КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль и место социальной работы и социальных служб в социальной защите населения
Сущность и содержание социальной защиты Глава XIV. Перспективные пути реформирования социальной защиты населения
Социальная защита – это политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения. В мире сложилось в основном две модели социальной защиты: социал-демократической ориентации – с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления; неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы. В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты: государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи); частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи, с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование). Центральным субъектом социальной защиты является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите, – одновременно и субъект, и объект социальной защиты. Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса). Основные формы социальной защиты: законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ; регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование; социальное вспомоществование; социальные услуги; целевые социальные программы. Действующая система социальной защиты в России базируется на следующих принципах. поощрителъности, суть которого заключается в том, что властными структурами с целью общественно-политического резонанса тех или иных социально значимых событий, получивших общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов; заявителъности, в соответствии с которым социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по письменному обращению заявителя или лица, представляющего его интересы; патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к наименее социально и экономически защищенным слоям и группам населения. Политически ангажированная поощрительность в совокупности с патернализмом привели к масштабной численности и росту значения в социальной защите населения разнообразных льгот. Они стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время большинство российских граждан не было в полной мере осведомлено о льготах, поскольку эти сведения в основном публиковались в специальных, для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, и многие активно заявили свои претензии на них. В настоящее время свыше 70% россиян имеют льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. Вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка волюнтаристского ухода от государственных обязательств по выполнению социальных гарантий этой категории. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к позитивным экономическим и социальным результатам. Льготы в России начиная с 1917 г. и по настоящее время были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами: доходов и расходов населения, прежде всего доходов от трудовой деятельности; реформирования пенсионной системы; упорядочения медицинского и пенсионного страхования; соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств; создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг; воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере. Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее разрешению квалифицированных специалистов.
Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы. В мировой практике история формирования социальной работы и социальных служб начинается с 1750 г. до н. э., когда в Вавилоне создавались коды справедливости – гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. В библейские времена социальная работа выражалась как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся. Благотворительность как социальный феномен характеризуется прежде всего проявлением целенаправленного внимания к людям, не способным в силу субъективных или объективных причин осуществлять собственное жизнеобеспечение, хотя бы на минимальном уровне, своими силами. В ходе исторического развития благотворительность приобрела различные формы: милостыня, общественное призрение, попечительство. Милостыня, подаяние в виде денег или иных материальных средств нуждающимся, подается тому, кто протягивает руку. Она характеризует личные свойства подающего, определяется его субъективным ощущением от встречи с просящим подаяние. Однако щедрые подаяния, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, могут спровоцировать развитие профессионального нищенства. Общественное призрение – одна из наиболее цивилизованных, по сравнению с милостыней, форм благотворительности, которая осуществляется государством, церковью, обществом или частными лицами и выражается прежде всего в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. От первичной формы благотворительности – подаяния милостыни нищему – общественное призрение отличается организацией, мотивами и целями, в соответствии с которыми для получающих помощь создаются различные заведения в зависимости от категории нуждающихся в призрении: интернаты, больницы и т.п. Структурами, оказывающими такую помощь, могут быть как государственные и ведомственные учреждения, так и общественные организации. Общественное призрение распространяется на тех, кто действительно нуждается в помощи и не делает из своей нужды промысла, злоупотребляя человеческим состраданием во имя создания для себя основного источника существования. Мотивами данной формы благотворительности являются гражданская солидарность и забота о благе нуждающихся людей. Попечительство как форма благотворительности изначально ставило перед собой цель открывать людей, действительно нуждающихся в помощи, особенно тех, кто стыдился просить подаяние, и оказывать им помощь сообразно обстоятельствам и по мере возможности. Также попечительство ориентировано на защиту личных и имущественных прав и интересов лиц из числа несовершеннолетних и недееспособных совершеннолетних граждан. Эта форма благотворительности нашла выражение также в создании попечительских советов из числа наиболее уважаемых граждан для оказания содействия социальным учреждениям. Постепенно именно на основе благотворительности и была создана организованная государственная система социальной защиты населения. В конце XIX в. социальные реформаторы и лидеры благотворительных организаций в Европе и США пришли к выводу о необходимости специальной подготовки лиц, которые будут заниматься оказанием помощи бедным и иным нуждающимся. В 90-х гг. XIX в. в Великобритании была организована лекционная и практическая работа, связанная с деятельностью общества благотворительности в Лондоне. Первой школой, ориентированной на подготовку социальных работников, стал Институт подготовки социальных работников, основанный в 1899 г. в Амстердаме. С этого времени во всех цивилизованных странах начали активно развиваться социальные службы, совершенствоваться виды и формы социальной работы. В России оформление социальной работы как самодостаточного профессионального института началось в конце 80-х гг. XX в., когда специалисты среднего звена – социальные работники начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия – специалист по социальной работе, с этого времени начинается становление системы социального обслуживания. В 1994–1996 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатывалась и была принята Концепция развития отрасли, отрабатывались типовые положения различных видов социальных служб. С 1995 по 1999 гг. был принят ряд федеральных законов: «Об основах социального обслуживания населения», «О социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов», «О социальной помощи». В развитие этих законодательных актов были разработаны и утверждены документы по нормативам и стандартам социального обслуживания населения. На основе конституционного положения о разграничении социальных полномочий началось формирование законодательной основы этого направления деятельности в регионах России. Повсеместно стали создаваться социальные учреждения различных типов, появились федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных организаций социальной направленности. В настоящее время социальная работа рассматривается в двух аспектах: как вид профессиональной деятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации, устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп; как комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения. Субъекты социальной работы: – государство, общественные и политические объединения, фонды, концессии, социальные учреждения и предприятия, специалисты социальных служб. Объекты социальной работы: – социальные отношения, в рамках которых возникают сложные жизненные ситуации для отдельных личностей и групп населения; – отдельные категории населения; лица, в отношении которых осуществляется социальная работа. Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека. Принципы социальной работы: методологические – гносеологического подхода, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода; организационные – планомерности и последовательности в работе с индивидумом, группой; взаимодействия всех социальных институтов; контроля исполнения; содержательные – объективности, системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий. Функции социальной работы: нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные, аналитико-прогнозные, организационно-методические, социально-управленческие; медиаторские, социально-фасититаторные, рекламно-пропагандистские, регуляционно-профилактические, аффективно-коммуникативные, социоинтегративные. Основные направления социальной работы: Социальный надзор (контроль) и профилактика – это форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъектами социального надзора являются законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор); объектами – процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения; ход выполнения социальных программ и проектов; соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения); состояние и жизнедеятельность семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т.п.). Социальная реабилитация – это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Целями социальной реабилитации являются восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях). Социальная интеграция – процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени. Социальная реинтеграция – процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве. Субъектами социальной реабилитации являются: дети, оказавшиеся в особо сложных условиях, в том числе подвергшиеся жестокому обращению, оставшиеся без надзора, беспризорные, подвергшиеся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающие социально обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, дети-инвалиды, дети из числа беженцев, дети, склонные к правонарушениям, а также находящиеся в тюремном заключении; женщины, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию; лица, занимающиеся проституцией; лица, страдающие алкоголизмом, пристрастиями к наркотикам и иным вредным веществам; лица, отбывающие и отбывшие наказания в учреждениях системы ГУИН и специальных лечебных учреждениях; лица пожилого и старческого возрастов; инвалиды; беженцы, вынужденные мигранты; лица, попавшие в особо сложные условия вследствие природных и техногенных катастроф; участники боевых действий; лица, пострадавшие от терроризма и бандитизма; безработные; лица без определенного места жительства. Комплексные технологии социальной реабилитации включают: – социальную адаптацию – процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых методов социального поведения, действия; – социально-бытовую адаптацию – процесс оптимизации режимов общественной и семейно-бытовой деятельности человека в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним индивида; – социально-средовую ориентацию – процесс структуризации наиболее развитой социально-бытовой и профессиональной функций индивида с целью последующего подбора на этой основе общественной и семейно-общественной деятельности, а также при необходимости адаптации социальной среды к его психофизиологическим возможностям; – социально-психологическую адаптацию – процесс восстановления (формирования) способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, включая восстановление адекватного уровня коммуникабельности, или общительности, т. е. способности и спонтанной коммуникативной активности, а также владение навыками общения, устойчивые типы реакций при социально-психологическом взаимодействии (характеризуются по ролевым и другим функциям, выполняемым индивидом в малых и/или больших группах); – социальные услуги (медико-социальные, социально-педагогические, социально-психологические, социально-бытовые, социально-экономические, социально-трудовые), включающие: медицинскую помощь; воспитание и обучение, профессиональное консультирование и образование; трудовое устройство; медико-социальный уход, социально-бытовое обслуживание на дому, в специальных центрах и стационарных учреждениях; психологическую, психиатрическую, наркологическую поддержку и др. Решение проблем, связанных с социальным обеспечением, в том числе с социальным обслуживанием населения, включая: назначение и выплату пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные) и пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и семьях военнослужащих срочной службы, инвалидам с детства и др.); содержание и обслуживание детей-сирот, престарелых и инвалидов в специальных учреждениях и в случае нуждаемости на дому; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; протезно-ортопедическую помощь, медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов; предоставление льгот и преимуществ отдельным социально уязвимым слоям населения. Основное содержание социальной работы: – помощь индивидам и группам для осознания и устранения затруднений личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющих на них; – содействие устранению или смягчению затруднений путем поддерживающих, реабилитационных, защитных технологий; – защита лиц, оказавшихся в сложных социально-психологических, материальных, социально-бытовых, иных сложных жизненных обстоятельствах в соответствии с законом, прибегая к использованию власти и необходимых организационных, материальных, технических и иных ресурсов; – способствование мобилизации каждой личностью собственных возможностей для социальной самозащиты; – адресная, дифференцированная социальная поддержка и защита отдельных групп населения (детей, многодетных семей, пожилых, инвалидов, бездомных и др.); – планирование организации предоставления услуг, предупреждающих возникновение и содействующих разрешению социальных проблем. Методы социальной работы: – организационные – распорядительные, координационные, методико-инструктивные, технические и др.; – педагогические – методы формирования сознания личности, организации познавательной, практической деятельности и поведения индивида; – социально-медицинские, социально-психологические; – социально-экономические, правовые; – консультирование социальное. Кадровое обеспечение социальной работы осуществляется специалистами различных профессий: медиками (врачами разных специальностей, медико-социальными экспертами, средними и младшими медицинскими работниками), педагогами, юристами, социальными работниками, психологами и др. Организационно-функциональное обеспечение социальной работы осуществляется социальными службами. Социальные службы – государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу. К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации. К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами. Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в России функционируют следующие социальные службы: пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды; социально-бытового обслуживания; материальной помощи; социального обслуживания на дому; специализированного стационарного социального обслуживания; протезирования, ортезирования и протезостроения; технических средств реабилитации; специального транспортного обслуживания; медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения; детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения; специальные профессиональные образовательные учреждения; поддержки семьи, женщин и детей; реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением; по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных; кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию); регулирующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам; по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей с детьми и т.п.; другие службы. Социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли – социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения Российской Федерации, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых и других структурах, а также на различных предприятиях и в организациях. Значимым достижением социальной защиты населения стало создание широкой сети социальных служб и института социальной работы за необыкновенно короткий срок. Начиная с 1989 г., особенно в период с 1993 по 1996 г., в стране появилось много разнообразных социальных служб, более чем в 50 вузах открылись факультеты социальной работы; переориентация на подготовку работников среднего звена в системе социальной работы была осуществлена в ряде средних профессиональных образовательных учреждений. Однако все эти меры были нацелены на решение проблем наиболее социально уязвимых граждан в период сложнейших политических и экономических процессов в стране. Они инициировались государственными структурами, поддержка общественных организаций по линии гуманитарных акций и благотворительности была незначительной. Практически нерешенными остаются вопросы профилактики социальных рисков в институциональном и правовом поле, в том числе в аспекте социальной работы и социальных служб. В течение последних лет в России, несмотря на всевозможные, прежде всего экономические, трудности, растет число социальных учреждений. Ниже приведены результаты изучения обеспеченности населения социальными услугами, а также инновационных подходов в социальном обслуживании населения, представленные в марте 2001 г. на Всероссийской конференции «Реальная социальная политика в период модернизации в России» профессором Е.