Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положительное воздействие




1. Эффективность управления: эффект шока. Эффект шока заключается в том, что повышение заработной платы, которого в данном случае добился профсоюз, может заставить фирмы ввести усовершенствованные методы производства и организации труда и тем самым добиться повышения эффективности. Столкнувшись с ростом издержек в связи с повышением заработной платы членам профсоюза, наниматели будут вынуждены сократить издержки путем использования большего количества оборудования и поиска усовершенствованных методов производства, которые требуют меньше трудовых ресурсов и капитала на единицу продукции.

2. Сокращение текучести рабочей силы. Профсоюзы выполняют функцию коллективного голоса, выступая от имени своих членов при разрешении трудовых споров, обсуждения улучшения условий работы и т.д. Это значит, что если группа рабочих не удовлетворена условиями найма, у нее есть два возможных средства для выражения своего несогласия: «механизм добровольного увольнения» и «механизм устных контактов». Механизм добровольного увольнения предполагает использование рынка рабочей силы – уход с настоящего места работы в поисках лучшего – в качестве средства против «плохих» нанимателей и «плохих» условий труда. Механизм устных контактов включает в себя переговоры рабочих с нанимателями по поводу улучшения условий труда и разрешения трудовых споров.

Профсоюзы могут способствовать уменьшению текучести рабочей силы двумя способами:

- во-первых, профсоюзы используют механизм устных контактов вместо механизма добровольного увольнения с работы. Они эффективно регулируют производственные конфликты, которые «разрешались» бы рабочим путем добровольного увольнения и изменения места работы,

- во-вторых, преимущество в зарплате членов профсоюза удерживает их от перехода на другую работу. Более высокая зарплата превращает фирмы, охваченные профсоюзом, в более заманчивое место работы.

Сокращение текучести рабочей силы разными путями ведет к повышению эффективности:

Во-первых, в результате этого сокращения растет опыт рабочих, а следовательно, их производительность.

Во-вторых, уменьшаются расходы фирмы на набор новых рабочих, на предоставляемый им испытательный срок и найм рабочей силы в целом. Наконец, сокращение текучести побуждает нанимателей более охотно вкладывать капитал в обучение своих работников. Сокращение текучести увеличивает возможность того, что наниматели будут получать прибыли от любого вида обучения, которое они предоставят, и поэтому они более охотно повышают квалификацию своих рабочих.

3. Стаж работы и неорганизованное обучение. Во многих случаях подготовка работников, повышающая их производительность, осуществляется неорганизованно. Более квалифицированные рабочие могут объяснять менее квалифицированным рабочим, как они выполняют свои функции, на рабочем месте, во время обеденного перерыва или «перекура». Однако более квалифицированный и опытный рабочий может и не захотеть делиться своими знаниями с менее квалифицированным и неопытным рабочим, если последний способен впоследствии составить ему конкуренцию. Благодаря тому, что по настоянию профсоюзов при решении вопросов о повышении в должности или увольнении первостепенное значение придается трудовому стажу, такой опасности нет. Будучи защищенными, опытные рабочие с больше готовностью передают свои знания и опыт новичкам или вспомогательным рабочим. Неорганизованное обучение повышает качество и производительность рабочей силы в данной фирме.

 

Лекция 19.

ТЕОРИЯ РЕНТЫ

 

Природа земельной ренты обусловлена особенностями земли как экономического ресурса и отношениями землепользования. Земля – уникальное средство производства: она количественно ограничена, ее невозможно искусственно воспроизвести, земельные участки различаются по плодородию, то есть имеют различную естественную производительную силу.

Использование земли издавна регулируется системами экономических отношений. Количество земли фиксировано, поэтому, где бы практически не использовалась земля, ее предложение абсолютно неэластично. Это означает, что на рынке земли активен лишь спрос. При отсутствии эффекта изменения спроса на землю решающее влияние при использовании оказывает цена, которую устанавливает собственник этого ресурса.

Субъектами рыночной аграрной экономики являются два типа собственников – полный собственник и собственник по потреблению (владелец, пользователь). Полный собственник осуществляет монополию частной собственности: он волен дать или не дать предпринимателю приложить капитал к его земле. После заключения сделки по аренде определяется конкретный пользователь земли, который осуществляет монопольное право хозяйствования на данном участке земли. Там, где собственником земли является государство, а государственный земельный фонд велик, частное присвоение отсутствует и устанавливается один вид монополии – монополия на землю как объект хозяйствования, которую осуществляет собственник по потреблению (владелец, пользователь земельного участка).

Монополия на землю – исключительное право рыночного субъекта распоряжаться этим ресурсом – приносит ее обладателю дополнительный доход, который принимает экономическую форму земельной ренты. Монополия частной собственности порождает абсолютную земельную ренту, монополия хозяйства на земле – дифференциальную земельную ренту.

Рента – один из видов дохода на собственность, плата собственнику за разрешение применить капитал к земле. Ее размер определен в договоре об аренде. Рента уплачивается за все время, на которое земельный собственник по договору сдал землю в аренду. Следовательно, земельная рента – та форма, в которой земельная собственность реализуется экономически, приносит доход.

Арендная плата равна земельной ренте. Но, как правило, она превышает размер ренты, поскольку в аренду сдается земельный участок, на котором имеются сооружения, постройки, дороги и т.д. В таком случае в арендную плату помимо земельной ренты входит и ссудный процент, уплачиваемый за временное пользование примененным к земле капиталом.

Арендатор, стремясь получить больше дохода от арендуемой земли, делает добавочные вложения капитала. После окончания срока договора об аренде эти добавочные вложения капитала становятся достоянием собственника земли и на них начисляется процент при заключении нового договора. Поэтому арендатор заинтересован в аренде на длительный срок, а собственник земли – в краткосрочной аренде.

Продукты сельского хозяйства уникальны. Прирост населения и повышение доходов обеспечивают рост спроса на продукцию растениеводства и животноводства. Предложение же земли фиксировано, неэластично. Количество лучших и средних по качеству земельных участков ограничено. Спрос на продукцию превышает производственные возможности этих земель, поэтому цены удерживаются на таком уровне, что становится экономически выгодным производство и на худших участках. Этим объясняется и согласие общества платить дань земельным собственникам. На лучших по качеству землях при такой рыночной ситуации предприниматели получают добавочную прибыль, которая принимает форму дифференциальной ренты. По своей природе дифференциальная рента отличается от избыточной прибыли, создающейся в промышленности. Она – результат применения более высокой естественной производительной силы, а не капитала. В промышленности избыточная прибыль возникает при усовершенствованиях в производстве, которые впоследствии распространяются на другие предприятия.

