Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткая характеристика деятельности организации,

Раздел 9. Государственная помощь

Раздел 8 Обеспечение обязательств

Раздел 7. Резервы под условные обязательства

Раздел 6. Затраты на производство

Просроченная дебиторская задолженность

Подраздел 5.3. Наличие и движение кредиторской задолженности

Этот подраздел заполняется аналогично подразделу 5.1.

 

Этот подраздел заполняется аналогично подразделу 5.2.

 

В этом разделе отражаются данные о затратах организации по их элементам:

· материальные затраты;

· расходы на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация;

· прочие затраты.

Здесь приводится расшифровка расходов, включенных в раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» отчета о прибылях и убытках. При заполнении этого раздела необходимо руководствоваться ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Данные отражаются в целом по организации без учета внутрихозяйственного оборота. При внутрихозяйственном обороте затраты формируются на одних счетах, а затем списываются на другие. К внутрихозяйственному обороту относят затраты, связанные с передачей продукции (работ, услуг) внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств и т.д. Сюда же относят затраты по браку, при простоях по внешним причинам, возмещаемые виновными лицами (юридическими и физическими), расходы, списываемые в установленном порядке на счета учета финансовых результатов и капитала.

Условным фактом хозяйственной деятельности в соответствии с ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» признается факт, имеющий место на отчетную дату, в отношении последствий которого существует неопределенность. Последствия условного факта оказывают существенное влияние на оценку пользователей бухгалтерской отчетности финансового положения, движения денежных средств или результатов деятельности организации.

К условным фактам относятся:

  • не завершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком и решения по которым, могут быть приняты в следующие отчетные периоды;
  • не разрешенные на отчетную дату разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет;
  • учтенные (дисконтированные) векселя, срок погашения которых не наступил до даты подписания бухгалтерской отчетности;
  • гарантийные обязательства организации по проданной продукции и т.д.

Последствиями условного факта могут быть условные обязательства или условные активы.

К условному обязательству (условному активу) относится такое последствие условного факта, которое в будущем с высокой степенью вероятности может привести к уменьшению (увеличению) экономических выгод организации.

Условные обязательства по способу отражения в бухгалтерской отчетности делятся на две группы:

  1. Условные обязательства, существующие на отчетную дату.
  2. Возможные обязательства, существование которых на отчетную дату может быть подтверждено лишь в будущем.

Возможные обязательства, так же как и условные активы, только раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и на счетах бухгалтерского учета не отражаются.

Условные обязательства, существующие на отчетную дату, отражаются на счетах бухгалтерского учета путем создания и использования резервов на погашение условных обязательств (счет 96 «Резервы предстоящ расходов» - Д 20 К 96).

По каждому условному обязательству раскрывается:

· краткое описание обязательства и ожидаемый срок его исполнения;

· краткая характеристика неопределенностей, существующих в отношении срока исполнения и величины обязательства.

По каждому резерву, созданному под условные обязательства, дополнительно раскрывается следующая информация:

· сумма резерва на начало и конец отчетного периода;

· сумма резерва, списанная в отчетном периоде в связи с признанием обязательства ранее, признанного условным;

· неиспользованная (излишне начисленная) сумма резерва, отнесенная в отчетном периоде на прочие доходы организации.

Информация о наличии и величине выданных организацией гарантий, обязательствах, вытекающих из учтенных организацией векселей, и других аналогичных обязательств раскрывается, как привило, в бухгалтерской отчетности за отчетный период, независимо от степени вероятности возникновения последствий таких фактов.

Информация об условных активах раскрывается в пояснительной записке в том, случае, если существует высокая или очень высокая вероятность того, что организация их получит. При этом в бухгалтерском учете и балансе за отчетный период условные активы не отражаются. Раскрываемая информация при этом не должна содержать указания на степень вероятности или величину оценки условного актива. Оценка вероятности условного факта:

· очень высокая (событие наступит с достаточной определенностью) – 95% - 100%;

· высокая (событие скорее наступит) – 50% - 95%;

· средняя (вероятность наступления события выше малой, но ниже высокой) – 5% - 50%;

· малая (вероятность наступления события мала) – 0% - 5%.

