Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя политика Александра I (1801 - 1825)




План лекции

Лекция № 9 Россия в первой половине Х1Х века

Литература

Контрольные вопросы

1. Почему XVIIIв. называют веком Просвещения и начала модер­низации?

2. Почему вторую половину XVIIIв. называют «золотом веком» дворянской империи?

3. Раскройте смысл понятия «просвещенный абсолютизм» приме­нительно к политике Екатерины II?

4. Дайте характеристику международного положения России в
конце XVIIIв.

 

1. Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. М. История России. Учебный минимум для абитуриента: Учеб. посо­бие. - М., 2001.

2. Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. История России. - М., 2006.

3. Ильин В. В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контрре­формы в России: Циклы модернизационного процесса. - М., 1996.

4. Рыжов К. Все монархи мира. Россия. (600 кратких жизнеописа­ний). - М., 1999.


 

 

Цель лекции: сформировать знания студентов об основ­ных направлениях и особенностях внутренней и внешней полити­ки России при Александре Iи Николае I; об истоках формирования освободительной мысли в России.

 

1. Внутренняя политика Александра I (1801 - 1825).

2. Внешняя политика Александра I.

3. Восстание декабристов.

4. Внутриполитическое развитие России при Николае I(1825 -1855). Апогей самодержавия.

5. Промышленный переворот в России.

6. Внешняя политика в правление Николая I.

7. Общественное движение 30 - 40-х гг. ХГХ в.

 

Вступив на престол, Александр I (1801-1825 гг.) отменил наиболее одиозные указы отца, Павла I, и восстановил Жалован­ные грамоты дворянству и городам, отменил запрет на выезды за границу, на европейскую литературу, освободил из ссылки офице­ров и чиновников (около 12 тыс. чел век), пострадавших при Пав­ле I.

Внутриполитическая деятельность Александра Iотлича­лась противоречивостью, особенно в период до Отечественной войны 1812 г. Начало царствования Александра Iхарактеризова­лось некоторым стремлением либеральному реформаторству.

Однако эти начинания ни в чем не коснулись устоев госу­дарства, то есть самодержавия и крепостного права.

В 1803 г. Александр I издал Указ о вольных хлебопаш­цах, который разрешил помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землей за выкуп. По этому указу было освобож­дено за первую четверть XIXв. 47 тысяч крестьян.

Александр I собрал вокруг себя кружок «молодых друзей», так называемый негласный комитет. В него вошли князь А. Е. Чарторыйский, граф П. А. Строганов, граф Н. Н. Новосильцев и граф В. П. Кочубей. Это был своего рода штаб по разработке про-

ектов реформ. Практические результаты его деятельности незна­чительны. Пожалуй, единственным значительным результатом его работы стало создание министерств, вместо старых петровских коллегий.

Министерства управлялись по принципу единоначалия, а министр подчинялись непосредственно императору. Для обсужде­ния совместных дел был учрежден комитет министров.

Сенат стал высшим судебным органом. Он также контро­лировал законность в стране и деятельность административных органов.

В 1810 г. для подготовки законопроектов учрежден Госу­дарственный совет -совещательный орган при царе, в который входили министры и высшие чиновники, назначавшиеся царем.

По поручению Александра IМ.М. Сперанский подгото­вил и представил императору проект кардинальной политической реформы. Этот проект предусматривал введение политических и гражданских свобод (при неравенстве сословий). Стержнем проек­та являлась реформа государственных органов, основанная на принципе разделения властей.

Проект Сперанского означал, по сути дела, превращение самодержавной монархии в конституционную монархию (с кон­ституцией, выборной Госдумой и т. д.).

Император одобрил проект реформ Сперанского, но осу­ществить не решился.

В 1803 г. была реорганизована система учебных заведений. Основными принципами ее являлись: преемственность и бессо­словность образования. К 1806 году в стране было уже 6 универ­ситетов.

С 1811 г. открываются лицеи. В 1804 г. был принят уни­верситетский устав, предоставивший им автономию. В общем, ре­формы в области просвещения носили прогрессивный характер; реформы государственного управления вели к дальнейшей цен­трализации управления, бюрократизации, усилению самодержав­ной власти.

Реформаторские планы нарушила война с Францией.

После Отечественной войны 1812 г. внутренняя политика Александра I совсем потеряла прежний либеральный оттенок. По инициативе Александра I создается «Священный союз», объеди­нивший европейских монархов для борьбы с революциями в Ев­ропе (характер внешней политики тесно связан с внутренней поли­тикой). В самой России установился режим аракчеевщины. Уси­ливается цензура, гонения на прогрессивно мыслящих людей. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнета - военные поселения.

Произошло несколько восстаний военных поселян (1819 г. - в Чугуеве). В 1820 г. - восстание солдат Семеновского полка.

Таким образом, внутренняя политика Александра I, снача­ла либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия, объективно способствовала активизации дворян­ского революционного движения - декабризма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.