КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Увольнение персонала
Обратной стороной найма на работу является увольнение, причинами которого могут быть как нарушения дисциплины, так и изменения в производстве, связанные с тем, что функции, выполнявшиеся прежде данным человеком, становятся ненужными. В этом случае людей рекомендуется увольнять независимо от заслуг, иначе, не найдя себе места в новых условиях, они будут только «путаться под ногами», мешая другим продуктивно работать. Каждый человек, деятельность которого связана с рынком, должен быть постоянно готов к потере работы, а поэтому держать «про запас» новое место. Если оно хорошее, увольнение пройдет сравнительно безболезненно (а психологи считают лишение работы второй по тяжести жизненной травмой после потери близких родственников). Но в большинстве случаев это действительно трагедия, и поэтому современные фирмы делают все, чтобы она происходила с наименьшими потерями для обеих сторон, и прибегают к увольнению только в том случае, если человеку нельзя подобрать новое место внутри организации, переквалифицировать его или перевести на другой режим работы. Поскольку процедура увольнения морально тяжела, им занимаются специальные менеджеры, «парни-убийцы», прошедшие необходимую подготовку и получающие повышенные оклады. Увольнение (добровольное или вынужденное) сопровождается определенными процедурами, в том числе «прощальной беседой», которая обычно проводится утром последнего дня работы, но ни в коем случае не перед выходными или праздничными днями, чтобы человек в самые трудные первые дни не оставался наедине с тяжелыми мыслями. Разговор проводят в непринужденной (насколько возможно) обстановке и длится он примерно 20 минут. Руководителю за это время необходимо успокоить и подбодрить бывшего сотрудника, обещать ему всяческую помощь и содействие (если увольнение произошло по инициативе администрации и не было связано с нарушениями со стороны увольняемого) или выяснить истинные причины ухода человека с работы, ошибки, которые были по отношению к нему допущены, с тем чтобы избежать их в будущем. В последнее время на Западе получает распространение такая новая форма расторжения трудового договора между предприятием и работниками как аутплейсмент — помощь в трудоустройстве за счет фирмы в оптимальные сроки при наиболее благоприятных условиях. Обычно такая помощь оказывается при отсутствии конфликтной ситуации. Создается «портрет» увольняемого (образование, опыт, личностные характеристики, ограничивающие факторы, возможности и т.п.) и анализируется реальное положение на рынке труда в интересующем его секторе. На основании этой информации разрабатываются и оцениваются варианты трудоустройства, определяются стратегия и тактика поисков новой работы. Кроме того, кандидатов на увольнение обучают методам поиска работы в самостоятельном режиме и подключают к этому процессу, контролируя и направляя их действия в течение года (этот срок считается достаточным для поиска работы). Иногда по тем или иным причинам администрация не желает проявлять инициативу в деле увольнения работника, особенно менеджера, и тогда применяются различные методы, стимулирующие его к принятию самостоятельного решения на этот счет. В практике западных фирм к таким методам относят: отстранение от информации и процесса принятия решений («бойкот»); перемещение на другие, менее почетные должности («высылка»); агитация в доверительной беседе с глазу на глаз («золотое рукопожатие»); ужесточение требований к должностным обязанностям («приведение в уныние»); предложение высокой компенсации («золотой парашют»); предоставление возможности досрочного выхода на пенсию («зеленое окно»). Но, если все это не оказывает нужного воздействия, упрямца просто «выставляют за дверь».
Деловая карьера и ее организация Под деловой карьерой понимается продвижение работника в организационной иерархии или последовательная смена занятий в течение жизни, что составляет ее внешнюю, объективную сторону, а также восприятие человеком этих этапов, образующее внутреннюю, субъективную сторону. Из-за недостатка информации, субъективности оценки для себя и обстоятельств, нехватки времени или эмоциональной нестабильности, выбор путей карьеры бывают далеко не всегда последовательным, рациональным или вообще оправданным. Карьера может быть динамичной, связанной со сменой рабочих мест и должностей, или статичной, осуществляющейся на одном месте или в одной должности путем профессионального роста. Карьера может быть вертикальной, предполагающей должностной рост, и горизонтальной, в пределах одного уровня иерархии, но со сменой видов занятий, а подчас и профессий, а также ступенчатой, сочетающей в себе оба эти подхода. Таким образом, успех в карьере можно рассматривать как продвижение внутри организации (или вне ее) от одной должности к другой, более высокой, и как степень овладения определенной профессией, составляющими ее навыками и знаниями, от незнания и неумения к нахождению себя и своего пути в жизни. Внутренняя оценка успешности или неуспешности карьеры происходит путем сопоставления реального положения вещей с личными целями и притязаниями данного человека, а внешняя основывается на мнении окружающих, достигнутой должности, статусе, влиятельности. Эти оценки могут не соответствовать друг другу, и тогда создается почва для развития внутриличностного конфликта, чреватого самыми неблагоприятными последствиями. Внутренний направляющий мотив карьеры получил название ее «якоря». В работах психологов выделяется семь основных типов такого рода «якорей». 