И. Холостовой. По данным этого автора, за 1995–2000 гг. в России численность учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составила на 2000 г. около 2,3 тыс. учреждений, предоставляющих более 23 млн различных социальных услуг. Быстрыми темпами развиваются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (рост составил более чем в 5 раз за 6 лет), реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями (рост в 2 раза). Появились новые типы учреждений: кризисные центры для женщин, центры для мужчин, для несовершеннолетних мам. В то же время, как показывают исследования Е.И. Холостовой, нормативы обеспеченности населения социальными услугами остаются низкими. Так, обеспеченность социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних в среднем по России составляет 6,7%. В 24-х регионах учреждения данного типа отсутствуют. Обеспеченность социальными приютами составляет 10,4%, центрами помощи семье и детям – 6,4 %, домами-интернатами для пожилых людей и инвалидов – 60%. Уровень удовлетворенности населения различными видами социальных услуг имеет существенную дифференциацию по субъектам Российской Федерации. В регионах постоянно ведутся поиски наиболее приемлемых для конкретных условий форм и методов социальной работы. В Московской области на базе Клинского района создана и успешно функционирует модель социального обслуживания населения. В ее структуру входят все типы социальных учреждений, принадлежащих не только Комитету социальной помощи, но и управлениям образования, здравоохранения, Комитету молодежи, а также негосударственным организациям: реабилитационные центры, приют для детей, телефон доверия, центры социального обслуживания и т. д. Взаимодействие и координацию их работы осуществляет координационный совет. В районе успешно работают творческая профессиональная лаборатория по отработке технологий социальной работы, Клуб социального работника, Комитет общественных организаций социальной направленности, развивается волонтерское движение молодежи и студентов. В Кировской области одной из важных составляющих системы социального обслуживания является создание специальных жилых домов для ветеранов. Такой дом – это не просто жилье, это учреждение, оказывающее необходимые социальные услуги, обеспечивающее людям достойные условия на закате жизни. В области действует тринадцать таких домов, только в 1999 г. их открыто шесть, в девяти районах они строятся. Квартиры не подлежат приватизации, поэтому после естественного освобождения они будут служить другим пожилым людям. Характерно, что одним из источников средств для строительства таких домов по договоренности с руководством Пенсионного фонда Российской Федерации стали недоимки предприятий области по страховым взносам в этот фонд. Данный опыт Кировской области докладывался на специальном заседании Правительства Российской Федерации, где был поддержан и рекомендован для использования в других регионах. Интересный опыт социального обслуживания населения сложился в Самарской области. Здесь успешно работает Экспериментальный центр реабилитации пожилых граждан. Это социальная служба, целью которой является обучение пожилых навыкам самообслуживания при утрате ряда функций организма с помощью специальных приспособлений и оборудования. Обучаются как пожилые люди и инвалиды, так и члены их семей. Технические средства реабилитации поступили в качестве помощи от партнерских организаций из стран Европейского Союза. Центр является экспериментальной моделью, на которой отрабатывается новая парадигма социального обслуживания пожилых, нацеленная на максимально возможное сохранение и восстановление здоровья и самостоятельности людей, поддержание их проживания в привычной социальной обстановке. Этот на первый взгляд затратный механизм на самом деле относится к числу ресурсосберегающих технологий. Стоимость содержания одного пожилого человека или инвалида в стационарном социальном учреждении приблизительно в десять раз превосходит среднюю стоимость обслуживания одного индивида на дому. Если ориентироваться также и на уровень социальной эффективности такого подхода, то степень его прогрессивности возрастает многократно. В Самарской области в сфере защиты материнства и детства в качестве главных воплощаются два принципа: ориентация деятельности на ликвидацию детской безнадзорности и обеспечение приоритетного права ребенка на проживание и воспитание в семье. Достигнуты значительные успехи в формировании и развитии института приемной семьи. Были приняты такие акты, как закон «Об организации опеки и попечительства в Самарской области» (1998), положение «О приемной семье на территории Самарской области» (1995). Налажен последовательный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Активизируются меры по передаче их под опеку, в приемную семью и на усыновление. Пособия опекаемым и приемным детям, заработная плата приемным родителям не только регулярно выплачиваются из областного бюджета, но также постоянно индексируются в соответствии с ростом стоимости жизни. Известно, что в Российской Федерации практика устройства детей в семьи встречается с большими препятствиями, обусловленными в первую очередь социально-экономическими трудностями и неудовлетворительным выполнением государственными органами своих собственных обязательств. В Самарской же области численность приемных семей только за 1998–2000 гг. возросла более чем втрое. В 2000 г. в 702 приемных семьях росло и воспитывалось 993 ребенка. Подобная практика способствует экономии средств бюджета, так как расходы на содержание одного ребенка в приемной семье по состоянию на 2000 г. составляли (включая пособие на его содержание, заработную плату родителей и отчисления в социальные фонды) 1290 руб., что значительно ниже стоимости содержания ребенка в детском доме (2,5 – 3 тыс. руб. в зависимости от типа учреждения). Однако возможность воспитываться в семье, получить адекватную социализацию и усвоить семейные ценности – это такой важный фактор, который перевешивает любую экономическую и финансовую выгоду. Интересный опыт социального обслуживания пожилых зарождается в Кемеровской области, в Новокузнецке. Центры социального обслуживания населения как устоявшиеся структуры значительно повышают свою эффективность благодаря внедрению специализированного обслуживания на дому. На базе отделений такого обслуживания создается несколько бригад: одна закупает по заказу продукты, другая развозит их по домам, третья ведет общение и консультацию с пожилыми, четвертая развозит горячие обеды, пятая дежурит ночью и может по звонку прийти на помощь. В Чувашии и Московской области началась отработка модели подготовки специалистов по «оккупациональной терапии». В России ее часто сравнивают с трудотерапией или реабилитацией, но это не одно и то же. В Чебоксарах созданы уникальные учебные лаборатории по подготовке специалистов, занимающихся реабилитацией инвалидов и созданием новой структуры государственной реабилитационной службы. В Москве осуществляется интересный проект по «восстановительной юстиции», задачей которой является не наказание подростков, совершивших правонарушение, а примирение с жертвой и возмещение ущерба. Это новая область социальной работы. Ее цель – не карательные меры и не увод от ответственности, а поиск таких форм, при которых в одинаковой степени достигаются цели удовлетворения жертвы и воспитания ответственности у правонарушителя, это отвечает и интересам общества. Успех проекта особенно важен еще и потому, что речь идет о подростках, а их социализация еще не завершена, и способ, которым общество отреагирует на совершенные ими правонарушения, напрямую определит дальнейшую траекторию их вхождения в социальную жизнь. В Екатеринбурге создается новая система защиты прав и законных интересов детей – институт уполномоченных комиссаров по защите прав ребенка. Подобная практика более ста лет существует в 75 странах мира. Основные проблемы, с которыми обращаются к уполномоченным дети и взрослые, – это насилие над ребенком, непонимание и ущемление его прав в школе, нарушение имущественных прав, задержка выплат по пособиям и т. д. Уполномоченный ведет прием граждан, дает консультации, участвует в судебных процессах, в заседаниях Областной думы, занимается координацией работы детских благотворительных организаций, проверяет дома-интернаты. Уполномоченный назначается главой администрации, ему в помощь создаются общественный совет, общественные приемные. В настоящее время уполномоченные по правам ребенка действуют в Волгоградской, Калужской и других областях. Активизировалась деятельность некоммерческих организаций. Например, некоммерческая организация «Центр социальной интеграции инвалидов и пенсионеров "Десница мира"», работающая в Москве, осуществляет следующие программы. – «Социальная помощь», которая охватывает в год около 9 тыс. человек. Она включает в себя организацию бесплатной столовой для одиноких пожилых людей, бесплатной парикмахерской (лежачие обслуживаются на дому), помощь в трудоустройстве, гуманитарную помощь (продуктами, лекарствами, предметами личной гигиены), информационную службу по вопросам социальной защиты и благотворительной помощи. – «Служба социально-правовых консультаций» – работает в центре и восьми территориальных пунктах, предоставляет услуги около 4,5 тыс. человек в год. Предоставляет бесплатные консультации по вопроса социальной защиты (о пенсиях, льготах, пособиях, компенсациях, правах и обязанностях граждан), ведет подготовку и издание информационно-справочных и методических материалов по вопросам социальной защиты. – «Социальная и творческая реабилитация инвалидов» – охватывает более 200 человек в год. Включает клубы: литературного творчества инвалидов «Друза», инвалидного туризма «Инватур». В рамках этой программы проводятся ежемесячные встречи членов клубов, регулярные выезды инвалидов, в том числе колясочников, в туристические лагеря и на соревнования. – «Культура и здоровье» – ориентирована на проведение культурных и оздоровительных мероприятий с пожилыми людьми и инвалидами, консультаций врачей и психологов, помощь геронтологов. Интересно строит свою работу кузбасский центр «Инициатива», созданный под патронажем Союза молодежи Кузбасса. Благотворительные ярмарки, обучающие программы, конкурсы «Меценат года», «Доброволец года», научно-практические конференции, консультации, информации – вот далеко не полный перечень дел этой общественной организации. Ценный опыт социальной работы имеется во многих регионах. Его следует изучать соответствующим государственным службам и научным организациям и своевременно доводить до сведения специалистов и лиц, в интересах которых и осуществляется социальная работа.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 7790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |