Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Белорусского государства

 

 

Курс лекций

В двух частях

Часть I

2-е издание, стереотипное

 

 

Серия основана в 2009 году

 

Авторcкий коллектив:

доктор юридических наук, профессор Князев С.Н. (общ.ред.),

доктор политических наук, профессор Решетников С.В. (предисловие;

гл.1,15; приложение; общ.ред.),

доктор исторических наук, профессор Сташкевич Н.С. (гл. 2),

доктор исторических наук, профессор Шинкарев В.В. (гл. 13),

доктор политических наук, профессор Бущик В.В. (гл.3 §1, 2, 3),

доктор политических наук, профессор Земляков Л.Е. (гл. 18),

доктор биологических наук, профессор Чещевик А.Б. (гл. 17),

доктор социологических наук, профессор Котляров И.В. (гл. 11),

доктор философских наук Криштапович Л.Е. (гл. 4),

доктор философских наук, профессор Адуло Т.И. (гл. 6 §1, 2, 3, 4),

доктор философских наук, профессор Яскевич Я.С. (гл. 16),

доктор экономических наук, профессор Козик Л.П. (гл. 3, §4; гл. 8),

доктор юридических наук, профессор Василевич Г.А. (гл. 5),

кандидат исторических наук, доцент Мацель В.М. (гл. 20),

кандидат исторических наук, доцент Соколовский А.А. (гл. 12),

кандидат политических наук Паречина С.Г. (гл.10),

кандидат политических наук, доцент Антанович Н.А. (гл. 15),

кандидат социологических наук, доцент Дмитриев Е.И. (гл. 7),

кандидат философских наук, доцент Гречнева Е.Ф. (гл. 19),

кандидат философских наук, доцент Денисюк Н.П. (гл. 9),

кандидат философских наук, доцент Матусевич Е.В. (гл. 4),

кандидат философских наук, доцент Старовойтова Л.В. (гл. 1),

кандидат экономических наук, доцент Антонова Н.Б. (гл. 14),

кандидат юридических наук Петрик И.Л. (гл. 6 §5),

Вартанова Л.В. (гл. 13).

 

Научные рецензенты:

кафедра философии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка;

профессор кафедры культурологии Белорусского государственного университета культуры, док-

тор социалогических наук Р.В. Гребенников

 

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-

методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Рес-

публики Беларусь.

 

Основы идеологии белорусского государства: курс лекций. В 2 ч. Ч.1 /

О-75 под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – 2-е изд., стер. – Мн.: Акад.

упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 338с. – (Система открытого

образова ния).

ISBN 985-457-417-2.

 

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Пре-

зиденте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".

 

УДК 321 (476)

ISBN 985-457-417-2 (ч.I)

 

 

ББК 66

ISBN 985-457-416-4

© Академия управления при Президенте

Республики Беларусь, 2004 3

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 7

ТЕМА I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 14

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ

ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 14

ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕРМИНА «ИДЕОЛОГИЯ» 14

КОРНИ И ГЕНЕЗИС ИДЕОЛОГИИ КАК ФОРМЫ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ОПЫТА ЛЮДЕЙ 21

ВЛАСТЬ ИДЕОЛОГИИ. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ 27

ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА – СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ТИП

ИДЕОЛОГИИ 31

СТРУКТУРА ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ 34

Контрольные вопросы 39

Литература 39

ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОКИ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 40

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕЛОГИИ БЕЛОРУССКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 40

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 54

Контрольные вопросы 60

Литература 61

ЛЕКЦИЯ 3. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО

ГОСУДАРСТВА 65

РАСПАД СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 65

ВЫБОР ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В

ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 72

УКРЕПЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 79 4

НА ПУТИ К СОЮЗНОМУ ГОСУДАРСТВУ 90

Контрольные вопросы 100

Литература 101

ЛЕКЦИЯ 4.СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И

ДОКТРИНЫ 103

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ 103

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИДЕОЛОГИИ 107

Контрольные вопросы 132

Литература 132

ЛЕКЦИЯ 5. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ –

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО

ГОСУДАРСТВА 133

ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 133

Понятие и сущность конституции 133

Юридические, политические и идеологические

свойства конституции 135

ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО

СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕГО ОСНОВ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ 141

Понятие конституционного строя и основ

конституционного строя 141

ПОНЯТИЕ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

СУВЕРЕНИТЕТА 144

Суверенитет государства, народа, нации.

Их взаимосвязь 144

Декларация о государственном суверенитете

Республики Беларусь. Иные акты, направленные на

закрепление государственной самостоятельности 150

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ 156 5

Человек, его права и свободы как высшая ценность 156

Демократическое государство 158

Правовое государство 160

Социальное государство 163

Светское государство 167

Экономические основы конституционного строя 168

Конституционные основы деятельности

политических партий и общественных объединений 171

Регулирование отношений между социальными,

национальными и другими общностями 172

Контрольные вопросы 177

Литература 178

ТЕМА 2 ДИНАМИКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССОВ 179

ЛЕКЦИЯ 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОЦЕССЫ 179

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СФЕРА ДУХОВНОЙ

КУЛЬТУРЫ 180

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 187

СУЩНОСТЬ ИДЕОЛОГИИ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННО-

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ БЕЛАРУСИ 193

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В БЕЛАРУСИ И ИХ

ОСОБЕННОСТИ 202

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ – ИСТОЧНИК

СОЗИДАНИЯ НАРОДА БЕЛАРУСИ 214

Контрольные вопросы 232

Литература 233

ЛЕКЦИЯ 7. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В

ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ 234

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ

СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 235 6

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ 245

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 256

Контрольные вопросы 271

Литература 272

ЛЕКЦИЯ 8. ПРОФСОЮЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В

ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ 274

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФСОЮЗОВ 276

РОЛЬ, ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ

В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 281

РЕФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 284

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФСОЮЗНОГО

ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 287

ПРОФСОЮЗЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА 290

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В

БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ 293

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО 300

Контрольные вопросы 305

Литература 305

ЛЕКЦИЯ 9. ИДЕОЛОГИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ 307

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ВЫБОРОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

ОБЩЕСТВА 308

ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 312

СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 324

Контрольные вопросы 338

Литература 338 7

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Понятие «идеология» неразрывно связано с системным ана-

лизом политических, правовых, нравственных и эстетических от-

ношений в обществе. В политической плоскости эта конструкция

позволяет лучше понять то или иное явление. Идеология – это

своего рода среда, «подпитка» центра принятия политических

решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви

власти составляют единый блок.

Когда наступают знаковые периоды в жизни общества

(к ним также относятся президентские выборы, формирование

местных органов власти), люди выражают свои взгляды посред-

ством голосования за того или иного кандидата, мысли, предпоч-

тения которого совпадают с личными симпатиями граждан. По-

этому при формировании и реализации избирательных техноло-

гий идеологическая составляющая может рассматриваться как

система ценностных ориентаций людей, определяющая их выбор,

шкалу их предпочтений. С этой точки зрения она важна как пред-

теча принятия государственных, политических решений.

На этапе избирательных баталий термин «идеология» мож-

но отождествить с таким многовекторным понятием, как «пропа-

ганда» или «агитация», включающим в себя, в том числе знания о

политических технологиях, маркетинге и имиджмейкерстве. Ко-

гда же выборы состоялись, то предвыборные платформы канди-

датов становятся значимыми государственными документами,

где уже обозначены приоритеты для властных структур. Здесь

победившие, если так можно выразиться, идеологические конст-

рукции приобретают вид доктрин, программ, проектов. Поэтому

конституция любого государства, по большому счету, является

главным идеологическим документом, в котором прописаны ос-

новные цели государства (затем они конкретизируются в про- 8

граммах развития экономики, социальной сферы, культуры и

т.д.).

Если решения госорганов соответствуют ожиданиям граж-

дан, и руководством страны проводится соответствующая поли-

тика во всех сферах, то в политической системе соблюдается оп-

ределенное равновесие, общественный баланс.

Идеология государства − это не застывшая идиома, а под-

вижная и постоянно трансформирующаяся система, нацеленная

на реализацию потребностей и запросов общества, выяснение его

отношения к различным институтам власти. Довольно часто уже

после выборов в краткосрочной перспективе возникает необхо-

димость в определенной степени изменить, скорректировать курс

на основе новых тенденций, специфики и чаяний людей. Как это

сделать правильно, быстро и эффективно? Во-первых, государст-

ву необходимо постоянно проводить мониторинг, зондаж обще-

ственного мнения с целью выявления предпочтений граждан. Во-

вторых, для идеологического обеспечения государственной поли-

тики, помимо прямой связи «гражданин – государство», которая

особенно ярко проявляется в ходе избирательных кампаний,

должна работать обратная связь «власть, органы управления –

человек».

У нас сформировалась социальная ориентированность идео-

логических предпочтений. В Конституции Республики Беларусь

четко указывается, что наша страна – социальное государство.

Таким образом, белорусы ожидают от правительства социальных

гарантий, устранения болевых точек, в первую очередь, в эконо-

мической и социальной сферах. Думается, второй особенностью

белорусской идеологической составляющей является решение

всего комплекса проблем, связанных с ликвидацией последствий

на ЧАЭС. 9

Общую палитру идеологических предпочтений в нашей

стране дополняют партии. Однако сегодня нельзя с полной уве-

ренностью говорить о том, какая же платформа пользуется наи-

большим доверием избирателей. В целом наши граждане выска-

зали доверие сильной государственной власти и институту Пре-

зиденства, а также свою приверженность христианским ценно-

стям.

Что касается диалога ученых и специалистов, нужен ли еще

один универсальный документ, где будут затронуты политиче-

ские, социальные, философские, религиозные и экономические

отношения, – вопрос пока остается открытым. Представляется,

что государство должно быть заинтересовано в развитии научных

концепций, касающихся феноменов «государственность», «идео-

логия», «национальная идея», так как их нельзя навязать «свер-

ху», искусственным путем, а следует «собирать» по крупицам.

Попытки сформулировать национальную идею в последние

годы предпринимались не одиножды. К сожалению, ни одна из

них не была удачной, и выглядели они, скорее, как декларация

намерений, не обоснованных научными разработками. Ведь соз-

дание национальной идеи – не пропагандистская акция, а опреде-

ление направления и перспектив государственного строительст-

ва.

В идеологии должен быть, во-первых, мировоззренческий

стержень. По мнению авторов курса, этим стержнем является бе-

лорусская гражданственность, национальное государственное

самосознание и патриотизм. Вот фундамент, на котором форми-

руется мировоззрение. Кроме того, безусловно, существенное

влияние оказывают и экономика, и политика государства, и дру-

гие сферы общественной жизни. 10

Еще раз подчеркнем: идеология белорусского государства –

это идеология белорусского пути общественного развития, это

идеальная модель общественного устройства.

Структура курса имеет системный характер, она включает

4 крупных темы, 4 уровня рассмотрения вопросов идеологии.

Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история,

методология и, в том числе, конституция как правовая основа

идеологии. Второй уровень – динамика идеологических процес-

сов представляет собой «процессуальный уровень» принятия го-

сударственных политических решений. Он охватывает культуру,

ментальность, средства массовой информации, которые отража-

ют мысли и взгляды населения и сами, в свою очередь, форми-

руют и общественное мнение, и, в полной мере, общественно-

политический курс государства. СМИ – это прямая и обратная

связь народа и власти, наиважнейший инструмент формирования

общественного сознания. На политическом уровне правительст-

вом страны отмечено, что есть три фундаментальные опоры, на

которых базируется наша страна: Советы, мощные профсоюзные

и молодежные организации. Поэтому в раздел «Динамика идео-

логических процессов» включена и тема о роли профсоюзов, что-

бы рассмотреть, как профсоюзы влияют на формирование идео-

логии белорусского государства и экономической стабильности.

В этой же теме – лекция об идеологии избирательных кам-

паний. Такой аспект также обязательно должен присутствовать,

поскольку разговор идет о выборах руководящих органов госу-

дарственной власти, а это зависит от населения и, в том числе, от

СМИ. Идет формирование общественного мнения, представле-

ний о том, как государственные институты будут выполнять по-

литические, экономические, мировоззренческие, идеологические

задачи. Поэтому наиболее важно исследовать и проследить про-

цесс организации и проведение избирательных кампаний. 11

Третий блок проблематики посвящен непосредственно цен-

трам принятия решений. Он называется: «Государственные ин-

ституты и идеологические процессы». Сформированные органы

власти – президент, парламент, правительство, органы местного

управления – призваны действовать в интересах народа, эконо-

мического процветания страны, защищать суверенитет, нацио-

нальную целостность.