1. Автономия. Человеком движет желание добиться независимости от других, получить возможность делать все по-своему. В рамках организации такую возможность предоставляет либо высокая должность, либо статус, либо авторитет и заслуги, с которыми все вынуждены считаться, в том числе и прощать «своеволие». Именно к этому он конкретно и стремится. 2. Технико-функциональная компетентность. Человек хочет быть лучшим специалистом в своем деле и уметь решать самые сложные проблемы. В конкретной деятельности он ориентируется на профессиональный рост и должностное продвижение рассматривает сквозь призму профессионального. К материальной стороне вознаграждения такие люди в основном безразличны, зато высоко ценят внешнее признание как со стороны администрации, так и со стороны коллег. 3. Безопасность и стабильность. Деятельностью работника управляет желание сохранить и упрочить свое положение в организации, поэтому в качестве конкретных задач он рассматривает получение гарантий этого от администрации в обмен на лояльное поведение и выполнение всех формальных предписаний. 4. Управленческая компетентность. Человеком руководит стремление к власти, лидерству, успеху, которые обычно ассоциируются у него с высокой должностью, рангом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой, высокой заработной платой, привилегиями, признанием руководства, быстрым продвижением по служебной лестнице. 5. Предпринимательская креативность. Основным желанием человека является возможность создавать или организовывать что-то новое, одним словом — заниматься творчеством. Поэтому на деле ему нужны власть и свобода, позволяющие беспрепятственно творить. В организации их дает или соответствующая должность, или признание личности. 6. Потребность в первенстве. Человек хочет быть везде первым, опередить, где только возможно, своих коллег и «окунуться» в борьбу ради самой борьбы. 7. Стиль жизни. Перед человеком стоит задача интегрировать потребности личности и семьи, например, получить интересную работу, достаточно хорошо оплачиваемую, предоставляющую определенную свободу передвижения, распоряжения своим временем и т.п. Если у человека нет семьи, то на первое место может выйти содержание работы, ее увлекательность, разнообразие. В деловой карьере условно можно выделить несколько этапов: подготовительный — 17—22 года; адаптационный — 23—30 лет; стабилизационный — 30—40 лет; переломный — 40—45 лет; зрелый — 45—60 лет; предпенсионный — старше 60 лет. Подготовительный этап связан с получением послешкольного профессионального образования. Здесь закладываются основы будущего специалиста и будущего руководителя, но о карьере в собственном смысле этого слова говорить еще рано, ибо она начинается с момента зачисления новичка, выпускника учебного заведения, в штат организации. Первым же этапом карьеры является адаптационный. На адаптационном этапе происходит вхождение молодого специалиста в мир работы, часто сопровождающееся шоком от реальности, овладение профессией и поиск своего места в коллективе. Этот этап начинается с задействования — направления работника на вакантное место. После задействования непосредственный руководитель молодого специалиста осуществляет его введение в должность, которое представляет собой совокупность процедур, имеющих цель ускорить освоение новичком работы, сократить период адаптации в коллективе и организации в целом, укрепить доверие к ним. Это должно дать человеку ощущение, что его ждали, к его приходу готовились, помочь избежать на первых порах многих ошибок, а тем самым снизить вероятность разочарования и ухода. В процессе введения в должность молодого сотрудника поздравляют с началом работы, знакомят с организацией и обстановкой в ней, подробно излагают требования, рассказывают о трудностях, которые могут встретиться в работе, и связанных с ними распространенных ошибках; сообщают о людях, с которыми придется работать, особо выделяя тех, у кого наиболее трудный характер, и тех, на которых всегда можно положиться. Если фирма крупная и принятых на работу много, введение в должность может быть коллективным. Под адаптацией работника понимается процесс его приспособления к содержанию и условиям труда и социальной среде. Выделяют три вида адаптации: профессиональную, психофизиологическую и социально-психологическую. Профессиональная адаптация заключается в активном освоении специальности, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, обусловленных техникой и технологией деятельности, способов принятия решений в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний,'характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки — направляют на курсы или прикрепляют шефа. Поскольку курсы чаще всего оторваны от жизни, а запас теоретических знаний получен в учебном заведении, второй вариант оказывается более предпочтительным. Он помогает входить в работу сразу же, в процессе ее выполнения, ассистирования более опытным коллегам, осмысления их и собственных действий. Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха особых сложностей не представляет и в большей мере зависит от состояния здоровья человека, его естественных реакций и характеристики самих факторов, приспособление к которым происходит. Социально-психологическая адаптация, наоборот, может быть связана с немалыми трудностями, особенно, если и коллектив и новичок «с характером». Наиболее сложно происходит она у руководителя. Прежде всего здесь возникает проблема соответствия его и коллектива, который ему приходится возглавить. Если менеджер на голову выше коллектива, он рискует оказаться в положении генерала без войска; в противном случае коллектив останется «стадом без пастуха». Другая проблема заключается в нахождении общего языка, поскольку у обеих сторон отношение друг к другу по вполне понятным причинам большей частью бывает настороженным. У новичков хорошо заметны положительные качества, но тщательно скрываются отрицательные, и должно пройти немало времени, пока удастся составить истинное представление о них. У тех, кто прежде работал в организации, хорошо известны те и другие стороны, но их выдвижение на руководящую должность может вызвать отчуждение у бывших коллег, которые, помимо всего прочего, могут терзаться риторическим вопросом «а почему не меня?». Легче всего социально-психологическая адаптация нового руководителя происходит тогда, когда он становится преемником лица, ничем особым не выделявшегося, а худшая — когда ему приходится быть преемником «суперзвезды». Последнее случается нечасто, поскольку истинных звезд немного. Однако весьма вероятна ситуация, когда уходящий руководитель, не желая, чтобы его «затмили», старается рекомендовать на свое место более слабого, и с этим приходится вести активную борьбу. Процесс вхождения нового менеджера в коллектив облегчается соблюдением ряда условий. В их числе предварительное изучение будущих подчиненных, их недостатков, достоинств, потенциальных возможностей; утверждение себя с первого дня человеком решительным, но осмотрительным и осторожным, не меняющим всего сразу, но устраняющим несколько существенных помех в работе, раздражающих коллектив больше всего; внимательно относящимся к мнению и предложениям подчиненных, особенно не нашедшим понимания у прежнего руководства; не поддающимся влиянию нечистоплотных людей, пытающихся, используя слабую ориентацию нового руководителя в обстановке, свести его руками счеты с соперниками. В период социально-психологической адаптации новичка могут подстерегать многие разочарования. Прежде всего к ним относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой многочисленных объективных и субъективных препятствий на пути к нему. Далее речь может идти о переоценке значения научных рекомендаций и инструкций и недооценке живого человеческого общения. Разочарование может быть связано с отсутствием должного, на взгляд новичка, уважения к нему и его диплому со стороны коллектива. Виновником разочарования может быть и сам новичок, не включившийся по-настоящему в свою работу, не осознавший ее реальную значимость и важность, не всегда заметную с первого взгляда. Все эти разочарования не очень страшны, ибо представляют собой проявления болезни роста. Однако есть одна причина разочарований, которая может быть губительной для всей последующей карьеры человека, — некомпетентный первый руководитель, безразличный к нуждам и потребностям молодого специалиста, создающий для него вместо помощи всяческие препятствия. Подчинение такому человеку ничего не дает, поэтому с ним необходимо как можно быстрее выяснить отношения и пуститься в «автономное плавание». Середина адаптационного этапа деловой карьеры может совпасть с началом карьеры руководителя, для которой прежняя должность узкого специалиста создала необходимые предпосылки в виде производственного и жизненного опыта. Считается, что идеальной стартовой площадкой для карьеры менеджера является очень трудная, но находящаяся на виду должность низового линейного руководителя (а не «теплое» место в аппарате). Такая должность приносит ценный опыт самостоятельной работы, но в то же время не является ключевой, поэтому возможные неудачи начинающего руководителя не нанесут организации большого ущерба, а у него не вызовут разочарования. Здесь быстро выясняется, есть у человека задатки руководителя или нет, а соответственно, нужно ли его, не теряя времени, продвигать вперед или вернуть к исполнению обязанностей специалиста. В рамках стабилизационного этапа карьеры происходит окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных в отношении руководства. Одни навеки остаются на должностях специалистов или младших руководителей, для других открываются безграничные возможности продвижения вверх по служебной лестнице. Но все к концу этого периода становятся профессионалами, до тонкостей познавшими свою работу, и это создает огромные проблемы для тех, кто не может продвигаться выше. К 40 годам в карьере большинства людей достигается подъем, имеющий форму плато. То есть несколько лет люди держатся на одном уровне, а затем их деловая и профессиональная активность вследствие отсутствия перспектив начинает падать. Такая ситуация, которая обусловлена еще и естественной перестройкой организма, получила название «кризис середины жизни». Он затрагивает всех, заставляя подводить промежуточные итоги сделанного и определяться, как жить дальше. Принятие такого решения означает наступление следующего этапа в карьере — этапа зрелости. Для тех, кто может и хочет продолжать карьеру руководителя, в сущности, никаких изменений не происходит. Они продолжают с интервалом в несколько лет (оптимальный срок 6—7 лет, ибо после этого начинают появляться консервативные тенденции и признаки падения эффективности работы) продвигаться дальше по служебной лестнице (вхождение руководителя в курс дела требует 2,5—3 года). При этом лица, обладающие более решительным характером, продолжают карьеру в качестве линейных руководителей, а с менее решительным, но вдумчивым — штабных. Именно в таком продвижении проявляется характерное для этапа зрелости овладение новыми сферами деятельности. Для специалистов и руководителей, чье вертикальное перемещение невозможно, применяются различные способы горизонтальной карьеры, также обеспечивающие им возможность овладения новыми сферами деятельности. Прежде всего это так называемая «карусель» — временный переход работника в другое подразделение, где ему приходится выполнять функции, значительно отличающиеся от основных. Несмотря на определенные экономические потери для организации это «встряхивает» человека, позволяет ему впоследствии работать более эффективно, накопить новые знания, навыки, сформировать более широкий взгляд на вещи, укрепить уверенность в себе. Иногда такой переход становится началом вертикальной карьеры. В Японии через «карусель» пропускаются молодые сотрудники, которые только после этого, познав особенности работы в разных подразделениях, могут повышаться в должности. В европейских и американских фирмах условием «карусели» является добровольность, сохранение прежнего уровня заработной платы, отсутствие санкций в случае неудачи, возможность по желанию остаться на новом месте или вернуться на старое. Другой формой горизонтальной карьеры является обогащение труда. Одной из ее разновидностей является участие специалиста в работе различного рода комитетов и специальных групп, о которых рассказывалось выше. Другими разновидностями могут быть чередование видов работы, выполняемых на своем месте; временное назначение на должность руководителя подразделения, его заместителя, помощника, присвоение нового разряда, категории; предоставление людям возможности заниматься научной работой и делать соответствующую карьеру («параллельная служебная лестница»), ступеньки которой на практике часто приравниваются к ступенькам административной, и, наконец, участие в обучении других, наставничество, передача опыта. Для рабочих обогащение труда может заключаться в отказе от конвейерной системы, переходе на индивидуальное выполнение операций, совмещении обязанностей, то есть выполнение в течение имеющегося лимита времени дополнительной работы, относящейся к смежным профессиям и должностям. Условиями эффективности такого совмещения считаются: технологическая и функциональная связь работ, близость их сложности, требующейся квалификации (что позволяет сократить потребность в дополнительном обучении), возможность получения реального эффекта как для работника, так и для организации. Совмещение может происходить как в пределах одной рабочей функции за счет расширения обязанностей, так и выполнения обязанностей, принадлежащих разным функциям. Все это позволяет с максимальной полнотой использовать потенциал работника, его квалификацию, увеличить плотность рабочего дня, повысить общую эффективность труда. Все перечисленные меры, а также традиционное обучение на курсах, семинарах, при стажировке являются формами повышения квалификации и переподготовки и объединяются понятием развитие персонала. И, наконец, завершающим этапом карьеры является подготовка к уходу на пенсию, в рамках которого происходит поиск преемника, что становится серьезной проблемой в отношении высших менеджеров, передача ему дел и введение в круг обязанностей. Вопрос о переходе на пенсию сугубо индивидуален. Для одних категорий людей его желательно осуществлять как можно раньше (с момента возникновения у них соответствующего юридического права), а для других, полных физических и духовных сил — как можно позже. Так, в Японии считается нормой, когда высшие (но только высшие!) менеджеры имеют возраст, приближающийся к 80 годам. Поиск преемника осуществляется как вне организации, так и внутри ее, на основе оценки персонала.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |