Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бух. инфа, составляющая ком. тайну

Вз-действие бух. службы с внеш. и внутр. пользователями.

Специфич. особенность бух. инфы – это её разнообразие. В завис-ти от того, кому предназначена бух. инфа, она может носить хар-р: информ., контрольный и аналит.

Бух. информ. система явл. частью комплексной информ. системы управ-я П-я. Задача комплексной системы в том, чтобы:

1) Упорядочить информ. потоки;

2) Минимизировать объёмы первич. инфы за счёт сокращения дублирования;

3) Предоставить эф-ный доступ к информ. ресурсам.

 

Место и роль бух. инфы в системе управ-я обусловлены след. причинами:

1) Обязательность ведения БУ;

2) Необходимость регулярно и своевременно предоставлять Б.О. в налог. органы;

3) БУ – это наиб. формализованная задача в системе управ-я П-ем;

4) Относит. простота создания алгоритмов, описывающих процессы БУ.

 

Бух. информ. система вз-действует с различ. пользователями как внутри П-я, так и за его пределами.

Справочно-правовые системы (СПС) позволяют бухгалтеру освободиться от рутинной работы по поиску, сбору и систематизации необходимых доков, использовать опыт коллег, избежать ошибок.

 

Осн. норматив. док – Закон о «Ком. тайне» № 98-ФЗ от 29.07.2004г.

Опр-ние понятия «ком. тайна» содержится в статьях 3, 4, 5 этого закона.

Ком. тайна – это любая инфа, несанкционированное распространение кт может нанести ущерб тому, кто ею владеет.

В законе установлен перечень инфы, кт не м.б. ком. тайной.

Владельцем ком. тайны явл. фирма или предприниматель, кт получили конфиденц. инфу на законных основаниях. Конфиденц. инфа, полученная на законных основаниях – это рез-ты соб. исследований и сведения, поступившие от др. владельца по догу. Инфа признаётся ком. тайной только в том случае, если владелец предпринял для её защиты меры, предусмотренные законом, т.е. ввёл режим ком. тайны. Если этот режим не установлен, сведения считаются открытыми.

Практическая работа в обл-ти защиты ком. инфы

1) Определить круг сведений, кт станут ком. тайной. Ограничивать доступ нужно только к тем, данным, кт известны немногим, имеют реал. ком. ценность, и распространение кт действительно нанесёт мат. ущерб П-ю. Нет смысла объявлять ком. тайной ту инфу, кт охраняется патентными и авторскими правами.

2) Любые меры по защите инфы д.б. обоснованы с фин. точки зрения.

3) Необходимо определить, какие именно сведения нуждаются в защите; кого они могут заинтересовать; какую ценность представляют для конкурентов; какие эл-ты инфы явл. наиб. важными и уязвимыми; как долго сведения, являющиеся ком. тайной, будут актуальны; во что обойдётся защита инфы с фин. и организационной точки зрения.

 

Перечень сведений, кт нельзя объявлять ком. тайной:

1) О должностных лицах, кт могут действовать от имени фирмы без доверенности;

2) Обо всех нарушениях закон-ва и о привлечении П-я к ответ-ти (размеры нанесённого ущерба оглашать не обязательно);

3) О пок-лях пр-ного травматизма и проф. заболеваний;

4) О зад-ти работодателя по з/п и соц. выплатам;

5) Д.б. открыты сведения, кт содержатся в учредит. доках, а также в доках, дающих право вести ту или иную деят-ть;

6) Нельзя засекречивать данные о числ-ти и составе работающих, об ур-не з/п, об усл-ях труда и наличии вакансий.

 

Примерный перечень данных, возможную утечку которых рекомендуется пресекать:

1) В сфере финансов:

· данные налогового и управ. учёта;

· плановые и факт. пок-ли фин-хоз. деят-ти;

· сведения о личных доходах работника;

· сведения о состоянии банковских счетов;

· сведения о рентабельности пр-ва;

· сведения о долговых обяз-вах П-я, в т.ч. о размерах и усл-ях получения кредитов;

· механизм ценообразования;

· сведения об участии орг-и в УК в др. орг-й.

2) В сфере рыноч. вз-отношениях:

· оригинальные методы маркетинговых исследований;

· рез-ты изучения рынка;

· оценка состояния и перспектив развития рыноч. конъюнктуры;

· проекты прайс-листов и усл-я предоставления скидок;

· сведения о предполагаемых закупках и объёмов взаимных поставок по долгоср. догам;

· данные о контрагентах, кт не содержатся в открытых источниках;

· сведения о подготовке к торгам, аукционам и их рез-тах;

· содержание торговых соглашений.

3) В сфере управ-я П-ем и обеспечение безопасности:

· сведения о механизме подготовки и принятию управ. решений;

· сведения о подготовке и рез-тов переговоров с деловыми партнёрами;

· сведения олб охранной системе П-я, об орг-и защиты ком. тайны;

· состояние программного компьютерного обеспечения П-я.

4) В сфере пр-ва:

· сведения о структуре пр-ва, пр-ных мощностях;

· направления и объёмы инвестиций;

· планы расширения и свёртывания пр-ва;

· сведения о новых м-лах и технологиях.

5) В научно-технич. сфере:

· сведения о целях, задачах и пр-мах перспективных исследований;

· м-лы о незарегистрированных открытиях, изобретениях, рационализаторских предл-ях;

· конструктивные хар-ки о создаваемых изделиях и параметры разрабатываемых технологич. процессов;

· особенности конструкторско-технических решений и дизайнерского оформления, исп-мые методы защиты от подделки товарных знаков.

 

Рез-том утечки инфы м.б.:

1) разрыв или ухудшение деловых отношений с партнёрами;

2) потеря выгодных контрактов;

3) невыполнение договорных обяз-в;

4) необходимость проведения доп. рыноч. исследований;

5) отказ от решений, ставших неэф-ными из-за огласки инфы и фин. расходы, связ. с новыми разработками;

6) потеря возможности запатентовать продукт или продать лицензию;

7) снижение цен и объёмов реализации;

8) ущерб деловой репутации фирмы;

9) более жёсткие усл-я получения кредитов.

 

Мероприятия, кт включает в себя режим ком. тайны, перечислены в пункте 1 статьи 10 закона «О ком. тайне». Орг-я и поддержка этого режима возлагается на владельца секретов.

 

После того, как рук-ль подпишет перечень закрытой инфы, он должен:

1) утвердить правила обращения с секретными сведениями и установить контроль за соблюдением этих правил;

2) организовать учёт всех, кто имеет доступ к тайной инфе;

3) включить в труд. доги с работниками пункты, предусматривающие ответ-ть за разглашение ком. тайны;

4) обеспечить наличие аналогичных положений в догах с контрагентами, получающими доступ к ком. тайне;

5) пометить носители закрытой инфы грифом «ком. тайна»;

6) назначить ответственных за сохранность ком. сведений и соблюдение тайного режима.

 

Все мероприятия по обеспечению конфиденциальности можно поделить на внутренние и внешние. Среди внутр. мероприятий необходимо: разработать инструкцию по обеспеченности сохранности ком. тайны, в кт нужно определить состав и объём сведений, составляющих ком. тайну; порядок присвоения и снятия грифа «ком. тайна»; процедура допуска лиц к закрытым сведениям; порядок исп-ния учёта, хранения, маркировки секретных доков и др. носителей конфиденц. инфы; порядок привлечения к ответ-ти работников, разгласивших ком. тайну.

Сотрудников необходимо под роспись ознакомить с такой инструкцией. Кроме того, каждый сотрудник, имеющий доступ к закрытой инфе, должен письменно подтвердить, что он ознакомлен с правилами исп-ния секретных сведений и предупреждён об ответ-ти за их разглашение. С работниками, допущенными к ком. тайне, можно заключить дог о полной мат. ответ-ти.

Необходимо наладить систему секретного документооборота и делопр-ва. Если хар-р деят-ти компании носит хар-р ком. тайны, то целесообразно создать службы эк. безопасности. Если закрытые сведения сосредоточены в каком-то отделе, то отвечает за соблюдение режима ком. тайны рук-ль отдела. Необходимо хранить секретные доки отдельно от общедоступных, рядом с хранилищами запрещается размещать копировальную технику. Периодически необходимо переоценивать актуальность доков. Необходимо разграничить степень доступа к закрытым докам.

Закон не ограничивает обладателя ком. тайны в выборе способов её защиты. В пункте 6 статьи 10 сказано, что они не должны противоречить конституционным нормам, наносить вред здоровью и нравственности людей, а также нарушать законные права др. лиц.

Режим ком. тайны д.б. выстроен так, чтобы с одной стороны обеспечивал возможность её исп-ния в интересах П-я, а с др. стороны – исключал несанкционированный доступ к закрытой инфе.

Чтобы взыскать убытки, П-ю в суде придётся доказать, что ответчик незаконно получил или разгласил ком. тайну и нанёс П-ю ущерб в опред. сумме, что понесённые убытки непоср-но связаны с незаконными действиями ответчика.

По требованию органов гос. власти рук-ль и главбух обязаны предоставить запрашиваемую инфу, даже если она относится к ком. тайне.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бух. инфа и её пользователи | Тема 3: Исторические этапы развития бух. дела
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.