И четвертый уровень, инструментальный, включает меха-

низмы реализации государственного курса и называется: «Госу-

дарственная политика в идеологической сфере». Идеология про-

низывает все сферы жизнедеятельности государства экономиче-

скую, политическую, мировоззренческую и собственно идеоло-

гическую. Но надо знать, что делать и после оглашения целей:

как, какими способами их достигнуть – и какими будут результа-

ты?

В Беларуси хорошая обществоведческая школа, богатый по-

тенциал ученых, преподавателей. Во многом именно от них зави-

сит, как этот курс будет воспринят слушателями, народом, граж-

данами. Ведь это не какое-то дежурное, конъюнктурное, пропа-

гандистское мероприятие, а чисто научный, системный подход к

осознанию сущности идеологии. Глубокая фундаментальная раз-

работка курса идеологии, с одной стороны, существенно продви-

гает развитие нашей науки, с другой – решает важную мировоз-

зренческую задачу: обеспечивает диалог относительно главных

направлений внутренней и внешней политики нашей страны, на-

сколько они соответствуют стремлениям, потребностям, запро-

сам граждан. По большому счету, это открытый, заинтересован-

ный диалог власти и населения. 12

Курс разработан:

1. Князевым С.Н., доктором юридических наук, профессо-

ром (общ. ред.);

2. Решетниковым С.В., доктором политических наук, про-

фессором (общ. ред.,предисловие, лекции 1,15);

3. Старовойтовой Л.В., кандидатом философских наук,

доцентом (лекция 1);

4. Сташкевичем Н.С., доктором исторических наук, про-

фессором (лекция 2);

5. Бущиком В.В., доктором политических наук, профессо-

ром (лекция 3);

6. Криштаповичем Л.Е., доктором философских наук (лек-

ция 4);

7. Матусевичем Е.В. кандидатом философских наук, до-

центом (лекция 4);

8. Василевичем Г.А доктором юридических наук, профес-

сором (лекция 5);

9. Адуло Т.И., доктором философских наук, (глава 6

§1,2,3,4);

10. Петрик И.Л., кандидатом юридических наук (глава 6

§5);

11. Дмитриевым Е.И., кандидатом социологических наук,

доцентом (глава 7);

12. Козиком Л.П., доктором экономических наук, профес-

сором (глава 3 §4, глава 8);

13. Денисюк Н.П., кандидатом философских наук, доцен-

том (глава 9);

14. Паречиной С.Г., кандидатом политических наук (глава

10);

15. Котляровым И.В., доктором социологических наук,

профессором (глава 11); 13

16. Соколовским А.А., кандидатом исторических наук, до-

центом (глава 12);

17. Шинкаревым В.В., доктором исторических наук, про-

фессором (глава 13);

18. Вартановой Л.В. (глава 13);

19. Антоновой Н.Б., кандидатом экономических наук, до-

центом (глава 14);

20. Антанович Н.А., кандидатом политических наук, доцен-

том (глава 15);

21. Яскевич Я.С., доктором философских наук, профессо-

ром (глава 16);

22. Чещевиком А.Б., доктором биологических наук, про-

фессором (глава 17);

23. Земляковым Л.Е., доктором политических наук, профес-

сором (глава 18, приложение);

24. Гречневой Е.Ф., кандидатом философских наук, доцен-

том (глава 19);

25. Мацелем В.М., кандидатом исторических наук, доцен-

том (глава 20). 14

ТЕМА I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССОВ

 

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Основные понятия:

идеология; сущность идеологии; марксистский подход к

идеологии; политическая идеология; концепция К.Мангейма;

цель идеологии; генезис идеологии; политическое сознание;

уровни понимания политики; современные политические

идеологии; политические программы; политические доктри-

ны; уровни функционирования идеологических систем;

идеологическая политическая культура; функции политиче-

ской идеологии; идеология государства; структура идеоло-

гии; сущность идеологии белорусского государства; нацио-

нальная идея.

 

ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ТЕРМИНА «ИДЕОЛОГИЯ»

Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад.

Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский фи-

лософ Дестютт де Траси в докладе «Проект идеологии». В поя-

вившемся в начале XIX века четырехтомном исследовании «Эле-

менты идеологии» де Траси стремился разработать методологию, 15

с помощью которой можно было бы систематизировать идеи вы-

дающихся мыслителей Нового времени и создать «общую тео-

рию» идей, или науку об идеологии, которая должна исследовать

естественное происхождение идей и разоблачить «иллюзорные

мысли».

На протяжении всего периода существования термин «идео-

логия» наполнялся разным содержанием, что было обусловлено

как уровнем развития социального знания, так и собственно

идеологическими установками, обусловленными социальными

интересами.

В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологи-

ям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо

показали, как идеи, систематизированные мыслителями в особые

теории, превращаются в социально-значимые ценности, а затем и

в символы веры, и в политических битвах происходит заклание

живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка

идеологий в тот период связывалась с оторванной от действи-

тельности игрой мысли, спекулятивными, умозрительными кон-

струкциями.

К.Маркс и Ф.Энгельс подходили к анализу идеологий с

классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ

идеологии был дан Марксом и Энгельсом в работах «Немецкая

идеология» и «Святое семейство». Марксизм рассматривал идео-

логию как часть «надстройки» над экономическим базисом, опо-

средованным социальной структурой общества. Они использова-

ли термин «идеология» для обозначения такого сознания, когда

знание об обществе и его конфликтах преломляется сквозь приз-

му социально-классовых интересов. Основоположники марксиз-

ма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное ото-

бражение бытия, создание «иллюзии класса о самом себе». Более

того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях 16

в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным

интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии

могут приводить к глубоким искажениям в понимании общест-

венной жизни. Тем самым превращаются в «ложное сознание».

Идеология в марксистском понимании – это своеобразная приз-

ма, через которую класс смотрит на мир. Эта призма – классовые

интересы, отсюда следует и искаженный, спекулятивный взгляд

на окружающую действительность.

С позиций марксизма политическая идеология – это сис-

тема идей, взглядов, представлений, содержащая теоретиче-

ское осмысление политического бытия с точки зрения инте-

ресов определенных классов. Она является квинтэссенцией соци-

ально-классового интереса.

Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией. Они

подчеркивали, что в отличие от идеологов, сумели найти науч-

ный метод познания социальных процессов. Термин «научная

идеология» принадлежит В.И.Ленину, который применил данное

понятие к марксизму.

Большое влияние на формирование современных подходов

к пониманию идеологии оказала концепция немецкого социолога

К.Маннгейма. Позиция Маннгейма близка к марксистскому по-

ниманию идеологии.

Маннгейм разрабатывал методологию социологии знания,

чтобы разобраться в том «поразительном факт, что один и тот же

мир может представляться различным разным наблюдателям».

Именно совместная коллективная деятельность людей способст-

вует возникновению общих проблем, понятий и форм мышления

определенной группы. В соответствии со специфической коллек-

тивной деятельностью, в которой участвуют люди, и возникаю-

щими на этой основе интересами, они склонны различным обра-

зом видеть окружающий их мир. Идеология выступает как сис- 17

тематизированный способ социально-группового мышления, соз-

дает различные концепции этого мира. Именно идеологии лучше

всего раскрывают то, как мышление действительно функциони-

рует в качестве орудия коллективного действия в общественной

жизни и в политике. Маннгейм отмечает, что с точки зрения со-

циологии знания, идеология не может быть отделена ни от пси-

хологических корней эмоциональных и жизненных импульсов,

составляющих ее основу, ни от ситуации, в которой она склады-

вается, и решение которой она пытается найти.

В работе «Идеология и утопия» Маннгейм рассматривает

идеологию как разновидность «апологетического сознания», ко-

торое, будучи «трансцендентным» по своей природе, играет по

отношению к действительности роль стабилизирующего, охрани-

тельного фактора. Маннгейм считал, что идеология консерватив-

на. В этом ее главное отличие от утопии. Утопия же является

трансцендентной ориентацией сознания, которое переходит в

действие и стремится взорвать существующий порядок вещей.

Утопия стремится воплотиться в реальность. Противопоставле-

ние идеологии и утопии с методологической позиции оказалось

не слишком удачным, так как сам Маннгейм говорил о невоз-

можности заранее предвидеть, какую идею следует рассматри-

вать в качестве истинной утопии восстающих классов, а какую –

в качестве чистой идеологии господствующих классов.

Маннгейм разделил идеологии на тотальные и частичные.

Радикальные тотальные идеологии это идеологии эпохи или кон-

кретной исторической и социальной группы, которые охватыва-

ют все мировоззрение, придают своеобразие и характер всей

структуре сознания этой эпохи или группы. Частичные идеоло-

гии производят функциализацию лишь на психологическом

уровне. Речь идет лишь о том, что те или иные идеи и представ-

ления определенных слоев и групп являются более или менее 18

осознанным искажением действительных фактов, подлинное вос-

произведение которых не соответствует интересам группы или

слоя.

В многочисленных исследованиях, посвященных изучению

идеологии как социального явления, в разное время были пред-

ложены интересные подходы к пониманию сущности и структу-

ры идеологии. Так, марксист А.Грамши и далекий от марксизма

теоретик Д.Белл подчеркивали, что главное отличие идеологии от

философии или просто идей в том, что она всегда ориентирована

на практику, на превращение идей в социальное действие.

Т.Парсонс понимал под идеологией систему ценностей дан-

ного общества, которая выполняет функцию ориентационной

подсистемы. К.Ленк определял идеологию как систему ценно-

стей, которая легитимирует существующий в данном обществе

порядок господства.

У.Матц, исследуя феномен политической идеологии и идео-

логической политики, приходит к выводу, что идеология есть в

принципе религиозно мотивированная, но по своему содержанию

секуляризирующая система ориентаций. Идеологическая полити-

ка имеет опору не в обществе, чьи структуры и ценности вырас-

тают из его традиции, а в трансцендентном по отношению к об-

ществу принципе, который обществу навязывается.

Идеология отличается от религии и философии. Философия

и религия, формируя мировоззрение, формируют и миропонима-

ние, и мироощущение, и мироотношение. Понятие «идеология»

является более узким, так как идеология фиксирует только то, что

четко выходит на социальные отношения и противоречия, а так-

же на социальные действия. Идеология самым тесным образом

связана с политикой. В Новое время идеология выступает детер-

минантой политики и определяет выбор социально-значимых це-

лей, социальные действия и индивидуальное поведение. 19

Идеология – это систематизированная, теоретически оформ-

ленная совокупность идей, которые выражают и защищают опре-

деленные социально-классовые интересы. Ибо социальные кон-

фликты в обществе заставляют человека мыслить идеологически.

Идеологии подчинены диктату определенных целей и политиче-

ских мотивов, претендуют на завершенность и социальную ис-

тинность. Даже самый добросовестный исследователь, который

стремится быть объективным, не может быть равнодушным, так

как для человека характерно ценностное отношение к миру, и у

него возникают ценностные ориентиры, социально-политические

симпатии и антипатии.

Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию

просто ложным сознанием. В идеологиях происходит тесное пе-

реплетение достоверного знания об обществе с социальными ин-

тересами. Современное общество отличается особенно сложной

дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на со-

циальные слои с различными, подчас несовпадающими интере-

сами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценно-

стях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и

возникает как бы мыслительная «призма», через которую соци-

альные слои смотрят на мир.

В идеологиях фиксируются те общественно значимые си-

туации, которые возникают в жизни и требуют сознательного

выбора. В процессе выработки активного решения и его последо-

вательного воплощения оформляются и социальные идеалы как

стратегические устремления того или иного слоя.

Идеология – это социально значимая, теоретически

оформленная система идей, в которой отражаются интере-

сы определенных слоев и которая служит закреплению или

изменению общественных отношений. Идеология есть объе-

диняющий систематизированный способ социально- 20

группового мышления. Это систематизирующий и интегратив-

ный феномен имманентно присущий современному социально и

классово стратифицированному обществу.

Но идеология – это не просто теоретически оформленное

осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его раз-

вития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии,

создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры

мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и

определяют ее.

Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в

идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на

человека как на общественное существо, способствуя его соци-

альной, политической, национальной самоидентификации. Идео-

логические ценности придают смысл социальному действию и

оправдывают его. Идеологические конструкции – это не цинич-

ная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осоз-

нают свое положение. Искажение действительности происходит в

соответствии с определенными социальными интересами.

Основным содержанием политической идеологии является

политическая власть, ее трактовка, отношение к различным поли-

тическим институтам, представления о наилучшем государствен-

ном устройстве, методах и средствах социальных преобразова-

ний. В политической идеологии фиксируется отношение к парти-

ям, массовым движениям; устанавливаются ориентиры в сфере

международных отношений, определяются принципы решения

национального вопроса. Политическая идеология формирует об-

щественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего

общества.

Политические идеологии конкретизируются в политических

доктринах, в программных документах партий, в заявлениях раз-

личных политических деятелей. Содержанием политических 21

идеологий является область ценностных суждений, имеющих си-

лу веры. В содержание идеологии входят идеи, идеалы, ценности,

которые оформляются концептуально.

Исходным пунктом идеологии является идея. Концептуали-

зация идеи происходит в определенной интеллектуальной среде.

Но чтобы стать политической идеологией, концепция должна

воздействовать на общественное сознание и порождать полити-

ческие движения. Идеология выступает как ориентационно-

мотивационная модель миропонимания и миропреобразования.

Цель идеологии – формирование сознания людей и формирова-

ние их поведением путем воздействия на сознание. Идеология

наделяет смыслом действия социальных слоев, классов, отдель-

ных личностей в пределах актуальной для них системы ценно-

стей и вызывает к жизни определенную практику.

Политическая идеология не просто выражает в системати-

зированной форме социально-классовые интересы, но и призыва-

ет защищать эти интересы с помощью политической власти.

КОРНИ И ГЕНЕЗИС ИДЕОЛОГИИ КАК ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ОПЫТА

ЛЮДЕЙ

Политическое сознание – это совокупность общезначимых

для данного социума знаний, ценностей, норм, убеждений, веро-

ваний, в которых отражается политика как особая сфера социаль-

ности. Но политическое сознание не только отражает политиче-

скую жизнь, оно выступает и как важнейший фактор политики.

Политические теории и ценностные ориентации, стереотипы и

настроения могут способствовать изменению самих обстоя-

тельств жизни. Понять политику, не охватывая сферы политиче-

ского сознания, невозможно.

Выделяют три уровня понимания политики: познаватель-

ный, эмоциональный (аффективный), оценочный. На познава- 22

тельном уровне формируются знания о политике, и возникает по-

литическая наука. Эмоциональный уровень отражает эмоции,

чувства, переживания, настроения людей, связанные с политиче-

ской деятельностью и политической властью. Это уровень поли-

тической психологии. Наконец, на оценочном уровне возникают

суждения относительно политических целей, формируются

принципы политической деятельности. Оценочный уровень – это

сфера политической идеологии.

Политическая наука, идеология и политическая психология

отражают политическое бытие во всем его многообразии, но де-

лают это по-разному и выполняют при этом разные социальные

функции.

В политической науке отражается достаточно достоверное

знание о политике, власти, государстве. Научные политические

теории фиксируют свое внимание не на «изобретении политики»

из головы, а на открытии объективных законов ее функциониро-

вания. Политическая наука возникает в середине XIX века. В на-

чале XX века процесс выделения политической науки в само-

стоятельную научную дисциплину в основном завершился.

Что касается современной политической идеологии, то она

возникает в Новое время в период подготовки и проведения бур-

жуазных революций. Предпосылки возникновения современных

идеологий начали формироваться еще в период Реформации в

XVI веке. Реформация привела к появлению религиозного плю-

рализма, к разделению светской и духовной власти (власти церк-

ви). В результате Реформации происходит определенная секуля-

ризация мировоззрения, т.е. освобождение его от религии. Секу-

ляризация сознания усиливается под воздействием успехов в раз-

витии естествознания. Все это повлияло на формирование свет-

ского мировоззрения и возникновения гражданской концепция

политики. 23

Важнейшей предпосылкой формирования политических

идеологий стало возникновение и развитие современного госу-

дарства. Централизованному, светскому в своей основе государ-

ству нужны были духовные ценности, символы веры, которые

заменили бы религиозную сверхсанкцию государства и способст-

вовали бы интеграции общества в новое единое государственно-

политическое целое.

Возникновение современных политических идеологий свя-

зано и с формированием социальной структуры буржуазного об-

щества. Политическая идеология становилась своеобразной сис-

тематизирующей формой интеграции политического сознания на

уровне классовых, групповых, национальных и межнациональ-

ных интересов.

Таким образом, возникновение политических идеологий:

либерализма, консерватизма, социализма, национализма связано

с возникновением и развитием индустриального общества и со-

временного государства. Современные политические идеологии

начинают формироваться в Новое время. Их зарождение уходит в

эпоху Возрождения и связано с ликвидацией религиозной моно-

полии на духовное господство. В этот период начинается распад

универсальной христианской традиции, происходит секуляриза-

ция общественного и индивидуального сознания. Но развитие

буржуазного общества и современного государства нуждалось в

духовной легитимации. На смену религии приходят идеологии,

которые начинают выражать и защищать социальные интересы

вне религиозных установок. Идеологии становятся квазирели-

гиями, своеобразными символами светской веры.

Но идеология – это не просто теоретически оформленное

осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его раз-

вития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии,

создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры 24

мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и

определяют ее.

Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в

идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на

человека как на общественное существо, способствуя его соци-

альной, политической, национальной самоидентификации. Идео-

логические ценности придают смысл социальному действию и

оправдывают его.

Основным содержанием политической идеологии является

политическая власть, ее трактовка, отношение к различным поли-

тическим институтам, представление о наилучшем государствен-

ном устройстве, методах и средствах социальных преобразова-

ний. В политической идеологии фиксируется отношение к парти-

ям, массовым движениям; устанавливаются ориентиры в сфере

международных отношений, определяются принципы решения

национального вопроса. Политическая идеология формирует об-

щественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего

общества.