При заполнении этого подраздела необходимо руководствоваться договорами, заключенными в соответствии с требованиями ГК РФ, а также указаниями по забалансовым счетам согласно инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета:

· забалансовый счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»;

· забалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

Обеспечение (гарантия) представляет собой документ, в котором одна организация гарантирует другой выполнение обязательств в определенный срок на определенную сумму и подтверждает, что готова погасить задолженность, если она образуется вследствие неисполнения обязательств.

По строке «Обеспечения полученные - всего» приводятся дебетовые остатки по счету 008. Из общей суммы обеспечений можно выделить отдельной строкой стоимость полученных векселей.

На забалансовом счете 008 обобщается информация о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям. Если в гарантии не указана сумма, то она определяется исходя из условий договора.

Обеспечения, учтенные на счете 008, списывают по мере погашения задолженности.

В качестве обеспечения полученных займов, отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг используются, в частности, облигации, векселя, иные ценные бумаги и виды имущества.

По этой же строке приводится общая стоимость заложенного имущества, удерживаемого организацией. В нижерасположенных строках можно указать его расшифровку по видам.

Как правило, залог связан с выдачей кредита или займа. Предметом залога может быть любое имущество, в т.ч. вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества изъятого из оборота, и требований, связанных с личностью кредитора (ст. 336 ГК РФ). В залог принимают ценные бумаги, основные средства, находящиеся там до полного погашения долга. У залогодержателя суммы залога также учитываются на забалансовом счете 008.

По строке «Обеспечения выданные – всего» отражаются обеспечения, учтенные на забалансовом счете 009. Данная строка заполняется аналогично строке «Обеспечения полученные – всего».

На этом счете отражается информация о наличии и движении выданных гарантий другим лицам в обеспечение обязательств и платежей (оплаты полученных товаров, возврата кредита, займа и т.д.). Суммы на счете 009 списывают по мере погашения задолженности.

По этой же строке отражается имущество, переданное в залог.

 

Данные в этой таблице заполняют в соответствии с ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Согласно п. 1 ПБУ 13/2000, государственная помощь – это увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

 

Государственная помощь предоставляется коммерческим организациям в виде:

- субвенций (бюджетные средства, предоставленные на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе);

- субсидий (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов);

- бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество).

По строке «Получено бюджетных средств – всего» приводится общая сумма полученной государственной помощи за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года. В нижерасположенных строках необходимо сделать расшифровку полученных средств на текущие расходы или на вложения во внеоборотные активы.

Учет государственной помощи ведется с использованием счета 86 «Целевое финансирование».

При этом необходимо отразить:

- принятие бюджетных средств к бухгалтерскому учету;

- операции по списанию бюджетных средств со счета целевого финансирования;

- операции по возврату средств бюджету.

 

ПБУ 13/2000 устанавливает следующие два способа принятия к учету бюджетных средств:

- метод начисления (допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности;

- метод признания бюджетных средств по мере фактического их получения.

 

Способы принятия к учету бюджетных средств согласно ПБУ 13/2000

 

Метод начисления (допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности) Метод признания бюджетных средств по мере фактического получения
1. Отражается задолженность по целевому бюджетному финансированию:- Д-т 76 К-т 86   -
2. Отражаются денежные средства по мере их фактического получения организацией: - Д-т 51 К-т 76; 3. Поступившие и принятые ресурсы, отличные от денежных средств: - Д-т 07, 08, 10, 41 и т.д. К-т 76 1. Отражается сумма фактически поступивших денежных средств: - Д-т 51 К-т 86 2. Поступившие и принятые ресурсы, отличные от денежных средств: - Д-т 07, 08, 10, 41 и т.д. К-т 86

Бюджетные средства списываются с учета целевого финансирования на увеличение финансовых результатов организации. Списание производится систематически, а порядок списания зависит от того, для каких целей были предоставлены бюджетные средства.

 

Порядок списания бюджетных средств согласно ПБУ 13/2000

 

Цели предоставления бюджет. средств Порядок списания бюджетных средств Бухгалтерские записи
1. Финансир-ие капитальных расходов Списание производится: - на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации; - в течение периода признания расходов по внеоборотным активам, не подлежащим амортизации 1. Введение объекта в эксплуатацию: - Д-т 01 К-т 08; - Д-т 86 К-т 98 2. Начисление амортизации: - Д-т 20 К-т 02; - Д-т 98 К-т 91
2. Финансир-ие текущих расходов Списание производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены 1. Принятие материальных ценностей к учету: - Д-т 10 К-т 60; 2. При оплате поставщикам: - Д-т 60 К-т 51; - Д-т 86 К-т 98 3. Отпуск материалов в производство: - Д-т 20 К-т 10 4. Начисление зарплаты: - Д-т 20 К-т 70; - Д-т 98 К-т 91

 

Если организация использовала бюджетные средства не по назначению, или не использовала в срок, она должна вернуть их. При этом записи на счетах бухгалтерского учета будут следующие:

1. Восстановлены полученные бюджетные средства, ранее отнесенные в состав доходов будущих периодов - Д-т 86 К-т 98

2. Восстановлена часть средств бюджетного финансирования, отнесенная на прочие доходы –

Д-т 98 К-т 91

3. Возвращены бюджетные средства – Д-т 86 К-т 51.

По строке «Бюджетные кредиты» данного подраздела необходимо привести также сумму полученных и возвращенных бюджетных кредитов с расшифровкой их назначению. При получении бюджетных кредитов на счетах бухгалтерского учета производят следующие записи:

1. Получен бюджетный кредит – Д-т 51 К-т 66 (67).

2. Начислены проценты по бюджетному кредиту – Д-т 91 К-т 66 (67).

3. Возвращены бюджетный кредит и начисленные проценты – Д-т 66 (67) К-т 51.

 

4.4. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках -текстовый вариант

 

Организациям при формировании пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках сложно ограничиться только табличной формой пояснений, т.к. нужно выполнить требования всех нормативных документов по раскрытию информации в отчетных формах, в частности ПБУ. Почти в каждом их них содержится раздел «Раскрытие информации a бухгалтерской отчетности. Поэтому пояснения могут быть комбинированными (содержать табличный и текстовый варианты).

Пояснения должны содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. Также в пояснениях должно содержаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства РФ о бухгалтерском учете.

В пояснениях организация может детализировать изменения в своей учетной политике, на следующий отчетный год, в том случае если информации описанной в разделе 2 «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок» формы отчета об изменениях капитала будет недостаточно для информирования пользователей бухгалтерской отчетности.

Раскроем информацию, которая может быть приведена в текстовом варианте пояснений:

1. Краткая характеристика организации, основные направления ее деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая).

2. Учетная политика организации и изменения в учетной политике.

3. Основные факторы, повлиявшие на хозяйственные и финансовые результаты.

4. Основные аналитические показатели.

5. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (которые не были раскрыты в табличной форме пояснений).

6. Прочие расшифровки и комментарии (события после отчетной даты, условные факты хозяйственной деятельности, государственная помощь, информация об операциях со связанными сторонами, информация по сегментам, информация о природоохранных мероприятиях и т.д.).

7. Решение собрания акционеров по распределению прибыли, остающейся в распоряжении организации.

При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут быть приведены показатели удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, платежеспособность). При характеристике платежеспособности необходимо обратить внимание на такие показатели как наличие денежных средств на счетах в банках, в кассе, убытки, просроченные дебиторскую и кредиторскую задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, полноту перечисления налогов в бюджет, штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом.

При оценке финансового положения на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов, кредиторов и т.д. Дается характеристика динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций.

Можно привести оценку деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, наличие поставок на экспорт, репутация организации, степень выполнения плановых показателей, обеспечение заданных темпов роста, уровень эффективности использования ресурсов организации.

Целесообразно включение в данный раздел пояснений информации о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, осуществление экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности.

Акционерные общества, ценные бумаги которого обращаются на фондовом рынке, наряду с обычной годовой бухгалтерской отчетностью, составляют годовую бухгалтерскую отчетность исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и представляют ее организатору торговли на рынке ценных бумаг, инвестору и другим заинтересованным лицам по их требованию.

В пояснения необходимо включить разделы, соответствующие отдельным положениям по бухгалтерскому учету.

Каждая организация самостоятельно определяет объем информации, а также форму ее подачи. Это могут быть текст, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.

Исходя из вышеизложенного, именно пояснения являются основой для доклада главного бухгалтера или финансового директора на ежегодном собрании акционеров.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Просроченная дебиторская задолженность | Основные направления ее деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.