Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №3. Психология личности

Лекция № 2. Введение в педагогике

Г.

1. Предметы и задачи педагогике;

2. Генезис педагогике;

3. Система педагогических наук;

4. Связь педагогической науки с другими науками;

5. Место педагогике в жизнедеятельности современного специалиста;

6. Основные категории педагогике

 

1. Предметы и задачи педагогике

Объект – то, на что направлено внимание той или иной науки. Объектом педагогике является человек. В других науках объектом тоже может быть человек.

Предмет – процесс обучения, воспитания и развития человека.

Задачи педагогической науки:

- изучить накопленный человечеством педагогический опыт, с целью дальнейшего использования, в человеческой деятельности;

- обобщить и систематизировать, по сферам применения, этот опыт;

- получения практического опыта использования своих педагогических знаний;

- передать педагогический опыт своим подчиненным.

 

2. Философские течения

Экзистенциализм – Сартр, Камю

Позитивизм

Прагматизм – опирается на базовые понятия опыта

Томизм и неотомизм

Герменевтика - методология гуманитарных знаний, наука о понимании. Все, что создано искусственно является текстом, потому что считается источником смыслов. Человек – это текст. Чтобы читать текст, надо знать его язык. Студентов надо научить понимать химию, философию.

 

3. Система педагогических наук:

- общая педагогика;

- социальная педагогика;

- военная педагогика;

- дошкольная педагогика;

- семейная педагогика;

- возрастная педагогика;

- предметная педагогика;

- сравнительная педагогика;

- специальные педагогики (тифлопедагогика (воспитание слепых), сурдопедагогика (воспитания глухих), олигахрено-педагогика (обучение умственно отсталых))

 

4. Связь педагогике с науками

Опосредовано, связана со всеми науками.

Непосредственно связана с: физиологией, психологией, философией, географией, историей, социологией, этикой.

 

6. Основные категории педагогике

Обучение – имеет множество смыслов, передача опыта.

Воспитание – формирование системы ценностей у человека, как система ориентиров, позволяющая для него определять, что для него хорошо, что плохо.

Образование – сложный термин, имеет множество смыслов; образование как цель (я хочу получить высшее образование); образование как структура организации (федеральное агентство по образованию); образование как принцип; образование как процесс; образование как результат; образование как ценность.

Обучаемый – человек, которого обучают.

Обучающийся – человек, который обучается.

Знание – теоретическое представление, о чем-либо.

Умение – знания, переведенные в практическую плоскость.

Навыки – умение, доведенное до автоматизма.

Цель – представление о результате.

Задачи – этапы движения к цели.

Антропогогика - вести человека.

Андрогогика – вести взрослого.

 

Свободчиков В.И.

Личность – это человек, самостоятельно, свободно и ответственно, определяющий место в жизни, обществе и культуре.

«Моя свобода начинается там, где начинается свобода другого человека»

Рубенштейн С.Л.

Личность – это позиция.

 

Бахтин М.М.

Личность – это поступок.

 

В каждый исторический период, в понятие личности, вкладывается свой смысл. От негативного, до позитивного.

Необходимо обращение к личности. Меняется отношение к семье, к качеству товаром и т.д.

С позиции гуманистической психологии – личность, каждый человек, с тех пор как он начинает делать поступки.

 

2. Психологические школы изучения личности

- традиционные теории личности 19-н.20 века – Курт Левин, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг.

- новые теории 50-70-ые – Карл Роджерс, Карл Хорни, Абрахам Маслоу, Альфред Адлер, Гордон Олберт.

- новейшая теория 70-ые и дальше – Эрик Берн, Эрих Фромм, Джош Келли.

Теорий много, потому что личность многогранна, и каждая теория рассматривает свою грань.

 

Карл Юнг – основатель психоаналитического направления в психологии. Разработал типологию личности. Чувственный тип, интуитивный тип, мыслительный тип, эмоциональный тип. Ввел понятие, как архетип. Каждый человек рождается с определенным архетипом.

Абрахам Маслоу – основатель иерархии потребности. Чтобы подняться на вышестоящую ступень, надо пройти все ступени. Пирамида, потому что удельный вес каждой потребности, показан наглядно.

1 ступень – физиологические потребности (еда, жажда, сон);

2 ступень – потребность безопасности;

3-4 ступень – социальная потребность;

5 ступень – потребность самореализации.

 

Эрик Берт – теория транзактного анализа. Транзакция – единица общения. Три роли – родитель, ребенок, взрослый. Родитель – воспитывает, наказывает, требует. Ребенок – хитрит, оправдывается, подлизывается, заигрывает. Взрослый – уравновешенный, сбалансированный, объясняет причины своих поступков.

 

 

Виктор Франк – основатель логотерапии. Первый психотерапевт. Логотерапия – учение смыслом.

 

3. Структура личности

Теорий структур множество, потому что множество подходов к изучению личности.

1 – психодинамическая теория (Оно, Я, СверхЯ)

2 – К. Юнг – индивидуальное сознательное и коллективное бессознательное. Абаверт.

3 – А.А. Малышев

Психические состояния: бывают положительные (радость) и отрицательные (стресс, депрессия) Психические свойства: характер, темперамент, способности, таланты Психические процессы: социализация, творческий процесс, волевой процесс Новые образования: навыки, умения,

 

 

Мотивация – побуждение к деятельности.

 

4. Методы психологического познания личности

- объективный подход

- субъективный подход

2 подхода составляют описательный метод

 

Объектные методы: анкетирование, наблюдение, тесты (тесты-способности, тесты-способности, тесты-достижения), эксперимент, опрос, метод экспертных оценок, социометрия (Морено), анализ продуктов деятельности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модель профессионала | Предмет дисциплины «Охрана труда». Цели и задачи дисциплины «Охрана труда»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.