Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт осуществления демографической политики в зарубежных странах

Читайте также:
  1. I Цели, задачи и сущность ценовой политики в маркетинге
  2. I. Государство как субъект социальной политики
  3. I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда
  4. I. Основные модели социальной политики за рубежом
  5. II Этапы разработки ценовой политики в маркетинге
  6. II. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
  7. II. Главные направления политики в области оплаты труда
  8. II. Принципы социальной политики
  9. III. Критерии и показатели эффективности социальной политики
  10. III. Основные направления государственной политики в области развития инновационной системы
  11. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  12. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ПОЛИТИКИ



Демографическая политика в разных странах реализуется по-разному.

В государствах первого типа воспроизводства, характеризующихся относительно невысокими показателями естественного прироста населения, активно проводится демографическая политика, цель которой - повысить рождаемость и естественный прирост. К таким странам относятся Франция, Чехия, Венг­рия, Австрия, Дания. В основном используются экономические рычаги (пособия по уходу за детьми, выделение льготных кре­дитов молодоженам, увеличение оплачиваемого послеродового периода и т.д.).

В странах, где преобладает второй тип воспроизводства, с высокими показателями рождаемости, смертности и естественного прироста, стремятся снизить рождаемость, сократить естественный прирост. Больше всего озабочены ростом населения правительства Китая, Индии, Бангладеш, Нигерии, Вьетнама. Ими проводится жесткая политика планирования семьи.

Направленность демографической политики в зарубежных странах чрезвычайно многообразна. Возможность направленного воздействия общества на демографические процессы подтверждает опыт некоторых стран Европы (Болгария, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Германии), где в последние десятилетия активно проводилась демографическая политика, направленная на увеличение рождаемости. Эти меры способствовали ослаблению тенденций падения рождаемости и росту числа вторых и, в меньшей степени, третьих детей в семьях, повышению престижа материнства в этих странах, снижению заболеваемости и смертности, росту материального благополучия семей с детьми.

Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 30-40-х годах, а во Франции в силу исторических условий ее развития резкое падение рождаемости началось еще в первые десятилетия XIX века. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения демографической политики в государственном масштабе. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%. Но в последние годы правительство Франции обеспокоено снижением уровня рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции стала своеобразным эталоном в Западном мире. По этому пути идут правительства Великобритании, Австрии, Италии, Швеции и других европейских стран.



Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия и льготное распределение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).

В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся до 27 лет.

В Италии одной из целей является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачиваются пособия до 25 лет.

В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Ростом населения в последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с Планом страхования материнства и отцовства отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком и10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями и правительством; большинство профсоюзов имеет специальные отделы, защищающие интересы семьи. Подобных условий для проведения скоординированной политики нет ни в одной другой стране Запада.

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей и т.д. Пособие увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

Правительство Греции, где падает рождаемость, поощряет увеличение размеров семьи: пособия на четвертого и пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого.

Иной характер носит демографическая политика развивающихся стран. В условиях демографического взрыва осуществляются меры по стимулированию снижения рождаемости. В зарубежной Азии программы снижения рождаемости проводятся в странах, где проживает около 90% населения континента. На их осуществление выделяются значительные денежные средства, в сборе которых оказывают поддержку экономически развитые страны. Программы планирования семьи на 3/4 финансируются самими развивающимися странами. Половина их населения моложе 20 лет, это в основном необразованные бедняки. Охват демографическими программами именно этих людей, приближающихся к репродуктивному периоду, жизненно необходим.

Кроме системы планирования семьи, в некоторых странах применяются различные экономические стимулы и запреты. Типичным примером является Китай, самая крупная развивающаяся страна с более чем миллиардным населением. Основными составляющими демографической политики были: ограничение числа детей в семье и повышение возраста вступления в брак. В 60-70-е гг. в ходу был лозунг: «Один ребенок - отличная семья, двое детей - хорошо, трое - слишком много, четверо детей - ошибка». Позднее этот лозунг был скор­ректирован. В 1979 г. руководство КНР начало активное осуществление политики однодетной семьи.

В декабре 1973 г. состоялось первое всекитайское совещание по проблемам планирования рождаемости, где впервые было принято решение о планировании численности населения. С 1974 г. показатели прироста населения стали включаться в народнохо­зяйственный план. Гузватый Я.Н. Демографо-экономические проблемы Азии. – М.1980. – С.219 (Бутов 379)

В 1985 г. был завершен первый этап демографической поли­тики - снижение темпов прироста населения до 1%, на рубеже второго этапа (к 2000 г.) планировалось довести аналогичный показатель практически до нулевых значений.

Правительством была определена и конкретная численность населения - 1,2 млрд человек. В 1980 г. было создано Всекитайское общество по планированию рождаемости. Руководящая группа по планированию рождаемости при Госсовете КНР разработала новый законопроект, которым предусматривались административные, моральные и экономические меры.

Какие конкретно предполагались стимулы к тому, чтоб молодые семьи ограничивались рождением одного ребенка?

Женщинам, взявшим обязательство иметь одного ребенка, вручались удостоверения «отличника планирования рождаемости», что давало право преимущества при устройстве в детские учреждения, в медицинском обслуживании, предоставлении жилья. Ребенок имел преимущества при поступлении в вуз, распределении на работу. Родители с одним ребенком до достижения им 14 лет ежемесячно получают денежное пособие в раз­мере 10% зарплаты, они освобождаются от уплаты налогов на воспитание и образование и т.д.

К числу санкций за чрезмерное количество детей относятся:

  • возвращение семьей сумм, полученных за первого ребенка в случае рождения второго;
  • выплата "налога" за второго ребенка;
  • более высокая плата за питание для второго ребенка;
  • отсутствие при рождении второго и последующих детей декретного отпуска и оплаты медицинских расходов, предоставляемых при рождении первого ребенка.

Такие меры позволили Китаю добиться резкого снижения суммарного коэффициента рождаемости с 4,5 в середине 70-х годов до 2,4 к началу 90-х.

Но осуществление политики «одной семьи» столкнулось с рядом серьезных трудностей, особенно в сельской местности, что не позволило осуществить ее в полном объеме: уже в 1995 г. численность населения КНР превысила 1221 млн человек. В 1999 г. численность населения КНР (без Сангана и Аомыня) составляла 1267 млн человек, а в 2002 г. превысила 1,3 млрд" человек. Ежегодный прирост населения сохраняется последнее десятилетие на уровне 0,9-1,0%.

По мнению китайских демографов и социологов, быстрый рост численности населения оказывает серьезное влияние на развитие страны и вызывает ряд острых проблем. Какие это проблемы? Джан Хэ Лань. Рост численности населения – фактор социального давления в Китае // СОЦИС. 2000. №1.С.75-80

Обострение проблемы занятости. В 1990 г. численность тру­довых ресурсов в КНР составляла 755 млн человек, в 1996г. -850 млн, а в 2000 г. - более 900 млн. Вместе с тем на рынке труда предложение постоянно превышает спрос.

Проблемы образования населения. По данным статистики, 23,5% населения КНР неграмотны и полуграмотны. В то же время возможность получения образования имело ограниченное число людей. Если принять число студентов за единицу, то соотношения между численностью студентов, учащихся средних школ и учащихся начальных школ здесь составляет (соответственно) 1 : 50 : 128, т. е. доля лиц, поступающих из начальной школы в среднюю, невысокая, а из средней школы в вуз - еще ниже.

Увеличение расходов на содержание пожилых людей. Это проблема связана с быстрым старением населения. В конце 90-х гг. в Китае было около 130 млн человек в возрасте 60 лет и старше более 10% от общей численности. По расчетам, к 2025 г. численность пожилых людей составит 300 млн человек, а в 2050 г. каждый четвертый житель будет пожилым. Из года в год растет коэффициент иждивенческой нагрузки. В 1988 г. коли­чество пенсионеров составляло 18 млн человек, а расходы на пенсию - 18 млрд юаней. К 2000 г. численность пенсионеров возросла до 40 млн человек, а расходы - до 50 млрд юаней.

Недостаток территории для жизнедеятельности, в первую очередь пахотных земель. Известно, что свыше 50% территории КНР непригодны или малопригодны для проживания (пустыни и полупустыни, горы и др.), кроме того, свыше 20% населения КНР уже сейчас проживает в районах, расположенных выше 500 м от уровня моря. Пахотные земли составляют только 10% территории. По расчетам специалистов, максимально допустимая численность населения КНР не должны превышать 1,6 млрд человек.

Недостаток продовольствия. Хотя КНР занимает первое место по общему производству зерна, мяса и рапса, второе-третье места по целому ряду других продуктов, производство и потребление продуктов питания ниже сред немировых показателей.

Проблема, связанная с нехваткой природных ресурсов. Известно, что КНР занимает ведущее место в мире по запасам многих минеральных ресурсов, пятое место в мире по запасам пресноводных ресурсов, третье место в мире по площади лугов и пастбищ, располагает значительными лесными ресурсами. Однако на душу населения показатели ресурсообеспеченности весьма низкие. Так, по количеству воды на человека КНР занимает 110-е место среди других стран мира. Если в 1980 г. расход пресной воды в КНР составлял 440 млрд3, то в 2000 г. - уже свыше 700 млрд м3.

Разрушение экологии и загрязнение окружающей среды. Растет эрозия почв (площадь такой земли составляет более 1,6 млн км2). Идет вырубка лесов (более 300 млн человек исполь­зует лес в качестве источника энергии). Рост численности сельского населения приводит к расширению пашни за счет уменьшения площади лесов. В целом по стране за 10 лет площадь лесов уменьшилась на 23%. Растет индустриальное загрязнение. В 80-90 гг. прошлого века свыше 80% промышленной сточной воды без очистки выпускалось в окружающую среду. По оценкам специалистов, за годы существования КНР количество промышленных от­ходов значительно превысило 5 млрд тонн, они занимают 400 км2.

Все это оказало существенное влияние на ход экономического развития страны, на улучшение жизненного уровня населения: темпы роста национального дохода на душу населения весьма низки, а показатель ВВП на душу населения существенно отстает от большинства стран.





Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.218.214
Генерация страницы за: 0.009 сек.