Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления региональной политики в регионах разного типа.

Каждая типологизация отличается своеобразием экономических, исторических и других условий развития территорий, особенностями задач и механизмов реализации региональной политики.

В первую группу развитых (опорных) регионов входят в основном старо-промышленные районы, агломерации и центры с высоким докризисным уровнем индустриального развития научно-технического прогресса и интенсификации производства. Они располагают большими контингентами квалифицированных специалистов, крупными и дорогостоящими промышленными производственными фондами, научной исследовательской базой.

Повышенная степень сочетания рыночных отношений с их государственным регулированием позволяет располагать достоверными финансовыми ресурсами для активизации т-к роста и выполнять донорские функции для убыточных субъектов федерации.

В составе группы выделяется подгруппа высокотехнологических регионов, с ведущими отраслями индустрии – наукоемким машиностроением и химической промышленностью.

В эту группу по признакам относительно высокого уровня производства промышленной продукции и высокого положительного баланса бюджетных потоков между территориями и федерацией попадает 14 субъектов федерации.

Подгруппа сырьевых регионов включает области и края специализирующиеся на добыче сырья и производстве высококлассных видов первичного сырья, а также на базовых отраслях промышленности – топливно-энергетической и металлургической.

Государственная региональная политика в опорных регионах должна быть направлена на обеспечение наибольшей свободы и конкуренции, повышение активности экономической деятельности с учетом имеющихся благоприятных предпосылок.

Тип депрессивных регионов характеризуется сравнительно высоким уровнем экономического потенциала, значительной долей промышленности, повышенной квалификацией местных трудовых ресурсов. В результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нарушение снабженческо-сырьевой базы или переориентации стратегического курса. Эти регионы на данный момент отличаются спадом производства, структурной безработицей, малой инвестиционной активностью, низким уровнем бюджетной обеспеченности, резким социальным расслоением.

В качестве одного из главных направлений региональной политики депрессивных регионов выступает укрепление финансовой устойчивости на основе бюджетного федерализма, урегулирование взаимоотношений с центром.

Весьма актуальны в депрессивных регионах поощрение роста частных инвестиций с привлечением их в преимущественно конкурентные проекты.

Основными инструментами государственной поддержки депрессивных регионов могут стать:

- льготные кредиты из централизованных источников;

- введение поощрительных выплат предприятиям;

- создание новых рабочих мест;

- использование повышенных ставок амортизационных отчислений;

- страхование за счет федеральных источников.

Если для развитых регионов упор делается на активизацию частного предпринимательства, для остальных – на государственную поддержку, то для депрессивных – оптимально сочетание обоих направлений.

К слаборазвитым (экономически отстающим) относятся регионы с крайне малой интенсивностью и низкими параметрами хозяйственной деятельности, не диверсифицированной структурой экономики, резким отставанием от основных регионов по развитию производственной базы, социальной сферы и рыночной инфраструктуры. С высокой безработицей и низким уровнем жизни. (12 республик).

Активная региональная политика в отношении бедствующих территорий заключается в реализации комплекса мер государственной поддержки, направленной преимущественно на осуществление не капиталоемких проектов, уменьшение бюджетной дотационности и сокращение разрыва экономического и социального развития со средним по стране.

Особые регионы включают 3 подтипа, в которых острые социально-экономические проблемы связаны с географической или исторической спецификой, и где вследствие сложных условий хозяйствования реализация научно-обоснованной региональной политики требует специальных методов регулирования экономики.

К первому подтипу относятся приграничные районы. В этих районах, возникших как результат крупных геополитических и экономических трансформаций, первоочередного внимания требуют решения следующих специфических задач:

1. Создание и обустройство новых транспортно – распределительных пунктов и узлов, пограничных переходов и таможенных пунктов в местах пересечения государственной границы.

Экстремальные регионы отличаются суровыми природно-климатическими условиями, сугубо сырьевой моно-специализацией, неустойчивостью функции профилирующих отраслей, нестабильностью и дороговизной завоза важнейших народно-хозяйственных грузов.

Для таких регионов важное значение сохраняет выборочный характер хозяйственного освоения, ограничение перерабатывающих производств и сети населенных пунктов.

Актуальные задачи: активизация традиционных промыслов малочисленных народов, общее сокращение численности занятых и замещение их техническими средствами, распределение вахтового метода организации труда.

Особая роль в региональной политике экстремальных регионов отводится государственной поддержке, поскольку все эти регионы являются дотационными.

К подтипу кризисных (катастрофичных) принадлежат территории, подверженные разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф, а также охваченные широкомасштабными межнациональными и социальными конфликтами (Чечня, Дагестан, Дальний Восток).

Предотвращение крупномасштабных, деструктивных явлений и расходы на проведение необходимых мероприятий финансируется главным образом из федерального бюджета. Такие регионы характеризуются полным разрушением экономического потенциала, повышенной социальной напряженностью.

