КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Психолингвистика как новая область научного знания
Рекомендуемая литература Заключение Вопрос № 4. Вопрос № 3. Вопрос № 2. Вопрос № 1. Вопрос № 4. Процессы восстановления суверенитета России и распада СССР. Вопрос № 3. Конституции СССР 1977 года и РСФСР 1978 года. Вопрос № 2. Развитие права в послевоенный период. Вопрос № 1. Основные изменения в государственном механизме в послевоенный период и факторы их повлекшие. 1.Факторы, повлекшие изменения в государственном механизме: * Объективные факторы: - окончание войны, - необходимость восстановления разрушенного войной народного хозяйства, - дальнейшим развитием советского общества, - внешнеполитическая обстановка и т.д. * Субъективные факторы: - смерть Сталина, - приход к власти новых людей, - реформаторские идеи отдельных руководителей страны и т.д. 2. Изменения в механизме государства: * Указом ПВС СССР от 4 сентября 1945 года был упразднен ГКО; * упразднена Ставка Верховного Главнокомандования; * расширена компетенция Президиума Верховного Совета СССР: - денонсирование международных договоров СССР, - установление почетных званий СССР, воинских званий, * 15 марта 1946 года законом преобразован СНК СССР в Совет Министров СССР; * в январе 1948 г. была реорганизована Государственная плановая комиссия в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР; * впервые в истории советского государства непосредственно населением в 1948-1949 годах были избраны народные судьи и заседатели; * в 1946 годахКрасная Армия была переименована в Советскую Армию; * для изучения достижений отечественной и зарубежной науки и техники, передового опыта производства, контроля за развитием и внедрением новой техники в народное хозяйство был образован Государственный научно-технический Комитет Совета Министров СССР; * В 1957 г. началась реформа управления промышленностью: - вместо отраслевого принципа (министерства и ведомства) вводился территориальный принцип, - на территории страны было создано 105 совнархозов (Советы народного хозяйства), - аргументами в пользу такого шага явились: +трудность осуществления управления промышленностью (200 тыс. предприятий, 100 тыс. строек), + стремление приблизить управление к производству, + избавление промышленность от министерской бюрократии, нерациональных перевозок, распыления средств и т. п. Проведенная в короткие сроки реорганизация дала на первых порах положительный результат. В то же время она привела к увеличению местной бюрократии,усилилось местничество, предприятиями вместо министерств командовали местные совнархозы. * 27 октября 1962 г. был образован Комитет партийно-государственногоконтроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР (по закону от 9 декабря 1965 года был преобразован в Комитет народного контроля СССР); *полномочия Верховного Совета СССР были увеличены с 4 до 5 лет: - Верховный Совет избирал Президиум - высший орган государственной власти период между сессиями Верховного Совета, - сохранялась форма правления в виде республики советов. * Полностью восстановлено действие системы судебных органов: - Верховный Суд СССР, - Верховные суды союзных и автономных республик, - краевые, областные, городские суды, - суды автономных областей и автономных округов, - районные (городские) суды и военные трибуналы в вооруженных силах. С 1958 года Верховный Совет СССР принял 16 законов об Основах законодательства. В союзных республиках на базе основ и других общесоюзных норм проводилась масштабная кодификация права и издание иных нормативных актов. 1. Гражданское право: * После войны договор, как средство правового оформления хозяйственных связей, вновь получает широкое распространение: - договор, заключенный на основе плана, признавался единственно правильной формой отношений между хозяйственными органами. - между хозяйственными системами заключались генеральные договоры, на основе которых предприятия заключали локальные договоры. * 8 декабря 1961 года впервые в истории советского гражданского права Верховный Совет СССР принял «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик», в которых с высокой степенью упорядоченности говорилось: - о задачах советского гражданского законодательства, - об отношениях, которые оно регулировало, - об основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей, - о защите этих прав, защите чести и достоинства, - оправесобственности, - обобязательственномправе, - об авторскомправе, - о наследственном праве. * Конституция СССР 1977 года закрепила социалистическую собственность в формах: - государственной (общенародной), - колхозно-кооперативной собственности, - личной. 2. Жилищное право: * Конституция записала, что граждане СССР имеют право на жилище; * 26 августа 1948 года ПВС СССР издает Указ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов»: - граждане имели право построить или купить жилой дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти, общей площадью не превышающей 60 кв.