Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие общества

Тема: Общество как система

- Понятие общества.

- Признаки общества и его структура.

- Общество как социетальная система.

- Механизмы функционирования общества.

- Теория аномии.

- Типология обществ.

 

Вся история социологической мысли – это история поисков научных подходов к определению общества. Рассмотрим наиболее популярные на сегодня теории общественной жизни, которые трактуют понятие «общество» исходя из различных критериев.

1. «Атомистическая» теория понимает общество как совокупность действующих личностей или отношений между ними. «Все общество в конце концов, - считает Дж. Дэвис, - можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно – со всем миром». Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля, который полагал, что «общество» вообще представляет собой взаимодействие индивидов. В современной социологии эта концепция известна как «сетевая» теория, основные принципы которой были сформулированы Р. Бертом в 80-е годы 20-го столетия. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга.

2. В теориях «социальных групп» общество интерпретировалось как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле, следуя концепции американского социолога Ф. Знанецкого, можно говорить о народном обществе, что обозначает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общественности, подразумевая под этим всевозможные совокупности и группы, существующие в рамках католической церкви. Если в «атомистической», или «сетевой», концепции существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых теориях» - человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции по существу отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество».

3. Есть «институциональный подход» к анализу общества, который рассматривает общество как систему социальных институтов и организаций. Согласно этой концепции, которую системно изложили в своих трудах Т. Боттомор и С. Липсет, именно социальные институты и организации гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни, и без них невозможно было бы обеспечение потребностей, гарантирование организованного процесса коллективной деятельности, регулирование конфликтов, развитие культуры и т.д. Такое понимание общества часто встречается в работах этнологов.

4. Функциональная концепция трактует общество как группу человеческих существ, представляющих собой самообеспечивающуюся систему действия. Такой подход демонстрируют, в частности, Р. Петерсон и Н. Смелзер.

Помимо названных нами подходов к анализу общества, существуют также концепции экологического детерминизма (А. Хаит и О. Дункан), которые решающее значение в развитии общества придают искусственно измененной человеком географической среде. Экологический, экономический, политический и моральный порядок располагаются сторонниками экологического детерминизма в виде иерархии и как бы образуют своего рода пирамиду, основание которой составляет экологический порядок, а вершину – моральный порядок, или общество.

Социальные теории, объявляющие численность и качество народонаселения важнейшей проблемой социального развития, обозначаются как «концепции демографического детерминизма», основные положения которого сформулировал немецкий социальный философ О. Шпенглер в своем произведении «Закат Европы».

Фетишизация роли и места техники и науки в современном социальном развитии является теоретической основой технологического детерминизма (У. Огборн, Л. Котрелл) и сциентизма (Д. Белл и др.). Технологические детерминисты, равно как и сциентисты обращают внимание на образовавшийся разрыв между прогрессом техники и современным моральным уровнем общества, что имеет своим следствием рост числа и усложнение конфликтов между личностью и обществом, обществом и природой.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть о таком самостоятельном подходе к анализу общества, как экономический детерминизм, или материализм. Способ производства, согласно данной концепции общества, обусловливает не только способ воспроизводства физического существования индивидов и определяемого вида их жизнедеятельности. Он формирует и определенные общественные и политические отношения.

Итак, подытоживая все выше названные подходы, можно дать следующее определение понятию «общество»: это определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инвестиционная привлекательность региона | Признаки общества и его структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.