Политические идеологии конкретизируются в политических

доктринах, в программных документах партий, в заявлениях раз-

личных политических сил. В политических программах и заявле-

ниях идеологии приобретают четкость, ярко выраженную на-

правленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры,

эффективные в достижении определенных целей, делается непо-

средственный выход на властные механизмы преобразований.

Особую роль идеологии приобретают в период революци-

онных потрясений, когда в массовое политическое действие во-

влекаются огромные слои населения. Движение Реформации в

XVI веке, Английская (1642–1649 гг.) и Французская (1789–

1794 гг.) буржуазные революции раскрыли роль идеологии как

детерминанты политики. Именно современная политическая ис- 25

тория показала, как идеологические представления мобилизуют,

направляют и активизируют деятельность людей. Идеологиче-

ские принципы придают значение как коллективной, так и инди-

видуальной деятельности. Они способствуют превращению клас-

сов, социальных слоев, этнических общностей в самостоятельных

субъектов исторического действия. Поэтому политические силы

своей важнейшей задачей считают выработку идеологических

концепций, способных стать ориентационно-мотивационной мо-

делью социального действия и поведения индивида.

Многие исследователи видят в идеологии не только соци-

ально значимые, теоретически оформленные взгляды, но и веро-

вания. Английский историк и социолог А.Тойнби полагал, что

либерализм, социализм, национализм – это и особый тип верова-

ний, своеобразные светские религии. Понимание идеологии как

эрзац-религии связывают с особенностями массового сознания.

По сравнению с идеологами-теоретиками, массы действительно

не располагают необходимыми теоретическими знаниями и куль-

турными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем

веру. Идеология выступает как специфическая разновидность

убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться

от старых идеологических принципов. Обращая внимание на

сложность идеологической переориентации, А.Герцен писал, что

казнить верования не так легко, как кажется, трудно расставаться

с мыслями, с которыми выросли, сложились, которые нас лелеяли

и утешали.

Положение, что идеология – это «внутренняя религия» со-

временного государства, не следует абсолютизировать. Но важно

понять, что в идеологиях цели движения обычно отождествляют-

ся с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув в массы, пере-

осмысливаются и переистолковываются применительно к уровню

обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как 26

бы самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превра-

щаются в символы веры, конституирующие реальность. Разница

между политическими идеологиями заключается лишь в том, что

одни идеологии нацелены на решение эмпирически очевидных

проблем, другие – на осуществление доктринально выверенных

проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рацио-

нальные формы жизни.

Современная политическая идеология является многоуров-

невой. Выделяют три уровня функционирования идеологиче-

ских систем: теоретико-концептуальный или элитарный; про-

граммно-политический (пропагандистско-просветительный),

актуализированный (житейский).

На теоретико-концептуальном уровне разрабатываются

политические теории, обосновываются идейные принципы поли-

тических движений, научные открытия интерпретируются в кон-

тексте идеологических догм.

На программно-политическом уровне теории и идейные

принципы преобразуются в программы политических партий и

движений, в политические лозунги. Идеология становится поли-

тической пропагандой.

На актуализированном уровне проявляется эффективность

пропаганды, которая проявляется в различных формах политиче-

ского участия, в политической поддержке. На этом уровне фор-

мируется идеологическое пространство. Элементами идеологиче-

ского пространства (дискурса) являются: идеологическая агрега-

ция (Г.Алмонд, Г.Пауэлл), идеологические требования, идеоло-

гическая цензура, идеологическая борьба. Сюда относятся и та-

кие явления идеологической борьбы как идеологические дивер-

сии и идеологические инсинуации. Важнейшим элементом идео-

логического пространства является идеологическая политиче-

ская культура – специфическая структура индивидуальных и 27

групповых ориентаций в политике, которая создает фиксиро-

ванные образы политической жизни и альтернативные моде-

ли поведения, «поведенческие коды». К идеологическим полити-

ческим культурам можно отнести голлизм во Франции, советский

коммунизм, нацизм, национал-патриотизм.

Таким образом, функционирование идеологии на разных

уровнях обеспечивает ее воздействие на общество и превращение

в ориентационно-мотивационную модель политического поведе-

ния. Идеологии превращаются в квазирелигии, потому что они

опираются на принципы, которые функционируют как символы

веры. С этого периода идеологии выступают как детерминанты

политики.

ВЛАСТЬ ИДЕОЛОГИИ. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Власть идеологии – это особая власть. Это власть над соз-

нанием людей и возможностью управлять и манипулировать соз-

нанием как на массовом, так и индивидуальном уровне. Идеоло-

гии являются наиболее важным механизмом саморазвития поли-

тики и сознательного переустройства общества.

Обладая сложной внутренней структурой, идеология вы-

полняет ряд жизненно важных функций. Функции политической

идеологии вытекают из того, что в ней выражаются:

• теоретически оформленные систематизированные соци-

ально-классовые интересы;

• стремление определенной социальной группы к завое-

ванию или использованию власти для достижения этих интере-

сов;

• необходимость целенаправленных политических дейст-

вий.

Важнейшей функцией политической идеологии является ле-

гитимация власти. Функция легитимации выражается в том, 28

что идеология обосновывает право определенных социально-

политических сил на власть. Политическая идеология должна ов-

ладеть массовым сознанием, внедрить в него определенные кри-

терии оценки прошлого, настоящего и будущего развития обще-

ства, сформировать позитивный образ предлагаемой или прово-

димой политической линии и политических сил, которые хотят

реализовать данный курс.

Интегративная функция идеологии заключается в том,

что идеология сплачивает определенную социально-

политическую общность, формирует политическое сообщество,

способствует возникновению чувства коллективного «мы», соз-

давая определенную степень сплоченности и относительной го-

могенности общества. Идеология стимулирует солидарность и

служит идейной основой разработки политических программ.

С этим связана и конструктивная функция политической идео-

логии.

Конструктивная функция политической идеологии прояв-

ляется наиболее четко при принятии политической программы

действий, которая реализуется на практике. Конструктивная

функция может проявляться и опосредованно, когда политиче-

ские идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, соци-

альных групп, вдохновляют их на активное участие в политиче-

ском процессе. Республика, говорил в свое время Дантон, жила в

умах людей за двадцать лет до ее провозглашения.

Мобилизующая функция связана с тем, что идеологии

поднимают и направляют социальные слои и классы на опреде-

ленные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.

Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обла-

дают критическим зарядом осмысления действительности и нис-

провержения иных идеологических кумиров. 29

Когнитивная функция политической идеологии связана с

тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеоло-

гия неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, про-

блемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем

экономического развития, социокультурной традицией. Идеоло-

гия несет знания об обществе и его конфликтах. Когнитивная

функция идеологии государства, включающая в себя определен-

ные политические стереотипы и ориентиры, обеспечивает для

гражданина своего рода сеть внутригосударственных и межгосу-

дарственных коммуникаций и восприятия социальной реально-

сти.

Политическая идеология выполняет и нормативную функ-

цию. Именно эта функция играет ценностно-ориентирующую

роль, определяет направленность социализации индивидов, спо-

собы социального взаимодействия между классами, слоями, эли-

тами и контрэлитами, политическими партиями, общественно-

политическими движениями, ветвями власти, составляющими го-

сударственно-политически организованное сообщество в целом.

В идеологии фиксируется определенный политико-

идеологический императив, с которым сверяются практические

проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых

следует придерживаться. В переходные периоды реформ, рево-

люций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различ-

ными идеологическими течениями создается целый спектр таких

нормативных ориентиров, несущих долженствование.

Политические идеологии обладают большим потенциалом, с

помощью которого можно управлять общественным сознанием.

Они облегчают коммуникационное воздействие, ибо определен-

ные социальные слои, по образному выражению американского

политолога Р.Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые

бинокли. Идеология является своеобразной нормативно- 30

символической матрицей, которая облегчает социально-

политическую идентификацию. Символические коммуникации

отражают особый тип властвования, раскрывают самую суть по-

литики как особой сферы социальности. Идеологическая комму-

никация становится важнейшим условием формирования верти-

кали взаимопонимания политической элиты и широких слоев на-

селения, воспроизводства и самоорганизации всей политической

сферы. Таким образом, идеология способствует технологизации

политических коммуникаций.

Для политической коммуникации особое значение имеет

язык, политический дискурс. Язык политики – это символическая

знаковая система. В политической коммуникации символы вы-

ступают, по определению российского политолога А.И.Соловьева

«основополагающей идеальной (духовно-оценочной) единицей

«диагностики». С помощью символов человек самоопределяется

в политике. Символы являются формой смыслопостижения и

смыслополагания, через которую социальные явления наделяют-

ся определенными значениями. Это облегчает людям политиче-

скую ориентацию и взаимодействие.

Политические идеологии не только наделяют действия

смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и

эмоциональную компенсаторную функцию, вселяя надежду на

благополучное изменение социального бытия, как бы компенси-

руя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном

бытии. Применительно к идеологии государства эмоциональная

функция дает ощущение психологической безопасности и при-

надлежности к большой государственной коллективности, кото-

рая дает гарантии защиты.

Таким образом, политическая идеология – это духовный фе-

номен, специально предназначенный для целевой и идейной ори-

ентации политического поведения. И, прежде всего, политиче- 31

ская идеология требует подчинения индивидов целям и задачам

использования власти.

ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА – СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ТИП ИДЕОЛОГИИ

Идеологическое пространство всегда плюралистично. В об-

ществе одновременно существуют самые разнообразные идеоло-

гические теории. Функционируя, они взаимно дополняют друг

друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тотали-

тарных режимах, где господствует идеократия, функционируют

контридеологии. Запрещенные и гонимые контридеологии все-

таки бросают вызов данному состоянию.

Основные современные идеологии – либерализм, социа-

лизм, консерватизм – возникли в условиях становления и разви-

тия западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали

реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного разви-

тия. В них в максимальной степени нашло выражение понимание

проблем современного общества основными социальными слоя-

ми и классами, и именно в этих идеологиях большие социальные

группы обрели ясное самосознание.

Но для становления современных государств в Европе и

развития гражданского общества классовых идеологий было не-

достаточно. Становление государственности требует дополни-

тельного фактора, формирующего государственную и граждан-

ско-политическую идентичность. Поэтому не случайно в Новое

время возникает национализм, который первоначально формиро-

вался как государственный патриотизм и экономический нацио-

нализм. Любовь к нации-государству становилась выше, чем лю-

бовь к монарху и династии.

В середине XIX века в Греции в период дискуссий о том,

каким должно быть политическое устройство страны после огра-

ничения абсолютной власти короля, была провозглашена «вели- 32

кая идея», которая включала в себя необходимость консолидации

всей нации и историческую миссию Греции как посредника меж-

ду Западом и Востоком. «Великая идея» сохранила свое значение

до настоящего времени. Она входит в программы различных по-

литических партий в Греции, хотя за полтора столетия данная

идея обогащалась и продолжает наполняться новым содержани-

ем.

Развитие современной России также потребовало возрожде-

ния «русской идеи» и идеи российской державности.

Возникновение и развитие суверенного государства Респуб-

лики Беларусь актуализировало вопрос об идеологии белорусско-

го государства. Идеология государства – специфический тип

идеологии. Именно эта идеология должна обеспечивать большую

или меньшую степень социального консенсуса и ощущение при-

надлежности к государственно-организованному сообществу, к

исторической судьбе Отечества. Идеология государства стано-

вится важнейшим источником согласия различных социальных и

политических сил.

Это становится важным и потому, что государственное

строительство Республики Беларусь происходит одновременно с

глубокими социально-экономическими преобразованиями и пе-

реходом к рыночной экономике. Старая система ценностных

ориентаций, которая консолидировала советское общество, ока-

залась разрушенной, для многих людей эти ценности в период

перестройки и рыночных преобразований утратили свое значе-

ние. Новые ценности, которые транслируются на общество, отли-

чаются большим политико-идеологическим многообразием. Воз-

никает острая проблема поиска оснований идентичности. Ценно-

стью, которая несет в себе консолидирующий потенциал, может

стать суверенное белорусское государство. 33

Идеология государства играет особую роль в процессе по-

литической социализации. Политическая социализация происхо-

дит под воздействием многих факторов, но именно деятельность

государственных и общественных структур по индоктринации в

сознание индивидов идеологии государства обеспечивает «верти-

кальную» передачу системы ценностей и моделей восприятия по-

литической реальности от политического режима к личности.