Дифференциальная рента фиксируется как разность между индивидуальной ценой производства на участках, располагающих монополизированной рабочей силой, и ценой, которая складывается на рынке. Земельная собственность не имеет никакого отношения к созданию избыточной прибыли, но она является причиной превращения ее в форму земельной ренты. Поэтому ренту называют незаработанным доходом.

Необходимо отметить, что дифференциальный земельный доход превращается в ренту не благодаря особым трудовым усилиям работников, занятых в земледелии, а вследствие особых условий производства, связанных с редкостью, невоспроизводимостью и разнокачественностью земли.

Дифференциальная рента существует в двух видах.

Дифференциальная рента 1 связана с различием в качестве земли. Она, в свою очередь, делится на ренту по плодородию, получаемую с более плодородных земель, и ренту по местоположения земельных участков, получаемую с земель, стратегически выгодно расположенных по отношению к материалам, труду и потребителям.

Дифференциальная рента 2 предполагает интенсивный метод земледелия, добавочное вложение капитала: повышение плодородия почвы, применение прогрессивных биотехнологий, использование сортов растений с повышенным потенциалом продуктивности и т.д. В результате повышается урожайность, быстрее окупаются затраты. Предприниматель получает дополнительную прибыль.

Дифференциальная рента 2 выступает стимулом земледелия. Она, в отличие от дифференциальной ренты 1, до истечения срока договора присваивается арендатором. Но по истечении срока аренды и эта рента становится достоянием земельного собственника, что является одной из величайших помех внедрения рыночной экономики в аграрный сектор.

Динамика дифференциальной ренты.

 


Объем производства в сельском хозяйстве тесно связан с биологическими факторами, и этим обусловлен целый ряд особенностей интенсификации производства, процесса перевода его на индустриальную основу. Это выражается не только во внедрении техники, но и в широком распространении технологий индустриального типа. Сами же изменения в технологии эффективны в аграрном производстве лишь в том случае, если обеспечивается органическая связь биологических (растения, животные, почва) и механических (рабочие машины и оборудование) элементов производства, если они образуют единую биоиндустриальную систему.

Интенсификация предполагает взаимоувязанное совершенствование организации производства, хозяйственного механизма, техники, технологии, улучшение сортов растений и пород скота и т.д. Современное агропромышленное производство – сложная производственная биолого-экономическая система. По сравнению с системой промышленности большее значение имеет естественный цикл воспроизводства, фактор времени, экономические процессы приспосабливаются к биологическому ритму, ярче выражен вероятностный характер производства, из-за зависимости результатов от погодных условий. Поэтому здесь большая необходимость выбора и оценки выбора развития. К тому же избранные варианты ведения хозяйства должны отражать зональные особенности производства.

Если при интенсификации производства относительное плодородие земли остается прежним, то норма дифференциальной ренты 1 не изменится. Иначе дело обстоит с дифференциальной рентой 2.

Добавочные вложения капитала порождают неизменную, повышающуюся и понижающуюся эффективность.

В условиях индустриального сельского хозяйства научно-технический прогресс способствует, прежде всего, уменьшению неравенства естественного плодородия различных участков в результате повышения общего уровня агрокультуры. Происходит также снижение экономической роли местоположения участков в связи с развитием транспорта. Как следствие, появляется возможность отказа от обработки земель низких категорий.

Земли низшей категории в перспективе будут постепенно выводиться из сельскохозяйственного оборота, так как повышение урожайности вследствие роста интенсивности на остальных землях удовлетворит полностью потребности в сельскохозяйственной продукции. В результате уменьшится дополнительная прибыль, обусловленная различной производительностью равновеликих затрат капиталов, применяемых на земельных участках, разных по плодородию и местоположению.

Разрыв в эффективности последовательных затрат капитала в один и тот же земельный участок тоже сократится, поэтому что увеличится исходный уровень производительности под влиянием роста уровня интенсивности производства. таким образом, под воздействием научно-технического прогресса появляется тенденция повышения производительности применяемого капитала, которое может и не привести к образованию дополнительной прибыли, а лишь уменьшит стоимость производимой продукции.

Различия в степени интенсивности отдельных хозяйств даже в условиях индустриального сельского хозяйства будет еще долго сохраняться. Поэтому дополнительные вложения капитала будут обусловливать получение дополнительной прибыли. Но массовое вложение дополнительного капитала, делая более производительным весь капитал, ведет к уменьшению дифференциальной ренты.

 

 

Квазирента

 


Квазирента – извлеченный дополнительный доход в результате усовершенствования агротехники и интенсивного использования земли. Характер и количественные параметры усовершенствований зависят и от существующих в данное время и в данной местности условий землепользования, от предприимчивости, размеров капитала собственников и арендаторов земли.

Квазиренту характеризуют как неоправданную, но необходимую прибыль (когда речь идет о коротком периоде) вследствие того, что не приходится производить особые или «основные» издержки на производство средств производства, так как они уже есть и ожидают своего использования. Квазирента представляет собой необходимую прибыль по отношению к тем дополнительным издержкам, которые приходится с течением времени производить сверх основных издержек и которые в ряде отраслей намного важнее, чем основные издержки. Расчет на получение в будущем квазиренты составляет необходимое условие для вложения капитала в средства производства.

Разница между рентой и квазирентой обусловлена тем, что количество земли, имеющейся в распоряжении общества, - постоянная и фиксированная величина. В отличие от них другие средства производства, создаваемые человеком (здания, машины и т.д.) представляют собой «поток», способный увеличиваться или сокращаться в зависимости от колебаний спроса за продукцию, созданию которой они способствуют.

Сходство ренты и квазиренты выражается в том, что все средства производства невозможно производить быстро, поэтому в коротком периоде они тоже имеют фиксированное количество. Для этих периодов извлекаемые доходы находятся в таком же отношении к стоимости созданной с их помощью продукции, как и настоящая рента.

Теоретические предпосылки анализа чистой экономической ренты базируются на признании равноценности любых земельных угодий одинаковой площади. На практике различные участки земли обнаруживают разную степень продуктивности на вариации их использования. Это сказывается на ренте.

При этом дифференциальная рента – это понятие, фигурирующее не только на рынках земельных угодий и производства сельскохозяйственной продукции; она возникает как экономическая категория в случае использования любого рода ресурсов, не являющихся полностью однородными.

Монопольная и другие виды ренты

 


Монопольная рента основывается на монопольной цене, по которой продается продукт разного качества. Свойство, каким, например, является качество твердых сортов пшеницы, позволяющих получать муку высших сортов с особыми хлебопекарными качествами или особые сорта вин, создает этим сельскохозяйственным продуктам монопольное положение на рынке и позволяет продавать их по монопольно высоким ценам.

Монопольно высокая цена редких сельскохозяйственных продуктов не зависит от их общественной цены производства. Она определяется способностью покупателя платить за такой продукт высокую цену. Монопольная рента, таким образом, есть убыток не только над общественной ценой производства, но и над ценой всех сельскохозяйственных продуктов.

Разновидностью монопольной ренты является рента редкости, против которой конкуренция бессильна. Она составляет значительную часть доходов спортивных звезд и топ-моделей, выдающихся музыкантов и великих хирургов, собственника уникального виноградника и владельца единственного в мире целебного источника и т.д. С теоретической точки зрения выплата ренты не является необходимым условием оптимального размещения ресурсов. С одной стороны, музыкант или хирург все равно не оставили бы своего дела даже при низком вознаграждении. С другой стороны, сверхвысокий доход все равно не способен стимулировать увеличение производства благ и услуг с такими же уникальными свойствами, поскольку их предложение абсолютно ограничено.

Ренту получают и владельцы тех земельных участков, из недр которых добываются полезные ископаемые, или на которых возводятся постройки. Рента в добывающей промышленности (горная рента) образуется также, как и земельная рента. Индивидуальная цена производства продукции, добываемой из недр, различна, но на рынке она продается по цене производства, определяемой худшими условиями производства. Добавочная прибыль, получаемая вследствие этого на лучших и средних рудниках, шахтах и прочее, образует дифференциальную ренту, которую получает собственник земли.

В сравнении с землей месторождения нефти, руды и других при всех улучшениях и использованиях новейших технологий в добыче рано или поздно исчерпываются, а темпы добычи нефти неизбежно падают. Следовательно, владелец невозобновляемых природных ресурсов, имея такие ресурсы должен предвидеть, что израсходованные сегодня средства и запасы уже не могут принести пользу завтра. По мере истощения запаса невозобновляемых ресурсов стоимость их единицы для будущих пользователей будет расти. Предельная цена предложения полезных ископаемых включает, кроме предельных издержек на разработку рудника, также и плату за право его разработки.

Если шахта или рудник не являются неистощимыми, извлекаемый из них доход представляет собой частично плату за право разработки недр и частично ренту. В отличие от ренты эта минимальная плата непосредственно входит в состав затрат, производимую на каждую часть продукта, независимо от того, предельна она или нет.

Особое место занимает экологическая рента. Экологическим условиям жизнедеятельности свойственна дифференциация, часто весьма существенная. Качество естественной природной среды, уровень загрязнения среды обитания, ее благоустройство выступают естественной предпосылкой экологической ренты. Следствием их дифференциации являются различия в затратах на воспроизводство жизнедеятельности людей. При равенстве последних в регионах с относительно лучшими условиями обеспечивается более высокий уровень жизни. По мере ухудшения качества естественной природной среды существенно растет стоимость жизни и «потребительской корзины».

Экологическая рента фиксируется в более высокой арендной плате за землю, расположенную в лучших природных и экономических (с хорошо развитой инфраструктурой, дорожной сетью) условиях. Она имеет много общих черт с сельскохозяйственной рентой.

Условиями образования дифференциальной ренты 1 служат различия качества среды обитания, сложившееся вследствие природно-климатических факторов и географического расположения (удобство сообщения, близость к курортным, рекреационным центрам и т.д.). Владение лучшими земельными участками дает возможность извлечения дополнительных натуральных или денежных доходов, не связанных с участием в производстве. Поэтому эту ренту называют незаработанным доходом.

Цена земли


 

Земля как фактор производства имеет товарный характер, она продается и покупается и ее цена на рынке зависит от спроса на нее.

Качественная оценка земли есть определение в относительных цифрах степени пригодности почв для сельскохозяйственного производства. Укрупненная оценка завершается определением класса пригодности, а детализированная оценка производится в баллах бонитета (обычно по 100-балльной системе). В качестве критерия при оценке балла бонитета используют многолетнюю урожайность основных сельскохозяйственных культур.

Оценка земли предполагает:

- оценку потребительских свойств земли,

- оценку полезности ее свойств.

Для этого существует несколько методик. Показатели относительного плодородия обеспечивают дифференциальный земельный доход, величина которого зависит не только от уровня плодородия, созданного природой, но и от дополнительных вложений капитала и труда для совершенствования земли. Но, продавая земельный участок, его владелец продает не почву как таковую, а право на получение с него ежегодного дохода (ренты). Поэтому он рассчитывает получить за землю такую сумму, которая, будучи помещена в банк, принесет ему доход в форме процента, равного ренте:

 

Цена земли =× 100

 

На цену строительных участков наибольшее влияние оказывает дифференциальная рента по местоположению. Однако совокупную стоимость участка под застройку образует такая стоимость, какой он обладал бы, если бы его освободили от строений и продавали на свободном рынке. Годовая стоимость строительного участка – это доход, который обеспечит его рыночная цена по текущей процентной ставке. Она значительно превышает стоимость по местоположению.

Годовую стоимость земли, которая определяется ее местоположением в районах с наиболее благоприятным климатом и лучшими свойствами, называют «первоначальной стоимостью». Именно она непосредственно связана с рентой. Налог на общественную и индивидуальную стоимость по-разному оказывает влияние на рыночную цену продукции, производимую на земле, и в качестве обратного действия – на цену земли. Так, фермер, владеющий землей, старается перекладывать часть налога на потребителя, увеличивая цены на производимую продукцию. Однако это может привести к ограничению спроса, а значит, и сокращению дохода. Для того, чтобы решить, какую часть этого налога следует переложить на потребителя, необходимо выяснить предел выгодности затрат, будь это предел для небольших затрат, производимых на скудных и далеко удаленных от рынка землях, или предел выгодности крупных затрат, производимых на крупных землях, расположенных вблизи густонаселенных, промышленных районов. Это зависит от удельного веса продукции, производимой на участках.

 

 

Лекция 20.

ИНВЕСТИЦИИ

 

Инвестиции – это вложения в капитал, как денежный, так и реальный. Она осуществляется в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимо имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности.

Инвестиции в воспроизводство основных фондов и связанные с этим изменения оборотного капитала называются капитальными вложениями. К капитальным вложениям относятся:

- затраты на строительные работы всех видов,

- затраты по монтажу оборудования, на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в сметах на строительство,

- на приобретение производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство,

- на приобретение машин и оборудования, не входящих в сметы на строительство,

- на прочие капитальные работы и затраты.

Затраты на капитальный ремонт в капиталовложения не включаются.

Сущность практических действий по реализации инвестиций называется инвестиционной деятельностью, а осуществляющие инвестиции лица - инвесторами.

Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:

- собственных средств инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления, сбережения граждан, юридических лиц и т.д.),

- заемных финансовых средств инвестора (облигационные займы, банковские и государственные кредиты),

- привлеченных финансовых средств инвестора (средств, получаемых от продажи акций, паевых и иных взносов граждан и юридических лиц),

- бюджетных инвестиционных ассигнований.

Анализ инвестиций можно подразделить на несколько направлений:

1. Анализ динамики инвестиций, очищенный от инфляции, позволяет судить об инвестиционной активности фирмы.

2. Анализ структуры инвестиций, объектами которого могут являться:

- производственная (отраслевая) структура инвестиций, во многом характеризующая будущую картину производственной диверсификации фирмы,

- география инвестиций, включая затраченные капиталовложения, во многом характеризующая территориальную экспансию фирмы,

- воспроизводственная структура капиталовложений, то есть соотношение между вложениями в новое строительство, в расширение действующих предприятий, в техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий,

- технологическая структура капиталовложений, то есть соотношение затрат на строительно-монтажные работы (пассивная часть инвестиций) и на приобретение оборудования, машин, инструмента (активная часть),

- концентрация инвестиций: чем меньше стоимость незавершенного строительства по отношению к годовому объему инвестиций, тем лучше.

3. Анализ доходности и другие направления анализа.

 

Проектный анализ

 


Проектным анализом называется процесс анализа доходности капитального проекта, то есть это сопоставление затрат на капитальный проект и выгод, которые будут получены от этого проекта.

По мере подготовки и реализации капитальный проект проходит «жизненный цикл», состоящий из различных стадий:

1,2. Предидентификация и идентификация проекта (эти две стадии часто объединяют). На этих стадиях вначале рождается сама идея, а затем подготавливаются основные детали проекта, который проходит предварительное обоснование и сравнивается с другими проектами, признается заслуживающим детальной проработки. Иными словами, это стадия предварительного технико-экономического обоснования.

3. Разработка проекта. На этой стадии идет детальная проработка всех аспектов проекта, которые окончательно должны обосновать выгодность проекта. Это можно назвать стадией подготовки технико-экономического обоснования.

4. Оценка проекта. Это экспертиза, которую проходит подготовленный проект (он изучается и обсуждается руководством фирмы, независимыми экспертами, потенциальными кредиторами, государственными учреждениями и т.д.).

5. Принятие проекта. На этой стадии руководство всех уровней и кредиторы принимают окончательное решение по проекту, а так как у самой фирмы обычно есть альтернативные возможности использовать экономические ресурсы или же у кредиторов есть предложения о финансировании других проектов, то эта стадия может оказаться достаточно продолжительной.

6. Осуществление проекта. В этом случае главным является контроль и наблюдение за реализацией проекта, с тем, чтобы не отклонялся от графика, и одновременное внесение оперативных изменений в проект, если они действительно необходимы.

7,8. Эксплуатация проекта и оценка его результатов. На этих стадиях не только получают выгоды от введенного в строй объекта, но и неоднократно сравнивают полученные результаты с планировавшимися. Это нужно и для анализа выявляющихся отклонений, и для приобретения опыта подготовки новых проектов. Последняя стадия – обычно самая продолжительная, так как проект начинает работать и приносить выгоду.

 

Направления проектного анализа

 


На всех стадиях проекта идет анализ его основных аспектов (направлений анализа).

1. Технический анализ, задачей которого является определение наиболее подходящей для данного инвестиционного проекта техники и технологии.

2. Коммерческий анализ, в ходе которого анализируется рынок сбыта той продукции, которая будет производиться после реализации инвестиционного проекта, то есть сколько нужно производить этой продукции, и рынок закупаемой для проекта продукции.

3. Институциональный анализ, задача которого состоит в оценке организационно-правовой, административной и даже политической среды, в которой будет реализовываться проект, и приспособлении его к этой среде, особенно к требованиям государственных организаций. Другой важный момент – приспособление самой организационной структуры фирмы к проекту.

4. Социально-культурный анализ, во время которого необходимо исследовать воздействие проекта на жизнь местных жителей, добиться благожелательного или хотя бы нейтрального их отношения к проекту.

5. Анализ окружающей среды, который должен выявить и дать экспертную оценку ущербу, наносимому проектом окружающей среде, а также предложить способы смягчения или предотвращения этого ущерба.

6. Финансовый анализ. Оценивается доходность проекта с точки зрения фирмы и ее кредиторов.

7. Экономический анализ. Оценивается доходность проекта с точки зрения всего общества (страны).

 

Техника проектного анализа

 


Проектный анализ осуществляется на базе определенных приемов (методов).

1. Метод «с проектом – без проекта». В модифицированном виде этот прием можно представить в виде формулы:

Винв. = ΔВпр. – ΔСпр.

 

где Винв. – выгода (доход) инвестиционного проекта, ΔВпр. – изменения в выгодах (доходах) благодаря проекту, ΔСпр. – изменения в затратах благодаря проекту.

Пример. Предположим, что у фирмы есть проект, рассчитанный на семь лет. Как изменятся выгоды (доходы) фирмы, если она осуществит этот проект и если она от него откажется? Без проекта доходы фирмы составят 50 млн. рублей, а затраты – 40 млн. рублей. В случае реализации проекта доходы возрастут до 90 млн. рублей, а затраты – до 60 млн. рублей.

  Доходы Затраты Прибыль
С проектом      
Без проекта      
Изменения      

 

Таким образом, реализация проекта повысит прибыль фирмы на 20 млн. рублей, несмотря на рост затрат из-за проекта.

2. Наименьшие затраты. В тех случаях, когда выгоды заранее заданы, но из трудно оценить в денежном измерении, возможно использование приема «наименьшие затраты». Например, руководство крупной фирмы, действующей в одном городе, поставило цель: обеспечить за счет фирмы содержание детей сотрудников в детских садах. Для достижения этой цели и получения тем самым выгоды нужно разработать несколько альтернативных проектов. Например, фирма может:

а). построить и содержать один крупный детский сад,

б). содержать в разных районах города несколько небольших детских садов,

в). оплачивать сотрудникам содержание их детей в других детских садах города.

Таким образом, выгода у всех этих альтернативных проектов одна и та же, а затраты различны, но соизмеримы в денежном выражении. Поэтому необходимо найти наименее дорогостоящий проект, то есть наиболее эффективный способ осуществления затрат для достижения поставленной цели.

3. Подход к амортизации и инфляции. Включать ли в затраты те амортизационные отчисления, которые начисляются в ходе жизненного цикла проекта, особенно на его последней стадии, то есть после ввода в действие машин, оборудования, зданий, сооружений и других элементов основного капитала? амортизационные отчисления не следует включать в затраты проекта, чтобы избежать двойного счета, потому что амортизационные отчисления все равно будут учтены в цене производимой по проекту продукции, то есть при определении выгоды от проекта.

Инфляция повышает цены на все товары и услуги. В стране с высокой инфляцией часто стремятся пораньше реализовать проект, так как потом он будет стоить дороже. Но если реализовать проект позже, то тогда вырастут и выгоды от него, так как в дальнейшем цены на продукцию проекта тоже будут намного выше. Поэтому в странах, где нет гиперинфляции, проекты обычно рассчитывают без учета инфляции, то есть считая, что она одинаково воздействует на выгоды и затраты.

Стоимость денег во времени.

 

 

Один из принципов проектного анализа состоит в том, что необходимо сопоставлять затраты и доходы, возникающие в разное время. Так, затраты на осуществление проекта растягиваются во времени, а доходы от проекта, помимо растягивания во времени, возникают обычно после осуществления затрат.

Можно представить ситуацию, что вместо того, чтобы тратить 1 рубль сейчас, ссужаем его на один год, получив взамен долговое обязательство. Мы как бы лишаем себя возможности потратить этот рубль на себя сейчас. Это предпосылка для того, чтобы нам вернули через год не 1 рубль, а больше: ведь рубль, истраченный сейчас, стоит больше, чем рубль через год. Тому есть три причины:

1. Инфляция. Если через год на 1 рубль можно купить набор товаров и услуг, который сейчас стоит 50 копеек, то и цена долгового обязательства на год в 1 рубль сейчас составляет 50 копеек.

2. Процент. Положенный сегодня в банк на депозит 1 рубль через год превратится в сумму, намного его превышающую (например, в 1 рубль 70 копеек, если процентная ставка составляет 70%). Поэтому если кто-то должен выплатить нам через год 1 рубль, то сегодня ему для этого нужно положить под проценты 50 копеек.

3. Риск. Всегда есть опасность, что тот, кто должен вам выплатить через год 1 рубль по долговому обязательству, откажется сделать это или попросит отсрочку. В результате через год долговое обязательство в 1 рубль может быть не погашено.

Поэтому говорят о таком понятии, как стоимость денег во времени. Оно означает, что рубль, полученный раньше, стоит больше, чем рубль, полученный позже.

В экономическом и финансовом анализе используют специальную технику для измерения текущей и будущей стоимости одной денежной меркой. Эта техника называется дисконтированием.

Дисконтирование является процессом, обратным начислению сложного процента. Процесс роста основной суммы вклада за счет накопления процентов называется начислением сложного процента, а сумма, полученная в результате накопления процентов, называется будущей стоимостью суммы вклада по истечении периода, на который осуществляется расчет. Первоначальная сумма вклада называется текущей стоимостью.

Пример. Предположим, что мы положили в банк 1 рубль при ставке 10% в год. Таким образом, текущая стоимость составляет 1 рубль.

Начисление сложного процента

Год Будущая стоимость
  1 + 0,1×1 = 1,1
  1,1 + 0,1×1,1 = 1,21
  1,21 + 0,1×1,21 = 1,33

 

Формализуем эти объяснения, обозначив будущую стоимость FV (future value), текущую стоимость PV (present value), r – процентную ставку, n – число лет.

При начислении сложного процента будущую стоимость находим путем умножения текущей стоимости на (1 + процентная ставка) столько раз, на сколько лет делаем расчет:

FV = PV × (1 + r)n

 

Теперь предположим, что наша задача – определить, каков должен быть первоначальный вклад, чтобы к концу третьего года он составил 1 рубль 33 копеек, исходя из процентной ставки 10% в год. Этот вклад называется текущей стоимостью будущей стоимости в 1 рубль 33 копейки. Процесс определения этой текущей стоимости, обратный начислению сложного процента, и будет дисконтированием.

Таким образом, при дисконтировании находим текущую стоимость путем деления будущей стоимости на (1 + процентная ставка) столько раз, на сколько лет делаем расчет:

 

PV =

 

Пример. Предположим, что в течение 20 лет будет ежегодно поступать доходы в размере 1 рубль. Какова будет текущая стоимость этих рублей?

Дисконтирование

Год Будущая стоимость Текущая стоимость
    1: 1,101 = 0,91
    1: 1,102 = 1: 1,21 = 0,83
    1: 1,103 = 1: 1,33 = 0,75
    1: 1,105 = 1: 1,62 = 0,62
    1: 1,1010 = 1: 2,6 = 0,39
    1: 1,1020 = 1: 6,7 = 0,15

 

Для обеспечения расчетов при начислении сложного процента и при дисконтировании существуют таблицы, в которых для каждого года и для каждой процентной ставки заранее вычислены величины (1 + r)n и (1 + r)-n. Эти величины называются соответственно фактор сложного процента (множитель наращения) и фактор дисконтирования (дисконтный множитель).

Дисконтирование, как и начисление сложных процентов, базируется на использовании процентной ставки. Как определить процентную ставку для дисконтирования, так называемую ставку дисконта? В экономическом анализе ее определяют как уровень доходности, который можно получить по разным инвестиционным возможностям. Например, если нашему проекту есть две реальные альтернативы: вложить средства в казначейские (государственные) облигации под 60% годовых или в акции надежных компаний, дающие не менее 80% годовых, или же положить их в банк под 70% годовых, то для экономического анализа ставкой дисконта будет 80%.

При финансовом анализе за ставку дисконта берут типичный процент, под который данная фирма может занять финансовые средства. Если банки кредитуют фирму по ставке 90%, то это и будет ставкой дисконта. Однако если в проекте уровень риска выше обычного для данной фирмы, то ставка дисконта должна быть выше, так как рискованность проекта влияет на доходность. Фирме нужно получать больший доход, чтобы компенсировать риск, то сеть возможные потери. Соответственно, и банк будет давать фирме кредит на рискованный проект под боле высокий процент, чем обычно.

 

Лекция 21.

БИЗНЕС-ПЛАН

 

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров создаваемого предприятия и сферы, к которой оно относится. Предприниматель, желающий наладить производство электронной техники должен подготовить подробный план – это диктуется и техническими сложностями самого продукта, и масштабами рынка электронной техники. Если же речь идет о розничной торговле, то бизнес-план может быть гораздо более простым.

Бизнес-план нужен не только самому предпринимателю, но и его потенциальным инвесторам, а также будущим сотрудникам предприятия, которым небызинтересно будет с ними ознакомиться. Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

- дает возможность определить жизнеспособность будущего предприятия в условиях конкуренции,

- содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприниматель будет действовать нам этапе становления предприятия,

- служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

При составлении бизнес-плана приходится думать о будущем и предоставлять себе, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху.

Структура бизнес-плана.

Время, которое занимает составление бизнес-плана, зависит от опыта и подготовки предпринимателя. План должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, его потенциальны инвестор смог получить полное представление о предлагаемом проекте и понять его цели.

1. Титульный лист. В нем указываются:

- полное название и адрес фирмы,

- Ф.И.О. предпринимателя и его контактные телефоны,

- суть предлагаемого проекта (2-3 фразы),

- совокупная стоимость проекта,

- заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению. Для предпринимателя это важно, поскольку защищает его права на идею.

2. Вводная часть. Она должна быть краткой (не более 3-4 страниц) и должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно – чем будет заниматься создаваемое предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на его продукцию и почему предприниматель считает, что этот проект будет успешным.

3. Анализ положения дел в отрасли. Рекомендуется провести краткий исторический экскурс, дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о намечающихся тенденциях развития. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальным конкурентов, указать их сильные и слабые стороны и то, какую роль может сыграть каждый из них в судьбе затеваемого дела.

4. Сущность предлагаемого проекта. Нужно описать предлагаемый продукт или услугу, рассказать о том, где и в каком помещении будет находиться фирма или ее офис, сколько и каких специалистов потребуется, рассказать немного о себе и своих партнерах (если таковые имеются) и, если предприятие уже существует, рассказать о том, что и как оно выпускало раньше.

5. Производственный план. Если создаваемое предприятие относится к категории производственных, для него необходимо составить производственный план, содержащий полное описание всего производственного процесса. Необходимо дать схему производственных потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием для каждого наименования фирмы-поставщика (название, адрес, условия поставки), ориентировочную стоимость, а также список производственного оборудования, которое может понадобиться в будущем.

Если создаваемое предприятия – торговое, то данный раздел плана называется «Торговый план». В нем описывается процедура закупки партий товаров, схема контроля за уровнем товарных запасов и план складских помещений.

6. План маркетинга. Маркетинг – это искусство предложить потребителю товар или услугу, которая будет пользоваться спросом, правильно назначить цену, подобрать каналы сбыта и организовать рекламную кампанию.

План маркетинга должен удовлетворять следующим критериям:

- в его основе должны лежать реальные факты и реалистичные допущения,

- он должен предусматривать рациональное использование всех наличных ресурсов,

- он должен строиться с расчетом на перспективу, так чтобы каждый последующий план маркетинга вытекал из предыдущего,

- все формулировки должны быть краткими и ясными,

- план должен быть гибким, поскольку от этого может зависеть его успешная реализация,

- он должен давать количественные ориентиры, по которым можно будет отслеживать его выполнение.

Этапы составления плана маркетинга:

а). А нализ текущей ситуации. Это анализ внешних (тенденции в экономике, демографии, технологии, динамике спроса и т.д.) и внутренних (финансовые ресурсы, кадры и т.д.) факторов, оказывающих влияние на создаваемое предприятие.

б). Сегментация рынка – это разбиение на более мелкие, однородные участки. Зная, из каких сегментов состоит рынок, предприниматель может выбирать, на какие именно сегменты ориентироваться – на все, на некоторые или вообще лишь на один конкретный сегмент.

в). Сильные и слабые стороны. Для предпринимателя важно с самого начала выяснить все преимущества и недостатки своего продукта с точки зрения выбранного сегмента рынка.

г). Выбор целей и задач. Они должны давать ясное понимание того, к чему следует стремиться, и выражаться в конкретных показателях (желательно количественных) – доле рынка, рентабельности, объемах продаж (в разбивке по регионам), темпах, разветвленности системы сбыта, числе перспективных разработок, показателях, характеризующих политику цен и рекламную политику.

д). Выбор стратегии маркетинга и обеспечивающих ее программ. Этот комплекс решений должен дать ответ на вопрос, каким путем надо идти.

Неудачная формулировка: нужно добиться увеличения объемов продаж путем снижения цен.

Удачная формулировка: нужно добиться увеличения объемов продаж путем:

- снижения цен на 10%,

- презентации продукции на ярмарке,

- рассылки по почте 1000 рекламных писем потенциальным потребителям.

е). Распределение обязанностей. Необходимо назначить исполнителей, которые будут отвечать за реализацию каждой программы или мероприятия, предусмотренного планом.

ж). Контроль за реализацией плана маркетинга. Обычно подразумевается отслеживание конкретных показателей – объемов продаж по видам продукции, по регионам, по торговым агентам и т.п. Получение любого сигнала о неблагополучии позволит предпринимателю вовремя принять меры и перестроить свою стратегию.

7. Организационный план. В данном разделе бизнес-плана следует указать форму собственности создаваемого предприятия – будет ли это единоличное предприятие, товарищество или акционерное общество. Если предприятие мыслится как товарищество, необходимо привести условия, на которых оно строится. Если речь идет об акционерном обществе, необходимо дать сведения о количестве выпускаемых акций, о том, к какому типу эти акции относятся, указать имена, адреса и краткие биографические сведения о всех членах совета директоров и руководителях этого предприятия. Рекомендуется также представить организационную схему с указанием для каждого руководителя его места в организационной иерархии и круга его обязанностей.

8. Оценка риска. Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность может также представлять технический прогресс, который способен «состарить» любую новинку. Полезно также заранее выработать стратегию своего поведения на случай внезапного возникновения угрозы со стороны какого-либо из этих факторов. Наличие альтернативных программ и стратегий в глазах потенциального инвестора будет свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.

9. Финансовый план. Он, как правило, состоит из трех частей.

Во-первых, он должен содержать сводный прогноз доходов и расходов на первые 3 года.

Во-вторых, прогноз денежной наличности (cash-flow).

В-третьих, прогнозный баланс.

10. Приложения. Можно привести письма от клиентов, торговых организаций, субподрядчиков, копии уже заключенных договоров, прайс-листы поставщиков и конкурентов.

 

Лекция 22.

МАКРОЭКОНОМИКА

ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА МАКРОЭКОНОМИКИ

 

Раздел науки о хозяйстве как целом, о проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственного механизма, о функциях государства и экономической политике называется макроэкономикой.

Особенности макроэкономики состоят в том, что в этом разделе экономической теории изучаются отношения, которые объединяют национальное хозяйство в единое целое. Анализ реальной действительности во всех странах позволяет выявить следующие объективные основания, на которые опирается и благодаря которым скрепляется единство всего национального хозяйства.

Во-первых, макроэкономика – это не простая механическая сумма низовых звеньев народного хозяйства. Она представляет такую совокупность прочных связей, которые интегрируют всех хозяйственные элементы в единую целостность. К объединяющим взаимоотношениям можно причислить:

а). общее разделение труда между всеми крупными сферами, отраслями производства и регионами,

б). кооперирование крупных структурных подразделений производства (поставка друг другу частей совместно изготовляемой продукции),

в). национальный рынок, образующий единое экономическое пространство.

В результате такой интеграции образуется макросистема, которую принято именовать народнохозяйственный комплекс. Он органически соединяет все звенья материального и нематериального производства в целостный организм.

Во-вторых, материальным фундаментом макроэкономики является национальное богатство.

Национальное богатство – совокупность созданных трудом и накопленных материальных благ, имеющихся в стране. Эта совокупность включает:

а). производственные основные фонды (здания, машины, оборудование и другое),

б). непроизводственные основные фонды (жилища, здания и оборудование учреждений образования, здравоохранения и т.п.),

в). материальные оборотные средства,

г). личное имущество населения.

В-третьих, макроэкономика опирается на свою специфическую хозяйственную базу, призванную осуществлять общенациональные потребности и интересы. Сюда входят:

а). значительное государственное присвоение материальных благ и услуг,

б). производство общественных (государственных) благ и организация их коллективного потребления,

в). общенациональная инфраструктура (производственная и социальная).

В-четвертых, государство устанавливает макроэкономические связи, которые по вертикали соединяют его со всеми домашними хозяйствами и фирмами. Через такие связи оно проводит активную экономическую политику, используя финансы, кредит, бюджет и другие имеющиеся в его распоряжении средства и рычаги воздействия на ход хозяйственного развития страны.

Основные показатели макроэкономики

 


Центральным показателем Системы национальных счетов является валовый внутренний продукт (ВВП). Кроме того, используется и другой показатель – валовый национальный продукт (ВНП).

Разница между ВВП и ВНП состоит в следующем:

- ВВП подсчитывается по территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны,

- ВНП – это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).

Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев.

К факторным доходам относятся:

- доход наемных работников,

- рентный доход,

- ссудный процент,

- прибыль предприятий.

Обычно, чтобы рассчитать ВНП, к показателю ВВП добавляют разность между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом, с одной страны, и прибылями и доходами, полученными иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране, с другой стороны.

 

 

Лекция 23.

СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Рассмотрение общих взаимосвязей и взаимозависимостей в рамках экономической системы как целого требует и соответствующего агрегирования экономических категорий.

На реальном рынке встречаются не два контрагента – продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей, к примеру, продавцов рубашек и галстуков и тех, кто, располагая соответствующими денежными средствами, желает приобрести эти, а возможно, и другие товары. Цены, по которым предлагаются (реализуются) и покупаются рубашки и галстуки, как и любые иные товары, устанавливаются на основе многих массовых, а не единичных сделок. Объемы предложения и спроса на рынке товаров и услуг устанавливаются в соответствии с регулирующей ценой, а цена, в свою очередь, зависит от объемов спроса и предложения, от соотношения между ними.

В данном случае речь идет не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении одного конкретного товара, а о совокупных, агрегированных спросе и предложении в рамках национального рынка. Иными словами, конкретные товары – галстуки и рубашки, холодильники, макароны – объединяются в совокупную массу товаров, выражаемую не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены. А спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как совокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос потребителей, предприятий и государства, исчисляемый обычно в масштабе года, а с другой стороны, это предложение годового национального продукта, как правило, соответствующего объему годового производства, рассчитанному применительно к сложившемуся уровню цен.

Совокупный спрос – это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен.

Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен.

Совокупный спрос и совокупное предложение могут быть изменены в текущих или неизменных ценах, изображены в виде кривой, графика. Постоянное движение цен создает определенные трудности с описанием этих категорий, поэтому для измерения объема и динамики агрегированных совокупностей используются индексы, при которых показатели спроса и предложения исчисляются по отношению к базовому или отчетному периоду.

Зависимость между совокупным спросом и уровнем цен – обратная, то сеть такая же, как между спросом на отдельный товар и его ценой. Зависимость между совокупным предложением и уровнем цен – прямая: с ростом цен растет и предложение. Подобная же зависимость существует между предложением отдельного товара и ценой на этот товар.

Взаимосвязь совокупных спроса и предложения

 

 


При рассмотрении агрегированных показателей наблюдается следующее различие. Дело в том, что совокупный спрос и совокупное предложение – это не просто механическая сумма индивидуальных величин (спроса и предложения), а качественно новая категория.

Рассмотрим совокупный спрос. Вполне очевидно, что он растет вместе с ростом доходов, но растет не строго пропорционально росту доходов, поскольку с увеличением доходов они не все направляются на потребление, а частично откладываются на увеличение сбережений. Если продолжить рассуждение, то можно прийти к выводу, что предложение на определенном этапе начинает обгонять спрос. Часть предложения товаров и услуг, растущего вместе с ростом национального продукта, оказывается излишней по отношению к изменившемуся объему и структуре спроса. В этом случае производители не могут полностью реализовать производимую продукцию; увеличиваются запасы непроданных товаров. Предприниматели несут убытки. Они вынуждены либо снижать цены (этому нередко препятствуют высокие производственные издержки), либо сокращать производство.

Может возникнуть и иная ситуация, которая была характерна для нашей страны. Ее отличало иное соотношение динамики агрегированных величин: не предложение опережало спрос, а напротив, совокупный спрос обгонял совокупное предложение. В этом случае взаимоотношения спроса и предложения в обществе основываются на модели централизованного регулирования, роль цены сведена до минимума. Отсутствует механизм обратной связи, механизм саморегулирования, который должен был бы своевременно подтягивать производство по объему и структуре к изменяющемуся спросу. Отсюда постоянное нарушение сбалансированности, растущий дефицит потребительских товаров, нехватка инвестиционных товаров.

Выделяя факторы, определяющие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, можно получить лишь самое общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, складывающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразнее, противоречивее.

Когда в условиях развитого рыночного хозяйства возникает ситуация, при которой спрос несколько опережает предложение, то в действие тотчас же вступает корректирующий механизм цен. Предложение подчиняется ценовым сигналам и следует за ростом цен. Это обычная реакция, позволяющая подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало или оторвалось от изменившихся потребностей спроса.

Р S

 

Ро

 

 

D

 

Q

Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения

 

При росте цен растет предложение, снижается спрос. При движении цен в обратном направлении предложение сокращается, спрос увеличивается. В какой-то момент агрегированные спрос и предложение пересекаются в точке Ро: равновесная цена совпадает с равновесным предложением.

 

 

Ценовые и неценовые факторы

 


Каждый продавец должен ходить на конкурентный рынок не со своей индивидуальной ценой, а с ценой, обусловливаемой взаимодействием спроса и предложения, то есть рыночной. Эта цена в определенной степени стабильна; она имеет свойство восстанавливаться после конъюнктурных колебаний.

Рыночная экономика стремится к равновесному уровню под воздействием собственных, прежде всего, ценовых факторов. Определяющую роль играет закон спроса и предложения, суть которого в приспособлении производства и предложения по объему и структуре к общественным потребностям, проявляющимся в виде спроса.

Разумеется, предложение и спрос формируются (в реальной действительности) под воздействием как ценовых, так и неценовых факторов. Совокупный спрос зависит от денежных доходов населения и уровня цен. Снижение цен равнозначно увеличению доходов, напротив, повышение цен ведет к снижению доходов и покупательной способности. На размеры и структуру спроса влияют также система налогообложения, возможности и условия предоставления кредита, состояние денежного обращения. Совокупный спрос формируется и под воздействием демографических процессов, географических особенностей, национальных и исторических традиций, профессиональной структуры, имущественной дифференциации населения. Столь же многообразны факторы совокупного предложения при определяющей роли цен на сырье, топливо и комплектующие, от чего зависит уровень производственных издержек и степень прибыльности.

В реальности рыночный механизм действует успешно, когда нет резкого колебания цен, непредвиденного и опасного воздействия внешних факторов (политических потрясений, войн, кризисов). Глубокие и непредсказуемые скачки цен приводят в замешательство рыночную экономику. Не срабатывают привычные финансовые и правовые регуляторы. Рынок не желает возвращаться в равновесное состояние или приходит в норму далеко не сразу, со значительными издержками и потерями.

Три нетипичных варианта взаимодействия

 


1. Не исключена ситуация, когда под влиянием внешних факторов движение цен приобретает резко падающий, обвальный характер по отношению к какой-то группе товаров, а это, в свою очередь, отражается на рыночной конъюнктуре в целом, ибо рынки взаимосвязаны, воздействуют друг на друга. Если на одном из товарных рынков цена утрачивает свою координирующую роль, оказывается неспособной согласовать спрос и предложение, но это состояние может передаваться «по цепочке» на смежные сегменты.

Как возникает начальный негативный импульс? Он может образоваться, к примеру, в результате необычно высокого урожая овощей, других сельскохозяйственных культур. В итоге рынок оказывается перенасыщенным. На него выбрасываются все новые и новые партии сельскохозяйственных товаров. Цены постепенно снижаются. Но наступает момент, когда спрос достаточно насыщен. поступление новых партий товаров нарастает, каждый производитель торопится реализовать свою продукцию, пока еще сохраняется относительно нормальный уровень рыночных цен. Однако даже, казалось бы, небольшой перевес предложения приводит к тому, что неожиданно цены равновесия (Р1, Р2) резко падают вниз (Р3). Чтобы поддержать падающие цены и окупить издержки, производители (и поставщики) уничтожают часть урожая: на графике кривая предложения Sc пошла влево.

Р P1

 

P2

P3

 

Sc

 

 


Q

 

Рынок в данном сегменте дезорганизован. Сброс части продукции не помогает удержанию цен. Некоторое сокращение поставок должно было бы поднять точку равновесия, а она продолжает падать вниз. Временная потеря координирующей функции цен на одном участке (сегменте) рынка вызывает напряжение на других, задержки с расчетами, непредвиденные колебания. Вместо относительно плавного, постепенного движения цен наблюдаются скачки, обвалы, нарушается устойчивость системы в целом или на ее отдельных, но существенных горизонтах.

2. Рассмотрим иной вариант, связанный с катастрофическими скачками мировых цен на наиболее важные товары. Так произошло, в частности, в 70-х годах 20 века в результате резкого повышения цен на нефть со стороны стран-членов ОПЕК, что оказало достаточно серьезное и продолжительное воздействие на экономику многих стран, в том числе на экономику США. За сравнительно короткий срок цены на нефть выросли в 4 раза. Это вызвало цепную реакцию во всей структуре мировых цен, удорожание импорта, ухудшение платежных балансов, обострение конкурентной борьбы. Усилилась инфляция, снизилась покупательная способность (совокупный спрос) населения.

Никакие равновесные цены не в состоянии были успокоить экономику. Своеобразный парадокс состоял в том, что именно цены вызвали резкие колебания совокупного спроса, создали предпосылки для структурных перемен в производстве и, следовательно, в структуре совокупного предложения. В нестандартной ситуации потребовались нестандартные государственные меры регулирования. Чтобы преодолеть негативные последствия «нефтяного шока», потребовалось срочно разработать но




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.