Регионы нового освоения. Это в основном Восточные и Северные территории, которые обладают значительным природно-ресурсным потенциалом, но слабо обустроены, имеют низкий уровень развития обрабатывающих отраслей и инфраструктуру. Экономический рост носит экстенсивный характер, капитальные затраты очень велики.

К основным задачам региональной политики относятся: обеспечение важнейшими видами минерального сырья, расширение экспортного потенциала, и вовлечение в мировое хозяйство.

Формой осуществления региональной политики служат федеральные целевые программы.

Стратегические промышленные регионы.

Посредством экономики таких регионов обеспечиваются геополитические, военно-стратегические интересы, безопасность и обороноспособность.

К стратегическим промышленным регионам относятся крупные центры и регионы опорных территорий и части депрессивных.

Теория пространственных преимуществ или теория размещения показывает, что пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельности.

Эти преимущества заставляют те или иные виды производств располагаться в отдельных регионах.

Каждый регион обладает территориальными преимуществами, связанными либо с источниками сырья, либо рыками сбыта. Традиционные представления, связанные с практикой экономического развития, основываются на закономерностях, агломерации, концентрации и комбинации производства.

В регионах дополнительный экономический эффект образуется в связи с тем, что вокруг успешно действующих предприятий формируется их окружение и происходит объединение и использование ресурсов.

Высокая концентрация промышленности в локальных территориях позволяет получить экономию благодаря агломерационному эффекту.

В крупных центрах возникает дополнительный потенциал развития благодаря тому, что некоторые виды высококвалифицированной деятельности возможны только в крупных центрах.

Концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы экономического развития регионов является концепция основного и вспомогательного производства.

В любом регионе можно выделить основную промышленность, т.е. продукцию, которая в основном вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется в пределах региона.

Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура, возникает мультипликативный эффект.

Основное производство может не только ускорять, но и замедлять развитие.

Долгосрочное развитие региона в этом случае зависит от того насколько развита в нем инфраструктура и на сколько она готова взять на себя нагрузку основного производства.

Таким образом, чем больше развито вспомогательное производство, тем более гибкой является экономика региона.

При анализе качества регион. развития используют концепцию теории стадии роста. Во всех регионах экономическое развитие проходит 3 основные стадии:

- доиндустриальная;

- индустриальная;

- постиндустриальная.

Доминирующими отраслями доиндустриального развития является добывающая промышленность, сельскохозяйственная, рыбная, лесная и горнодобывающая промышленность.

В индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасли (машиностроение, пищевая, легкая промышленность).

В постиндустриальной стадии основными становятся отрасли нематериального производства (наука, образование, торговля, финансы).

Характерными чертами постиндустриальной стадии становится относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкости производства, повышенного уровня квалификации персонала, интернационализация производства.

По доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить регионы доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные.

В регионах находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы и к ним применимы различные модели и методы управления процессом экономического развития.

На стадии индустриального развития в регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, которые определяют все хозяйственное развитие региона в целом.

Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города обслуживает основное производство.

В этой ситуации индустриальному развитию характерны следующие черты:

- наличие отраслей, создающих дополнительные рабочие места;

- наличие мультипликатора роста;

- развитие моноотраслевых городов;

Постиндустриальное развитие характеризуется следующими признаками:

- уровень развития городской инфраструктуры;

- диверсификация производств;

- гибкость управления.

На постиндустриальной стадии развития определяющим благосостояния региона становится уровень развития городской инфраструктуры.

Местные органы власти любого уровня выполняют 2 основные функции:

- предоставление услуг жителям и предприятиям и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.

Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых органы управления стремятся стимулировать развитие экономики региона, создавать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической деятельности.

К объектам управления функционированием относят:

- дороги;

- уборка территорий;

- водо-, газо-, тепло- и электроснабжение;

- состояние и эксплуатация жилого фонда;

- благоустройство территорий.

К объектам управления развитием:

- возникновение новых и развитие старых производств;

- развитие городской инфраструктуры;

- занятость;

- уровень благосостояния.

Т.о. к традиционным вопросам и проблемам экономического развития присоединяются проблемы формирования и развития рыночной инфраструктуры в контексте управления социально-экономическим развитием территорий.

Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона связано с уровнем экономической активности социального развития, обладая относительной самостоятельностью, в значительной мере определяется ресурсными возможностями и экономическим потенциалом.

Все возможные методы регионального воздействия на хозяйственно-экономическое развитие делятся на следующие составляющие:

- создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;

- регулирование деловой активности;

- прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

К основным инструментам формирования общих условий бизнеса относят:

- транспорт;

- связь;

- гостиницы;

- рекреации;

- телекоммуникации;

- офисное хозяйство;

- региональная и рыночная инфраструктура.

К инструментам регулирования деловой активности относятся:

- зонирование;

- правила землепользования;

- налогообложение;

- субсидии;

- льготы;

- гарантии.

Инструментами прямой кооперации администрации и бизнеса являются:

- совместные проекты торгово-промышленные палаты, учебно-консультативные центры.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Региональная и социально-экономическая политика | Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.