КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №3. Психология личности
Лекция № 2. Введение в педагогике Г. 1. Предметы и задачи педагогике; 2. Генезис педагогике; 3. Система педагогических наук; 4. Связь педагогической науки с другими науками; 5. Место педагогике в жизнедеятельности современного специалиста; 6. Основные категории педагогике
1. Предметы и задачи педагогике Объект – то, на что направлено внимание той или иной науки. Объектом педагогике является человек. В других науках объектом тоже может быть человек. Предмет – процесс обучения, воспитания и развития человека. Задачи педагогической науки: - изучить накопленный человечеством педагогический опыт, с целью дальнейшего использования, в человеческой деятельности; - обобщить и систематизировать, по сферам применения, этот опыт; - получения практического опыта использования своих педагогических знаний; - передать педагогический опыт своим подчиненным.
2. Философские течения Экзистенциализм – Сартр, Камю Позитивизм Прагматизм – опирается на базовые понятия опыта Томизм и неотомизм Герменевтика - методология гуманитарных знаний, наука о понимании. Все, что создано искусственно является текстом, потому что считается источником смыслов. Человек – это текст. Чтобы читать текст, надо знать его язык. Студентов надо научить понимать химию, философию.
3. Система педагогических наук: - общая педагогика; - социальная педагогика; - военная педагогика; - дошкольная педагогика; - семейная педагогика; - возрастная педагогика; - предметная педагогика; - сравнительная педагогика; - специальные педагогики (тифлопедагогика (воспитание слепых), сурдопедагогика (воспитания глухих), олигахрено-педагогика (обучение умственно отсталых))
4. Связь педагогике с науками Опосредовано, связана со всеми науками. Непосредственно связана с: физиологией, психологией, философией, географией, историей, социологией, этикой.
6. Основные категории педагогике Обучение – имеет множество смыслов, передача опыта. Воспитание – формирование системы ценностей у человека, как система ориентиров, позволяющая для него определять, что для него хорошо, что плохо. Образование – сложный термин, имеет множество смыслов; образование как цель (я хочу получить высшее образование); образование как структура организации (федеральное агентство по образованию); образование как принцип; образование как процесс; образование как результат; образование как ценность. Обучаемый – человек, которого обучают. Обучающийся – человек, который обучается. Знание – теоретическое представление, о чем-либо. Умение – знания, переведенные в практическую плоскость. Навыки – умение, доведенное до автоматизма. Цель – представление о результате. Задачи – этапы движения к цели. Антропогогика - вести человека. Андрогогика – вести взрослого.
Свободчиков В.И. Личность – это человек, самостоятельно, свободно и ответственно, определяющий место в жизни, обществе и культуре. «Моя свобода начинается там, где начинается свобода другого человека» Рубенштейн С.Л. Личность – это позиция.
Бахтин М.М. Личность – это поступок.
В каждый исторический период, в понятие личности, вкладывается свой смысл. От негативного, до позитивного. Необходимо обращение к личности. Меняется отношение к семье, к качеству товаром и т.д. С позиции гуманистической психологии – личность, каждый человек, с тех пор как он начинает делать поступки.
2. Психологические школы изучения личности - традиционные теории личности 19-н.20 века – Курт Левин, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг. - новые теории 50-70-ые – Карл Роджерс, Карл Хорни, Абрахам Маслоу, Альфред Адлер, Гордон Олберт. - новейшая теория 70-ые и дальше – Эрик Берн, Эрих Фромм, Джош Келли. Теорий много, потому что личность многогранна, и каждая теория рассматривает свою грань.
Карл Юнг – основатель психоаналитического направления в психологии. Разработал типологию личности. Чувственный тип, интуитивный тип, мыслительный тип, эмоциональный тип. Ввел понятие, как архетип. Каждый человек рождается с определенным архетипом. Абрахам Маслоу – основатель иерархии потребности. Чтобы подняться на вышестоящую ступень, надо пройти все ступени. Пирамида, потому что удельный вес каждой потребности, показан наглядно. 1 ступень – физиологические потребности (еда, жажда, сон); 2 ступень – потребность безопасности; 3-4 ступень – социальная потребность; 5 ступень – потребность самореализации.
Эрик Берт – теория транзактного анализа. Транзакция – единица общения. Три роли – родитель, ребенок, взрослый. Родитель – воспитывает, наказывает, требует. Ребенок – хитрит, оправдывается, подлизывается, заигрывает. Взрослый – уравновешенный, сбалансированный, объясняет причины своих поступков.
Виктор Франк – основатель логотерапии. Первый психотерапевт. Логотерапия – учение смыслом.
3. Структура личности Теорий структур множество, потому что множество подходов к изучению личности. 1 – психодинамическая теория (Оно, Я, СверхЯ) 2 – К. Юнг – индивидуальное сознательное и коллективное бессознательное. Абаверт. 3 – А.А. Малышев
Мотивация – побуждение к деятельности.
4. Методы психологического познания личности - объективный подход - субъективный подход 2 подхода составляют описательный метод
Объектные методы: анкетирование, наблюдение, тесты (тесты-способности, тесты-способности, тесты-достижения), эксперимент, опрос, метод экспертных оценок, социометрия (Морено), анализ продуктов деятельности.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |