КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимодействие человека и организации. Вхождение человека в организацию. Критериальная основа поведения человека в организации. Взаимодействие человека и группы
Генри Форд говорил «отберите у меня все мои заводы и машины, но оставьте моих людей и через 5 лет я буду таким же богатым».
Поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций: 1) Взаимодействие человека с организационном окружении. В этом случае человек является главным в организации и вокруг него все крутится. 2) Организация, включающая в себя индивидов. В этом случае во главу ставится организация, которая соединяет в себе различных людей. Организационное окружение – это та часть организации, с которой сталкивается человек во время своей работы. Оно включает: 1) Рабочее место сотрудника. 2) Руководство организации. 3) Коллегии по работе. 4) Организационная структура. 5) Правило поведения или внутренний распорядок. 6) Условия работы. 7) Система оплаты и социальные гарантии.
Возможность вхождения человека в организационное окружение называется социализацией. Успех социализации зависит от 2 факторов: 1) Человек. 2) Сама организация. В основе конфликта человека и организации во взаимодействии человека с организационным окружением лежат: 1) Ожидания и представления сотрудника или индивида об организационном окружении и его месте в нем. 2) Ожидание организацией в отношении индивида и его роли в ней.
Основные ожидания индивида при включении в организационное окружение: 1) Ожидания в отношении содержания, смысла и значимости работы. 2) Оригинальности и творчества и характера работы. 3) Увлекательность и интенсивность работы. 4) Престижность и статусность работы. 5) Заработная плата и социальная защищенность и других соц. благ представляемых организацией. 6) Признание и поощрение за хорошую работу. 7) Гарантии роста и развития. 8) Хороших отношений с коллегиями и руководством.
Организация ожидает от индивида, что он проявит себя как: 1) Специалист в определенной области., обладающий соответствующими знаниями и квалификациями. 2) Человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами. 3) Преданный организации и готовый отстаивать её интересы. 4) Способный занять определенное место в организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность. 5) Следующий принятым в организации нормам поведения. 6) Устанавливающий и поддерживающий хорошие отношения с коллегами. 7) Разделяющий ценности организации. 8) Готовые осуществлять полученную работу с должной отдаче и на высоком качественном уровне. Организация перечень этих требований зависит от должности.
Вхождение человека в организацию. Связано с решением трех основных проблем: 1) Адаптация человека к новому окружению. 2) Коррекция или изменение поведение человека. 3) Изменение и модификация самой организации.
Задачи, которые должна решить организация при вхождении в неё нового сотрудника: 1) Разрушить старые поведенческие нормы входящего человека. 2) Привить сотруднику новые нормы поведения. 3) Заинтересовать сотрудника в эффективной работе.
Роль – это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми в определенной ситуации и отражающий социальнотипический аспект поведения.
Основные функции роли? 1) Ориентирующие. Указывают на должное поведение человека. 2) Формирующая. Суть этой функции в том, что она формирует определенные ожидания партнера от поведения исполнителя.
Ясность роли предполагает, что человеку её исполняющему известно и понятно содержание роли, а также связь с целями и задачами организации и его место в деятельности организации.
Приемлемость роли означает, что человек готов выполнять эту роль исходя из того, что его действия приведут к достижению определенного результата. Структура роли: 1) Ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения, требования конкретной профессии, должность и т.д.). 2) Ролевые ожидания. Означает, что окружающие вас люди, когда ожидают от вас ту или иную роль. 3) Ролевое поведение. Исполнение этой роли. 4) Оценка ролевого поведения. 5) Санкции, в случае неисполнения роли.
Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов: 1) Отбор информации. 2) Систематизация информации путем её логической обработки или использованием чувств, эмоций и убеждений.
Факторы, влияющие на восприятие человеком организационного окружения: 1) Внутренние факторы: узнаваемость сигнала, эмоциональность сигналов, последовательность восприятия сигнала. 2) Внешние факторы. Это интенсивность передаваемого сигнала, подвижность сигнала, размер, состояние окружения в котором находится человек.
Критериальная основа поведения человека в организации: Существует 3 понятия: человек, личность и индивид.
Характеристики индивидуальности человека. Структура личности человека имеет несколько сторон: 1) Индивидуально-психологическая. Отражает специфику функционирования психических процессов, свойств, состояний и образований. 2) Мировоззренческая сторона. Отражает общественнозначимые качества и особенности личности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Мировоззренческая сторона включает: мировоззрение личности, моральный облик личности, нравственный облик личности. 3) Социальнопсихологическая сторона личности. Отражает основные качества и характеристики личности, позволяющие ей играть определенные роли в обществе и занимать определенное положение среди людей. Включает в себя: отношение к другим людям, социальные роли личности, социальные позиции личности и социальные установки личности.
Индивидуальность человека формируется под воздействием 3 групп факторов: 1) Наследственность и физиологические особенности. 2) Факторы, проистекающие из окружения человека (культура, семья, принадлежность к определенным группам, организациям). 3) Черты и особенности характера человека, его индивидуальность.
Взаимодействие человека и группы. Группа – это 2 лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким способом, что каждый из них оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.
Характерные особенности группы: 1) Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом. 2) Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственного общения. 3) Наряду с формальным распределением ролей в группе обязательно складывается неформальное обычно признаваемое группой.
Существуют 2 типа групп: 1) Формальная – это группа, созданная решением руководителя, деятельность которой определяется нормативно-правовыми документами. Особенности формальной группы: 1) Рациональность. 2) Обезличенность. Членом этой группы может быть любой человек. Типы формальных групп: 1) Группы руководителей. Например, совет директоров. 2) Производственные. Например, экипаж самолета. 3) Комитеты. Группы внутри организаций для решения конкретных вопросов. 2) Неформальные – это спонтанно образовавшиеся группы людей, вступивших или вступающих в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Характеристика неформальных групп: 1) Наличие неформального лидера. 2) Жесткий социальный контроль. 3) Неформальная группа жестко следит за действиями своих членов. 4) Тенденция к сопротивлению переменам. Классификация неформальных групп: 1) Просоциальные группы. Группы социально положительные 2) Асоциальные. Группы социально нейтральные. 3) Антисоциальные группы. Группы социально отрицательные. Обще в формальных и неформальных групп: 1) Иерархическая подчиненность. 2) Цели и задачи. 3) Наличие руководителей или лидеров. 4) Неписаные правила или нормы поведения, подкрепляемые системой поощрения и санкций. Отличия формальных групп от неформальных: 1) Создаются по воле руководства. 2) Руководители назначаются. 3) Связи между членами группы носят официальный характер. Взаимодействие человека и группы складывается под влиянием 3 факторов: 1) Характеристика членов группы. 2) Структурные характеристики группы. 3) Ситуационные характеристики. Характер взаимодействия человека и группы: 1) Кооперация. Устанавливаются благожелательные и доверительные отношения. 2) Слияние. Человек считает себя частью группы, а группа рассматривает этого человека как неотъемлемую составную часть самого себя. 3) Конфликт. Характер противоборства.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |