Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия реформирования санаторно-курортной сферы

 

В общегосударственной системе охраны здоровья населения страны, позволяющей целенаправленно осуществлять профилактику и лечение заболеваний на ранних стадиях, вести диспансерное наблюдение за больными и проводить их реабилитацию, важное место принадлежит санаторно-курортному лечению. Основой санаторно-курортной помощи являются гуманные, социально и научно обоснованные принципы: профилактическая и реабилитационная направленность, преемственность между стационарными, амбулаторно-поликлиническими и санаторно-курортными учреждениями, доступность для нуждающихся в санаторно-курортных услугах, высокая квалификация и специализация оказываемой помощи.

О высокой медицинской эффективности лечения, проводимого в санаторно-курортных учреждениях, свидетельствует то, что более 95% больных выписываются из санаториев с улучшением состояния, число обострений хронических заболеваний в последующем уменьшается в 2–6 раз, потребность в госпитализации снижается в 2,5 раза, на 30 % в среднем уменьшается заболеваемость с временной утратой трудоспособности*.

* См: Санаторно-курортные учреждения федерального подчинения (Справочно-информационные материалы). Минеральные Воды, 2001. С. 87.

 

Коренные изменения, произошедшие в общественно-политической жизни за последние десять лет, переход экономики на рыночные рельсы не могли не затронуть санаторно-курортной сферы. Особенно тяжелыми для санаторно-курортного комплекса были первые годы реформ. Именно в начале 90-х гг. началось сокращение количества санаториев и учреждений отдыха. Если в 1990 г. их было 7 431 (без одного- и двухдневных), то в 1998 г. – 4 519 (почти на 40 % меньше), уменьшился и коечный фонд (за 1990–1995 гг. более чем на 30%).

Начавшийся процесс приватизации санаторно-курортных организаций изменил форму собственности более половины государственных, ведомственных и принадлежащих общественным организациям здравниц. В 2000 г. доля государственной собственности в санаторно-курортных организациях составляла 40,6%.

Деятельность санаторно-курортных организаций заключается в осуществлении мероприятий, которые принято называть восстановительной медициной. Под восстановительной медициной, по определению А.Н. Разумова, следует понимать систему научных знаний и практической деятельности, направленной на сохранение и восстановление функциональных резервов человека, сниженных в процессе неблагоприятного действия факторов среды и его собственной деятельности либо в результате болезни на этапе выздоровления или ремиссии (отсутствия острой стадии заболевания). Восстановительная медицина включает в себя первичную и вторичную профилактику (см. схему 1).

 

 

Схема 1. Восстановительная медицина

В стратегии реформ заложено формирование единой системы обязательного медико-социального страхования (МСС), предусматривающей обеспечение тесной взаимосвязи между предоставлением лечебных и санаторно-курортных услуг путем частичной передачи специализированным санаторно-курортным организациям лечебно оздоровительных функций по отдельным видам заболеваний (например, реабилитация в профильных санаториях постинфарктных больных, больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также некоторых категорий послеоперационных больных). Санаторно-курортное лечение, таким образом, будет теснее увязано с реабилитацией и долечиванием после ряда тяжелых заболеваний и операций. Должна быть обеспечена максимальная льготность (бесплатность) при предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение именно в этих целях.

Другой вид страховых выплат направляется на оздоровление в течение очередного трудового отпуска, таким образом будет осуществляться профилактическое санаторно-курортное лечение при хронических заболеваниях. При этом усиливается целевой характер расходования средств обязательного медико-социального страхования и повышается эффективность их расходования в плане восстановления здоровья той части населения, чьей жизни угрожает опасность из-за тяжелых заболеваний, в том числе профессиональных. Данные мероприятия обеспечивают вторичную профилактику как один из этапов восстановительного лечения с точки зрения организации и ресурсной поддержки.

По состоянию на 2000–2001 гг. сеть санаториев системы здравоохранения насчитывает 591 санаторий круглогодового функционирования на 74,3 тыс. коек, из них 89 санаториев для взрослых и 502 санатория для детей. 539 санаториев находится в введении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. В непосредственном подчинении Минздрава России функционирует 39 санаториев для детей и детей с родителями на 8,8 тыс. коек и 13 туберкулезных санаториев для взрослых на 3,5 тыс. коек. Ежегодно в санаториях системы здравоохранения получают санаторно-курортное лечение более 472 тыс. больных, в том числе около 352 тыс. детей и 120 тыс. взрослых*.

* См.: Санаторно-курортные учреждения федерального подчинения (Справочно-информационные материалы). С. 87.

 

Стратегической целью политики государства в санаторно-курортной сфере является создание конкурентоспособного на мировом рынке курортного комплекса, обеспечивающего эффективное воспроизводство трудовых ресурсов. Достижение этой цели предполагает осуществление мер по следующим направлениям:

– проведение полной инвентаризации объектов санаторно-курортной сферы, разработка и реализация системы учета этих объектов и формирование прав на них;

– повышение конкурентоспособности организаций санаторно-курортной сферы, в том числе путем совершенствования организационно-правовых форм и экономических механизмов их функционирования, а также освобождения от выполнения несвойственных им функций;

– определение роли государства в регулировании рынка санаторно-оздоровительных услуг и содействие становлению негосударственных институтов саморегулирования участников рынка данных услуг;

– содействие формированию рынка санаторно-оздоровительных услуг, в том числе путем его либерализации, устранения барьеров на пути развития курортного дела, содействия конкуренции;

– обеспечение равноправия санаторно-курортных организаций всех форм собственности, в том числе в части доступа к государственному финансированию санаторно-курортных и оздоровительных мероприятий;

– введение обязательной конкурсности при финансировании санаторно-курортных организаций за счет государственных средств в рамках реабилитационных мероприятий и долечивания, а также оздоровительных мероприятий, профилактики и лечения при ряде хронических заболеваний;

– содействие в улучшении стратегии маркетинга и продвижения санаторно-оздоровительных услуг на внутреннем и международном рынках, в том числе путем адаптации маркетинговых стратегий и механизмов к современной практике оказания санаторно-оздоровительных услуг.

Вместе с тем при реализации указанных направлений реформирования санаторно-курортной сферы сохраняется ряд проблем, от решения которых будет зависеть как ход реформ, так и их результат. Во-первых, как будет организовано взаимодействие между собственниками санаторно-курортных организаций и системой медико-социального страхования, особенно по вопросам тарифов на услуги? Во-вторых, каков будет механизм распределения путевок, особенно тех, которые не будут распределяться через лечебные учреждения? В-третьих, где, кроме лечебного учреждения, смогут получить путевки на санаторно-курортное лечение лица, нуждающиеся в санаторно-курортных услугах с целью профилактики обострения имеющихся у них хронических заболеваний? Поиск ответов на эти и другие, не менее важные вопросы, которые возникают и будут возникать, следует активно вести во имя успешного решения стратегических задач реформирования российского санаторно-курортного комплекса.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные положения стратегии реформирования физической культуры и спорта | Значение туризма и мотивы путешествий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.