В идеологии государства особенно четко проявляется инст-

рументальная функция, которая служит достижению конкрет-

ных политических, экономических и социальных целей, значи-

мых для всего общества.

В демократическом обществе наличие идеологии государст-

ва не ликвидирует идеологического плюрализма различных по-

литико-идеологических течений – от радикальных до умеренно-

либеральных и консервативных. Но обычно в политически ста-

бильном обществе крайние идеологические течения занимают

маргинальное положение на политической сцене страны, а пре-

обладающим влиянием обладает центристское течение. Идеоло-

гия государства, чтобы отражать интересы и устремления основ-

ной массы населения, должна нести в себе центристскую про-

грамму. Идеология государства охватывает все основные сферы

жизни общества: экономическую, собственно политическую, со-

циальную, культурно-информационную, но приоритеты в зави-

симости от конкретной ситуации могут меняться. Инструмента-

лизм идеологии государства позволяет по сравнению с классиче-

скими идеологиями более чутко реагировать на социальные за-

просы в локально-темпоральном (в зависимости от места и вре-

мени) контексте.

Эта идеология позволяет добиться согласия по базовым,

фундаментальным ценностям общества и способствует уменьше-

нию доли конфликтов соперничества и увеличению доли и зна- 34

чимости сотрудничества, что хорошо соотносится с националь-

ным характером белорусов и белорусской толерантностью.

Идеология белорусского государства должна задействовать

духовный и интеллектуальный ресурсы нации, которые являются

важнейшими ресурсами развития особенно в современном ин-

формационном обществе.

Идеология белорусского государства – это государствен-

но-патриотическая идеология, синтез государственного самосоз-

нания, культуры и духовности.

СТРУКТУРА ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ

КОМПОНЕНТЫ

Без духовной энергии невозможно созидание эффективной

экономики и процветающего общества.

Важной проблемой идеологии белорусского государства яв-

ляется соотношение инноваций и традиции как в социокультур-

ном контексте, так и в плане государственного строительства.

Особое место тут занимает отношение к советскому прошлому и

белорусской государственности в рамках СССР. Вопрос, который

имеет важнейшее значение для современного белорусского об-

щества и его политико-идеологического состояния, это вопрос о

том, является ли суверенное государство Республика Беларусь

продолжением предшествующего развития или качественно но-

вым этапом в становлении белорусской государственности,

имеющим слабую генетическую связь с предшествующим со-

стоянием.

Динамика общественных изменений предопределяла быст-

рую смену оценок прошедших этапов развития страны, включая

и советскую перестройку, и перспектив дальнейшей эволюции

развития Беларуси. Причем если во второй половине 80-х годов

проблема соотношения традиции и инновации рассматривалась

сквозь призму развития социализма, то после 1991 года чаще в

содержании оценок доминировала политическая составляющая – 35

белорусская государственность, ее прошлое, настоящее и буду-

щее.

Ядром идеологии белорусского государства является идея

Отечества. В моменты кризисов именно понятия «Родина» и

«Отечество» становятся политическим средством преодоления

раскола между властью и народом. Отечество – это есть общая

Родина и для патриотов, и для просто лояльных или аполитичных

граждан, и для оппозиционных граждан. Сын Отечества – это со-

единение гражданина и патриота в одном лице. Не случайно, что

только те войны получают название Отечественных, в которых,

защищая страну, граждане и правительство действуют героиче-

ски и как одно целое.

Идеи своего Отечества и своего народа сходные, хотя не

следует наполнять их только этническим содержанием. Безус-

ловно, у государства Республика Беларусь есть национальные

интересы. Категория «национальный» должна рассматриваться

как ассоциация с территорией проживания белорусского этноса,

белорусской культурой, историей, языком. Но национальный ин-

терес шире, чем этнический интерес. Национальный интерес свя-

зан, в конечном счете, с Беларусью, настоящим и будущим наро-

да, граждан Беларуси.

В системе ценностей особое место занимает суверенитет,

национальный интерес, национальная безопасность, справедли-

вость.

Важной составляющей идеи белорусской государственности

должны стать стандарты прав человека и права как такового.

Фундаментальная цель – сильная демократическая процве-

тающая Беларусь. Эти цели отражают стержневые ценности, ко-

торые необходимо защищать всеми средствами и во все времена

к ним относятся: безопасность, независимость государства, бла-

госостояние граждан. На конкретном уровне это означает терри-

ториальную целостность, национальную безопасность, экономи-

ческое благосостояние. Государственный интерес – это субъек-

тивная форма выражения объективных потребностей общества. 36

Политика начинается тогда, когда интересы трансформируются в

цели. Интересы необходимо осознать, а цели предполагают дея-

тельность через институциональные механизмы государства.

Цель – это интерес в действии.

Идеология белорусского государства представляет собой

сложноорганизованную систему, поскольку каждый из ее компо-

нентов может сам рассматриваться как система (рисунок).

Идеология белорусского государства представляет собой в

общем плане упорядоченную совокупность идеалов, ценностей,

концепций, которые служат обоснованием белорусского пути

развития.

Идеология белорусского государства – это учение о нор-

мах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идео-

логической политике государственных институтов, об идео-

логических процессах, характеризующих цели и особенности

белорусского пути общественного развития.

На политическом уровне идеология обретает форму идеоло-

гической доктрины. Белорусская идеологическая доктрина явля-

ется мировоззренческой основой идеологии белорусского госу-

дарства в современных конкретно-исторических условиях. Фор-

мой существования нашей идеологической доктрины является

национальная идея. Основным содержанием белорусской нацио-

нальной идеи являются такие фундаментальные понятия, как:

общечеловеческие христианские ценности, национально-

государственное самосознание, гражданственность, патриотизм.

Однако белорусская идеологическая доктрина, или нацио-

нальная идея, как мировоззренческая основа государственной

идеологии, составляет ее очень важную, существенную, но все же

часть идеологии белорусского государства. Если же подходить к

анализу идеологии системно и рассматривать ее как системную

конструкцию, как системную модель, необходимо учитывать все

сферы жизнедеятельности нашего государства и белорусского

пути развития. 37

Итак, правовой основой идеологии белорусского государст-

ва является Конституция Республики Беларусь. Конституция лю-

бого государства и в том числе белорусского, является, по сути,

главным идеологическим д

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы идеологии | Денежное обращение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.