м. * 24 июня1981 годаВерховныйСовет СССРпринял«Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик». 3. Семейное право: * В 1965 г. был упрощен порядок развода - вопрос о расторжении брака * 27 июня 1968 года Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье»: - общесоюзный законодательный акт, регулирующий брачно-семейные отношения, - основная задача укрепление советской семьи, - подчеркивалось равноправие женщин с мужчинами в семейных отношениях. * Основы регламентировали: - порядок и условия заключения и расторжения брака, - личные и имущественные отношения супругов, - взаимные права и обязанности членов семьи, - вопросы усыновления, опеки и попечительства, - порядок регистрации актов гражданского состояния. * Законным признавался брак, заключенный в органах загса; * устанавливался брачный возраст - 18 лет для мужчин и женщин; * закреплялась общность имущества, которое супруги нажили вместе; * регламентировался порядок установления отцовства. 4. Трудовое право: * Указом ПВС СССР от 30 июня 1945г. восстанавливались с 1 июля 1945 года очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим; * отменялись ежедневные обязательные сверхурочные работы и * прекращались трудовые мобилизации граждан на работу в различные отрасли народного хозяйства; * восстанавливались нормы трудового права, которые в военное * с февраля 1947 года восстанавливалась система коллективных договоров на предприятиях между администрацией предприятия и фабрично-заводскими комитетами профсоюзов; * с 10 марта 1956 года для рабочих и служащих в предвыходные и предпраздничные дни был установлен сокращенный на два часа рабочий день; * С 1956 года для рабочих и служащих в возрасте от 16 до 18 лет вводился шестичасовой рабочий день; * 14 июля 1956 года был принят закон «О государственных пенсиях», который значительно улучшал пенсионное обеспечение трудящихся: - пенсии повышены на 35%. - понижен пенсионный возраст мужчинам до 60-ти лет, женщинам до 55-ти лет. * 15 июля 1970 года Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства о труде», установившие единые стандарты в сфере труда для советских республик; * в статье 14 Конституции СССР 1977 года был записан принцип социализма «От каждого - по способностям, каждому - по труду»; * в целях поднятия урожайности, усиления ответственности машинно-тракторных станций (МТС) и колхозов за качественное выполнение всех сельскохозяйственных работ Совет Министров СССР * с 1950 года Советское государство проводило укрупнение колхозов; * предоставлялось колхозникам право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. 5. Природоресурсное, природоохранительное, сельскохозяйственное земельное право: * 27 октября 1960 года был принят очень важный закон «Об охране природы в РСФСР» в целях: - усиления охраны природы, - обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. * 13 декабря1968 года Верховный Совет принял «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» - общесоюзный законодательный акт, регулировавший общественные отношения в области использования и охраны земель; * земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование; * колхозы и другие землепользователи, обязаны были: - эффективно использовать землю, - бережно относиться к ней, - повышать ее плодородие. 6. Уголовное право: * В 1947 году была отменена смертная казнь: - заменялась исправительно-трудовыми лагерями сроком на 25 лет, - однако в 1950 году было восстановлено применение смертной казни к изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам, - в дальнейшем сфера применения смертной казни расширялась, - в советском уголовном законодательстве смертная казнь существовала как исключительная мера наказания. * В 1947 году был принят указ «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества, в целях усиления охраны социалистической собственности»; * 7 апреля 1948 года закон «Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона», значительно повысил уголовную ответственность за эти преступления; * большое политическое значение имел принятый Верховным Советом СССР 12 марта 1951 года Закон «О защите мира», по которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества; * 25 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял «Основы уголовного * в 1971 году суды получили право при определенных условиях применять условно-досрочное освобождение. 7. Уголовно-процессуальное право: * 25 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял «Основы уголовного судопроизводстваСоюзаССРисоюзныхреспублик»,регулировавшиепорядок производства по уголовным делам; * Конституция СССР 1977 года записала, что правосудие в СССР осуществляется только судом (статья 160); * Рассмотрение дел в судах должно осуществляться коллегиально, в суде первой инстанции - с участием народных заседателей (ст. 154); * всудопроизводстве допускалосьучастиепредставителейобщественных организаций и трудовых коллективов.
1. Конституции СССР 1977 года: * 7 октября 1977 года Верховный Совет СССР принял новую Конституцию. * Конституция СССР 1977 года включала: - преамбулу, - 9 разделов: + основы общественного строя и политики СССР; государство и личность, + национально - государственное устройство СССР, + Советы народных депутатов и порядок их избрания, + высшие органы государственной власти и управления СССР, + основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках, + правосудие, арбитраж и прокурорский надзор, + герб, флаг, гимн и столица СССР, + действие Конституции СССР и порядок ее изменения; - 21 главу, - 174 статьи. * Конституция СССР 1977 года содержала новые разделы и главы по сравнению с Конституцией СССР 1936 года: - государство и личность, - социальное развитие и культура, - внешняя политика, - защита социалистического отечества, - Советы народных депутатов и порядок их избрания. * Новым было наличие преамбулы: - охарактеризован путь, пройденный страной с Октября и до принятия Конституции, - говорилось о построении развитого социалистического общества, - декларировалась цель Советского государства-построениебесклассовогокоммунистическогообщества, - провозглашалась преемственность идей и принципов предшествовавших советских Конституций и т.д. * Статья 6 закрепляла Коммунистическую партию Советского Союза, как руководящую и направляющую силу советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций; 2. Конституция РСФСР 1978 года: * Одобрена Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 года; * Она состояла: - из преамбулы, - 11 разделов: + основы общественного строя и политики РСФСР, + государство и личность, + национально-государственное и административно-территориальное устройство, + Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания, + высшие органы государственной власти и управления РСФСР, + высшие органы власти и управления автономной республики, + местные органы государственной власти и управления в РСФСР, + государственный план экономического и социального развития РСФСР, + государственный бюджет РСФСР, + правосудие, арбитраж и прокурорский надзор, + герб, флаг, гимн и столица РСФСР, + действие Конституции РСФСР и порядок ее изменения. Конституция РСФСР в своем содержании и действии следовала установкам, закрепленным в Союзной Конституции.
* В 1985 году началась радикальная реформа общества, начавшаяся сверху и проходившая под лозунгами «Гласность», «Ускорение», «Перестройка»: - начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело к ее разрушению, - «Гласность» привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок, - быстро происходит размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов, - в республиках СССР нарастала национальная напряженность и с 1988 года начинается череда межнациональных вооруженных столкновений, - в сфере экономики сокращались показатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства. * В июне 1988 года XIX партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы в двухуровневой системе представительных органов: - Съезд народных депутатов, - Верховный Совет, избранный из депутатов съезда. * Аналогичная система высших представительных органов начинает реализовываться и в РСФСР; * В марте 1990 года на пост Президента СССР был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев; * 12 июня 1990 года принимается Декларация «О государственном суверенитете РСФСР»: - политико-правовой акт, как начало конституционной реформы в РСФСР, - провозглашалсягосударственный суверенитет РСФСР, - предполагалось, что Декларация должна была стать основой для: + разработки новой Конституции РСФСР, + заключения нового Союзного договора, + совершенствования республиканского законодательства; - в декларации также утверждались: + приоритет Конституции и Законов РСФСР над законодательными актами СССР, + равные правовые возможности для всех граждан, политических партий и общественных организаций, + принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, + необходимость существенного расширения права автономных республик, областей, округов, краёв РСФСР. * 16 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принимает новую редакцию ст. 6 Конституции России, исключающую положение о руководящей роли коммунистической партии Советского Союза; *Вноябре 1990 года были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от центра * на март 1991 года был назначен референдум по вопросу о сохранении СССР: - проведен 17 марта 1991 года, - дал большинство сторонников Союза, но подтвердил раскол общества. *В июне 1991 года Президентом РСФСР был избран Б.Н.Ельцин; * 19 августа 1991 года создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП): - заявлено намерение «восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР», - устанавливалось чрезвычайное положение, - вводилась цензура. * Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения; * вслед за провалом «путча» восемь республик заявили о своей независимости; * Генеральный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и распустил ЦК; * 8 декабря 1991 года президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили о том, что СССР более не существует и что ими образовано Содружество Независимых Государств (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза; * М.С. Горбачев объявил о прекращении исполненияфункций президента СССР. Заканчивается история развития России в государственно-правовых условиях Советского Союзаи она становится суверенным государством со своими, взаимосвязанными, взаимозависимыми системами государственной власти и права.
Вопрос на самоподготовку: Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР от 22 ноября 1991 года.
Контрольные вопросы: 1. Объективные и субъективные факторы государственно-правовых измененийв СССР и РСФСР послевоенного периода. 2. Направления реформирования государственного механизма и система органов государственной власти. 3. Партийно-номенклатурные начала в формировании и деятельности органов государственного аппарата. 4. Систематизация права СССР И РСФСР в послевоенный период. 5. Конституция СССР 1977 года, как Конституция «развитого социализма» и ее государственно-правовые установки. 6. Конституция РСФСР 1978 года и ее соотношение с общесоюзной конституцией. 7. Процессы демократизации СССР и РСФСР 80-х годов XX века. 8. Реформирование представительной власти в СССР и РСФСР в 1989-1991 годах. 9. Декларация о государственном суверенитете РСФСРот 12 июня 1990 года. 10. Распад СССР и общие черты суверенного развития России в 90-е годы.
Литература Батыр К.И. История государства и права России: Учебник – М., 2007. История государства и права: Словарь-справочник. / Под ред. М.И. Сизикова – М.: Юридическая литература, 1997. Исаев И.А.История государства и права: Учебник для вузов – М.: Юристъ, 2007. История государства и права России: Учебник. /Под ред. Ю.П. Титова - М., 2007. История отечественного государства и права: в 2-х частях: Учебник. / Подред. О.И. Чистякова- М.: Изд-во БЕК, 2002. Отечественное законодательствоXI – XX веков. Ч.2. XX век: Пособие для семинара/ Подред. О.И. Чистякова- М.: Юристъ,2000. Хрестоматия по истории государства и права 1917-1991 гг.: Учебное пособие. / Под ред. О.И. Чистякова – М., 1997. Хрестоматия по истории государства и права России: Учебноепособие. /Составитель Ю.П. Титов – М., 2001.
В рамках СНГ Россия стала самостоятельным государством, а бывшие советские республики — ее равноправными партнерами. Как преемница СССР, Россия приняла на себя большую часть обязательств, получила постоянное представительство в Совете Безопасности ООН. Новое руководство страны подтвердило верность обязательствам и договорам о ядерном разоружении, выводе войск из Восточной Европы, Балтии, Германии. Поиск Россией новой модели отношений с бывшими союзными республиками использовался как повод для нагнетания страха перед «русской экспансией». Это послужило еще одним поводом для создания планов расширения НАТО на восток. Политическая и экономическая неустойчивость внутри России, а зачастую непредсказуемость внутренней политики затрудняли контакты российского государства с зарубежными странами. Однако, постепенно Российская Федерация вышла из полосы публично-властных, политических, социальных и экономических кризисов, укрепляя государственно-правовые позиции внутри страны и влияние в международных отношениях. Имеет место явное лидерство России на постсоветском пространстве. Многие бывшие республики СССР оказались не готовы без тесной политической, экономическойинтеграции с Россией разрешить свои внутригосударственные проблемы. История России последних 20-ти летсложна, противоречива и требуетобъективных, коллективных усилий и действий историков, юристов, социологов, политологов, экономистов для глубокого научного анализа данного периода.
1.Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций – М., 1999. 2.Батыр К.И. Всеобщая история государства и права: Учебник -М., 2006. 3.Батыр К.И. История государства и права России: Учебник – М., 2007. 4. БЮС (Большой юридический словарь). Под ред. А.Я. Сухарева и др. М.: Инфра-М, 1998. 5. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов 2-х ч. / под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинникова – 2-е изд. стереотип.– М.: Инфра – М - Норма, 2007. 6.История государства и права России в схемах и таблицах. СПб., 2001. 7. История государства и права: Словарь-справочник. / Под ред. М.И. Сизикова – М.: Юридическая литература, 1997. 8. История государства и права России: Учебник для юридических вузов – М.: Юристъ, 1996. 9. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник – М., 2008. 10. Исаев И.А.История государства и права: Учебник для вузов – М.: Юристъ, 2007. 11. История государства и права России: Учебник. /Под ред. Ю.П. Титова - М., 2007. 12. История государства и права России: Учебник. /Под ред. С.А. Чибиряева - М., 2005. 13. История государства и права России: Учебник. /Под ред. О.И. Чистякова - М.,2008. 14. История отечественного государства и права: в 2-х частях: Учебник. / Подред. О.И. Чистякова- М.: Изд-во БЕК, 2002. 15. Историяполитическихиправовых учений: Учебникдлявузов. / Под ред. В.С. Нерсесянца – М.: Инфра – М: Норма:, 1999. 16. Историяполитических и правовых учений: Учебник. / Подред. О.Э. Лейста – М.:Зерцало, 2001. 17. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие – М.: Юристъ, 2002. 18. Краснов Ю.К. История государства и права России: Учебник – М., 2001. 19. Курицын В.М. История государства и права России: 1924-1940 гг.: Учебное пособие для высшей школы – М.: Международные отношения, 1998. 20. Отечественное законодательствоXI – XX веков. Ч.1. XI - XIX века: Пособие длясеминара/ Подред. О.И. Чистякова- М.: Юристъ,1999. 21. Отечественное законодательствоXI – XX веков. Ч.2 XX век: Пособие для семинара/ Под ред. О.И. Чистякова- М.: Юристъ,2000. 22. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебноепособие. / Под ред. З.М. Черниловского, В.Н. Садикова - М., 2002. 23. Хрестоматия по истории государства и права 1917-1991 гг.: Учебное пособие. / Под ред.О.И. Чистякова – М., 1997. 24. Хрестоматия по истории государства и права России: Учебноепособие. /СоставительЮ.П. Титов – М., 2001. 25. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова – М.: Юринформцентр, 2007. 26. Аврех А.Я. Столыпин П.А.и судьбы реформ в России. 27. Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. Л., 1980. 28. Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999. 29. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России.М., 1990. 30. Государственное управление и самоуправление в России.М., 1995. 31. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России.М., 1983. 32. Калинин В.Д. Из истории городского самоуправления в России. М., 1994. 33. Мартышкин О.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992. 34. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII в.в. М., 1959. 35. Свердлов М.Б. От закона русского к Русской правде. М., 1998. 36. Тикавкин В.Г.Великорусскоекрестьянство истолыпинская аграрнаяреформа. М., 2001.
Совокупность речевых актов как объект изучения психолингвистики. «Соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой» (А. А. Леонтьев) как предмет психолингвистики. Отличительные черты психолингвистики как отрасли психологического знания. Определения психолингвистики (Ч. Осгуд, Д. Миллер, Д. Слобин, А. А. Леонтьев). Причины появления психолингвистики. Краткие сведения из истории развития психолингвистики. Психологический подход к языку в психологическом языкознании XIX в. Официальное рождение психолингвистики как науки (50-е гг. XX в., США). Ассоцианистское направление в психолингвистике 50-х гг. Трансформационистское направление в психолингвистике 60-х гг. Психологические и лингвистические истоки отечественной психолингвистики. Становление отечественной психолингвистики в 60-е гг. и ее последующее развитие. Организационное оформление современной психолингвистики. Междисциплинарность психолингвистики: философские аспекты языкознания и психологии; связь психолингвистики с общей психологией, психологией личности, когнитивной психологией, социальной психологией, этнопсихологией. Предметные области психолингвистики. Психолингвистика – наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности. Предметом исследования психолингвистики (ПЛ) является, прежде всего, речевая деятельность как специфически человеческий вид деятельности, ее психологическое содержание, структура, виды (способы), в которых она осуществляется, формы, в которых она реализуется, выполняемые ею функции. Как отмечает основоположник отечественной школы психолингвистики А.А. Леонтьев, «предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования» (124, с. 110). Следует отметить, что даже в рамках психолингвистики имеются разные подходы к пониманию предмета – речевой деятельности. Так, трансформационно - генеративная грамматика предполагает, что человек строит речь по правилам комбинаторики. Бихевиоризм анализирует речь в модели «стимул - реакция» Отечественная же теория речевой деятельности исходит из активности говорящего. На самом же деле ни одна модель не является полной и не исчерпывает всех свойств такого сложного объекта, как язык. Другим важнейшим предметом изучения психолингвистики выступает язык как основное средство осуществления речевой и индивидуальной речемыслительной деятельности, функции основных знаков языка в процессах речевой коммуникации. Наконец, еще одним основным предметом исследования ПЛ является человеческая речь, рассматриваемая как способ реализации речевой деятельности (речь как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний; различные виды и формы речевой коммуникации). Наличие не одного, а сразу нескольких предметов исследования ПЛ обусловлено спецификой этой области научного знания, тем, что психолингвистика является «синтетической», комплексной наукой, возникшей на основе своеобразного и уникального объединения, частичного слияния двух древнейших наук человеческой цивилизации — психологии и науки о языке (лингвистики). Выделение в качестве основного и самостоятельного предмета ПЛ психофизиологического процесса порождения и восприятия речи встречается в работах целого ряда отечественных и зарубежных исследователей, а наиболее полное научное обоснование такой подход получил в трудах И.А. Зимней. В одной из своих работ последнего периода А.А. Леонтьев указывает, что целью психолингвистики является «...рассмотрение особенностей работы... механизмов порождения и восприятия речи... в связи с функциями речевой деятельности в обществе и с развитием личности». В связи с этим предметом ПЛ «является структура процессов речепроизводства и речевосприятия в их соотношении со структурой языка...». В свою очередь, психолингвистические исследования направлены на анализ языковой способности человека применительно к речевой деятельности, с одной стороны, и к системе языка — с другой. Какого-либо одного, общепринятого определения предмета исследования психолингвистики в отечественной и зарубежной науке до сих пор нет; в разных направлениях и школах психолингвистики он определяется по-разному. Вместе с тем, некоторые отечественные исследователи и многие педагоги высшей школы используют современное обобщенное определение предмета психолингвистики, предложенное А.А. Леонтьевым: «Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой» (139, с. 19). Объектом исследования психолингвистики выступают: человек как субъект речевой деятельности и носитель языка, процесс общения, коммуникации в человеческом обществе (основным средством осуществления которого и выступает речевая деятельность), а также процессы формирования речи (РД) и овладения языком в онтогенезе (в ходе индивидуального развития человека). Психолингвистика как психологическая наука Один из основоположников отечественной психолингвистики, А.А. Леонтьев считает, что психолингвистика на современном этапе ее развития органически входит в систему психологических наук. Если понимать психологию как «...конкретную науку о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов», то язык и речевая деятельность участвуют и в формировании и функционировании самого этого психического отражения, и в процессе опосредования этим отражением жизнедеятельности людей. Отсюда, по мнению А.А. Леонтьева, вытекает категориальное и понятийное единство психолингвистики и различных областей психологии. Само понятие речевой деятельности восходит к общепсихологической трактовке структуры и особенностей деятельности вообще — речевая деятельность рассматривается как частный случай деятельности, как один из ее видов (наряду с трудовой, познавательной, игровой и т.п.), имеющий свою качественную специфику, но подчиняющийся общим закономерностям формирования, строения и функционирования любой деятельности. Та или иная трактовка личности также непосредственно отражается в психолингвистике. Но особенно существенно, что через одно из своих основных понятий — понятие значения — психолингвистика самым непосредственным образом связана с проблематикой психического отражения человеком окружающего мира. При этом психолингвистика, с одной стороны, использует основополагающие понятия и результаты исследования, предоставляемые различными областями психологической науки; с другой стороны, ПЛ обогащает предметные области психологии как в теоретическом плане (вводя новые понятия и подходы, по-иному, более глубоко трактуя общепринятые понятия и пр.), так и в прикладном направлении, позволяя решать практические задачи, недоступные другим, традиционно сложившимся психологическим дисциплинам. Наиболее тесно психолингвистика связана с общей психологией, в особенности с психологией личности и когнитивной психологией. Так как она имеет непосредственное отношение к исследованию деятельности общения, еще одной, весьма близкой ей психологической дисциплиной является социальная психология и психология общения (включая теорию массовой коммуникации). Поскольку формирование и развитие языковой способности и речевой деятельности также входит в объект исследования психолингвистики, ПЛ самым тесным образом связана с психологией развития (детской и возрастной психологией). Наконец, она тесно связана и с этнопсихологией. В своем практическом аспекте психолингвистика связана с различными прикладными областями психологии: с педагогической психологией, специальной психологией (в частности, патопсихологией, медицинской психологией, нейропсихологией), психологией труда, включая инженерную, космическую и военную психологию, с судебной и юридической психологией, наконец, с недавно сложившимися областями психологии, такими, как политическая психология, психология массовой культуры, психология рекламы и пропаганды. Именно эти прикладные задачи, которое общественное развитие поставило перед психологией, и «послужили непосредственным толчком к возникновению психолингвистики как самостоятельной научной области» (139, с. 21). Вместе с тем следует подчеркнуть, что трактовка психолингвистики как «психологической науки» (другими словами, как одного, хотя и весьма специфического раздела психологии), разделяется не всеми учеными-психолингвистами. Ряд исследователей достаточно определенно и категорично рассматривает психолингвистику как полностью самостоятельную и «самодостаточную» науку. Взаимоотношения психолингвистики и лингвистики Помимо психологии, психолингвистика теснейшим образом связана и со второй образующей ее наукой — лингвистикой. Лингвистика (языкознание) традиционно понимается как наука о языке — основном средстве коммуникации, социального общения. Очевидно, что объектом лингвистики является речевая деятельность (речевые акты, речевые реакции). Но лингвист выделяет в ней то общее, что есть в организации всякой речи любого человека в любой ситуации, то есть те средства, без которых вообще невозможно представить внутреннее строение речевого акта. Предметом лингвистики является система языковых средств, используемых в речевом общении (коммуникации). При этом в общем языкознании делается акцент на системности этих средств, характеризующих строение любого языка, а в прикладной лингвистике — на индивидуальной специфике того или иного конкретного языка (русского, немецкого, китайского и др.). Главные тенденции в развитии современного языкознания сводятся к следующему. Прежде всего, изменилась сама трактовка понятия «язык». Если раньше в центре интересов лингвиста стояли сами языковые средства (т.е. звуковые, грамматические, лексические), то теперь стало очевидным, что все эти языковые средства представляют собой формальные операторы, с помощью которых человек осуществляет процесс общения, прилагая их к системе значении знаков языка и получая осмысленный и целостный текст (сообщение). Но само это понятие значения выходит за пределы речевого общения: оно выступает как основная когнитивная (познавательная) единица, формирующая образное восприятие мира человеком, и в этом качестве входит в состав разного рода когнитивных схем, эталонных образов, типовых когнитивных ситуаций и т.д. Таким образом, значение, бывшее раньше одним из многих понятий лингвистики, все больше превращается в основное, ключевое ее понятие. Другим важным предметом исследования современной лингвистики является «природа» текста — основной и универсальной единицы речевой коммуникации. И психолингвистика все больше интересуется именно текстами, их специфической структурой, вариативностью, функциональной специализацией. Как указывает А.А. Леонтьев, психолингвистика имеет наиболее тесные связи с общим языкознанием (общей лингвистикой). Кроме того, она постоянно взаимодействует с социолингвистикой, этнолингвистикой и прикладной лингвистикой, в особенности с той ее частью, которая занимается вопросами компьютерной лингвистики. Психолингвистика – наука молодая, совсем недавно (2003 г.) ей исполнилось пятьдесят лет. Для науки это почти самый начальный период становления и развития. Однако, несмотря на столь «юный возраст», психолингвистика в начале нового тысячелетия представляет собой уже достаточно сложившуюся область научных знаний. Это определяется двумя основными факторами. Во-первых, тем, что основу этой новой науки составили две древнейшие области научного знания, передавшие ей свои достижения по важнейшим разделам исследования. Так, из психологии в психолингвистику (разумеется, в трансформированном виде) вошли такие разделы психологии человека, как психология речи, психология общения, частично — возрастная, педагогическая и социальная психология, а также основополагающие теоретические концепции: теория деятельности, теория знака и символической деятельности, теория коммуникации и другие. Из языкознания в психолингвистике используется «арсенал» научных знаний структурной лингвистики, общего языкознания, практической лингвистики (теория и методика обучения родному и иностранному языку), семиотики и (почти в полном объеме) лингвистики текста. Во-вторых, психолингвистика, до момента своего возникновения и утверждения как самостоятельной области научного знания, имеет свою достаточно длительную и насыщенную событиями предысторию. Литература 1. Горелов И., Седов К. Основы психолингвистики. М., 1997. 2. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М., 1999. 3. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. Воронеж, 2001. 4. Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка. М., 1984. 5. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1997. 6. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979. 7. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М., 1996. 8. Общая психолингвистика: Хрестоматия. М., 2004. 9. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997. 10. Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику. М., 1989. 11. Секерина И. Психолингвистика // Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики. М., 1997. 12. Слобин Д., Грин Д. Психолингвистика. М., 1977. 13. Ушакова Т. Н. Речь человека в общении. М., 1989. 14. Ушакова Т. Н. Психолингвистика // Психология. СПб., 2000. 15. Фрумкина Р. М. Психолингвистика. М., 2001. 16. Шахнарович А. М. Проблемы психолингвистики. М., 1987.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |