КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутренняя политика Александра I (1801 - 1825)
План лекции Лекция № 9 Россия в первой половине Х1Х века Литература Контрольные вопросы 1. Почему XVIIIв. называют веком Просвещения и начала модернизации? 2. Почему вторую половину XVIIIв. называют «золотом веком» дворянской империи? 3. Раскройте смысл понятия «просвещенный абсолютизм» применительно к политике Екатерины II? 4. Дайте характеристику международного положения России в
1. Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. М. История России. Учебный минимум для абитуриента: Учеб. пособие. - М., 2001. 2. Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. История России. - М., 2006. 3. Ильин В. В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. - М., 1996. 4. Рыжов К. Все монархи мира. Россия. (600 кратких жизнеописаний). - М., 1999.
Цель лекции: сформировать знания студентов об основных направлениях и особенностях внутренней и внешней политики России при Александре Iи Николае I; об истоках формирования освободительной мысли в России.
1. Внутренняя политика Александра I (1801 - 1825). 2. Внешняя политика Александра I. 3. Восстание декабристов. 4. Внутриполитическое развитие России при Николае I(1825 -1855). Апогей самодержавия. 5. Промышленный переворот в России. 6. Внешняя политика в правление Николая I. 7. Общественное движение 30 - 40-х гг. ХГХ в.
Вступив на престол, Александр I (1801-1825 гг.) отменил наиболее одиозные указы отца, Павла I, и восстановил Жалованные грамоты дворянству и городам, отменил запрет на выезды за границу, на европейскую литературу, освободил из ссылки офицеров и чиновников (около 12 тыс. чел век), пострадавших при Павле I. Внутриполитическая деятельность Александра Iотличалась противоречивостью, особенно в период до Отечественной войны 1812 г. Начало царствования Александра Iхарактеризовалось некоторым стремлением либеральному реформаторству. Однако эти начинания ни в чем не коснулись устоев государства, то есть самодержавия и крепостного права. В 1803 г. Александр I издал Указ о вольных хлебопашцах, который разрешил помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землей за выкуп. По этому указу было освобождено за первую четверть XIXв. 47 тысяч крестьян. Александр I собрал вокруг себя кружок «молодых друзей», так называемый негласный комитет. В него вошли князь А. Е. Чарторыйский, граф П. А. Строганов, граф Н. Н. Новосильцев и граф В. П. Кочубей. Это был своего рода штаб по разработке про- ектов реформ. Практические результаты его деятельности незначительны. Пожалуй, единственным значительным результатом его работы стало создание министерств, вместо старых петровских коллегий. Министерства управлялись по принципу единоначалия, а министр подчинялись непосредственно императору. Для обсуждения совместных дел был учрежден комитет министров. Сенат стал высшим судебным органом. Он также контролировал законность в стране и деятельность административных органов. В 1810 г. для подготовки законопроектов учрежден Государственный совет -совещательный орган при царе, в который входили министры и высшие чиновники, назначавшиеся царем. По поручению Александра IМ.М. Сперанский подготовил и представил императору проект кардинальной политической реформы. Этот проект предусматривал введение политических и гражданских свобод (при неравенстве сословий). Стержнем проекта являлась реформа государственных органов, основанная на принципе разделения властей. Проект Сперанского означал, по сути дела, превращение самодержавной монархии в конституционную монархию (с конституцией, выборной Госдумой и т. д.). Император одобрил проект реформ Сперанского, но осуществить не решился. В 1803 г. была реорганизована система учебных заведений. Основными принципами ее являлись: преемственность и бессословность образования. К 1806 году в стране было уже 6 университетов. С 1811 г. открываются лицеи. В 1804 г. был принят университетский устав, предоставивший им автономию. В общем, реформы в области просвещения носили прогрессивный характер; реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти. Реформаторские планы нарушила война с Францией. После Отечественной войны 1812 г. внутренняя политика Александра I совсем потеряла прежний либеральный оттенок. По инициативе Александра I создается «Священный союз», объединивший европейских монархов для борьбы с революциями в Европе (характер внешней политики тесно связан с внутренней политикой). В самой России установился режим аракчеевщины. Усиливается цензура, гонения на прогрессивно мыслящих людей. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнета - военные поселения. Произошло несколько восстаний военных поселян (1819 г. - в Чугуеве). В 1820 г. - восстание солдат Семеновского полка. Таким образом, внутренняя политика Александра I, сначала либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия, объективно способствовала активизации дворянского революционного движения - декабризма.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |