Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины возникновения социологии

Социология как наука

XXI век будет веком гуманитарных наук, или его не будет (Клод Леви Стросс)

План:

1) Становление социологической науки

2) Понятие социологии, ее структура

3) Методы и функции социологии

1 30-е годы XIX в. связаны с именем французского мыслителя О. Конта (1798-1857). Именно в это время возникает социология. Конт является основоположником позитивизма (позитивная управляемая перестройка). Главная идея в том, чтобы истинность научных понятий, идей и выводов подтверждалась опытным путем, а методы должны быть такими же строгими, как у естественных наук. Первоначально Конт называл новую науку социальной физикой. Конт понимал социологию как науку об обществе.

Также он выделял стадии познавательной деятельности человека:

1) Теологическая. Явления природы и жизни объясняются сверхъестественно.

2) Метафизическая (наличие лишь абстрактных данных из-за слабого развития науки)

3) Позитивистская – выводы формируются преимущественно из научных наблюдений

1) Усложнение социальной структуры общества, его противоречий и проблем

2) Научно-технический прогресс

Герберт, Спенсер (1820-1903 гг.). Английский ученый, который дал продолжение развитию идей позитивизма. В основу легли представления об эволюционности развития общества. Спенсер уподоблял социально-классовое строение общества и присущие ему различные функции функциям и строению живого организма.

Важная категория в идеях Спенсера – это идея социального равновесия как результата приспособительных действий, компромиссов различных групп и идей. По его мнению процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества.

Альбион Смолл (1854-1926) – американский социолог, который первым создал факультет социологии в чикагском университете. Так же как Г. Спенсер поддерживал идеи социал-дарвинизма (идеи естественного отбора в социальной реальности). Смолл полагал, что социальная жизнь определяется взаимодействием интересов, имеющих субъективный и объективный аспекты.

Вильям ГремСамнер (1840-1910) – придал естественному отбору и борьбе за существование универсальное значение как основополагающему закону социальной эволюции. Уделял много внимания изучению межгруппового взаимодействия.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Объяснял социологию как науку о социальных фактах. Социальные факты – это вырабатываемые предшествующими поколениями формы коллективного сознания (юридические, моральные, религиозные и т. д.), которые существуют объективно и оказывают на людей принудительное воздействие. Именно социальные факты и могут быть объектами социологии, т. к. они безличны, строго наблюдаемы и находятся вне сознания ученого. Внес большой вклад в изучение суицидального поведения. Он считал, что ученый должен исходить из примата (первичности) целостности над частями, общества над личностью.

Психологическое направление. 2-я половина XIX в. Дильтей, Лебонн, Вунт критиковали позитивистов за сведение социальных процессов к естественно-научным и настаивали на необходимости интроспекции (самопознания) в чувствовании и вживании в социальные объекты. Только так можно познать их глубину и суть.

Георг Зиммель (1858-1918) и Макс Вебер (1864-1920) считали, что социология может заимствовать математические методы у естествознания и причинно-следственные объяснения, но понимание смысла событий возможно лишь через ценности суждения. Именно поэтому социологию Вебера называют «понимающей» социологией. Они считали, что изучать можно только отдельного человека с его сознанием, смыслами и мотивами, Вебер обращает внимание на такую категорию как социальное действие – это действия, которые осознанны, мотивированы, ориентированы на действия других людей и вызывают ответные реакции.

К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895). Материалистическое понимание истории. Содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ, обуславливающее разделение людей на группы (классы), определяет политические и духовные процессы. Производственные отношения проявляются в обмене деятельностью, распределении созданного продукта, потреблении. А производственные силы – это сами люди, с их знаниями и навыками, а так же средства производства – орудия труда и проч.

Определение: Социология – наука об общих и специфических закономерностях развития и функционирования исторически определенных систем, о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов

Социология наука полиотраслевая и мультипарадигмальная

Структура социологии:

 

 

 

 

Структура предмета социологии

 

Уровни знания социологии

1) Общесоциологические теории

2) Теории среднего уровня

3) Конкретные социологические исследования

2 Основные методы

1) Контентный анализ. Качественно-количественный метод изучения документов. На основе количественных характеристик делаются качественные выводы.

2) Биографический метод – изучение писем, дневников, автобиографий.

3) Экспериментальный метод – создание особых контролируемых условий с целью проверки влияния на объект одного или нескольких факторов. Различают лабораторные и полевые эксперименты

4) Опрос – метод сбора информации, при котором опрашиваемой группе лиц (респондентам) в письменной (анкетирование) или устной (интервью) форме предлагается упорядоченный набор вопросов, объединенных общей темой исследования.

5) Метод экспертной оценки – опрос небольшого числа специалистов по данной проблеме.

6) Тестирование – диагностика сложных качеств личности и определение их распространенности в социальных группах

7) Метод Морено (социометрия – исследование межличностных отношений и статусов в малых группах)

Функции социологии:

1) Управления

2) Методологическая

3) Общекультурная

4) Познавательная

5) Практическая

6) Описательная

7) Предостережения

8) Идеологическая

9) Прогностическая

ВЫВОД: Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инструменты монетарной политики | Структура общества (основные сферы)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.