставлении информации об изменениях в национальных налоговых системах, обучении на­циональных кадров и других вопросах в области налогообложе­ния. К наиболее ранним соглашениям, заключенным по этим вопросам, относят соглашение по обмену информацией и оказа­нию взаимной помощи в налоговых вопросах между Францией и Бельгией (1843 г.).

К основным задачам, решаемым при помощи соглашений об оказании взаимной помощи, относятся вопросы определения сферы, методов и принципов взаимодействия налоговых адми­нистраций. При заключении соглашений применяется их типовая струк­тура, в которой предусматривается ряд статей. К ним относится статья, дающая толкование основных тер­минов: понятие налогового законодательства, виды его наруше­ний, определение компетентных налоговых органов, запраши­ваемой (запрашивающей) налоговой службы и др.

Республикой Беларусь заключены и действуют межправи­тельственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи.

1. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового зако­нодательства от 29 июня 2000 г.

2. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничест­ве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового за­конодательства от 20 января 2001 г.

3. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Республики Армения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законо­дательства от 19 июля 2000 г.

4. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законода­тельства от 22 мая 2000 г.

5. Соглашение Правительством Республики Бела­русь и Правительством Финляндии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 21.12.2009 г.

6. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Сербией о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 01.02.2012 г.

В 2012 г. в Республике Беларусь планируется заключить межправительственное соглашение с Австрийской Республикой о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.

Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по воп­росам соблюдения налогового законодательства, заключенные Республикой Беларусь, предусматривают предоставление ин­формации обо всех видах доходов и объектах налогообложения юридических и физических лиц, полученных на территории го­сударств - участников соглашения, сведений о регистрации предприятий, наличии счетов в банках, а также любой другой информации, связанной с соблюдением налогового законода­тельства и вопросами, направленными на предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений и правона­рушений.

Экономическая взаимозависимость и сотрудничество госу­дарств в экономической сфере продиктовали необходимость за­ключения 11 декабря 2009 г. Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, действующего для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Соглашение определяет правовые основы сотрудничества и предусматривает осуществление межгосударственного обмена информацией на базе имеющихся соглашений между налого­выми и таможенными органами сторон с целью усиления контроля за перемещением товаров во взаимной торговле, легальностью их ввоза-вывоза, обеспечения своевременности и полноты поступления налогов от экспортно-импортных операций.

Ограниченные (специальные) соглашения в основном регу­лируют налогообложение особых видов доходов. Применение специального режима налогообложения для этих доходов свя­зано со спецификой видов деятельности по этим формам дохо­дов.

Выделяются следующие виды доходов, по которым заклю­чаются специальные международные соглашения:

- доходы от международных перевозок;

- от движимого и недвижимого имущества;

- от инвестиционной деятельности и международных кре­дитов и займов;

- физических лиц от определенных (специфических) видов деятельности;

- от других специальных видов деятельности, не предусмот­ренные в договорах об избежании двойного налогообложения.

Чаще всего заключаются соглашения но налогообложению доходов в области международных перевозок. Это обусловлено спецификой деятельности международного транспорта. В этих соглашениях оговариваются вопросы прав налогообложения доходов, полученных в результате транспортных перевозок, причем такое соглашение может дополнять соглашение об избе­жании двойного налогообложения капитала и имущества, в от­дельных случаях рассматривающее вопросы обложения авто­мобильного и железнодорожного транспорта. В большинстве соглашений право налогообложения доходов от международ­ных перевозок предоставляется государству, в котором лицо, осуществляющее перевозки, имеет постоянное местопребыва­ние или местожительство. Некоторые соглашения могут предо­ставлять право налогообложения государству, в котором фак­тически расположен орган управления компанией, осущест­вляющей международные перевозки.

Проблемы, которые решаются при помощи налоговых соглашений, условно можно подразделить на две группы: прямые и косвенные.

К прямым относятся:

- устранение двойного налогообложения;

- предотвращение налогового уклонения и налогового избежания;

- распределение прав налогообложения между договариваю­щимися государствами;

- предотвращение некоторых форм налоговой дискрими­нации.

Косвенные проблемы решаются путем привлечения иност­ранных инвестиций и содействия своим резидентам в инвести­ционной деятельности, предусматривают разрешение прочих налоговых проблем.

Налоговые соглашения призваны устранить все возможные случаи двойного налогообложения, которые могут возникать между странами-партнерами. С этой целью в соглашениях пре­дусматривается последовательное применение ряда строго оп­ределенных правил и процедур.

Налоговые соглашения обычно устанавливают трехступен­чатую систему устранения двойного налогообложения. На пер­вой ступени устраняется двойное налогообложение, вытекаю­щее из различий между правилами резидентства и источника дохода, применяемыми на территории договаривающихся госу­дарств. Для этих целей в соглашениях имеются статьи как об избежании двойного резидентства, так и статьи, устанавливаю­щие исключительное право одной из сторон на обложение нало­гом каждого вида дохода.

На второй ступени устраняется избыточное налогообложе­ние, возникающее по причине несоответствия между правила­ми резидентства и источника дохода во внутреннем законода­тельстве. На третьей ступени устраняется двойное налогообло­жение вследствие различий в определении облагаемого дохода в странах-партнерах. Такое налогообложение, как правило, возникает в результате мероприятий, осуществляемых налого­выми органами в пределах их компетенции перераспределять в налоговых целях доходы налогоплательщиков. Такие правила закреплены за налоговыми органами во внутреннем законодательстве большинства стран и подтверждаются налоговыми соглашениями.

В мировой практике применяются самые разнообразные по форме и содержанию налоговые соглашения и конвенции. На­логовые соглашения об устранении (избежании) двойного нало­гообложения налогами на доходы и капитал являются наиболее распространенными и важными видами налоговых соглаше­ний. На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 тысяч подобных соглашений, а развитые страны практически полнос­тью охвачены их сетью. Соглашения об избежании двойного на­логообложения стали своего рода связующей нитью налоговых систем различных стран.

Наиболее разветвленная сеть двусторонних соглашений су­ществует в странах - членах ОЭСР. Подобная сеть между раз­витыми странами уже давно налажена, и теперь вся работа в данной области сводится к внесению поправок, соответствую­щих текущим изменениям в законодательствах стран, а также касающихся новых позиций той или иной страны по различ­ным вопросам.

Налоговые соглашения делятся на два вида: двусторонние (касающиеся двух стран) и многосторонние (касающиеся более чем двух стран). Двусторонние встречаются очень часто, многосторонние - редко.

 

2. Международные соглашения и типовые конвенции об избежание двойного налогообложения

 

Существуют две основные типовые модели общих налого­вых соглашений, в большей или меньшей степени охватываю­щие все стадии процесса устранения двойного налогообложе­ния: модель ОЭСР и модель ООН, служащие основой для заклю­чения конкретных межправительственных соглашений.

 

Историческая справка по моделям конвенций

1921 г. — Лига Наций предпринимает шаги по изучению экономичен
них аспектов двойного налогообложения.

1928 г. — Лига Наций принимает ряд конвенций.

1933 г. — Лигой Наций принята многосторонняя Конвенция по рас­пределению дохода.

1935 г. — Лигой Наций принята двусторонняя Конвенция по распреде­лению дохода.

1943 г. — Модель конвенции Мехико.

1946 г. — лондонская Модель конвенции.

1958 г. — фискальный комитет Организации европейского экономи­ческого сотрудничества начинает работу по налоговым договорам.

1963 г.— проект Конвенции ОЭСР по двойному налогообложению до­хода и капитала.

1977 г. — Модель конвенции ОЭСР по двойному налогообложению до­хода и капитала.

1980 г. — Модель конвенции ООН по двойному налогообложению дохо­да и капитала.

1981 г. — Типовая модель конвенции об оказании взаимной помощи в налоговых вопросах.

1983 г. — Типовая модель конвенции по недвижимому имуществу, наследству и дарениям.

1992 г. — актуализированная модель ОЭСР. УЧИТЬ НЕ НУЖНО

 

Типовая модель конвенции представляет собой проект дву­стороннего налогового соглашения, состоящего из 30 статей, который в большинстве случаев используется как базовый до­кумент для подготовки и начала переговоров между заинтере­сованными государствами. Типовая модель конвенции опреде­ляет основные принципы устранения двойного налогообложе­ния, позволяет унифицировать основные термины международного налогообложения. Типовая модель ОЭСР (современная редакция 1977 г.) в основу налогообложения ставит принцип резидентства, согласно которому страна - источник дохода значительно ограничивает свою налоговую юрисдикцию в отно­шении доходов нерезидентов. Для возращения прибыли в фор­ме процентов, дивидендов и роялти предусматривается в основ­ном либо полное освобождение, либо незначительные ставки налога. Типовая модель ОЭСР разрабатывалась применительно к отношениям, сложившимся в этой группе стран, и учитывала их высокий уровень экономического развития и высокую сте­пень интеграционных процессов.

Модель ООН, опубликованная в 1980 г. и рекомендуемая в отношениях между развитыми и развивающимися странами, шире использует принцип территориальности, включая в юрис­дикцию национального обложения все виды доходов нерези­дентов: активные и пассивные. Практически при заключении договоров об устранении двойного налогообложения Республика Беларусь, начиная с 1992 г., использует модель ООН.

Преимущества модели выгодны, прежде всего, импортерам ка­питала. Что же касается модели ООН, то возможность не упустить налогообложение иностранных доходов более привлекательна для стран-экспортеров капитала.

Выбирая ту либо иную модель для устранения двойного налогообложения, необходимо учитывать, что привле­чение иностранного инвестора низким или льготным налогообло­жением зачастую приносит значительно больший эффект для экономики государства в виде дополнительных инвестиций, чем пополнение доходов бюджета за счет их налогообложения.

Если на получение активных доходов (доходов от осуществ­ления хозяйственной деятельности) на территории зарубежно­го государства иностранный инвестор может оказывать сущест­венное влияние путем эффективного финансового и экономического менеджмента, это может быть достигнуто за счет сокращения издержек, привлечения дешевой рабочей силы, а также путем увеличения валового дохода с помощью расширения рынков сбыта. По доходам в пассивной форме влияние иност­ранного инвестора существенно ограничено. Так, получая пассивные доходы в виде роялти, дивидендов либо процентов с ка­питала, нерезидент может регулировать массу прибыли, увели­чивая финансовые потоки либо изменяя сроки возврата доходов. Поэтому для такого инвестора налоговая состав­ляющая является практически постоянной величиной, существенно влияющей на выбор страны - экспортера капитала.

Налоговое соглашение об избежании двойного налогообло­жения на доходы и капитал обычно состоит из трех частей: в первой устанавливается сфера действия соглашения; во вто­рой определяются налоговые режимы; в третьей преду­сматриваются методы и порядок выполнения соглашения.

В первую часть включаются базовые соглашения, определя­ющие виды налогов, на которые распространяется действие со­глашения, и перечисляются налогоплательщики. Во вторую часть включены статьи, регулирующие пределы юрисдикции каждого государства по налогообложению доходов и имущества, на которые распространяется действие соглаше­ния: доходы от «активной» деятельности, связанной с присут­ствием на территории другого государства; пассивные доходы от использования капитала и имущества. В третьей части рассматриваются вопросы регулирования налогового администрирования между договаривающимися го­сударствами о вступлении в силу и прекращении действия сог­лашения.

Правовой основой взаимодействия государств - членов СНГ в области прямых налогов являются заключенные двусторонние согла­шения и конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении на­логов на доходы и имущество. Соглашения по применению принципа взимания косвенных налогов во взаимной торговле также можно отнести к катего­рии договоров по устранению двойного налогообложения при перемещении товаров, работ и услуг между договаривающими­ся странами. В качестве примера можно привести соглашения по взиманию косвенных налогов по принципу «страны назначения» во взаимной торговле между государствами - членами ЕврАзЭС.

Значение международных налоговых соглашений в Республике Беларусь за последние годы существенно возросло. В первую очередь это связано с изменениями, происходящими в об­ласти внешнеэкономических связей. При­нятие нормативных актов о мерах по управлению внешнеэко­номической деятельностью, создание на территории Республи­ки Беларусь предприятий с иностранными инвестициями и представительств иностранных юридических лиц привело к росту количества различного рода внешнеторговых сделок, а также увеличило число граждан, выезжающих для работы за рубеж, и иностранных граждан, приезжающих в страну.

Республика Беларусь заключает и исполняет международ­ные договоры в соответствии с Конституцией Республики Бела­русь и общепризнанными нормами международного права ис­ходя из принципа обязанности каждого действующего договора для его участников. Республика Беларусь является участницей Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой добросовестно выполняет свои международ­ные обязательства.

Основной документ, регламентирующий взаимоотношения государств - участников СНГ в сфере налогообложения - это соглашение «О согласованных принципах налоговой полити­ки» от 13 марта 1992 г. между правительствами государств-участников. В соответствии с этим документом для обеспечения единой методологии при заключении соглашений об избежа­нии двойного налогообложения необходимо применять типовое соглашение.

Основная цель налоговых соглашений - содейство­вать развитию и углублению экономического и промышленного сотрудничества. Они направлены на урегулирование налоговых взаимоотношений путем закрепления за каждым государством права налогообложения отдельных видов доходов, полученных юридическими и физическими лицами из одной страны в дру­гой, и предоставляют специальные налоговые уступки.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 4015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.